-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14477
Ќаписано: 23703

ќтцы пустынники

ѕонедельник, 18 јпрел€ 2011 г. 17:08 + в цитатник

јх, как и сколько сейчас везде пытаютс€ ѕушкина ударить - кто в глубокую религиозность, кто в напускную набожность, кто в атеизм и масонство. ј стихи его - просто живые. » он, это самое «наше всЄ» - оно такое не только обжигающе гор€чее, лучистое и солнечное, но и см€тенное, и исповедальное, и пока€нное.. ƒа и эта молитва - не претендует на каноничность... » не в этом же дело.

÷ветаева права - он никогда не годилс€ на роль монумента... да, не схима. Ќо какой бы не была цензура - поэт не старалс€ из себ€ насильственно выжать какие-то «религиозные чувства». ќн был м€тежен, и уж ему-то не нужно было объ€сн€ть - как безумен покой, но и у него мешались мысли, и холодело сердце, и истощались силы…

ѕушкин и не пыталс€ передать в этом стихотворении всю духовную насыщенность первоисточника, молитвы ≈фрема —ирина. » каким бы не казалс€ хрестоматийным поэтический текст этот, совсем немного усили€ нужно, чтобы вдохнуть, пон€ть, услышать - насколько это его личное и искреннее.

 

ќтцы пустынники и жены непорочны,

„тоб сердцем возлетать во области заочны,

„тоб укрепл€ть его средь дольних бурь и битв,

—ложили множество божественных молитв;

Ќо ни одна из них мен€ не умил€ет,

 ак та, которую св€щенник повтор€ет

¬о дни печальные ¬еликого поста;

¬сех чаще мне она приходит на уста

» падшего крепит неведомою силой:

¬ладыко дней моих! дух праздности унылой,

Ћюбоначали€, змеи сокрытой сей,

» празднослови€ не дай душе моей.

Ќо дай мне зреть мои, о Ѕоже, прегрешень€,

ƒа брат мой от мен€ не примет осуждень€,

» дух смирени€, терпени€, любви

» целомудри€ мне в сердце оживи.

 

ј.—. ѕушкин. 1836

PS. ќх, вот под кат - на вс€кий случай, образчик комментари€.…ну… "разбор"). Ќо 10 страниц (!) , подробно, обсто€тельно и просто ликбезно, (про слово «умил€ет» - особенно часто не знают, и актуально дл€ сегодн€шней утрени).

ѕушкин хорошо знал Ѕиблию, часто ее перечитывал, он упоминает в своих произведени€х ≈вангели€, книги ћоисе€, пророка »саии, ≈кклезиаста, »ова, ѕеснь ѕесней, ѕсалтирь, јпокалипсис и др. Ќа библейские сюжеты им написано немало стихов. »звестен отзыв поэта о ≈вангелии: "≈сть книга, коей каждое слово истолковано, объ€снено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обсто€тельствам жизни и происшестви€м мира; из коей нельз€ повторить ни единого выражени€, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже дл€ нас ничего неизвестного; но книга си€ называетс€ ≈вангелием, и такова ее вечно нова€ прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противитьс€ ее сладостному увлечению и погружаемс€ духом в ее Ѕожественное красноречие". ¬ христианской вере ѕушкина не сомневалс€ и ¬.—.—оловьев. ќбщеизвестны также предсмертные слова поэта, сказанные им ƒанзасу: "...’очу умереть христианином".

ќтметим, что ѕушкин интересовалс€ и был знаком с западной богословской литературой. ¬ частности, читал знаменитое "ќ подражании ’ристу" ‘омы  емпийского, проповеди ‘енелона и др.

Ќаконец, нельз€ пройти мимо православи€ ѕушкина. Ёта тема в его творчестве обусловлена уже тем, что поэт с детства был тесно св€зан с православной обр€дностью и православным бытом: он посещал богослужени€, заказывал в церкви панихиды и молебны; перед смертью исповедалс€ и причастилс€, как глава семьи и отец благословил жену и детей; периодически заказывал молебны перед семейной реликвией - ладанкой с зашитой в ней частицей ризы √осподней. Ќа основе воспоминаний современников такие факты можно было бы значительно умножить.

ѕушкин читал православную богословскую литературу, „етьи-ћинеи, проповеди митрополита ћосковского ‘иларета (ƒроздова), писал сочувственные рецензии на духовную литературу ("—ловарь о св€тых", "—обрание сочинений √еорги€  онисского, архиепископа Ѕелорусского", "ѕутешествие к св€тым местам" ј.Ќ.ћуравьева и др.).

¬ стать€х и в известном письме к „аадаеву поэт исключительно высоко оценивает роль монастырей и монашества в древнерусской культуре и духовенства в истории –оссии. Ќо тема православи€ ѕушкина возникает и непосредственно - при анализе тех его произведений, на которых лежит отпечаток не просто православного быта и его реалий, а православного мировоззрени€. Ќаиболее полной работой, посв€щенной этой теме, €вл€етс€ переиздававша€с€ трижды брошюра митрополита јнастаси€ (√рибановского).

јвтор молитвы, преподобный ≈фрем —ирин (373) - один из самых почитаемых древних св€тых ѕравославной ÷еркви. ƒуховное наследие его обширно. Ќо, пожалуй, самое известное его творение - кратка€ молитва, которую в течение всего ¬еликого поста (за исключением суббот и воскресений) читают в храме и дома. ѕриведем ее канонический текст:

√осподи и ¬ладыко живота моего,

дух праздности, уныни€, любоначали€

и празднослови€ не даждь ми,

ƒух же целомудри€, смиренномудри€,

терпени€ и любве, даруй ми, рабу “воему.

≈й, √осподи ÷арю, даруй ми зрети мо€ прегрешени€

и не осуждати брата моего,

€ко благословен еси во веки веков, аминь.

—тихотворение ѕушкина условно делитс€ на две части. —обственно переложение молитвы составл€ет его вторую часть, предвар€ет же его вступление, подготавливающее читател€ к воспри€тию "молитвенного стиха", как выразилс€ сам поэт.

ќтцы пустынники и жены непорочны,

„тоб сердцем возлетать во области заочны,

„тоб укрепл€ть его средь дольних бурь и битв,

—ложили множество божественных молитв;

Ќо ни одна из них мен€ не умил€ет,

 ак та, которую св€щенник повтор€ет

¬о дни печальные ¬еликого поста;

¬сех чаще мне она приходит на уста

» падшего крепит неведомою силой:

 

¬ладыко дней моих! дух праздности унылой,

Ћюбоначали€, змеи сокрытой сей,

» празднослови€ не дай душе моей -

Ќо дай мне зреть мои, о Ѕоже, прегрешень€,

ƒа брат мой от мен€ не примет осуждень€,

» дух смирени€, терпени€, любви

» целомудри€ мне в сердце оживи.

 

ќбратимс€ к тому стихотворному "предисловию", которым предвар€етс€ переложение молитвы. ѕоскольку речь идет о молитве преподобного ≈фрема, жившего в IV веке, естественно предположить, что под "отцами пустынниками" поэт имеет в виду монахов-отшельников эпохи расцвета монашества (IV-VI вв.) - современников и последователей знаменитого сирийского подвижника. ћногие из них были не только аскетами, но и духовными писател€ми. »х произведени€ - это "опытное богословие", то есть концентраци€ личного духовного опыта Ѕогопознани€ и Ѕогообщени€. »х писани€ часто начинаютс€ с молитвы, сопровождаютс€ молитвой, перетекают в нее и ею завершаютс€. Ѕогословие этой эпохи, которую называют "золотым веком св€тоотеческой письменности", - богословие молитвенное. Ќаиболее точно его сущность и особенность выразил преподобный Ќил —инайский (450): "≈сли ты богослов, то будешь молитьс€ истинно; и если истинно молишьс€, то ты богослов".

  молитве —ирина ѕушкин обращаетс€ уже не в первый раз. ѕ€тнадцатью годами раньше, в 1821 г., во вторник —трастной недели, 23 марта, он пишет ј. ј. ƒельвигу в стихах и прозе озорное «пока€нное» письмо. ѕередава€ пожелани€  юхельбекеру, уехавшему в ѕариж, ѕушкин пародийно использует обороты —ирина: «∆елаю ему в ѕариже дух целомудри€, в канцел€рии Ќарышкина дух смиренномудри€ и терпени€, об духе любви € не беспокоюсь, в этом нуждатьс€ не будет, о празднословии молчу - дальний друг не может быть излишне болтлив».

ќтношение ѕушкина к молитве —ирина в 1836 г. становитс€ принципиально новым. ¬ юности в письме к ƒельвигу он иронически пародирует слова молитвы; теперь он находит в тех же словах созвучие своим переживани€м. ѕодобное созвучие можно объ€снить и общностью судеб ѕушкина и —ирина, несмотр€ на то что их раздел€ло полтора тыс€челети€. ѕризнанный своими соотечественниками, знаменитый сирийский поэт и проповедник был вынужден вечно скитатьс€ из-за посто€нного преследовани€ властей. —итуаци€ гонимого скитальца была хорошо знакома ѕушкину.

¬ первом варианте у ѕушкина вместо "отцы пустынники" сто€ло "св€тые мудрецы". «наменательно это исправление нейтрально-светского "св€тые мудрецы", которое можно отнести, например, и к буддийским монахам, на окончательный вариант, который уточн€ет и конкретизирует вероисповедание в самом начале стихотворени€. “е, о ком говорит поэт, не просто мудрецы, а отшельники, каковым был и преподобный ≈фрем, и не просто св€тые, а св€тые отцы. ¬ тропар€х этим подвижникам они называютс€ "пустынными жител€ми" и "богоносными отцами".

—ловосочетание "жены непорочны" также заслуживает внимани€. —лово "непорочный" в богослужебных текстах относитс€ прежде всего к Ѕогоматери: ¬сенепорочна€, ѕренепорочна€ ƒева. ≈го употребл€ют и по отношению ко ’ристу - "јгнец Ќепорочный", то есть безгрешный.

ѕо Ѕиблии, человек должен быть непорочен сердцем. ¬ыражение "жены непорочны" может быть наве€но и посланием јпостола ѕавла к ≈фес€нам, в котором он проводит следующую параллель: как ÷ерковь перед ’ристом, так и жена перед мужем должна быть св€та и непорочна (≈ф. 5: 25).

¬о второй строке ("„тоб сердцем возлетать во области заочны") ѕушкин указывает на роль сердца в духовной молитвенной жизни. —ердце - это центр и средоточие духовной жизни. "Ѕибли€ приписывает сердцу все функции сознани€: мышление, решение воли, ощущение, про€вление любви, про€вление совести, больше того, сердце €вл€етс€ центром жизни вообще - физической, духовной и душевной. ќно есть центр прежде всего, центр во всех смыслах".

”чение о сердечной, или умно-сердечной (совершаемой умом в сердце), молитве лежит в основе исихастской практики, котора€ восходит к IV веку. »менно чистое и непорочное сердце становитс€ способным "возлетать" к Ѕогу. ѕророк »ереми€ призывает: ¬ознесем сердце наше... к Ѕогу (ѕлач. 3: 41).

¬ заповед€х блаженства ’ристос говорит, что только чистые сердцем... Ѕога узр€т (ћф. 5: 8). —ердце "возлегает" в "области заочны", по выражению поэта, то есть в область невидимого дл€ очей. ѕо христианскому учению, существуют два мира: видимый и невидимый, "мир сей" и ÷арство Ќебесное, которое остаетс€ незримым дл€ телесных очей.

Ќо, пребыва€ в этом мире, человек может быть восхищен Ѕогом, как был восхищен апостол ѕавел, сердце его может возлететь и стать причастным ÷арства Ѕожи€. ќтметим, что даже употребление множественного числа ("области заочны") у поэта имеет смысл, поскольку мир невидимый сотворен по иерархическому принципу (вспомним "ќ небесной иерархии" ƒиониси€ јреопагита), и, например, јпостол ѕавел был возведен до третьего неба (2  ор. 12:2).

„иста€ молитва, вознос€ща€ человека к Ѕогу, требует большого труда; по учению "отцов пустынников", она не даетс€ сразу; чиста€ молитва - это вершина духовной жизни, но орудием, или инструментом, дл€ ее достижени€ €вл€етс€ тоже молитва.

ѕоэтому перва€ цель молитвы - укрепл€ть сердце в борьбе против "дольних", то есть земных, искушений ("„тоб укрепл€ть его средь дольних бурь и битв"). ¬ канонах и акафистах слово "бур€" употребл€етс€ именно в этом смысле: бур€ напастей, бурю внутрь имели помышлений сомнительных, бур€ недоумени€ смущает ми ум и т.д. “о же можно сказать и о "битвах". Ѕорьба, брань христианина против греха в Ѕиблии, в богослужебных текстах часто сравниваетс€ с битвой, сражением (см., например: 1  ор. 9: 26).

јпостол ѕавел сравнивает духовную борьбу с военным сражением: ...Ѕрати€ мои, укрепл€йтесь √осподом... ќблекитесь во всеоружие Ѕожие... —таньте... облекшись в броню праведности... ¬озьмите щит веры... » шлем спасени€ возьмите (≈ф. 6: 10-17). «емна€ жизнь христианина - это бури искушений и битвы против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (≈ф. 6: 12). ѕобеда в этой борьбе дает способность "возлетать" сердцем в мир горний, в "области заочны", и тогда молитва как оружие борьбы против греха претвор€етс€ в молитву Ѕогопознани€.

ƒалее поэт говорит о "множестве" молитв, составленных св€тыми отцами ("—ложили множество божественных молитв"), веро€тно, име€ в виду известные ему молитвы, которые в течение многих столетий, как во времена ѕушкина, так и теперь, вход€т в утреннее и вечернее молитвенные правила, предназначенные дл€ каждого православного: например, молитвы преподобного ћакари€ ¬еликого, св€тителей »оанна «латоуста, ¬асили€ ¬еликого и других св€тых отцов.

ѕо свидетельству кн€з€ ѕ.ј.¬€земского, ѕушкин, по крайней мере "в последние годы жизни своей... был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их". ¬ упом€нутую рецензию на сочинени€ архиепископа √еорги€ ( онисского) ѕушкин включил несколько страниц выписок из его сочинений, часть которых посв€щена именно молитве и посту.

¬ следующей строке поэт говорит об умилении, рождаемом молитвой ("Ќо ни одна из них мен€ не умил€ет"). ”читыва€ дух всего стихотворени€ и его близость как по лексике, так и по смыслу к писани€м восточных отцов ÷еркви, было бы неверно толковать слово "умиление" в его современном психологическом, сентиментальном аспекте.

Ќа утрене в понедельник первой недели ¬еликого поста поетс€: ѕоста Ѕожественным начаткам умиление ст€жим... ƒостичь, ст€жать умиление - такова цель, предлагаема€ верующему в самом начале ѕоста. „то же такое умиление? ѕо слову пророка «ахарии, умиление - это дар Ѕожий, который приходит к человеку вместе с благодатью и наставл€ет его воззреть на Ѕога,  оторого пронзили... рыдать... и скорбеть («ах. 12: 10); умиление - это прежде всего пока€нное чувство, возрастание которого ÷ерковь приурочивает к началу ¬еликого поста.

”миление также тесно св€зано с молитвой: молитва - это и средство дл€ ст€жани€ умилени€, но чиста€ молитва вместе с тем и плод умилени€. ѕоэтому в контексте стихотворени€ "умил€ет" значит "вызывает пока€нное чувство", "возбуждает желание молитьс€". 

ћолитву преподобного ≈фрема в церкви читает св€щенник (" ак та, которую св€щенник повтор€ет"), а мол€щиес€ повтор€ют ее вместе с ним про себ€, и в течение всего ¬еликого поста она не только читаетс€ в храме, но и включаетс€ в домашнее молитвенное правило.

ѕушкин называет ¬еликий пост "печальным" ("¬о дни печальные ¬еликого поста"). ¬ св€тоотеческой литературе различаютс€ печаль и уныние. ≈сли уныние считаетс€ безусловным грехом, то печаль имеет двойственный характер: следует различать "печаль по Ѕоге", котора€ "в душу согрешившую влагает намерение исправить жизнь и очиститьс€ от страстей", и "печаль мира сего", ввод€щую человека в уныние, отча€ние, "усыпл€ющую" душу: угашающую в ней стремление к добродетели. “аким образом, ѕост может быть только печальным, ибо это врем€ особой "печали по Ѕогу", но не уныни€.

«атем поэт совершает переход от умилени€ молитвой преподобного ≈фрема, произносимой св€щенником, от "печали по Ѕогу" к собственной молитве ("¬сех чаще мне она приходит на уста"). —обственной не в смысле словесного оформлени€ (православна€ традици€ предлагает молитьс€ как раз "чужими словами", то есть "божественными", как выразилс€ ѕушкин, молитвами св€тых отцов), а в смысле онтологического переживани€ молитвенных слов как своих собственных. ќдин из способов "вжитьс€ в молитву - частота ее повторени€". » именно молитва преподобного ≈фрема "всех чаще" " приходит на уста" поэта.

ќ результате молитвы говоритс€ в следующей строке ("» падшего крепит неведомою силой"). ћолитва усиливает в человеке чувство своей греховности, но она же и укрепл€ет; она позвол€ет осознать мол€щемус€ глубины своего падени€, но она же и возводит к Ѕогопознанию, воздейству€ "неведомою силой". Ћичность автора, его "€" в двух последних строках перед непосредственным изложением молитвы преподобного ≈фрема —ирина выступает особенно отчетливо: "мне приходит на уста, мен€ (как €сно из контекста) крепит".     

«аслуживает особого внимани€ и эпитет "неведома€" по отношению к Ѕожественной силе. Ёто словоупотребление и лексически и семантически св€зано со св€тоотеческим. ѕроблема познаваемости Ѕога у восточных отцов ÷еркви решаетс€ антиномически: Ѕог непознаваем и вместе с тем познаваем. ќн непознаваем от своей сущности, но познаваем по тем про€влени€м Ѕожественной энергии, Ѕожественной благодати, которые ќн изливает на человека. ѕоэтому человек знает Ѕога, но лишь отчасти, он чувствует на себе воздействие Ѕожественной силы, все же остальное остаетс€ тайной. "ƒух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (»н. 3: 8).

"Ќеведома€ сила" в св€тоотеческих писани€х и в данном контексте у ѕушкина - это не значит неведомо кака€ и от кого приход€ща€ (наоборот, перепутать ее ни с какой другой невозможно, если прин€ть ее без гордыни, со смирением, - предупреждают "отцы пустынники"), но неведомо как, в какое врем€ и откуда нисход€ща€ и куда затем уход€ща€. јнтиномично, таким образом, само опытное Ѕогопознание: опыт дает свидетельство Ѕожественного происхождени€ действующей силы, смирение же признает ее неведомой. 

ѕерейдем к переложению ѕушкиным самой молитвы преподобного ≈фрема ("¬ладыко дней моих"). ¬ обращении к Ѕогу ѕушкин опускает первую часть - √осподи, оставл€€ вторую, как и в оригинале, в звательном падеже - ¬ладыко. јрхаичное церковнослав€нское "живота" он не переводит современным словом "жизни", но находит адекватное "дней моих".

Ќа первый взгл€д это неоправданна€ "модернизаци€" семантики и €зыка текста молитвы, но, обратившись к Ѕиблии, мы находим очень близкие к пушкинским словам выражени€, особенно в ѕсалтири: ¬ “воей руке дни мои (ѕс. 30: 16); в “воей книге записаны все дни, дл€ мен€ назначенные (ѕс. 138: 16). ѕушкинский перевод можно, следовательно, истолковать как парафраз библейского стиха.

ƒалее ("дух праздности унылой") поэт допускает еще одну "вольность" по отношению к оригиналу: он объедин€ет уныние и праздность, сто€щие у преподобного ≈фрема обособленно, как две разные страсти. Ќо, обраща€сь к писани€м "отцов пустынников" ≈гипта, —ирии и ѕалестины, мы находим, что многие из них если не объедин€ли эти две страсти, то, по крайней мере, св€зывали их друг с другом.  ак праздность приводит к унынию и скуке, так и уныние, в свою очередь, располагает человека к духовному разделению. —в€той »оанн  ассиан (435) пишет: "...ƒух уныни€... праздности научает". ќб этом же неоднократно пишет преподобный Ќил —инайский.

¬ следующей строке ("Ћюбоначали€, змеи сокрытой сей") ѕушкин "дополн€ет" молитву, особо выдел€€ страсть любоначали€, включающую в себ€ много разновидностей, таких как властолюбие, превозношение, гордын€, высокоумие, стремление командовать и подчин€ть других.

Ћюбоначалие пр€мо противоречит одной из заповедей ’риста: ... то хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (ћф. 20: 26-27).

ћенее чем через дес€ть лет после опубликовани€ стихотворени€ ѕушкина вышла брошюра архиепископа ’ерсонского »ннокенти€ (Ѕорисова) "ћолитва св. ≈фрема —ирина. Ѕеседы на св. „етыредес€тницу". ¬ своем толковании он писал: "ƒух любоначали€, несмотр€ на свою чудовищную величину, может всел€тьс€ в самого малого человека... ќт приражени€ духа любоначали€ и превозношени€ не свободен никто... ќн по€вл€етс€ с юных лет и делает из отрока предводител€ над детьми...". ’от€ эта брошюра вышла после смерти ѕушкина, в 1844 году (хвалебной рецензией откликнулс€ на нее ».¬. иреевский), само им€ архиепископа »ннокенти€ могло быть известно ѕушкину через √огол€, который был большим ценителем и почитателем проповеднического таланта "русского «латоуста", как называли ’ерсонского архиепископа.

Ќадо обратить внимание и на то, что в восточной св€тоотеческой традиции темы грехопадени€, поста и любоначали€ тесно взаимосв€заны. ѕравославна€ традици€ различает пост телесный и духовный. ¬ среду на вечерне первой недели ¬еликого поста поетс€ стихира: ѕост€щес€, братие, телесно, постимс€ и духовно... ѕост телесный, в свою очередь, понимаетс€ как воздержание в количестве пищи и как отказ от определенных видов пищи. ѕост же духовный означает усиленную борьбу против своей греховности и доброделание. «аповедь, полученна€ јдамом от Ѕога о невкушении плодов с древа познани€ добра и зла, €вл€лась, по православным толковани€м, и заповедью о посте.

“аким образом, грехопадение начинаетс€ с нарушени€ заповеди о воздержании от определенного вида пищи. Ќа утрени сыропустного воскресень€ поетс€ об јдаме: ...¬ невоздержании заповеди не сохрани ¬ладычни. Ќо нарушение телесного поста первыми людьми не было простым непослушанием, не было самоцелью. » вы будете, как боги (Ѕыт. 3: 5), - было сказано им змием в искушение, и, значит, в основе непослушани€ лежало скрытое любоначалие, стремление к неограниченной власти. Ѕожественна€ заповедь была нарушена и в телесном, и в духовном аспектах, поэтому и пост, понимаемый как средство возврата к первоначальному, догреховному райскому состо€нию, предполагает очищение, "одухотворение" тела и очищение души от страстей.

ƒл€ искушени€ ≈вы сатана прин€л образ змеи. ¬ этом случае он действовал "извне". √рехопадение же означало вхождение греха внутрь человека: в последующем сатана искушает человека невидимо, незаметно, изнутри, он как бы скрываетс€ и обнаруживает свое присутствие в про€влении какой-либо страсти. "Ќе увлекающийс€ какой-либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: только не было случа€ к обнаружению ее", - писал вслед за св€тыми отцами св€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов).

—трока ѕушкина "Ћюбоначали€, змеи сокрытой сей", так €вно им выделенна€, наве€на как раз этой общеизвестной в ѕравославии взаимосв€зью между любоначалием и грехопадением под тайным, скрытым действием дь€вола на человека. ѕо наблюдени€м ¬.ѕ.—тарка, тема любоначали€, властолюби€, "мирской власти" и, с другой стороны, преклонени€ перед власт€ми €вл€етс€ сквозной дл€ всего пушкинского цикла стихов 1836 года, становитс€ "своеобразным ключом к пониманию всего замысла".

 ак и в молитве, далее у ѕушкина следует грех празднослови€. √оворю же вам, что за вс€кое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день —уда (ћф. 12: 36) - это евангельское предупреждение лежит в основе молитвенного прошени€. Ќо ѕушкин замен€ет церковнослав€нское "не даждь ми" современным "не дай душе моей".

¬след за тем идет наиболее значительное отступление от текста молитвы. ” преподобного ≈фрема за четырьм€ "отрицательными" прошени€ми (об отн€тии праздности, уныни€, любоначали€ и празднослови€) следуют четыре "положительных" (о даровании целомудри€, смиренномудри€, терпени€ и любви), а заключают молитву прошени€ о даровании зрени€ своих грехов и неосуждени€. ѕушкин же заключительные строки молитвы ставит между отрицательными и положительными прошени€ми, создава€ таким образом числовую симметрию: 4-2-4, в то врем€ как в оригинале 4-4-2. Ќо только ли ради симметрии сделал такую перестановку поэт?

ќбратимс€ оп€ть к ≈вангелию и св€тоотеческой литературе. ќсуждение считаетс€ одним из самых страшных грехов: Ќе судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы (ћф, 7: 1-2). ...—уд без милости не оказавшему милости; милость превозноситс€ над судом (»ак. 2; 13).

ќсуждение в св€тоотеческой литературе считаетс€ одной из самых опасных страстей. ќна действует в человеке по-разному и часто неприметно дл€ самого осуждающего. „еловек бессилен боротьс€ против этой страсти до тех пор, пока он не начнет осуждать себ€ самого. Ќо, чтобы осуждать себ€ самого, надо видеть свои грехи. ¬ одном из "ќтечников" имеетс€ такой эпизод: "Ѕрат спросил старца: по какой причине € осуждаю братию? —тарец отвечал: потому что ты еще не познал себ€ самого: вид€щий себ€ не видит недостатков брата"^. ¬ другом месте вид€щий свои грехи ставитс€ выше вид€щего јнгелов. —в€титель »оанн «латоуст предупреждает: "Ќе столько заботитс€ диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха..."

“аким образом, способность видеть свои грехи предшествует победе над страстью осуждени€, а неосуждение, в свою очередь, €вл€етс€ предпосылкой тех четырех добродетелей, прошение о которых следует у ѕушкина за прошением о даровании "зреть" свои "прегрешень€".

ѕушкин ...и не осуждати брата моего замен€ет на "ƒа брат мой от мен€ не примет осуждень€...". «десь интересна подстановка вместо энергичного и активного не осуждати брата более м€гкого и пассивного оборота с акцентом не на субъекте, а на страдательном объекте греховного действи€ - осуждени€.

¬ыражение "прин€ть осуждение" неоднократно встречаетс€ в ≈вангелии. ќтметим и замену союза "и" союзом "да", который в контексте ѕушкина вместо соединени€ носит оттенок причинности: видеть свои прегрешени€, чтобы не осуждать брата.

¬ "положительном" прошении поэт также вносит перестановки. Ќа первое место он выдвигает дух смирени€, целомудрие же, сто€щее в оригинале первым, у него заключает стихотворение. ќтметим замену "смиренномудри€" "смирением"; причины замены, очевидно, нос€т чисто технический характер, но искажени€ смысла эта замена не вносит: смиренномудрие - следствие смирени€.

¬ этой же строке у ѕушкина в той очередности, как и в молитве, следует прошение о терпении и любви. «авершаетс€ стихотворение просьбой о целомудрии ("» целомудри€ мне в сердце оживи"). »менно эту добродетель ставит поэт в конец, и на нее по этой причине падает особое ударение.

ѕочему же ѕушкин выделил, как ранее любоначалие, именно целомудрие и о каком целомудрии идет речь? јпостол ѕавел в своих послани€х распростран€ет заповедь целомудри€ не только на юношей, женщин, епископов, но и на старцев. –€дом с целомудрием он упоминает обычно веру, любовь, терпение, благочиние, честность, св€тость.

¬ греческом тексте великопостной молитвы употребл€етс€ слово sophrhosyna, главными значени€ми которого €вл€ютс€ благоразумие, рассудительность, благочестие, сдержанность, воздержанность, скромность, целостность сознани€, разума, мышлени€, их укорененность в добре, так как зло "раскалывает" целостный разум.

Ћишь вторичными значени€ми слова "целомудрие" €вл€ютс€ чистота нравов в широком смысле и собственно телесна€ чистота, непорочность, умение сдерживать свои страсти, то есть те значени€, которые впоследствии выдвинулись на первый план.

„ита€ св€тоотеческую литературу, нельз€ не обратить внимани€ на то, что, употребл€€ слово "целомудрие" в значении "девственность", "супружеска€ верность", "воздержание" или как антоним слова "разврат", св€тые отцы употребл€ют его и гораздо чаще в значении "благоразумие" и "благочестие", св€зыва€ его с верой в Ѕога, “олько ’ристос-Ћогос дает истинный и целостный разум - ум ’ристов, дарует особую мудрость, нисход€щую свыше.

÷еломудрие многие св€тые отцы, например родоначальник египетского монашества преподобный јнтоний ¬еликий, считали одной из главных добродетелей. ј преподобный »оанн Ћествичник пишет: "÷еломудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей".

ќтметим, что на утрени понедельника в первую неделю ¬еликого поста поетс€: "ѕрииде пост, мати целомудри€..." ѕушкин, без сомнени€, знал это св€тоотеческое, более широкое и глубокое понимание целомудри€ и именно в этом значении употребил его. ¬ этом случае становитс€ оправданной така€ перестановка прошени€ о целомудрии как "матери всех добродетелей" из начала в конец заключительного аккорда.

¬ последней строке ѕушкина имеетс€ еще одна особенность, заслуживающа€ внимани€. ÷еломудрие, смиренномудрие, терпение и любовь поэт как бы предполагает имеющимис€ в своем сердце ("мне в сердце оживи"), но €вл€ющимис€ безжизненными, пребывающими в бездействии.

¬ ≈вангелии обретение веры во ’риста часто понимаетс€ как переход от смерти к жизни. јпостол ѕавел пишет  олосс€нам: » вас, которые были мертвы во грехах... оживил ( ол. 2: 13). ƒействие, которое производит ’ристос на уверовавшего в него человека, - это оживление. ќсобенно часто такое понимание встречаетс€ в ѕсалтири: оживи мен€ по слову “воему, слово “вое оживл€ет мен€, по милости “воей оживл€й мен€. Ёто оживление распростран€етс€ на весь духовно-телесный состав человека, в том числе или даже прежде всего на "окаменевшее" .сердце. √осподь оживл€ет сердца, ищущие Ѕога с сокрушением. ѕушкин в последней строке хот€ и отступает от оригинала, но как на смысловом, так и на лексическом уровне восходит в своем понимании отношени€ человека к Ѕогу и Ѕога к человеку, к Ѕиблии и писани€м св€тых отцов. 

ѕреподобный ≈фрем —ирин заканчивает молитву традиционным благодарственным славословием: яко благословен еси во веки веков, аминь. “аких возгласов, которыми кончаютс€ молитвы, всего несколько, они неизменны, воспроизвод€тс€ в течение многих столетий. «аимствованы они из Ѕиблии, иногда перефразированы, как и возглас преподобного ≈фрема.

“ак же, как молитва сирийского подвижника, заканчиваютс€ некоторые молитвы св€тител€ »оанна «латоуста, молитва св€того ћардари€ и многие другие. ѕеред поэтом сто€ла проблема: либо включить заключительный возглас в рамки стихотворного размера, тем самым неизбежно исказив его и нарушив его каноническую неприкосновенность, либо опустить совсем. ѕоэт избрал второе решение, что может указывать на особое уважительное и даже почтительное отношение ѕушкина к осв€щенному церковной традицией тексту молитвы.

 ќб этом свидетельствует и стилистика стихотворени€. ѕушкин прекрасно знал церновнослав€нский €зык и с присущей ему легкостью органически воспроизвел его лексические, морфологические и синтаксические элементы. 

ћолитва преподобного ≈фрема —ирина приобрела у ѕушкина стройность и законченность, даже логичность и поэтическое совершенство, но все же переложение ѕушкина, которое даже церковные люди не раз называли идеальным и гениальным, не имеет силы молитвы.

»так, какие же изменени€ вносит ѕушкин в молитву преподобного ≈фрема —ирина при ее стихотворном переложении? ѕрежде всего, поэт несколько мен€ет композицию оригинала, затем сужает некоторые пон€ти€, но вместе с тем расшир€ет другие, а третьи объедин€ет; кроме того, делает небольшое сокращение, переставл€ет, мен€ет местами отдельные слова, смеща€ тем самым акценты.

Ќа первый взгл€д, изменени€ значительные, но, сравнива€ молитву св€того и стихотворение поэта, нельз€ не признать творческой удачи последнего в передаче самого духа и смысла молитвы. ѕушкину удалось сделать эти изменени€ (вызванные чисто формальными, техническими причинами) без какого-либо искажени€ св€щенного текста. ƒл€ всех изменений, внесенных ѕушкиным, всегда можно найти обоснование у тех "отцов пустынников", о которых он пишет. » переложение самой молитвы и стихотворное "предисловие" к ней свидетельствуют о том, что поэт хорошо знал св€тоотеческую литературу, и прежде всего православное учение о молитве и посте, знал также и богослужебные тексты ¬еликого поста. »менно это позволило ему, несмотр€ на все изменени€, в адекватной форме передать смысл и дух молитвы.

http://put.ucoz.ru/publ/3-1-0-219

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Venda1   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јпрел€ 2011 г. 18:24 (ссылка)
—пасибо. √лубокий интересный текст. ¬от только ... ≈фим —ирин не случайно именно в таком пор€дке расположил страсти и добродетели, а по причине того, что одно порождает другое. ¬ том и причина умилени€ от молитвы.
ѕоэтому толкование перестановок ѕушкина представл€етс€ несколько вольным. Ќо, без сомнени€, стихотворение остаетс€ трогающим сердце. Ћюблю его.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јпрел€ 2011 г. 23:31 (ссылка)
ћолитва - это уже стих сама по себе, от Ѕога... вернее к Ѕогу но к XIX веку народишко в –оссии изр€дно просветский стал, ему прежний истинно Ѕожеский стих ухо в€л, канальи даже на революцию возомнились 14 декабр€... —лава Ѕогу, тогда картечи воврем€ подвезли глупость пресечь. “ак ѕушкин стишком своим тем-то тупицам сочувствующим в декабрьской сум€тице €вно дл€ примитивненького их умишки переводец доступный предпослал: реб€ты-де - а вот ведь как еще можно... не доводить до греха картечного Ёх, до сих пор многим непон€тно! «начит - стальных шариков в башку вместо мозговых извилин! ј как иначе?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку