-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23751


Никольский морской собор

Пятница, 30 Октября 2015 г. 23:38 + в цитатник

01 Морской собор (700x527, 192Kb)
 

Это очень особенный собор. И не только потому, что Морской... другого такого просто нигде нет. Во всяком случае, столько вопросов "зачем?" у меня не вызывал ни один храм...

Снаружи храм поражает обилием белокаменной  беломраморной резьбы.   

 
02 Морской собор (700x525, 248Kb)
 

Плотная  затейливая резьба порталов дополнена еще и мозаикой, и колоннами из искусственного гранита.


03 Морской собор (700x525, 260Kb)
 

Вот резьба поближе.

04 Морской собор (700x525, 241Kb)
 

Белая кирпичная облицовка и белые резные порталы делают храм до невозможности нарядным, игривым легкомысленно-праздничным и воздушным. Зачем...


05 Морской собор (450x600, 179Kb)

А внутри поначалу невозможность всего этого вызывает ныне модный когнитивный диссонанс. А что это они - в самом деле в 1913 году такое... эээ... создали? Или это уже в наши дни так развлекались? Но постепенно привыкаешь.

 
06 Морской собор (700x525, 297Kb)

Тут главное не вспоминать вот это:

фотография Владимир_Шкондин

А ведь упорно стоит перед глазами... и с другой стороны - авторы ведь несомненно стремились к такому сравнению... Зачем? Зачем делать пародию, карикатуру подражание в таких далеких от оригинала пропорциях?

Легко было бы всё списать на всеми кому ни лень ругаемую новодельность, но здесь дописали все по  нереализованным в 1913 году эскизам. Вот, например, свод...


06_ Морской собор (700x454, 299Kb)

В западной конхе , как и положено в воинском храме - Спас Эммануил.(С нами Бог). Это имитация мозаики. Она, видимо, была еще в 1913 году.

Сразу обращают на себя внимание многочисленные, прекрасные византийские орнаменты. Их очень много везде, они разные, они по-древнерусски коврово заплетают поверхности... вызывают восхищение и поглощают пространство обычно в храме предназначенное для икон, уменьшают количество иконописных композиций... эээ... зачем?


06a Морской собор (700x426, 234Kb)

Иконостас с тонкой и изящной беломраморной резьбой воссоздан точно по фотографиям и эскизам. Он, как и весь собор - прямо энциклопедия церковного искусства. Каких стилей тут только нет... сочетание крайней «византийской» суровости, аскетизма образов с «модерновой» богатой и праздничной декоративной отделкой одежд и фонов... Пояс херувимов в росписи алтаря, решенный в виде орнамента из геометризованных крыльев, данных четким контуром, вызывает ассоциации с наследием Югендстиль. 

Мне кажется, традиционная для иконописи плоскостность изображения теряет умиротворенность в  сочетании с присущим модерну умением преобразовывать пространство в декоративное панно.

Одним словом - эклектика всего со всем: Византии, романики, академической живописи, ярославской иконописи и модерна.. 

ох! уникальная и сильно гремучая смесь, но зачем? Не иначе, для того, чтобы потом пришел Ле-Корбьюзье и всех наругал)

 

07 Морской собор (700x511, 273Kb)

У иконостаса стоит список Порт-Артурской иконы Божией Матери...


07a Морской собор (700x525, 239Kb)

Среди всей этой затейливой резьбы, праздничных орнаментов и нарядных цветов "черный пояс" собора теряется... а ведь храм построен как памятник погибшим морякам. Слава Богу, доcки с их именами восстановлены - по всему периметру.


08 Морской собор (700x525, 237Kb)

Эти гранитные плиты производят сильное впечатление, и их очень интересно читать... 

1067597_08a_ (700x468, 293Kb)

Вот вспомните, к примеру, сходу, когда наш десант брал Неаполь)

09 Морской собор (700x420, 319Kb)

В левом приделе собора расположен небольшой музей.


10 Морской собор (700x525, 275Kb)

Моделей кораблей не густо, видимо, еще будут...


11 Морской собор (700x527, 256Kb)

Часть поминальных плит закрывает свечная лавка %)


12 Морской собор (700x525, 262Kb)

А вот это существо на полу, видимо, относится к «морским» мотивам "имеющим древнее и традиционное христологическое значение",  вот тут, несомненно, взаимодействие византийского наследия и стиля модерн оказалось особенно свободным и плодотворным.


13 Морской собор (700x525, 237Kb)

Собор пользуется популярностью у туристов.


14 Морской собор (700x525, 265Kb)

Недалеко от храма, на Якорной площади стоит на бронзовой волне замечательный адмирал Макаров и показывает куда нам плыть... куда-то мимо собора, вперед...


16 Морской собор (700x445, 248Kb)

Воистину "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит..."

 

ps 31.10.2015 Нашла еще вот такое.

"9 августа 1908 года Государь на яхте «Александрия» принял председателя строительного комитета адмирала К. П. Никонова и автора проекта — архитектора В.А. Косякова, который представил детальные чертежи чистовой отделки храма. Внимательно ознакомившись с ними, Император Николай II высказал свои замечания и предложения. Они были приняты архитектором к руководству при изготовлении моделей мраморных и бронзовых частей, что получило одобрение в декабре 1908 года и весной 1909 года. К тому времени стало ясно: Морской собор в Кронштадте по своей архитектуре, отделке и предназначению будет уникален для России. "

Что такого предложил император, что после этого стало ясно, что собор будет уникальным? Может, в этом все дело...

Рубрики:  Питер
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям

nnadink   обратиться по имени Суббота, 31 Октября 2015 г. 07:30 (ссылка)
Вот это как раз то, что и захотелось сказать-услышать: ""Дух дышит, где хочет..."

Кронштадт... место откуда ведут свою ветвь мои предки по одной из линий.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Октября 2015 г. 18:14ссылка
Рада, что мы - единомышленники)
Venda1   обратиться по имени Суббота, 31 Октября 2015 г. 15:56 (ссылка)
А я вот не знаю... Это, конечно, собор в стиле "Модерн". И тем мне он очень нравится и одновременно пугает. Но вся это в результате получившаяся легкость и воздушность вызывает ощущение Небесности и чистоты. В белой резьбе чудится мне пенистость волн. И Софию напоминает, бесспорно. Мне он кажется типичным отражением своего времени. Тут же встают в памяти поэты Серебряного века. Акмеисты. Искусство ради искусства. Излишество и черезчуристость, но и почти гибельная красота. Это - зеркало своего времени. Взлет на краю пропасти. Может отсюда такой отчаянный рывок? Чтобы не вниз, а непременно - ввысь! А?
Очень хочу в этот собор. Наконец отреставрировали, буду ждать оказии.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Октября 2015 г. 18:29ссылка
Красота Серебряного века - это мятущаяся красота поисков Бога, безбожная по сути своей красота. Когда Прекрасная Дама Блока и рериховская София-Премудрость вместо Богородицы.
"Есть упоение в бою" - этот не тот случай... Мне кажется, никакого отчаянного рывка там нет, спокойный и технологичный распад целого на части, попытка художественного соединения несоединимого. Поезжай и посмотри, даже Петров-Водкин там есть... его прекрасное Благовещение.
Кстати, тот же архитектор Косяков - автор проекта православной церкви при русской дипломатической миссии в Сеуле. Проект, правда, не был осуществлен.
Аноним   обратиться по имени Суббота, 31 Октября 2015 г. 18:29 (ссылка)
http://periskop.livejournal.com/121664.html
http://periskop.livejournal.com/122035.html
http://periskop.livejournal.com/122224.html
http://periskop.livejournal.com/122770.html
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Октября 2015 г. 20:18ссылка
Спасибо, Елена! Вот никогда бы не подумала, что советские фотографии могут пригодиться... А ведь и точно - собор перестроен под "Максимку"... а орнаменты-то все остались всамделишные. И можно пробраться куда угодно.
Venda1   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2015 г. 00:03 (ссылка)
Спасибо. Очень интересно. Конечно, чтобы понять, надо там побывать.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2015 г. 20:16 (ссылка)
Я что-то не вижу тут никакой загадки, извините. Типичная интеллектуальная архитектурная эклектика конца 19 века. , романтический неовизантизм. Осязаемая резьба по камню - привычное для того времени пешеходное восприятие здания, а не из окна проносящихся за километр авто... На мой вкус перебор средств, всего избыточно. Но всё в пределах. Ничто не выпирает и не кричит. То есть собор хотя и построен в 1913 г., но весь еще из конца 19 века. Модернизм там, кажется, легенький и только в картинках интерьера. Так, что слава Богу, что восстановили! Чем меньше интернационал-большевизма, тем больше России
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Ноября 2015 г. 21:00ссылка
Не, Сергий_Былинин, модерн тут везде, причем в дармштадском варианте. Большинство икон - подражание Васнецову, Билибину - поменьше. Преобладание орнаментов очевидно.
А загадка в том, что никто ни до ни после такой "супчик" из всего со всем не додумался сварить. Скажи, ты такое еще где-нибудь видел?
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Ноября 2015 г. 21:05ссылка
Аноним
Я и этого-то не видел живьем никогда. Только на фото.
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Ноября 2015 г. 21:15ссылка
да это ни при чем... Просто за больше чем полторы тысячи лет никто Софию и не пытался... повторить. А наши додумались. И вот - результат(
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку