Скажу сразу, что современная Рязань почти никакого отношения к Рязани не имеет, да и называется так только с XVIII века. Так что я о той, древней Рязани, которая сейчас "Старая Рязань", небольшая деревенька в 60 км от нынешней Рязани.
Рязань - первая крупная крепость на пути батыевых полков. Хотя никакого "ига" и не было, но чтобы обложить всех данью, так называемые монголо-татары приходили. Пришли и сказали - плати регулярно 10 процентов (нам бы такие налоги), а не то... но средневековый менталитет сильно отличается, и вот, наступило то самое "не то".
Ситуация обозначалась геополитически, что понятно из карты того времени. (Посмотрите карту , интересная, скорее всего вы не представляете расстановку сил - расположение между великими Московским, Литовским княжествами и Ордой)
При средней площади двора-усадьбы в 400 м2 и размерах семьи в четыре-пять человек окажется, что к началу XIII в. в Рязани проживало около 8 тыс. жителей. По средневековым меркам Рязань - большой город.
Рязани пришлось выступить волноломом против Орды, пограничное положение на границе со степью обязывало всех поголовно быть всегда начеку.
Всего в Рязани было три собора - Спасский, Борисоглебский и Успенский. На месте Борисоглебского уже в более позднее время на древнем фундаменте
(видите, там использован древний камень)
была построена кирпичная церковь, затем разрушенная коммунистами. Вот, очертания арок этого храма,
построенного в начале ХХ века - единственное, что возвышается над полем, куда ушла Рязань.
И валы -
даже и представить сложно, что им 800 лет, и они еще десятиметровые.
Очень красивое, поистине княжеское место на высоком берегу Оки.
Потрясающее место. Удивительной красоты, гармонии и силы воздействия на внутренний мир человека... Высокие берега, холмы,
обрывы, валы
овраги
и понимание того, что когда-то здесь, вот буквально под ногами был крупнейший центр словенской и угро-финской культуры.
По существу - это "наша Троя", богатый и мёртвый город. Только выпотрошенный и закопанный обратно. Тут целенаправленно копали почти 200 лет, и причиной этому был не археологический интерес, а также как и в Трое - клады.
или так
И вот, например...
А это легендарные рязанские бармы.
Больше нашли у нас - только в Киеве. Почти все эти украшения - местного производства. Шедевры рязанских мастеров золотых и серебряных дел - свидетельство технического и художественного расцвета городского ремесла XII—XIII вв., высокого уровня славянских златокузнецов, в совершенстве владевших техникой перегородчатой эмали на золоте, создававших изощренные узоры с использованием зерни и скани,
украшавших изделия вставками из драгоценных камней и жемчужными обнизями, что придавало их произведениям светозарную красоту.
Да ладно мастера... Было кому и куда такие украшения носить.
а вот еще пуговицы...
Последний по времени рязанский клад обнаружился - в 2005 году. Клад найден студентом-историком, которого выгоняли с практики за пьянку).
С момента обнаружения тут документированного (а сколько на протяжении 600 лет было "недокументированного"?) первого клада в 1822 году были найдены более десятка кладов, которые вошли в сокровищницу культуры, теперь они в Оружейной палате. Это то, что прятали жители города во время недели осады.
На городище Старая Рязань почти нет культурных слоев позднее XIII в, уникальный случай для археологов. То есть 13 век находится расстоянии штыка лопаты, а кое-где прямо на поверхности,
подглядывает)
и ступеньками уходит в никуда...
Еще известно, что за 16 лет до Батыя в 1208 Старая Рязань в междуусобных распрях была сожжена владимиро-суздальским князем Всеволодом III Большое Гнездо, который вывел перед этим весь народ из города. Крепостные стены только-только отстроили, да и дело привычное - разборка местная. Батый действовал основательнее.
"И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли.
А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили.
И не осталось в городе ни одного живого:
все рАвно умерли и единую чашу смертную испили.
Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые."
"Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померкнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их растерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную."
Но такое чувство на этом поле, что они ушли отсюда, но еще как бы остались...
музейные фотки не мои, использованные материалы отсюда
http://poryvaev.ru/kladu_i_sokrovisha/klady_rossii/ryazanskie_kladu.html
http://groh.ru/map/rjasan/rjasan.html
http://ru-history.livejournal.com/2425937.html