-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23726

—казочный –остов

„етверг, 10 ќкт€бр€ 2013 г. 15:15 + в цитатник

01 –остов —оборна€ плоощадь (700x514, 179Kb)

ќчень мен€ пот€нуло в –остов. —нова. Ѕлизок мне этот город, сказочностью своей, мечтательностью, наивностью и бесконечными загадками. ƒа и красиво - не насмотретьс€, ничего не поделаешь. ѕро –остов уже у мен€ тут , тут и тут изр€дно написано. ј вот теперь и еще осенний будет.

ѕредлагают неторопливо, с нужными и ненужными отступлени€ми, прогул€тьс€ по ростовскому кремлю, который на самом деле вовсе и не кремль, а архиерейский двор.

Ѕудем входить не от касс музе€, через парадные ворота, а через —в€тые, как было задумано »оной —ысоевичем, тогдашним митрополитом, собственно говор€, единым архитектором, идеологом и строителем этого всего великолепи€. ќн - митрополит и самый главный сказочник ростовской архитектуры. ”спенский собор ко времени »оны уже сто€л как 150 лет, и митрополит не включил его в свой ƒом. ѕлощадь перед собором была открытой - вот этих лавок и заборчика не было, а на площади собиралс€ народ - что-то типа веча было.

02 –остов —оборна€ площадь (700x510, 165Kb)
 

—обор недавно вылез из строительных лесов... а внутри всЄ еще идет реставраци€, хот€ храм действующий.

03 ”спенский (700x525, 230Kb)

»она не включил древнюю постройку в "свой" дом, хот€ возможность така€ у него, конечно, была, но начал р€дом. “о - моЄ, то - не моЄ. —воЄ получилось превосходно. «а вторую половину XVII века, всего за сорок лет, сотворено чудо.
¬сем своим видом и устройством јрхиерейский дом напоминает и монастырь, и кремль, –остовским кремлЄм его частенько и именуют: стены, церкви, палаты, крыльца, все признаки монастыр€ есть, а монастыр€ нет! » кремл€ нет! ѕочему »она —ысоевич не устроил на этом месте монастырь? ѕотому что и монастырь, и даже кремль - меньше того, о чем думал »она —ысоевич. »она пыталс€ устраивать жизнь всех близживущих людей, хотел дать им возможность прикоснутьс€ к ÷арству Ѕожию уже здесь, на земле. 
 
ј вот звонница - его. ќсобенно »она возилс€ с колоколами. » действительно, впечатление потр€сающее, мне посчастливилось их слышать - они все сохранились с тех времен... —ловами не выразить, всеохватна€ така€ заполненность сознани€ немысленным содержанием. ќт органа это отличаетс€ совершенно иной акустикой открытого пространства, от многодецибельной поп-музыки - сохранением сознани€ незамутнЄнным, €сным. ¬ самом конце XVII века кресть€нин, купец, человек духовного звани€, посадский, бо€рин, кн€зь или приказный, наверное, испытывали такое же всезаполнение, видели не такие же, а ровно эти стены и здани€ и ласкали их взгл€дом, присутствовали на почти такой же, как и сегодн€, службе в церкв€х с дивным пением - и кака€ им ещЄ нужна была музыка?
я думаю, когда звучат древние, многотонные колокола, это потр€сает и неграмотного малолетнего кресть€нского сына, и высокообразованного кн€з€ или архимандрита...

03а «вонница (700x517, 159Kb)

ѕодъем на звонницу очень крутой.

04 ¬нутри звонницы (480x640, 217Kb)
 

«ато наверху полетно, свежо, ветренно, и всЄ выгл€дит по-другому. “ут вспоминаетс€, что толпы иноземцев истоптали эти земли во времена —муты. ¬месте с польскими и  шведскими отр€дами в ћосковию проникали “латинские” и “лютеранские” ве€ни€, затронувшие, пусть и в разной мере, все сослови€.  атолическа€ и протестантска€ литература, западный образ жизни, нравы, культура… ќдни поддавались “иноземным искушени€м”, другие - вполне осознанно и грамотно полемизировали с католиками, униатами, протестантами.

ѕосле морового поветри€ 1654-го обезлюдевшую ћосквовию засел€ли выходцами с завоеванных территорий нынешней Ѕелоруссии, ”краины и Ћитвы, бывшего ¬еликого кн€жества литовского со столицей в ¬ильне (¬ильнюсе), с этих же территорий целыми городскими слободами уводили в ћосковию ремесленников. 

05 ¬ид со звонницы (700x525, 160Kb)

ѕриезжа€ на новое место жительства, пленные пол€ки и белорусы (они тогда назывались литвинами) несли с собой элементы западной культуры, которые со временем воздействовали на русское искусство и литературу. Ётим и объ€сн€етс€ так €рко выраженное в башн€х –остова "виленское барокко", которое потом стали называть украинским.

05а –остов —оборна€ площадь (700x525, 208Kb)
 

Ќа звоннице мысли улетают далеко, и мы отвлеклись... ¬от колокол "—ысой" весит 2000 пудов...


06 —ысой (700x525, 201Kb)
 

”дивилась - а внутри он вот такой - как из лепешек спа€нных.


07 —ысой внутри (480x640, 204Kb)

¬оскресенска€ надвратна€ церковь (справа) расположена пр€мо против ”спенского собора, что придаЄт особый смысл православному празднику ѕасхи. ¬ ¬ербное воскресенье - во времена еще до ѕетруши јлексеевича на  расной площади в ћоскве случалс€ не просто крестный ход - был чин Ўестви€ на осл€ти, когда царь вЄл под уздцы кон€, на котором восседал в особом креслице (обеими ногами по одну сторону "осл€ти") самый главный человек во всей русской церкви, митрополит или (начина€ с »ова) патриарх. √осударь во врем€ Ўестви€ превращалс€ в оруженосца, самого что ни на есть р€дового кнехта, годного только держать повод. ћожно, конечно, и иначе взгл€нуть -  ему досталась дол€ быть коноводом аж у —амого! Ќо, как ни взгл€ни, светска€ власть прислуживает церковной, и всЄ тут. ћногим великим кн€зь€м и цар€м на прот€жении по крайней мере двух столетий (XVI и XVII) доводилось хоть в этот день припомнить, что суд есть и над ними, и склонить голову пред тем, кто обозначал собою ÷ар€ —лавы. “очно такой же крестный ход был и в –остове.  стати,  в звоннице - церковь ¬хода √осподн€ во »ерусалим.

08 –остов —оборна€ площадь (700x525, 162Kb)

¬оскресенский храм - надвратный, и через него мы попадаем на јрхиерейский двор, окруженный высокой стеной с 11 башн€ми. ¬от тот же храм ¬оскресени€ изнутри двора.


11  –остов ’рам ¬оскресени€ (700x525, 232Kb)
 

–азгл€дыва€ узорочье и див€сь сказочной высоте и стройности церквей, можно вспомнить патриарха Ќикона и его Ќовый »ерусалим .  н€зей да царей на –уси - считать устанешь, а Ќовый »ерусалим - один. Ќо на всю страну никоновской силы не хватило - государь очнулс€: "÷арь € или не царь?"  ј можно представить, что вот в –остове получилось иначе. «десь, похоже, была совершенно никоновска€ иде€ решающей роли церкви в устройстве жизни именно дл€ достижени€ честности и справедливости легче могла реализоватьс€.

–остовский митрополит »она —ысоевич (рукоположенный Ќиконом), единомышленник и местоблюститель после удалени€ патриарха в Ќовый »ерусалим, поймал счастливый случай.  ак и что думал царь јлексей ћихайлович после казуса с внезапным возвращением Ќикона в ”спенский собор в  ремле, когда »она прин€л благословение от изгнанника, конечно, неизвестно. Ќо большого наказани€ не воспоследовало - место »она блюсти перестал, погрузилс€ в дела своей епархии, и тень поруганной славы патриарха, пам€ть о местоблюстительстве помогали ему чувствовать себ€ в этих географических пределах сильнее и свободнее... » строить такую вот красоту...

11a –остов ’рам ¬оскресени€ (700x525, 205Kb)
 

ј фрески ¬оскресенской церкви неверо€тно живые и динамичные. ќбраз Ќебесного √рада занимает важное место. “ак и хочетс€ на этом дворе отыскать двенадцатую башню, уверена - она была.


11б –остов ’рам ¬оскресени€ фрески (700x525, 270Kb)
 

–оспись дышит силой, уверенностью тех времен,


11в –остов ’рам ¬оскресени€ фрески (700x525, 227Kb)
 

и какой-то нездешней иронией. јпокалипсис проиллюстрирован тщательно и детально. ¬авилонска€ блудница хороша, да вс€ компани€ выписана основательно и добротно.

11е –остов ’рам ¬оскресени€ фрески (700x525, 262Kb)

јлтарна€ преграда превратилась в стену... на солею - ведут ступеньки.

11г –остов ’рам ¬оскресени€ фрески (700x525, 241Kb)
 

јх, а фрески с западной, босховской непосредственностью повествуют о гр€дущих временах. Ќестрашно, но завораживает.


11д –остов ’рам ¬оскресени€ фрески (700x525, 222Kb)
 

¬от одно из самых первых и самых важных зданий - —удный приказ.  ак обычно, существенное - неброско.)
 

12 –остов —удный приказ (700x525, 221Kb)

¬ообще интересна его юрисдикци€), веро€тно она распростран€лась не только на св€щеннослужителей и дела, подлежавшие церковному суду. „еловек, сумевший за почти сорок лет построить то, что он построил, не мог не обладать огромными финансовыми и управленческими, созидательными возможност€ми: не име€ под рукой судебной власти, просто оплатить это нельз€. „то значит словосочетание "монастырское землевладение"?  ак можно владеть, не управл€€, и как можно управл€ть, не установив пор€док и не поддержива€ его силой, то есть судом и расправой? ј другой, сопоставимой по силе с митрополитом власти в –остове не было: из примерно полусотни государевых воевод XVII века почти половина была из местных вотчинников и помещиков, было ещЄ и самоуправление - земские избы, следившие за общественными работами, дорогами, мостами, рынками и т. п. 
Ћичным и частным собственником земель и даже своего дома »она —ысоевич не был, но право распор€жени€ ими принадлежало только ему. ¬ каком-нибудь 1679 году »она —ысоевич, повидавший уже полтора дес€тка воевод, что, не знал, как с ними управитьс€, если воевода и посмеет перечить митрополиту, недавнему местоблюстителю патриаршего престола, то есть почти патриарху? “ак что митрополит в –остове был не только главой епархии, но и главной властью вообще: не передаваемое по наследству, неличное богатство делало иерарха реальным хоз€ином бывшего кн€жества, города, епархии, уезда. » помогал в этом —удный приказ.
–остовска€ митрополи€ в середине XVII в. была едва ли не богаче московской. ќна простиралась до Ѕелого мор€ и еще имела огромные доходы от солеварени€: производство и продажа соли в то врем€ были монополией государства, но митрополиту –остовскому милостью царской дозвол€лось варить соль на продажу. 
 
ј это крыльцо, ведущее к Ѕелой ѕалате, с ползучими арками под ним. Ёти ползучие арки вообще очень примечательны. “ака€ дурацка€, но живописна€ кривизна умеет правильно распредел€ть растущую по мере увеличени€ высоты нагрузку и в XVII веке ползучие арки примен€лись не часто, а очень часто; они превратились в один из признаков архитектуры XVII века. 
»х использовали не только потому что они удобны, но и потому что они красивы – они словно вырастают из земли, медленно поднимаютс€, расправл€€ плечи и ведут куда-то наверх, а внизу остаютс€ такие приманчивые закутки, уютные, полутЄмные и загадочные...
 
13 –остов —амуилов корпус (700x525, 200Kb)

ј перед нами, между тем, церковь »оанна Ѕогослова, автора так подчинившего тут всЄ јпокалипсиса.

14 –остов ’рам »оанна Ѕогослова (700x512, 335Kb)
 

÷ерковь очень из€щна, стильно украшена, главы собраны в пучок... а при этом она высоты неимоверной, вот тут человечки есть дл€ масштаба. “ут, в "кремле", пройти по всем церкв€м и палатам можно не опуска€сь на грешную землю - везде переходы и стены. ¬ходы в храмы и палаты есть с уровн€..эээ... ну скажем, примерно, третьего этажа.


15 –остов ’рам »оанна Ѕогослова (480x640, 167Kb)
 

ј внутри храма такие вот непробиваемо жизнерадостные детали. ƒыньки, ромбики, цветочки...


16 –остов ’рам »оанна Ѕогослова (700x525, 234Kb)
 

‘рески церкви »оанна Ѕогослова такие же солнечные, €ркие и ковровые, как в храме ¬оскресени€.


17 –остов ’рам »оанна Ѕогослова (700x525, 244Kb)
 

» снова алтарна€ преграда - стеной.  олонны, киот - особенности этого времени.


18 –остов ’рам »оанна Ѕогослова фрески (700x525, 274Kb)
 

» здесь вовсю стены паперти покрыты иллюстраци€ми к јпокалипсису. –адостное такое ожидание конца света.


19 –остов ’рам »оанна Ѕогослова фрески (700x525, 240Kb)
 

∆ивопись сама по себе возрожденческа€, с обилием деталей и вниманием к бытовым мелочам. » поражает обилие криволинейных очертаний и сложных поворотов фигур. ј еще художник изображает много архитектуры - артистично разрабатывает, к месту и не очень,  архитектурные фоны композиций с разнообразными постройками — башн€ми, церквами, звонницами, домами с островерхими кровл€ми.  ќх, видно все эти островерхие крыши хорошо ему знакомы.

20 –остов ’рам »оанна Ѕогослова фрески (700x517, 257Kb)
 

ќчень интересен представленный в храме целым €русов цикл жити€ јвраами€ –остовского. 

21 –остов ’рам »оанна Ѕогослова фрески (700x525, 253Kb)

¬се фрески не буду пересказывать, а вот одну только. Ќа берегу небольшой речки »шни (поедем туда))) јвраамию €вилс€ сам апостол »оанн Ѕогослов. ƒав св€тому свою трость, апостол благословил его и велел возвратитьс€ в –остов, чтобы сокрушить идола, который от прикосновени€ трости рассыпалс€ в прах. Ќа фреске церкви »оанна Ѕогослова изображена речка с перекинутым через нее мостиком, перила которого опираютс€ на точеные бал€сины. —ам јвраамий в тут представлен дважды - сто€щим и коленопреклоненным перед апостолом. ¬ левой руке »оанна Ѕогослова тонкий жезл, увенчанный крестом. ¬ следующей сцене јвраамий сокрушает этим жезлом идола ¬елеса. »дол изображен в виде обнаженной и опирающейс€ на щит мужской фигуры в короне. ќн стоит на высоком ступенчатом постаменте под богато украшенной сенью с узорной завесой. »дол также представлен дважды - сто€щим в полном блеске и разбитым на части. Ќа заднем плане изображен город, среди построек которого видна церковь с луковичной главкой.

22 –остов ’рам »оанна Ѕогослова фрески (700x525, 230Kb)
 

ј во всю длину паперти - мучени€ апостолов. ≈ще будут отреставрированы. —низу во всех храмах - трогательное такое вышитое медальонами и цветочками полотенце длинное... со складочками)


23 –остов ’рам »оанна Ѕогослова фрески (700x525, 229Kb)
 

”дивительное все это производит впечатление. —илы и нежности. Ќаверное, только так, в провинции, и могла быть реализована никоновска€ иде€ гармонии светской и духовной власти: патриарху негоже бодатьс€ с царЄм, государь всЄ равно победит, ему зазорно быть вторым; а вот в полутораста верстах от  ремл€, в митрополии, при государевом воеводе, можно и не постесн€тьс€: царь далеко, Ѕог р€дышком, можно устроить жизнь так, как кажетс€ правильным, и не только в јрхиерейском доме, а во всей епархии. ј было тут очень хорошо, вот пр€мо так и осталось...

23а –остов ’рам »оанна Ѕогослова (700x525, 461Kb)

 огда начинаешь обращать внимание на детали - много вс€ких неправильностей обнаруживаетс€.  ак бы создатели сто€ли над законами симметрии - потому что всЄ очень ладненько и уютно.


24 –остов јрхиерейский двор фрагмент (700x525, 180Kb)
 

¬оинственность стен здесь совсем игрушечна€, это не крепость, а образ крепости, и совсем нет монастырской суровости, все церкви и палаты и снаружи, и изнутри весЄлые, простые,
 

25 –остов јрхиерейский двор фрагмент (700x525, 137Kb)
 

 кто сколько может вз€ть из них радости, тому столько отмерено. ’рам ќдигитрии сейчас используетс€ как здание администрации, и только от этого грустно.

25 –остов ќдигитри€ (700x525, 227Kb)

ј вообще - сказочный такой храм, игрушечный.

26 –остов ќдигитри€ (700x525, 406Kb)

—реди монастырей приблизитьс€ к јрхиерейскому дому мог бы только один - никоновский ¬оскресенский монастырь, который Ќовый »ерусалим, но там так порезвились барокко с классицизмом, нацизмом и социализмом, что от никоновской пасхальной идеи остались только следы.

ј здесь - вот оно всЄ живое - перебегают над дорожками нар€дные галереи,


27 –остов јрхиерейский двор фрагмент (700x525, 219Kb)

везде обустроеные вс€кие уголки и дверцы, в которые и на корточках-то трудно залезть, всЄ дл€ хоз€йства, все уже и забыли, что туда положили, всЄ не всегда симметрично, но очень удобно и радует глаз полнотой жизни.


28 –остов јрхиерейский двор фрагмент (480x640, 110Kb)

ј в музее - вот он какой, »она —ысоевич.


29 –остов ћузей (480x640, 137Kb)

–аньше палаты все были вот такие


30 –остов ћузей (700x494, 197Kb)

»ли вот такие, пр€мо как радзивилловские в Ќесвиже.


31 –остов ћузей (700x525, 200Kb)

Ќо пока интерьеры - спартанские. » напрестольные кресты сто€т в музейных витринах, со св€тын€ми и частичками мощей.


32 –остов ћузей (480x640, 160Kb)

“ут же в музее, собрана коллекци€ скульптур, которые все из местных православных храмов, по ним видно как велико было вли€ние католических 


33 –остов ћузей (700x525, 172Kb)

 и униатских идей.


34 –остов ћузей (700x525, 149Kb)

» лЄвик показывает €зык всем, кому без разницы)))


35 –остов ћузей (700x525, 146Kb)

¬ музее собрано очень много старинных осветительных приборов - подсвечники... » как работники музе€ старались - трогательно: там в окошке витринном фоном поклеены виниловые обои)))


36 –остов ћузей (480x640, 175Kb)

а вот цела€ коллекци€ светецов.  —ветец - это такой держатель дл€ лучины.


37 –остов ћузей (700x525, 174Kb)

ќчень они разные, мне самый левый понравилс€, с коваными петельками)


38 –остов ћузей (700x525, 186Kb)

Ёкспозици€ музе€ ммм... не очень богата€, поэтому пойдем дальше. —амый интересный храм - и службы тут бывают раз в год, - церковь —паса на —ен€х, домова€ церковь »оны —ысоевича. ћожет узнаете, € еЄ каждый год фотографировала. ќна одноглава€, из всех сама€ высока€, просто гигантска€, но от ворот почти не видна. —наружи – —пас на —ен€х необъ€тен и непоместителен в голове)))


39 –остов —пас на сен€х (700x525, 187Kb)

√ирьки у входа в храм от вертикали немного отклон€ютс€... ветром, наверное)


40 –остов —пас на сен€х (700x525, 260Kb)

«дание – громадное, сложное, высокое, впечатл€юща€ махина. ј внутри он маленько-малюсенький, если п€тьдес€т человек войдЄт – будет тесно, а если семьдес€т – давка. ј италь€нские гирьки стали родными настолько, что ими украшен и храм. 

42 –остов —пас на сен€х фрески (700x525, 274Kb)

ѕредыдуща€ фотка сделана сто€... чтобы солею поднимали на столько ступеней, лестницей, да ещЄ отгораживали арками от трапезной – нигде больше такого не видела. ¬ своЄм главном, но потаЄнном от первых взоров храме »она —ысоевич довЄл основную идею всех церквей јрхиерейского дома до логического завершени€. ¬спомним, что в католических храмах алтарь вовсе открыт, преграды нет, что св€щенник на кафедре возвышаетс€, но находитс€ в том же помещении, что и прихожане. ј тут – лестница, чтобы войти на гульбище, двери, чтобы войти в храм, арочна€ преграда к солее, а там, в глубине, ещЄ ÷арские врата в сплошном, как стена, иконостасе. јрки на солее и лестница к ней – ещЄ одна преграда, ещЄ одна ступень к возвышению, чем дальше и выше, тем труднее, тем меньшему числу людей удаЄтс€ дотуда добратьс€, тем таинственнее, важнее и величественнее становитс€ вершина. “аинственно, очень красиво и убедительно.

» еще тут в храме над солеей - фантастические арки, очень необычные. Ќичего про них не знаю.


43 –остов —пас на сен€х фрески (700x525, 243Kb)

 „еловек, бывший там, в алтаре, за арками солеи, за ÷арскими вратами, человек, знающий, как пресуществл€етс€ хлеб и вода – вот человек, которого надо слушать, он умеет помогать и направл€ть, а не обычный подверженный мирским соблазнам светский чиновник или воевода. ¬ласть всегда таинственна и отдельна от публики, а публичность – это фикци€, которую власть врем€ от времени на себ€ надевает в трудные периоды. »она —ысоевич понимал это так же, как патриарх Ќикон.

 
44 –остов —пас на сен€х фрески (480x640, 235Kb)

Ќа западной стене —паса на сен€х - огромна€, во всю стену фреска —трашного суда. ѕодробно детализированна€ и тщательно выписанна€. ƒоходчиво)  руглые дыры - это голосники, храм очень гулкий, и можно представить, какого размера там сосуды.

45 –остов —пас на сен€х фрески (700x525, 263Kb)

“ут же р€дом - витринка от реставраторов о левкасных гвоздиках. –аньше они были железными, их вмуровывали в штукатурку, чтобы лучше держалась, но вот  железна€ крепость подводила, оказалась не на месте. “еплоЄмкость у металла и штукатурки разна€, чуть вода при остывании на них собралась и замерзла – застывший раствор морозом рвет, и в конце концов заржавевшие желез€ки повысыпались, оставив дырки, похожие на следы пулемЄтного обстрела в жестокой городской битве. —тены везде здесь были такие густо "обстрел€нные", и реставраторы замен€ли железные гвозди на керамические, а потом закрашивали.

46 –остов —пас на сен€х (700x525, 157Kb)

» пол в храме древний - металлический...

47 –остов —пас на сен€х (700x525, 210Kb)

ѕерекрытие свода - крещатое. –оспись создает совершенно неотмирное впечатление.


48 –остов —пас на сен€х фрески (700x525, 290Kb)

—трашный суд на западной стене церкви - есть, —трасти ’ристовы - есть, а угрюмой, пугающей строгости - нет. јрхиерейский дом страшен только —удным приказом (с которого как будто он и начиналс€), во всЄм остальном - така€ весЄла€ свобода, 

49 –остов фрагмент (700x522, 201Kb)

сила, уверенность, 

50 –остов фрагмент (700x525, 156Kb)

размах и непринужденность, какую ещЄ, пожалуй, только во ѕскове и Ќовгороде можно отыскать. 


50а –остов галере€ (700x519, 228Kb)
 

„ем дальше углубл€ешьс€ во двор, тем более обыденными, мирскими по характеру и назначению станов€тс€ постройки. ѕоэтому не удивительно, что завернув за —амуилов корпус и пройд€ по узкой улочке между ним и стеной, посетитель ощущает себ€ попавшим в самый насто€щий средневековый город.  


50б –остов галере€ (700x525, 248Kb)

¬ид у этих строений очень жилой, домашний, здесь нет пышного декора публичных зданий – наличники окошек простые "изб€ные" треугольники, карнизы домов и галерей оформлены валиками, бегунками да поребриком, только "кн€жьи терема" расписаны "в шахмат". —обственно, это и была жила€ часть митрополичьего двора – в »ерарших палатах до постройки ћитрополичьих палат жили ростовские митрополиты, а потом разместились поварни, сушильни, кладовые, пирожные. " н€жьи терема" так и остались жилыми помещени€ми дл€ многочисленного окружени€ митрополита. 


50в –остов галере€ (467x640, 191Kb)
 

ќсенью тут очень нежно. ј вот за этой стеной - за —амуиловым корпусом и  расной палатой - митрополичий сад.

50вв –остов  расна€ палата (700x525, 273Kb)

Ѕела€ палата - митрополичь€ столова€ дл€ приема гостей.  » тоже у неЄ такое ползучее крыльцо)

50г –остов  расна€ палата (700x525, 196Kb)

» гирьки, и оленики, 

50д –остов  расна€ палата (480x640, 173Kb)

и ширинки, и кокошники, и поребрик, и цветы... Ќар€дно)

50е –остов  расна€ палата (470x640, 160Kb)

» все это вместе, с высоты - рождает чувство соразмерности и гармонии.

51 –остов ¬одовзводна€ (700x509, 223Kb)

—верху видно всЄ величие иониного творени€, его согласие с природой.

52 –остов ¬одовзводна€ (700x519, 179Kb)

» хочетс€ забыть, всЄ, что вбито в голову со школьных лет о семнадцатом веке. ћы ведь привыкли и точно знаем, что страна была €кобы отстала€ и убога€, что осталось только чуть-чуть подождать, и двадцативосьмилетний ѕЄтр јлексеевич начнет с 1700-го года лить свет просвещени€ во тьму мракобеси€.

53 –остов ¬одовзводна€ (700x525, 187Kb)

ј теперь пройдем поразмышл€ть о этом мракобесии - в сад.)

54 –остов фрагмент (700x515, 167Kb)

¬от, с€дем под стеной на скамеечку и поговорим немножко. ќсновна€ иде€ Ќикона была - о возвышении роли св€щенства и вселенского православи€, он мечтал  о создании православной империи от Ћивонии до ÷арьграда и обращении в православие иноземцев. ћожно говорить и о роли патриарха в поддержании религиозных войн с –ечью ѕосполитой, со Ўвецией, в переговорах с Ѕогданом ’мельницким… ј еще была у него иде€ отвоевать у турок  онстантинополь, предоставить русскому царю престол  онстантина ¬еликого, а патриарха московского провозгласить вселенским патриархом...  Ќо стремительные перемены во внешней политике никак не в€зались с религиозной идеей патриарха Ќикона о православной империи. ќбостр€лось и противосто€ние между владыкой и царем. ¬ споре, что выше: “св€щенство” или “царство”, духовна€ власть или светска€, Ќикон потерпел поражение.

¬ ростовско-€рославской епархии воплотилась в жизнь всего одна иде€ Ќикона, гармони€ между светской властью и духовной была достигнута и оставила по себе следы, составл€ющие целую эпоху в истории русской архитектуры. ѕоэтому видеть и понимать ростовский јрхиерейский дом надо как нечто совершенно новое в истории, отличное от монастырей и кремлей: это резиденци€ сказки о Ќебесном √раде на земле.


55 –остов фрагмент (700x518, 195Kb)
 

—адик ухоженный и подрастает. ѕомню, когда-то здесь были только прутики, прив€занные к палочкам, из земли торчали.


56 –остов √ригори€ Ѕогослова (700x525, 299Kb)
 

¬ куполах начинают летать маленькие красивые облачка, окрашенные уже закатным светом.


56а –остов √ригори€ Ѕогослова (700x525, 164Kb)

ѕрогул€емс€ вокруг митрополичьих стен. ¬от тут камень лежит - обещают пам€тник поставить ростовскому кн€зю ¬асилько. ’орошее место.

58 –остов ¬асилько (700x525, 382Kb)

ј здесь просто листь€ вал€ютс€.


59 –остов стена (480x640, 222Kb)

”спенский собор виден даже издалека.

60 –остов (700x525, 442Kb)

ј тут всЄ под напр€жением, и самолЄтик туда же)

61 –остов (700x525, 156Kb)

ј это непон€тно почему размер ниш стены изменилс€... ¬ р€док шли себе одного размера, потом - бац - и увеличились)

62 –остов фрагмент (700x525, 211Kb)

ј это с листиками самый избитый вид на стену и церковь »оанна Ѕогослова.

63 –остов (700x519, 317Kb)

¬от самый часто встречаемый ростовский элемент декора: квадратики в р€д - ширинка, в квадратиках "бочоночки" вот такие, чаши то есть. 

64 –остов фрагмент (700x525, 254Kb)

¬ообще, образ XVII века, сид€щий в головах людей, вопиюще противоречит образу јрхиерейского дома: как бы такое темное столетие, начавшеес€ —мутой и законченное ’ованщиной, вместившее в себ€ бунты и закрепощение кресть€н, раскол и воссоединение с ”краиной, отсталость и убогость государственного быта,  с одной стороны, и праздничный ионинский стиль от –остова до ”глича и ћологи - с другой.  ак такое может быть?
 
65 –остов фрагмент (700x525, 159Kb)
 
—тиль »оны, это стиль, не просто свидетельствующий, а буквально кричащий о процветании, богатстве, силе, об умении видеть и создавать красоту.
 
69 –остов (700x544, 189Kb)
 
“акие здани€ не могут быть созданы несчастными забитыми людьми: даже те, кто сегодн€ следит за здани€ми и реставрирует их, в один голос скажут: ни ур€дник, ни приказчик, ни прораб или бригадир, ни самый разначальник из начальников не услед€т за халтурой, 

66 –остов фрагмент (700x525, 150Kb)

если исполнители не будут преисполнены понимани€ того, в чЄм они участвуют; 

67 –остов фрагмент (700x517, 166Kb)

чтобы так построить, надо хотеть так построить на всех уровн€х, включа€ самый низший, до подмастерь€ и подносчика кирпичей, даже они не могут быть несчастными, забитыми и угнетЄнными - иначе не получитс€ ощущение праздника, 

68 –остов фрагмент (700x525, 182Kb)
 

охватывающее вс€кого, кто входил и входит в јрхиерейский дом)))

 

70 –остов (480x640, 271Kb)

ј солнце садитс€ за тот самый заборчик, отгородивший храм ”спени€ от народа в XVIII веке.

71 –остов (700x525, 168Kb)

» вот теперь, наконец-то настал момент убедитьс€ в оправданности легкой розоватости стен, башен и некоторых храмов. ќказываетс€, они еще при »оне были выкрашены в розовый цвет - белую побелку смешивали с толченым кирпичом.

¬ закатном свете это выгл€дит потр€сающе, мистически, как будто свет€тс€ сами стены и башни. “акой вот "—вете “ихий"...


72 –остов на закате (700x525, 168Kb)

”же все закрыто, улицы пустеют, расход€тс€ немногочисленные прохожие. “о ли рыбка, то ли птичка парит над городом, €вно вынырнув из озера.

73 –остов рыбка (700x525, 145Kb)

ј на митрополичьем дворе за несколько минут до заката вовсю играет осень, светитс€ и резвитс€. 

74 –остов «акат (700x511, 170Kb)

ѕри полной тишине, безлюдности и безветрии она радуетс€, си€ет,


75 –остов «акат (700x525, 189Kb)

и дурачитс€, переворачива€ в митрополичье озерцо храмы,

76 –остов «акат (700x525, 244Kb)

на прощание поджига€ листву,

77 –остов «акат (480x640, 204Kb)

и, наконец, тихомирно успокаиваетс€ в куполах соборов.

78 –остов «акат (700x517, 141Kb)

Ќу, теперь всЄ... можно в гостиницу)

 

материалы:

Ћобачев —. ¬. ѕатриарх Ќикон. —ѕб., 2003

». узнецов, ќ.Ќовохатко ¬еликий –остов. XVII век: место ”топии, 2010

http://www.vidania.ru/literatura/zerkov_ioanna_bogoslova_v_rostove/avraamii_rostovskii_zerkov_ioanna_bogoslova.html
ћетки:  
ѕонравилось: 5 пользовател€м



—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени „етверг, 10 ќкт€бр€ 2013 г. 16:37 (ссылка)
„той-то мне щекотит, будто треугольные закомары и наверши€ апсид не от пскопских ли умельцев приидоша на ростовские храмы?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 10 ќкт€бр€ 2013 г. 17:19ссылка
“ак многое оттуда, ползучее крыльцо - точно, так что и закомары - вполне может быть...
ѕадунский   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 ќкт€бр€ 2013 г. 07:41 (ссылка)
если есть фотографии росписей, отчего же палаты не распишут? или они уже переданы рпц мп, а та по привычке хочет с государства денюжку стр€сти?))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 14 ќкт€бр€ 2013 г. 10:34ссылка
ѕадунский, ох, не знаю. ¬сЄ музейное и каждый зал - по билетикам. ‘отографий старинных много-много, часть из них как насмешка в музее выложены - там все такое пр€м красоты неземной.
Ќо при советской власти еще отреставрировали фрески, и дальше - ничего. “ак, бел€т иногда... ¬от ”спенский собор ÷еркви принадлежит - его весь и реставрируют.
ѕерейти к дневнику

„етверг, 17 ќкт€бр€ 2013 г. 16:29ссылка
√осударство российское у –ѕ÷ в ¬≈„Ќќћ неоплатном долгу. Ќе будь –ѕ÷ - не болтали бы и о –оссии. ћитрополиту јлексию еще задолжали при ƒмитрии »вановиче (ƒонском) за €рлык на ¬еликое кн€жение. ј —ергию –адонежскому? ј √ермогену? ј по копеечке кажному попу, что ни в Ћитву, как √ришка ќтрепьев, ни иным косым жидовствующим лютеранам шведо-ливонским не продалс€... »ное дело - международна€ ЁрЁфи€ - трепетна€ наследница —овдепии и прочих якобинских конвентов. ƒл€ этих государственных сли€ний во всеобщем и целом всемирном и толерантном конечно же люба€ –ѕ÷ - лишнее звено растрат капиталу.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку