-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23705

¬еликий »нквизитор

—уббота, 13 ƒекабр€ 2008 г. 19:49 + в цитатник

«¬еликий инквизитор» – всегда особа€ тема. »ли очень «сложна€»…≈ще прин€то при ее рассмотрении как-то так таращить глаза или подчеркнуто глубокомысленно  морщить лоб. Ћюб€т тему эту только литературоведы, которые упражн€ютс€ в извлечении из легенды бесконечных смыслов, защища€ дисеры и плод€ статейки и монографии. » еще философы люб€т, в глубины ныр€ют, чего только там не наход€т. Ќо € хочу напомнить, что ƒостоевский – писатель, в первую очередь, он хотел донести до самого обычного читател€ простой, хот€ и глубокий смысл..» тема - как раз проста€. ќбычна€. ∆итейска€, можно сказать, тема.…ќна есть всегда. » ничего поделать с ней нельз€. ќна просто у нас всех есть.

«¬еликий инквизитор» - легенда из «Ѕратьев  арамазовых». ќна не имеет особенного отношени€ к сюжету повествовани€. Ёто вставна€ "поэмка", которую придумал »ван  арамазов и рассказывает своему брату јлеше. —казочка така€ про времена, когда . "в »спании, в —евилье, в самое страшное врем€ инквизиции, когда во славу Ѕожию в стране ежедневно горели костры и в великолепных аутодафе сжигали злых еретиков".» вот в это врем€ в »спанию приходит »исус ’ристос. »ван  арамазов говорит так: "” мен€ на сцене €вл€етс€ он; правда, он ничего и не говорит в поэме, а только по€вл€етс€ и проходит <…> но человечество ждет его с прежнею верой и с прежним умилением". ѕопав по велению "кардинала великого инквизитора" в "тесную и мрачную сводчатую тюрьму в древнем здании св€того судилища". “аким образом, »ван  арамазов встаев в один р€д с ‘аустом и ћастером  он тоже пишет ≈вангелие. »исус участвует в полемике с ¬еликим »нквизитором о сущности веры, о роли церкви. Ќеобходимо отметить, что сам —паситель при этом не произносит ни единого слова.

»нквизитор же тут - представитель церкви, истинный служитель культа, дл€ которого не вера важна, а власть.

Ќемного классической интерпретации: "ќбезличивание человека в легенде «¬еликий инквизитор» раскрываетс€ ƒостоевским во всей своей чудовищности. «десь инквизитор предстает перед нами как строитель новой жизни, жизни без Ѕога. ¬се царство инквизитора есть образ воплощенного атеизма. ¬месте с тем оно представл€ет и образ нового человека, человека, который, отринув Ѕога, мен€етс€ весь и во всем - мен€ютс€ мысли и чувства, действи€, мир <…> ¬ легенде «¬еликий инквизитор» эти изменени€, которые происход€т с человеком, утратившим Ѕога, перенесены в повседневность и таким образом станов€тс€ зримым выражением атеистического состо€ни€» (јнтанас ћацейна)

» вот он, этот самый знаменитый упрек инквизитора - ’ристу: «“ы хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого бо€тс€ они и страшатс€, - ибо ничего и никогда не было дл€ человека и дл€ человеческого общества невыносимее свободы! ј видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? ќбрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хот€ и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою, и прекрат€тс€ им хлебы твои". Ќо ты не захотел лишить человека свободы и отверг предложение, ибо кака€ же свобода, рассудил ты, если послушание куплено хлебами?

“о тут сложного и непон€тного? ¬есь мир современный  превратилс€ в царство ¬еликого »нквизитора. ќткройте газету, включите телевизор, зайдите в кинотеатр .. в 99 процентах случаев, если не во всех 100 –  

везде – стадо, послушание  куплено хлебами,

а свобода – на самом деле невыносима люд€м, потому что несет за собой ответственность.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



moleskine   обратитьс€ по имени —уббота, 13 ƒекабр€ 2008 г. 20:09 (ссылка)
ј когда было иначе?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬ладимир_Ўкондин   обратитьс€ по имени —уббота, 13 ƒекабр€ 2008 г. 20:29 (ссылка)
и из этой темы тож извлекают хлебы)))
—делаем мир одним сплошным гиппером!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени —уббота, 13 ƒекабр€ 2008 г. 20:53 (ссылка)
moleskine,  н€зьћышкин, эх.. ну это же не значит, что не надо ни к чему стремитьс€..
цитатка есть по этому поводу общеизвестна€...
из письма ».Ќ. рамского ѕ.ћ.“реть€кову: "ѕосле  арамазовых (и во врем€ чтени€) несколько раз € с ужасом огл€дывалс€ кругом и удивл€лс€, что все идет по-старому и что мир не передвинулс€ на своей оси.  азалось: как после семейного совета  арамазовых, у старца «осимы, после "¬еликого »нквизитора" есть люди, обирающие ближнего, есть политика, открыто исповедующа€ лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело ’риста своим чередом, а практика жизни своим"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћюбовь_Ѕ   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ƒекабр€ 2008 г. 01:01 (ссылка)
»сходное сообщение ZnichKa

из письма ».Ќ. рамского ѕ.ћ.“реть€кову: "ѕосле  арамазовых (и во врем€ чтени€) несколько раз € с ужасом огл€дывалс€ кругом и удивл€лс€, что все идет по-старому и что мир не передвинулс€ на своей оси.  азалось: как после семейного совета  арамазовых, у старца «осимы, после "¬еликого »нквизитора" есть люди, обирающие ближнего, есть политика, открыто исповедующа€ лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело ’риста своим чередом, а практика жизни своим"


хороша цитатка... (((
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ƒекабр€ 2008 г. 14:11 (ссылка)
Ћюбовь_Ѕ, конечно, грустно что так получаетс€.. но ведь с инквизитором каждый сам строит свои отношени€. кто - договариваетс€, кто пользуетс€ его услугами, кто ругает...
не в каждом внутри столько истины, чтобы промолчать... и так трудно даетс€ это молчание... ƒостоевский - о том, что к нему нужно стремитьс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
тать€на_ники   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ƒекабр€ 2008 г. 14:17 (ссылка)
" ќткройте газету, включите телевизор, зайдите в кинотеатр .. в 99 процентах случаев, если не во всех 100 Ц
везде Ц стадо, послушание куплено хлебами,
а свобода Ц на самом деле невыносима люд€м, потому что несет за собой ответственность."

ћысль ради мысли? ”точнение требуетс€-стадо всюду или только в? » хлебом ли? „то понимаешь под хлебом?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ƒекабр€ 2008 г. 14:30 (ссылка)
тать€на_ники, а о чем, на твой взгл€д, эта легенда? ¬ чем тут "мысль ради мысли"?
ј хлебы вот - "ј видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? ќбрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хот€ и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою, и прекрат€тс€ им хлебы твои"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
тать€на_ники   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ƒекабр€ 2008 г. 14:42 (ссылка)
Ќа мой взгл€д ƒостоевский не дерзнул отвечать за ’риста.
ѕотому молчание тут - другое.
ј хлебы в твоей цитате, что?
я не про  арамазовых, € про сейчас,с тобой.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ƒекабр€ 2008 г. 17:07 (ссылка)
тать€на_ники, не про  арамазовых - как-нибудь потом. «десь - про  арамазовых.
про молчание и так уже много написано)
¬еликий »нквизитор посылает на костер пришедшего на «емлю ’риста, чтобы ќн не нарушал создаваемого в обществе ћирового пор€дка, основанного именно на подмене пон€тий, манипул€ции сознанием (говор€ современным €зыком). ¬еликий »нквизитор упрекает ’риста в том, что ќн отказалс€ повести за собой человека, воздейству€ на его сознание чудом, а евангельска€ метафора Ђхлебыї у ¬еликого »нквизитора тер€ет свою метафоричность и обозначает материальные желани€ человека. Ќе заставл€й мен€ пересказывать легендуЕ Ђ’лебыї в том же значении, что и в выражении Ђне хлебом единымї.
http://archmichail.narod.ru/dostoev.htm
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
тать€на_ники   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ƒекабр€ 2008 г. 18:59 (ссылка)
спасибо за ссылку! )))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ƒекабр€ 2008 г. 19:31 (ссылка)
Ч » ты вместе с ним, и ты? Ч горестно воскликнул јлеша. »ван засме€лс€.
Ч ƒа ведь это же вздор, јлеша, ведь это только бестолкова€ поэма бестолкового студента, который никогда двух стихов не написал.   чему ты в такой серьез берешь? ”ж не думаешь ли ты, что € пр€мо поеду теперь туда, к иезуитам, чтобы стать в сонме людей, поправл€ющих его подвиг? ќ господи, какое мне дело! я ведь тебе сказал: мне бы только до тридцати лет дот€нуть, а там Ч кубок об пол!
Ч ј клейкие листочки, а дорогие могилы, а голубое небо, а любима€ женщина!  ак же жить-то будешь, чем ты любить-то их будешь? Ч горестно восклицал јлеша. Ч — таким адом в груди и в голове разве это возможно? Ќет, именно ты едешь, чтобы к ним примкнуть... а если нет, то убьешь себ€ сам, а не выдержишь!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ƒекабр€ 2008 г. 18:21 (ссылка)
мне кажетс€, если еще проще объ€сн€ть - легенда о том, что в (извините, сленг) в гипере у инквизитора - нет щасть€ и свободы... одна тока жратва - до отвала...
какое уж тут "голубое небо" (((
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
тать€на_ники   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ƒекабр€ 2008 г. 18:59 (ссылка)
Ёто дев€ностолетний почти старик, высокий и пр€мой, с иссохшим лицом, со впалыми глазами, но из которых еще светитс€, как огненна€ искорка, блеск. ќ, он не в великолепных кардинальских одеждах своих, в каких красовалс€ вчера пред народом, когда сжигали врагов римской веры,- нет, в эту минуту он лишь в старой, грубой монашеской своей р€се.

Ќет,он аскет, он мало кушал...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ƒекабр€ 2008 г. 19:04 (ссылка)
тать€на_ники, нельз€ так однозначно... может, просто все невпрок ему...
а потом - он других - до отвала кормит, это его главна€ задача, и с ней он справл€етс€...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
тать€на_ники   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ƒекабр€ 2008 г. 19:10 (ссылка)
я как раз не вижу тут однозначности...Ќапротив, по разному можно понимать.
 онечно за исключение самих его слов. Ёто уже конкретно будет.

насчЄт задачи. ј не сравилс€-то)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ƒекабр€ 2008 г. 21:01 (ссылка)
Ёто ведь не выдумка ‘.ћ. ƒостоевского. ќн лишь изложил устами »вана  арамазова умонастроение некоторого сло€ русской интеллигенции. » тогда хотели построить рай на земле и ныне все то же.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлександрим   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ƒекабр€ 2008 г. 21:54 (ссылка)
¬чера перечитал Ћегенду. ќх! Ќепроста€ тема! ƒа и не занималс€ ‘едор ћихайлыч темами простыми!  то посылает ’риста на смерть? ќдин из высших представителей католической церкви! јтеизм??? —ложнее! ƒл€ мен€ атеист - старенький профессор в неглаженом костюме, который по вторникам читает лекции о том, что нет жизни на ћарсе, а по четвергам о том, что и Ѕога нет!
“ут жуткое и так узнаваемое безбожие! ’риста собираетс€ сжечь высший иерарх церкви, ну не самый высший!
“олпа? ƒа! » толпу всего удобнее вести именно хлебами!
—вобода? ƒа, она совсем не дл€ толпы, она требует действий и ответьственности!
ј самое печальное! Ќе уйти ведь от вопроса! ≈сли церковь уводит людей от ’риста, уводит то она их к ƒиаволу! ≈сть тут о чем подумать и чего испугатьс€!
» еще! ѕочему молчал »исус? ѕростите, цитирую по пам€ти! »нквизитор спросил:" ћожешь ли ты сказать что-либо более того, что уже сказал?" Ќе мог. Ёто очень больша€ тема. » не надо. ќн уже все сказал необходимое дл€ нашего спасени€. „то нам надо еще?
¬спомните вопрос пилата к ’ристу:"„то есть »стина?" ѕеред ним была »стина. Ќе услышал ѕилат слов »исуса:"я есть ѕуть, »стина и ∆изнь".
»нквизитор сто€л перед «еркалом. ¬ страхе он высказал все и ничего не пон€л. «ачем было говорить »исусу?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ƒекабр€ 2008 г. 22:08 (ссылка)
јлександрим, мне кажетс€, и € об этом писала тут, что не надо усложн€ть и соотносить.. ты вот рассуждаешь как философ, пытаешьс€ соотнести пон€ти€, построить систему... Ќо ведь ƒостоевский не √ете и не Ѕулгаков, и он не пал до того, что его персонаж переписывал ≈вангелие (как ‘ауст и ћастер)...
„удесна€ цитата из теб€ "Ќо, не все в этом мире об€зано быть логичным, к счастью"...
јлександрим, эта легенда - просто ... сказка о счастье))) то самое сочинение на тему из известного фильма...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлександрим   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ƒекабр€ 2008 г. 22:56 (ссылка)
—казка о счастье? ѕридетс€ еще раз перечитать. ƒн€ два вот только зан€т буду. Ќо сказки о счастье € там не увидел. ’риста сжигают.
ƒостоевский не переписывал ≈вангелие. »исус, действительно, отказалс€ вести людей хлебами, ќн призвал людей к —вободе! » это не философи€, это ≈вангельские истины. ј свобода-трудна€ штука.
—амое странное, что € писал не как философ, а как человек, имеющий некоторые познани€ в ѕисани€х.
ј под тем, что к счастью не все в этом мире должно быть логичным, € подпишусь и сейчас!
ƒостоевского не обвиниш в отсутствии гениальности. ѕри всем, самый его большой роман "Ѕесы"! –ассказана кака€-то странна€, почти отвлеченна€ истори€. ј в итоге охватывает ужас, как же он о нас нынешних так много знатьь мог?
ѕрости! «асыпаю. стрессы вышли почти на уроверь "Ѕесов"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
тать€на_ники   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 ƒекабр€ 2008 г. 12:13 (ссылка)
александрим - ага, перечитайте, у мен€ уже и ссылочка есть!!!http://archmichail.narod.ru/dostoev.htm ))))))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 ƒекабр€ 2008 г. 22:37 (ссылка)
»исус и ¬еликий »нквизитор говор€т о счастье. ќни его понимают по-разному. ј противоречие - всего один пунктик. ¬еликий »нквизитор oтвepгaeт вce, что ecть Ђнeoбычaйнoгo, гaдaтeльнoгo и нeoпpeдeлeннoгoї, он видит в установленном им логичном пор€дке основу счасть€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Made_in_USSR   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 18 ќкт€бр€ 2009 г. 04:40 (ссылка)
Ќе осилил. ќчень интересно, конечно. —о школы честно пытаюсь пон€ть, чем цепл€ет в своих "толстых бухах" ‘ћƒ...
” ¬ас объ€снени€ вн€тного дл€ себ€, увы тоже не нашЄл.

¬о всех хрестомати€х и критической литературе чего-то светлое выкапывают, из его ужасных по объЄму, стилистике и звучанию текстов.
Ёто очень напоминает "аэродинамику мыльного пузыр€". —обственно банальное €вление и приложение к нему (расчЄты в объеме годовой работы комплексного Ќ»»).

«наково и высоко, в нашу эпоху ценить ‘ћƒ. я это конечно осознаю. ≈го даже €понцы и проч. ази€ты... ƒа, что тама, рус. €з. они только из-за него учат спес€льно!

Ќе понима€ ‘ћƒ, чувствую себ€ в културном обществе латентным изгоем. ¬чера впервые пробовал принимать вечерние "косые лучи", и ждать ремиссии...
¬от така€ проблема. » далеко вроде не дебил говор€т, а с ‘ћƒ у мен€ "непон€тки". » духовный, бываю тож... ’от€ после ƒостоевского, не совсем уверен...

 ак дальше жить?! Ќицше и √еббельс, по нему психологию изучали, ‘.  афка без него рассказ " в исправ колонии" не написал бы, и ещЄ много-много кого... ¬от и ты Ѕрут...

Ќе серчайте за примитивную иронию.
Ќо все-таки, где у него кнопка, ”ррий?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 18 ќкт€бр€ 2009 г. 15:37 (ссылка)
Made_in_USSR, ох... а вот честно если - оно тебе - надо?
ѕроблема как раз в том, что всЄ работает - без кнопки)))
приведу тут цитату из ќлега Ћикушина...
нравитс€ мне его понимание ƒостоевского, близко очень...
"ƒавно уже € вывел дл€ себ€ (повторю Ц дл€ себ€) Ђформулу чтени€ ƒостоевскогої: ƒостоевского следует читать в состо€нии полнейшего самоотрицани€, ис-ступив из себ€, отставив себ€ в угол, в тот, что подальше, потемней и посырее, читать изглоданною нервом душой, которую надо успеть при первых же открывшихс€ строках нанизать на оголЄнный, брызжущий нетерпением рассудок, - тогда есть шанс дойти до ƒостоевского, приблизитьс€ к нему, к его напр€жонной мысли, к его надрывно бьющемус€ сердцу. ≈сли и помыслить такое состо€ние тебе непри€тно, сознание его хот€ бы в предощущении вызывает у теб€ брезгливое отторжение, - тебе нечего делать у ƒостоевского, ты останешьс€ чужим ему, и он надолго, а может, и навсегда отвернЄтс€ от теб€: вечность открываетс€ только открывшимс€ к ней, пребывающим в аффекте Ђквадриллиона километровї; если этого нет Ц ступай к великолепному в своЄм роде „ехову, в нЄм всЄ конечно, близко к детерминизму и незагадочно, даже если облечено лЄгкой дымкой каких-нибудь возглашений, вуалькой намЄков, недомолвок, догадок. Ђѕрактичногої „ехова люб€т на вишнЄвых подмостках постхристианского «апада и в чайно-чаечном кружке нашей околодеистской интеллигенции; Ђмистическогої ƒостоевского эти пингвино-буржуазные дамоспода бо€тс€ прочесть Ђна самом делеї, как сказано и прописано: Ђвдруг он взорвЄт и изничтожит и без того хрупкий, но и милый, но и такой уютный наш мiр, наш, можно сказать, мiрок, а это Ц негуманно-с!ї

“ак что дл€ себ€ самого определи... "такое" - оно тебе - надо?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку