В постике про русский дух возникли некоторые непонятности…
Вот, попытаюсь объяснить матчасть.
Небольшой ликбез по знаменитому солюшену сказочного мира.
На самом деле - ничто вне сказки жить не может. Если вдруг это самое «нечто» возникнет, и попробует рискнуть и обойти сказку – оно исчезнет, раствориться без следа во времени и пространстве.
Ах, предвижу всякие высказывания про свободу – типа «хочу и буду», «я сам делаю выбор», «я распоряжаюсь своей жизнью».и - непременно что-нибудь про свободу воли, да?… Глупости это всё. Сказка жутко авторитарна и жестока. Никакой демократии и плюрализма.
Каждый из вас может вспомнить любой случай, эпизод из жизни. Если это сказочный эпизод – то есть его более-менее обобщенно можно представить каким-нибудь сказочным сюжетом или взаимодействием, другими словами – вписывается он в сказку, то он получает право на жизнь. Если это случай «сам по себе», без сказки, то он исчезнет, раствориться бесследно, станет никак не заметным и не различимым.
Всё дело в том, что все окружающие нас люди, и все предметы имеют смысл только для нашей души, для того, что внутри нас. А там, внутри – хотим мы этого или не хотим, всё сказочно. И архетипично. (ой, это уже Юнг и про него как-нибудь потом) Так вот, любой сбой сказочности, пренебрежение традицией, отклонение и выпадение из сказки ведут к проблемам и отнюдь не сказочным…
Весь этот механизм работает отлично и без нашего осознания и понимания. Но кому интересно – вот первый шаг к пониманию сказки - это понимание ее структуры.
Первым структуру сказки описал замечательный русский лингвист, мой любимый сказочник - Владимир Яковлевич Пропп.. Ну, представьте, сколько веков все слушали-слушали, читали-читали сказки, а он взял да и увидел, чем они все похожи и как устроены..
Пропп создал понятие функции. Такая единица измерения сказочности.
Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Так Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста - Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, мертвец, который дарит Ивану меч, - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Вот как сформулировал Пропп постулаты своей работы:
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо о того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3. Последовательность функций всегда одинакова.
Далее, он взял далеко не все сказки, а так называемые "волшебные", к тому же "классические". То есть те, которые нам самые родные. И из них он выделил 31 функцию действующих лиц:
1. Отлучка - Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет - "Не заходи только в десятую комнату"; "Не ходи со двора".
3. Нарушение - Побежала Аленушка с подружками, заигралась
4. Выведывание - Стала ведьма вызнавать, выспрашивать.
5. Выдача - "Но царевна все ж милее..."
6. Подвох - Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество - Царевна ест предложенное старухой яблочко
8. Вредительство (или недостача) - Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой болезнью.
Эти 8 функций образуют подготовительную часть, следующие 3 функции - завязка:
9. Посредничество - "Иди, Марьюшка, братца искать..."
10. Начинающееся противодействие - "Позволь мне, царь, попытать счастья..."
11. Отправка - Царевич отправился в путь
Далее следует основная часть:
12. Первая функция дарителя - Стала Баба-Яга вопросы спрашивать;
13. Реакция героя - "Ты б меня сперва накормила, напоила...";
14. Получение волшебного средства - Дал старичок Ивану коня; "Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению..."
15. Перемещение в иное царство - Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков истоптала;
16. Борьба - Стал Иван биться со змеем-горынычем;
17. Клеймение - Расцарапал ему Змей всю щеку;
18. Победа - Завертелся Кощей волчком и сгинул.
19. Начальная беда или недостача ликвидируется - Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица.
20. Возвращение - Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой.
21. Погоня - Бросились гуси-лебеди в вдогонку.
22. Спасение - Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море пила-пила, да и лопнула.
На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет, в котором действуют лжегерой (чаще всего брат или братья героя). Первая его часть (новое вредительство) аналогична функциям 8-15:
Далее при таком развитии появляются новые функции:
23. Неузнанное прибытие - Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.
24. Необоснованные притязания - Генерал заявляет царю: "Я - змеев победитель".
25. Трудная задача - "Кто поднимет змеиную голову - тому и царевна достанется"
26. Решение - Подошел Иван, только тронул...
27. Узнавание - Показал он заветное колечко, узнала его царевна.
28. Обличение - Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфигурация - Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего.
30. Наказание - Посадили служанку в бочку, скатили с горы
31. Свадьба, воцарение - Получил Иван царевну и полцарства
Не все функции присутствуют всегда, но число их ограничено и порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен. Вот такая традиционная программа жизни и любого человека… Нравится?
Неизменным Пропп определил и набор ролей, т.е. действующих лиц, обладающих своим кругом действий (т.е. имеющих одну или несколько функций). Этих ролей семь:
царевна
отправитель герой
даритель
помощник
антагонист
ложный герой
И как вам? Выбирайте))) Встречали кого-то уже?
Вывод, к которому пришел Пропп в отношении структуры, звучит достаточно сурово: волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из указанных семи героев, а сюжет содержит в себе тридцать одну функцию (с возможными пропусками) в указанной последовательности. Даже если не быть таким категоричным, стоит иметь в виду, что Пропп описал структуру огромного количества сказок, и хотя он основывался только на русских, эта структура полностью применима к большинству известных сказок других народов.
Какая-то поразительно популярная структура. Распространенная в десяти сторонах света и пережившая тысячелетия.
Так что поосторожнее с ней, и не сопротивляйтесь сказкам… не выпадайте из них)))
(часть - по Д.Соколову)