-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23705

—казки »хлары. ÷ерковь гиацинтов

—реда, 27 ќкт€бр€ 2010 г. 16:00 + в цитатник

‘отографии ¬ладимир Ўкондин

ƒолина »хлара в  аппадокии, скальный монастырь, который уже потер€л своЄ насто€щее им€ и теперь у турков называетс€ Sumbullu Kilise, ÷ерковью √иацинтов.


¬ »хларе нет мор€ - кругом пустын€. Ќо здесь бьЄт другой прибой - человеческой истории, любви и веры. Ётот прибой извлекает из фантастических, но бессмысленных скал храмы, которые даже и сейчас в безмолвной пустоте и оставленности не прекращают свою молитву - хот€ бы на €зыке фресок, камн€ и ветра…

» сегодн€, мне кажетс€, это - современна€ молитва  души, пытающейс€ выжить посреди тер€ющего себ€ мира со сбитой системой координат.

¬ыразительный монастырский фасад, двухъ€русный. ’рам – в первом €русе, во втором – множество переходов и помещений, кельи.

 

Ќиши, выходы и входы, проломы...

 

ћонашество как традици€ пришла сюда из ≈гипта и выковалась здесь, в  аппадокии, облеклась в правила и каноны в том виде, в котором до сих пор €вл€етс€ неотъемлемой частью и русской православной культуры. —лаву  аппадокии принесли трое величайших де€телей христианской церкви – ¬асилий ¬еликий, епископ  есарийский, его брат √ригорий Ќисский и √ригорий Ѕогослов, епископ Ќазианза. ƒо сих пор в наших литурги€х звучат тексты ¬асили€ ¬еликого.

ќтрица€ несториан, видевших в ’ристе просто человека, и монофизитов, игнорирующих в ЌЄм человеческое, каппадокийцы развили классическую систему соотношений образа и символа, и именно здесь видимое и ос€заемое пространство, и архитектура стали выступать в качестве иконного образа, отсылающего к некой реальности большей и иной размерности.

 стати, совсем непон€тны устойчивые искусствоведческие байки про арм€н, коптов и сирийцев, €кобы расписывавших местные храмы: ведь все они - монофизиты, и вообще фрески их - специфичны: на них либо умозрительные схемы-символы, либо т€желовесные в своей бездуховности тела.«десь - совсем не так. ¬от —в. ћина, например.

каппадоки€ ихлара гиацинтов св мина

ћонастырский храм мал, но трогательно прост и полностью расписан. ÷ерковь совсем небольша€, кое-где можно коснутьс€ свода подн€той рукой. Ќо величие измер€етс€ уж точно – не высотой стен. ¬ церкви фрески 10 века, древние, –усь тогда ещЄ и не прин€ла христианство. —южетов росписи сохранилось немного. ¬ообще интересно – тут, в  аппадокии особенное внимание в выборе сюжетов удел€лось ¬идени€м, и конечно,  самому знаменитому из них - ќткровению »оанна Ѕогослова.  онец времЄн представл€лс€ вот в таких глубоких и искренних, тЄплых тонах.

”дивительно соединено врем€ и пространство в роспис€х - сопоставлением двух или трЄх сюжетов по глубинному смыслу, которые создают единый образ.÷ентр и смысл храма – алтарь. Ёту алтарную композицию в литературе упорно называют Ѕлаговещением.

Ќо стоит сюда приехать и посмотреть внимательнее - очевидно, что это деисус. Ќапомню, греческое слово деисус (деисис) означает ћоление или ѕрошение, «аступничество. Ќа –уси деисус превратилс€ в деисусный чин, один из р€дов нашего высокого иконостаса, и центр осталс€ неизменным: ’ристос по центру, Ѕожь€ ћатерь, »оанн  реститель, два архангела…» вот еще тут -– в паутине света и времени – то ли архангел, то ли —в€той ƒух…

каппадоки€  ихлара гиацинтов паутинка

 омпозици€ деисуса св€зана с иконографией —трашного —уда, где в верхней части представлен ’ристос-ѕантократор в медальоне - си€нии славы, а снизу - предсто€щие Ѕогоматерь и ѕредтеча, св€тые и архангелы. 

јх, масштаб фигур - человеческий. —в€тые, пророки, апостолы, и всЄ - очень близко. ћожно представить здесь Ћитургию - когда «верные», пусть и отделенные преградой, могут стать р€дом с Ѕогородицей, св€тыми и архангелами. ¬ классическом деисусе тут по центру должен быть »исус на престоле… Ќо здесь - фреска частично обезображена, и осталось так чудесно вписанное сюда окошко, из которого си€нием льЄтс€ на престол живой свет, (ах, куда уж более символично) - Ѕожий свет.

каппадоки€ ихлара гиацинтов пантократор

» смотрите – так получаетс€, сама собой представл€етс€ – “роица: Ѕог-ќтец, Ѕог-—ын, Ѕог-—в€той ƒух… «Ѕог есть свет, и нет в Ќем никакой тьмы»...

—охранившеес€ ”спение Ѕогоматери тоже эсхатологично и символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Ћоже с телом Ѕогоматери нагл€дно уподобл€етс€ престолу в храме, ’ристос позади ложа €вл€ет собою образ архиере€ за трапезой, а образ апостола »оанна (слева), припадающего к ложу ƒевы ћарии – св€щенника, целующего престол.

јрхангел ћихаил летит прин€ть душу Ѕогородицы, и - ой, его ноги выход€т за границы композиции - он летит перед фреской, пр€мо в храме…

÷ерковь - маленька€, но войд€ внутрь, испытываешь восхищение от созерцани€ почти бесконечного пространства.

» радостно и при€тно представл€ть, что каждое утро, в течение уже тыс€чи лет, солнечные лучи освещают этого, "полного очей", архангела при алтаре…

материалы

¬изантийский мир. ’рамова€ архитектура и живопись. “. ¬ельманс, ¬.  орач, ћ. Ўупут. ѕод. ред. ћаневича ». Ѕелый город, 2006

¬.  урбатов. «аписки русского путешественника. јмфора, 2009

http://www.kimmeria.com/crimea/eski_kermen_13_05.htm

—ери€ сообщений " аппадоки€, »хлара":
„асть 1 - ћистика »хлары. —имволика пещеры
„асть 2 - —казки »хлары.  емер  илисе.  опье св. Ћонгина
„асть 3 - —казки »хлары. ÷ерковь гиацинтов
„асть 4 - —казки »хлары. јгачалты  илисе
„асть 5 - ќсенн€€ »хлара. ѕойдЄм гул€ть...
...
„асть 18 - ѕерсидское очарование пограничной »хлары
„асть 19 - Ѕольшой  рест на своде
„асть 20 - »хлара. —кладки местности

ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз



Syamuka   обратитьс€ по имени —реда, 27 ќкт€бр€ 2010 г. 16:34 (ссылка)
«амечательный рассказ, потр€сающее фото! “ам провод€тс€ экскурсии, или вы самосто€тельно посещали монастырь? ћы были в  аппадокии в подземном городе, но с экскурсией. ¬се это трудно передать словами, это надо видеть! —пасибо за экскурсию.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 27 ќкт€бр€ 2010 г. 17:04ссылка
Syamuka, спасибо, рада что понравилось. ƒа, очень трудно передать словами, а вот фотографи€ми - вполне, мне кажетс€, получилось, передать атмосферу пространства. » всЄ равно, конечно - это надо видеть)))
“ам провод€тс€ экскурсии, но очень такие... эээ... беглые и странные, минут по 5 на храм. ѕоэтому решили обойтись без них, хот€ пришлось со стороны нескольких экскурсоводов прослушать - уж лучше бы они молчали)
ќксана_ укол   обратитьс€ по имени —реда, 27 ќкт€бр€ 2010 г. 18:20 (ссылка)
—пасибо большое!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ќкт€бр€ 2010 г. 09:26ссылка
ќксана_ укол, рада что понравилось)
Syamuka   обратитьс€ по имени —реда, 27 ќкт€бр€ 2010 г. 21:02 (ссылка)
ZnichKa, ¬ такой ситуации € приспособилась сначала ¬—≈ снимать на фото, а дома детально ¬—≈ разгл€дывать, вспоминать, копатьс€ в литературе. Ќа фото , бывает, увидишь то, что не заметил при осмотре. ѕравда, когда экскурси€ - фотографировать мешает народ. Ќо в подземный город не было свободного доступа. ” него глубина в некоторых местах до 70 метров.

ј вообще - места там величественны!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ќкт€бр€ 2010 г. 09:29ссылка
Syamuka, да, хороший способ)))
NATALiss   обратитьс€ по имени „етверг, 28 ќкт€бр€ 2010 г. 00:25 (ссылка)
—пасибо вам, јнна, за продолжение! Ќе ожидала, что будет еще 3 часть, при€тно удивили и порадовали...хочетс€ побывать там. ” мен€ вообще особое отношение к разрушенным храмам: необычные чувства посещают, наход€сь там, св€зь времен что-ли чувствуетс€. Ѕлаго дарю, за очередной чудесный пост, замечательные фото и интересные комментарии к ним!!!:give_hear ÷итирую..
P.S. Ќа "ты", согласна, во вс€ком случае, ко мне..
 (500x500, 38Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ќкт€бр€ 2010 г. 09:32ссылка
NATALiss, ах, спасибо тебе за добрые слова, и при€тно когда совпадает воспри€тие - да-да, € тоже всЄ врем€ стараюсь почувствовать св€зь времЄн...
ѕадунский   обратитьс€ по имени „етверг, 28 ќкт€бр€ 2010 г. 07:33 (ссылка)
ќднако, хорошо, что в “урции не победили коммунисты. ¬сЄ бы порушили.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ќкт€бр€ 2010 г. 09:40ссылка
ѕадунский, ох, это да... мусульмане всегда лучше атеистов)
хот€ как-то странно они фрескам глаза выскребали - »су и ћириам - не жалели, а вот ƒжабраил почти везде осталс€ нетронутый...
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ќкт€бр€ 2010 г. 09:57ссылка
ZnichKa, ј что наши безбожники с фресками в –оссии делали? «ла не хватает.
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ќкт€бр€ 2010 г. 10:12ссылка
ѕадунский, ну наши ничего особого с фресками не делали - они их просто вместе со стенами сносили... гильотиной от головной боли. »ли сбивали подчистую. „удо что хоть что-то сохранилось... ‘ерапонтово особенно. ј в  остроме в »патьевском - давно не была - тоже уже должны были реставрацию совсем завершить.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку