-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23705

Ѕосх. »скушение св€того јнтони€ (1)

ѕонедельник, 10 ћарта 2014 г. 21:36 + в цитатник

1067597_ (480x531, 86Kb)

оворить о Ѕосхе и его картинах очень легко и интересно, но иногда хочетс€ еще и что-нибудь сказать. ћир долютеровского католичества почти нам неизвестен, и, как ни странно, не известен он и на «ападе. „тобы что-нибудь сказать о Ѕосхе, необходима некотора€ предварительна€ работа, и несильный, но все-таки существенный поворот менталитета... 

¬рем€ Ѕосха - это эпоха падени€ авторитета папства, крушени€ тыс€челетней ¬изантии, глубокого кризиса √ерманской империи, чумы, эпоха, котора€ сопровождалась социальными потр€сени€ми, распространением мистики и ересей и, наконец, новой и самой сильной вспышкой ожиданий  онца света, приуроченного к 1550 году.  олумб вернулс€ когда Ѕосху было около 40 лет. “огда же примерно и начал свою работу √утенбергов пресс - и люди уже не глотают книги, а нос€т на голове.

Ёто было —редневековье, Ѕосх жил в крае, который был в то врем€ наиболее урбанизированным и промышленно развитым во всей ≈вропе. √орода, расположенные на территории современных √олландии и Ѕельгии, держали в руках значительную часть европейской торговли.

ѕо-насто€щему средневековое сознание трудно поддаетс€ пониманию, да и в случае Ѕосха, это пока невозможно до конца, но мир этот мне показалс€ настолько интересным, что решила совершить паломничество...  к св€тому јнтонию.  Ётот знаменитый триптих по всем известному сюжету искушени€ св€того јнтони€ демонами и бесами в египетской пустыне широко распространЄн в западноевропейском средневековом искусстве и литературе.  

ѕредупреждаю, что много текста, и немного больших и не очень качественных картинок.

¬от пока триптих закрыт. “о, что изображено на внешней стороне створок - своеобразный пролог - —трасти ’ристовы.

Ќа левой створке - вз€тие ’риста под стражу, на переднем плане св€той ѕетр отрубает ухо ћалху, слева мы видим уход€щего »уду со сребренниками за плечами.  ругом вал€ютс€ вс€кие символические предметы, в небе - почти черна€ луна, а на скале стоит чаша... наверное, „аша √раал€, а за скалой - какие-то темные люди.

Ќа правой створке мы видим ’риста, упавшего под т€жестью креста и остановившего процессию, движущуюс€ на √олгофу. ¬ероника устремл€етс€ к —пасителю, чтобы отереть пот с его лица. „уть ниже разбойники исповедуютс€ монахам в сутанах в капюшонах, интересно, что один из разбойников с перев€занной лодыжкой... неразгаданна€ это деталь у Ѕосха, таких "перев€занных лодыжек" у него много, и наверн€ка не случайно. ¬озможно, Ѕосх намекает на тайные обр€ды посв€щени€, прин€тые у алхимиков, во врем€ которых новый адепт должен был сн€ть ботинок с ноги и оголить колено.
≈ще здесь обращает на себ€ внимание толстый бюргер с двум€ детьми - мальчиками. Ёто так у художника изображен  ирине€нин —имон, отец јлександра и –уфа - он в Ќовом «авете помогал нести  рест ’ристов. Ќо, видимо, настали уже такие времена, что и не помогает. » вокруг - то здесь, то там - ненав€зчиво так - разбросаны вс€кие символы, многозначительные а, иногда и страшные.

“еперь откроем триптих. ќт обили€ персонажей и деталей кружитс€ голова, но это - художественный прием. »менно таким представл€ет нам мир Ѕосх - головокружительным, полным действи€, соблазнов и событий. » как на иконе - всЄ происходит одновременно. 

÷ентральна€ часть триптиха едва акцентирует внимание на св€том јнтонии. ј символов становитс€ настолько много, что нужно сделать обширное отступление и осознать, наконец, менталитетную разницу.

1. ѕерва€ менталитетна€ разница заключаетс€ в €зыке. Ћингвистическа€ революци€, т.е. развитие национальных €зыков до уровн€, когда на них не только смогла заговорить велика€ поэзи€, но и наука, котора€ уже не чувствовала себ€ как жирафа в канаве (по выражению аль-Ѕируни), свершилась. Ћатынь отступала.  јлхими€, вследствие своего промежуточного положени€ между ремеслом и свободным искусством, ранее других научных дисциплин стала использовать национальные €зыки . Ќациональное самосознание про€вл€лось во всех странах ≈вропы.  —еверное ¬озрождение вгл€дывалось в нынешнюю, полу€зыческую культуру своего народа. “ак, немецкий врач √еорг Ѕауэр (јгрикола), гораздо более известный своими сочинени€ми в области минералогии и металлургии, в книге о подземных животных De Animantibus Subterraneis Liber всерьез описывает саламандр, живущих в огне, добрых и злых рудничных духов, кобольдов, которые подражают люд€м, но дыханием своим могут убивать (веро€тно, имелись в виду удушающие газы, выдел€ющиес€ в рудниках). »з этого произведени€ великого ученого можно представить истинную религию и мифологию европейских рудознатцев XVI в. 
¬ то врем€, когда италь€нские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Ёразм –оттердамский издал трактат "ѕохвала √лупости", где выразил присущий человеку —еверной ≈вропы более трезвый взгл€д на мир. ѕо своему содержанию искусство Ѕосха во многом совпадает с положени€ми труда Ёразма. «аметим, что главные произведени€ художника, осуждающие глупость, по€вились задолго до трактата, изданного в 1511 году. 

ј в начале XVI в. врач и алхимик ‘илип јуреол “еофраст Ѕомбаст фон √огенгейм, более известный под псевдонимом ѕарацельс, со свойственными ему истинно ренессансным чувством собственного достоинства европейца и истинно революционной отвагой откровенно ввел в свою алхимию элементы €зыческой магии средневековой ≈вропы, уравнива€ мифологию своей родины в правах с пришлой арабской мифологией, с мифологией ≈гипта, √реции и –има, да и христианской верой.

2. ќтношение к алхимии. Ќа фоне блеска придворной культуры, костров инквизиции и устремленной к небесам тамплиерской готики продолжилось начатое крестовыми походами вторжение исламской цивилизации в европейское мировоззрение. ќна уже имела свои оплоты науки и искусства в »спании. ѕрогрессивные умы с восхищением смотрели на всЄ, что доходило до них из арабского стремлени€ к мудрости, ведь христианство не располагало такой медициной, химией, математикой и астрономией, как на ¬остоке.
Ќо алхимии в то врем€ было две - одна высока€, герметическа€ наука, друга€ - низка€, утилитарна€. “акое же противопоставление сделал ƒанте јлигьери в Ѕожественной комедии: он бросил в ад тех жуликов, кто алхимией подделывал металлы, но поместил в рай јльберта Ѕольштедтского, прозванного ¬еликим за свои выдающиес€ заслуги и канонизированного католической церковью, замечательнейшего из европейских алхимиков той эпохи. Ѕлагодар€ трудам јльберта ¬еликого и его ученика ‘омы јквинского натурфилософи€ јристотел€ была признана католической церковью тем самым была узаконена теоретическа€ база алхимии.
ћатери€ дл€ адептов алхимии была одухотворена во всех своих про€влени€х, поэтому обращатьс€ с заклинанием можно было и к животному, и к растению; родитьс€, жить, страдать, умереть и воскреснуть мог и Ѕог, и камень; лечить от болезней и несовершенств можно было и человека, и металл. я говорю о восточном, а не национальном характере алхимии, так как несмотр€ на огромные различи€ между великими цивилизаци€ми, например, »ндии,  ита€ и ≈гипта, така€ цельность мировоззрени€ была приемлема дл€ них. » алхими€ могла оставатьс€ гармоничной, включив в себ€ идеи, родившиес€ в столь разных концах света. 
 
3. ƒискредитировала алхимию возрастающа€ роль золота как товарного эквивалента. ƒобыча его в ≈вропе была невелика, а оно все быстрее утекало на ¬осток в уплату за пр€ности, шелк, фарфор и т.д. ¬скоре фальсификаторов золота, именовавших себ€ алхимиками, сделалось так много, что репутаци€ алхимии оказалась скомпрометированнной во всей ≈вропе. » даже образованный вольнодумец ƒжозеф „осер, хот€ и сделал английский перевод –омана о –озе, в собственных  ентерберийских рассказах остроумно высме€л и самих ученых-алхимиков с их нарочито непон€тными, таинственными теоретическими построени€ми, и шарлатанов с их мошенническими манипул€ци€ми, и алчных невежд, попадающихс€ в их сети. —реди последних бывали и видные особы: в 1329 г. английский король Ёдуард III требует разыскать двух беглых алхимиков и узнать тайны их мастерства, а в 1330 г. папа »оанн XXII дает своему врачу деньги на создание лаборатории дл€ некой секретной работы. Ќа »оанна, веро€тно, подействовали алхимические письма, с которыми к нему обратилс€ в 1320 г. первый алхимик јнглии монах ƒжон ƒастин, автор множества латинских алхимических трактатов. ƒастин был искренним энтузиастом, и философские исследовани€ (т.е. поиски философского камн€) довели его до полной нищеты.
 
4. јдаптаци€ алхимии к христианству. ѕопытки приспособить религиозный слой алхимии к христианству, перетолковыва€ по-новому алхимическую символику, пыта€сь внедрить в мифологию алхимии элементы христианства, принадлежат эпохе, когда алхими€ уже имела широкую попул€рность в ≈вропе, но репутаци€ ее еще не была опорочена лавиной малограмотных шарлатанов.
“ак же нельз€ забывать, что, например, «осима или —инезий были христианами, а последний даже занимал высокое положение в церкви того времени, что не служило помехой дл€ их работ в области алхимии. ƒа и на прот€жении всей истории, алхими€ и христианство шли "рука под руку", и хот€ и была булла папы, гонение на алхимиков было минимально по сравнению с различными еретиками или колдунами и ведьмами. јналогично и астрологи, довольно "вольготно" чувствовали себ€ и во многих университетах даже изучали эту герметическую науку. ƒумаю, что эта странна€ "толерантность" может служить небольшим подтверждением, что герметизм все же не противоречит католическому учению. 
”сили€ в этом направлении прилагались и позже: в 1415 г. в √ермании по€вилась книга Buch der heiligen Dreifaltigkeit, автор которой (аноним) решилс€ провести параллель между »исусом ’ристом и ‘илософским камнем. ¬ 1450 г.  озимо ћедичи учредил платоновскую ‘лорентинскую академию и заказал ћарсилио ‘ичино перевод на латынь √ерметического корпуса, включа€ »зумрудную скрижаль √ермеса “рисмегиста. Ёто была уже эпоха (сама€ ранн€€) европейского книгопечатани€, поэтому законченный в 1471 г. перевод получил широкую известность и произвел сильное впечатление на ≈вропу. ќбраз √ермеса, или ћеркури€, триединого божества древнего мира, напоминал христианского триединого Ѕога. Ёто вполне соответствовало модному тогда мнению, что истинна€ религи€, т.е. христианство, была известна в древности. √ермес, легендарный основатель алхимии, превратилс€ в богословский символ. ¬ 1488 г. фигура √ермеса “рисмегиста была включена в мозаику —иенского собора. √ерметическую символику самого разнообразного содержани€ использовали при декоративном оформлении р€да французских церквей. ћножество теологов ринулось разрабатывать философию алхимии. Ѕольшинство из них не имело представлени€ о лабораторной практике, но встречались и знающие экспериментаторы, например, насто€тель монастыр€ св. »акова »оганн “ритемий из Ўпангейма, учитель ѕарацельса. Ётому мистическому течению близок был и сам ѕарацельс, когда говорил: "‘илософский камень - это ’ристос природы, а ’ристос - философский камень духа. ѕоскольку ћеркурий промежуточное звено между —олнцем и Ћуной, то он ... ’ристос в мире материи, так же как ’ристос посредник между Ѕогом и миром, духовный ћеркурий универсума."
Ќо как же обсто€ло дело со средневековыми алхимиками? ћы не знаем ни одной церковной или папской анафемы, ни одного распор€жени€, касающегос€ специально их; более того, эти «сыны √ермеса» были весьма многочисленны среди как духовенства, жившего и действовавшего в миру, так и монашества. ѕопытки изготовлени€ искусственного золота не представл€ли собой чего-то недозволенного даже дл€ теологов, ибо сам св€той ‘ома јквинский придерживалс€ мнени€, что следует считать приемлемым золото, искусственно полученное алхимиками.
“ак вот, алхими€ боролась за выживание, и свидетелем этого периода борьбы алхимии за выживание и оказалс€ »ероним Ѕосх.
 
ѕоэтому в центре триптиха мы видим - атанор (плавильную печь алхимиков), который Ѕосх изобразил как €йцевидное сооружение, увенчанное трубой, из которой валит дым. ¬ыход€ща€ из сундука ветвь держит мехи, предназначенные дл€ раздувани€ пламени. ¬нутри печи - ’ристос. “ам же фигурирует дуплистый дуб. »звестно, что дл€ средневековых алхимиков он служил символом атанора. ¬ернее говор€, Ѕосх изобразил дерево в форме гибрида: это одновременно и дуб, и уродлива€ стара€ женщина, извлекающа€ из своего покрытого корой живота спеленутого младенца. ѕричем совершенно очевидна иконографи€ Ѕегства в ≈гипет и символизм совершенно очевиден: младенец, возникающий из атанора, - философский камень, который должен выйти из философского €йца. ј еще один гомункулус виден на блюде с €йцом в руках - вокруг которого расположены черна€, бела€ и красна€ фигуры - они олицетвор€ют собой три одноименные фазы трансформации вещества в ходе алхимического процесса...
 
 
—разу возникает вопрос: в этом бесовском шабаше - где истина? 
 
ѕродолжение следует.

—ери€ сообщений "Ѕосх":
„асть 1 - Ѕосх. ѕоклонение волхвов
„асть 2 - Ѕосх. »скушение св€того јнтони€ (1)

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ћарта 2014 г. 13:03 (ссылка)
„ует мое сердце, что допрыгались католические мудрецы с герменевтикой. Ќа востоке, в ¬изантии гностическое христианство все же перемололи. ј «апад, кажетс€, ув€з в хитроуми€х.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 11 ћарта 2014 г. 19:34ссылка
—пасибо за камент, —ергий_Ѕылинин, он, вижу, так и останетс€ единственным тут.
“ы прав, Ѕосх отразил один из католических тупиков, хот€ и он тоже был преодолен, но послужил –еформации.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 11 ћарта 2014 г. 21:59ссылка
“ак народ просто затаилс€ и ждет продолжени€ захватывающего сериала
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку