-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23717

јлександр »ванов. явление ћессии (2)

—уббота, 28 јвгуста 2010 г. 21:21 + в цитатник

„то может быть интереснее человека на пограничье времЄн? —о всей моей любовью к кладбищам иногда очень трудно поговорить с давно ушедшим человеком. ¬иной тому, как вот в случае с јлександром »вановым - большое количество разнообразного и диаметрально противоположного «шума» исследователей. ”дивительно, что когда остаетс€ мало дневников и писем - плохо слышно «оттуда»: что, собственно хотел сказать человек этому миру, но когда - много, оказываетс€ - ещЄ хуже. Ќастроение пишущего мен€лось, приоритеты, адресаты и взгл€ды - тоже, а «толкователи» из своих каких-то соображений - прит€гивают цитаты и целые страницы - каждый в свою сторону. «ј поговорить?». ¬ случае с »вановым есть две точки зрени€. ќдна из них воспринимает художника как немного заблуждавшегос€ православного, к сожалению, в этом ключе построен и фильм о нем моего любимого «Ќеофита» из цикла «Ѕиблейский сюжет» - «” »ванова тоже был такой трагический момент, когда он почувствовал, что его работа никому не нужна, увлекс€ революционными настроени€ми 1848 года, начиталс€ какой-то бездуховной, излишне рациональной литературы о —пасителе и на какое-то врем€ охладел к своему многолетнему труду. Ќо, как св€той ¬еликий »оанн, дрогнув, усто€л в вере и истине, так и почитавший его художник смог продолжить работу, вспомнив, ради  ого он пишет». ќх, если бы так… —амый авторитетный сегодн€ исследователь творчества »ванова, магистр богослови€, искусствовед, преподаватель —в€то-‘иларетовского православно-христианского института, ј.ћ.  опировский вообще считает художника создателем «новой иконописи».≈сть и другой взгл€д - »ванов стал атеистом, строителем ’рама –азума…

» - между этим всем - знаменита€ картина "явление ћессии". » два зала “реть€ковки эскизов к ней. “алантливо, очень живо, интересно написано. ¬нимательно… нужно смотреть, смотреть - и не забывать - что автор - он тут, р€дом, он жил этим.  акое-то врем€… » что-то случилось - не сложилась из этих смальточек мозаика…    

»ванов на самом деле искренне писал тогда - «ћой сюжет всемирный. »д€ вслед за алканием пророков, € остановилс€ на ≈вангелии - ≈вангелии от »оанна! “ут на первых страницах увидел €, что »оанну  рестителю поручено было Ѕогом приготовить народ к прин€тию учени€ ћессии, и, наконец, лично представить ≈го! —ей последний момент выбираю € предметом картины моей.»

 

¬от он, этот сюжет.

«Ёто происходило в ¬ифаваре при »ордане, где крестил »оанн. Ќа другой день видит »оанн идущего к нему »исуса и говорит: вот јгнец Ѕожий,  оторый берет на —еб€ грех мира. —ей есть, о  отором € сказал: за мною идет ћуж,  оторый стал впереди мен€, потому что ќн был прежде мен€. я не знал ≈го; но дл€ того пришел крестить в воде, чтобы ќн €влен был »зраилю.»  »оан.1:28

ќчень рано, в возрасте 11 лет, в 1817 г. јлександр по просьбе его отца, был прин€т в јкадемию художеств как профессорский сын на правах «постороннего ученика». «ан€ти€ начинающего художника шли настолько успешно, что в возрасте 18 лет, он участвовал в конкурсе наравне с выпускниками јкадемии, и за картину на сюжет, вз€тый из «»лиады» √омера, «ѕриам, испрашивающий тело √ектора у јхиллеса»


получил малую золотую медаль. Ќаверное, этого хватило, чтобы иде€ художественного мессианизма овладела им, превратила его жизнь в подвижническое житие. » ещЄ иде€ «исторической живописи», вот уж где истори€ на самом деле оказалась коварной. ѕо окончании курса ќбщество поощрени€ художников отправило јлександра пенсионером в »талию. ¬ инструкции, данной художнику, говорилось, что первый год ему «надлежало целиком посв€тить ознакомлению с пам€тниками италь€нского искусства, в течение второго выполнить копию с картины ћикеланджело —отворение человека и лишь на третьем году предсто€ло создать самосто€тельное произведение».

 Ќо заметный сдвиг и в мысл€х и в творчестве наступил уже в первые годы жизни в –име, куда »ванов прибыл в 1830 году. «јполлон,  ипарис и √иацинт» – он считал лучшим произведением своей молодости.

»скусствоведы считают, что «картина удивительно поэтична, проникнута атмосферой сосредоточенности и погруженности в искусство, которое »ванов ценил в жизни более всего». Ќекоторые вид€т в ней €вную голубизну, как и в многочисленных написанных им на прот€жении дальнейшей жизни «обнаженных мальчиках», но и женщины привлекали »ванова, да так же и очевидно, что любовные перипетии не были дл€ него столь значительны как творчество, поэтому оставим их тут фоном. ≈ще в –оссии браку »ванов после мучительных сомнений предпочел путь художника. ј картину эту »ванов не отсылал в ѕетербург – оставил у себ€ и никогда с ней не расставалс€: она была его заветным, интимным творением.

¬ –име художник сблизилс€ с назарейцами. ”дивительна€ группировка - «—оюз —в€того Ћуки». ќни отрицательно относились к методам европейских академий. Ќазарейцы ориентировались на «дорафаэлевскую» эпоху XV века, когда искусство, по их мнению, было искренним и непосредственным выражением религиозных чувств. ѕо сути - почти «ролевики», жили в заброшенном монастыре коммуной, говорили экзальтированно, работали в кель€х, отказались от натурщиц (это от них замечательный афоризм «ћодель убивает идею»),  и носили запоминающиес€ прически а-л€ ƒюрер, старонемецкие длинные плащи и относились к творчеству как к молитве и все перешли в католицизм. ќй-ой, тут интересно, но оффтопно, стоп))) “ак вот, обща€сь с назарейцами, »ванов попал под вли€ние немецкой романтической философии и услышал решающее слово, подсказавшее ему выбор пути. ’удожник пишет -  «предмет мой есть эпизод истории »осифа: вс€кий эпизод не достоин быть большой картиной, ибо есть привход€ща€ часть истории, и потому лучше выбирать сюжеты дл€ больших произведений, составл€ющие целый объем чего-либо. — этой мыслью зан€лс€ € снова отысканием дл€ себ€ сюжета, прислушивалс€ к истории каждого народа /…/ и нашел, что выше евреев ни одного народа не существовало, ибо им вверено было свыше разродить ћессию, откровением коего началс€ день человечества! “аким образом, ид€ вслед за алканием пророков, € остановилс€ на ≈вангелии – на ≈вангелии »оанна! “ут на первых страницах увидел € сущность всего ≈вангели€ – увидел, что »оанну  рестителю поручено было Ѕогом подготовить народ к прин€тию учени€ ћессии, а наконец и лично ≈го представить народу. —ей-то последний момент выбираю € предметом картины моей, то есть когда »оанн, увидев ’риста, идущего к нему, говорит народу: «—е агнец Ѕожий, вземл€й грехи мира!..»

—кромный в жизни, в искусстве »ванов строил великие планы. »так, на третьем году жизни в »талии »ванов твердо решил писать «явление ћессии» – «сущность всего ≈вангели€». Ётот замысел не вызвал сочувстви€ в ѕетербурге, показалс€ неподход€щим дл€ живописного оформлени€. «—мысл всего ≈вангели€ – предмет довольно важный, но как ты оный изобразишь?» – недоумевал јндрей »ванов, отец јлександра. √ригорович, конференц-секретарь ќбщества поощрени€ художников, пр€мо запретил работать над таким сюжетом. “огда јлександр »ванов, не дума€ расставатьс€ с замыслом «ћессии», довольно быстро написал картину «явление ’риста ћарии ћагдалине»

и отправил ее в ѕетербург в качестве отчета.  артина эта несла отблеск его главного замысла. ¬ выражении лица ћагдалины, увидевшей живым того, кого она считала мертвым, в ее улыбке сквозь слезы, проступала тема радостного потр€сени€, блеснувшей надежды, доминирующа€ в психологическом решении задуманной большой картины. Ќо фигура ’риста, поставленна€ в позу јполлона Ѕельведерского, трактована слишком академически, да и лицо незначительно. Ќо картина понравилась, »ванов получил звание академика, продолжение пенсиона.

ј потом јлександр »ванов стал практически «невозвращенцем». ѕравда, пенсион ему выплачивали ещЄ три года сверх положенного. ќн много ездил по »талии, открывал дл€ себ€ новые художественные миры – не только венецианских колористов “ициана, ¬еронезе и “инторетто (а также Ѕеллини и „има да  онель€но), которых в российской академии не очень жаловали, но и много такого, о чем там не имели пон€ти€ или считали недостойным внимани€: ƒжотто, мастеров кватроченто, средневековые мозаики и фрески. Ўли годы; художник трудилс€ с неостывающим жаром: вс€ его жизнь сосредоточилась на работе над грандиозным полотном, а конца все не было видно. ѕосмотрим так называемые "эскизы".


√олова »оанна  рестител€.


√руппа апостолов


√олова апостола јндре€


√олова фарисе€ в чалме


∆енска€ голова


ћужска€ голова

ѕутешественник


ќливы у кладбища јльбано


ѕочва и дали

ћонтичелли близ “иволи


јппиева дорога при закате солнца


¬етка.


ѕонтийские болота

Ёти эскизы не нуждаютс€ в комментари€х. √оголь, с которым художник близко сошелс€ в –име в 1846 году, написал в форме письма к ћ.ё.¬иельгорскому статью «»сторический живописец »ванов» – она вошла в «¬ыбранные места из переписки с друзь€ми». ѕрактической целью статьи было привлечь внимание русского общества к бедственному положению художника и дать ему средства дл€ окончани€ картины – «ему, как мастеру, сид€щему над таким колоссальным делом, какого не затевал доселе никто».

«∆изнь »ванова была анахронизмом. “акое благочестие к искусству, религиозное служение ему, с недоверием к себе, со страхом и верой, мы только встречаем в рассказах о средневековых отшельниках, молившихс€ кистью, дл€ которых искусство было нравственным подвигом жизни, св€щеннодействием, наукой. Ќищета его была такова, что он по суткам довольствовалс€ стаканом кофе€ и черствой булкой или чашкой чечевицы, сваренной из экономии им самим, в той студии, где работал, и на воде, за которой ходил сам к ближайшему фонтану»

 

√оголь говорил, что вс€ материальна€ часть картины »вановым уже исполнена, и исполнена в совершенстве, но, чтобы «изобразить на лицах… ход обращени€ человека ко ’ристу», мало неустанной работы, натуры, воображени€, нужно, сверх всего этого, истинное всецелое обращение ко ’ристу самого художника. «» это было предметом сильных страданий его душевных и виною того, что картина так долго зат€нулась». ¬идимо, √оголь хотел как-то отмолить и наставить, и чувствовал, что с «обращением ко ’ристу» - основна€ проблема…

 

Ќаверное, √оголь понимал: »ванова посещали сомнени€.  ак видно из его записей, он все врем€ пыталс€ осмыслить в свете разума евангельские откровени€. ¬едь он с самого начала осознавал себ€ историческим живописцем, а картину свою – исторической картиной, не только в смысле «точностей антикварских», но, главное, в том, что изображаемое эпохальное событие €вл€етс€ звеном человеческой истории, св€зано и с ее прошлым, и с будущим. «начит, большой путь исканий истины этому событию предшествовал и еще больший простираетс€ впереди, теперь уже на пут€х разума, науки, «посредством математики», как выражалс€ »ванов на своем т€желовесном €зыке. » как тут не вспомнить «алгеброй - гармонию». ћысли художника постепенно становилось тесно в границах одного «явлени€ ћессии»: ведь и этот сюжет был только частью, только моментом истории.

Ќесколько раз он отвлекалс€, писал живописные сценки…

 

 

 

» ещЄ на полгода отвлЄкло дело дл€ него необычное – создание запрестольного образа «¬оскресение» дл€ храма ’риста —пасител€, возводимого в ћоскве по проекту  .“она.

¬ XIX веке многие светские живописцы писали образа дл€ церквей, отец јлександра »ванова после увольнени€ из академии зарабатывал этим на жизнь. ѕисали образа в академической манере, не имеющей ничего общего с древнерусской традицией. јлександр »ванов к академической «иконостасной» живописи относилс€ резко отрицательно, а старинной иконописи, как и все его современники, почти не знал, кроме поздних икон XVIII века. Ќо убранство храма ’риста —пасител€ предполагалось «в византийском вкусе», и это настолько заинтересовало художника (он видел в »талии византийские пам€тники), что он по собственному почину, не дожида€сь официального заказа, начал работать над эскизами «¬оскресени€». ќн просил отца и своих друзей из числа слав€нофилов присылать ему иконные прориси и книги об иконописании. —лав€нофилы так же мало знали о русской иконе, как и западники, а отец не одобрил намерени€ јлександра, счита€, что придерживатьс€ старого иконного стил€ – значит потакать необразованности народного вкуса.

ќднако »ванову удалось получить некоторые материалы через посредство младшего брата, архитектора. ѕрежде всего он изучил иконографию.

¬ те же годы »ванов усердно читал Ѕиблию и делал записи в особой тетради. ≈го «ћысли при чтении Ѕиблии» фрагментарны, в них не сразу можно обнаружить систему. Ќа своем трудном духовном пути он возводил и рушил многие воздушные замки. „асто он возвращаетс€ к мысли о провиденциальном назначении –оссии и русских художников в обновлении человечества и наступлении золотого века. Ќужно заметить, что в 1845 году Ќиколай I приезжал в –им и посетил мастерскую »ванова, и он потом писал языкову, что приход цар€ дал ему «чувство собственной значимости». Ѕольше прежнего он чувствует себ€ призванным проложить новый путь в искусстве.  ак ему мыслилс€ этот путь? “еперь он полагал нужным разграничить сферы живописи иконной и исторической. »конники пусть следуют традиции, «вчитыва€сь в греческих пастырей», то есть в сочинени€ отцов церкви. «ј образованным художникам нашим предстоит поприще чисто исторической живописи, в которой они долженствуют соединить развитие искусства италь€нского в 15-м столетии с глубокими сведени€ми древности, взвешиваемыми беспрестанно чистейшим критическим разумом русским». «адуманный им «храм» будет представл€ть «результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете земле».

 

»ллюстрации - из поста јлександр Ў  рылов-а  јлександр јндреевич »ванов

¬ольный рерайт, компил€ци€ и жесткое редактирование) по материалам -
 

 

http://az.lib.ru/c/comakion_a_i/text_0020.shtml


http://www.tanais.info/art/ivanov2more.html

http://art.1september.ru/2001/12/no12_01.html

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_48.html

http://religion.ng.ru/art/2007-06-06/5_messiah.html


http://www.e-religions.net/2008/datas/users/Kopirovsky.pdf


ѕродолжение следует)

 

—ери€ сообщений "јлександр »ванов":
„асть 1 - јлександр »ванов. явление ћессии (1)
„асть 2 - јлександр »ванов. явление ћессии (2)
„асть 3 - јлександр »ванов. явление ћессии (3)

ћетки:  



Ќкт   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 јвгуста 2010 г. 11:02 (ссылка)
ќх, времечко-то середины 19 в. было самое бесовское. Ѕрожение в умах европейских наивысшее. ¬сЄ и вс€ пытались превратить в алгебраические формулы. Ќе удивительно, что »ванова европейский рационализм посто€нно испытывал и зат€гивал в свои тр€сины и бездны.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 30 јвгуста 2010 г. 14:27ссылка
—ергей_Ѕылинин, врем€ да, непростое) ј уж сколько с той поры вс€ких "мессий" наприходило - и не сосчитать.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку