-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23719

јлександр »ванов. явление ћессии (3)

ѕонедельник, 30 јвгуста 2010 г. 14:22 + в цитатник

— росписью в ’раме ’риста —пасител€ у художника так ничего и не получилось - «¬оскресение» отдали Ѕрюллову, а предложили написать евангелистов - но »ванов отказалс€, да и в мысл€х у него был уже собственный храм.  » тут гр€нули революционные событи€ 1848 года и нарушили тихое затворничество јлександра јндреевича. «–имский отшельник» не был таким уж смиренным монахом от искусства, каким хотел его видеть √оголь в своей статье. »ванов сочувствовал воле италь€нского народа к освобождению от австрийского господства, сочувствовал романтическому основателю «ћолодой »талии» ћадзини. ’удожник познакомилс€ с √ерценом, знакомство и беседы с ним оставили след в миросозерцании: мощный ум √ерцена не мог не привлекать его, оттесн€€ вли€ние √огол€. “ут еще сыграло роль и присутствие младшего брата —ерге€, настроенного достаточно радикально. Ѕрат писал ¬.¬.—тасову, отвеча€ на вопрос, не √оголь ли содействовал замыслу библейских эскизов: «ћогу вас уверить, что ошибаетесь сильно: этот переворот не √оголь произвел, а 1848 год. Ќе забудьте, что мы с братом были в –име личными свидетел€ми всего тогда происшедшего. ћы с ним читали в то врем€ все печатавшеес€, как в –име, так и во французских газетах. ¬ этом году все книгопродавцы римские доставл€ли очень дельные, до того строго запрещенные книги с необычайной скоростью и легкостью; мы же, со своей стороны, не спали. <> брат, все более и более освобождалс€ и от того немногого, что нам прививает воспитание».


ƒальше —.»ванов сообщал о самом главном: «” брата была мысль, сделать в композици€х всю жизнь и де€ни€ ’риста. ѕроектировалось исполнение всего живописью на стенах особо на то посв€щенного здани€, разумеетс€, не в церкви. —южеты располагались следующим образом. √лавное и большое поле каждой стены должна была занимать картина или картины замечательнейшего происшестви€ из жизни ’риста; сверху же ее или их (так сказать, по бордюру, хот€ это слово не совсем тут верно) должны были быть представлены, но в гораздо меньшем размере, относ€щиес€ к этому происшествию или наросшие на него впоследствии предани€ или сказани€, или же сюжеты на те места ¬етхого завета, в которых говоритс€ о ћессии, или происшестви€ подобные, случившиес€ в ¬етхом завете и т.д. Ёти композиции рождались, набрасывались углем и потом отделывались – все одновременно, хот€ все это происходило в продолжение восьми лет, то есть с 1849 года до начала 1858 года, года его поездки в ѕетербург и кончины».

¬идимо, јлександр »ванов начал работу над «храмом человечества» в 1849 году и мыслил ее как историю жизни и де€ний ’риста с привлечением «наросших» преданий и параллелей из ¬етхого завета.

» ещЄ была книга из тех, которые «очень дельные, до того строго запрещенные».  нигу эту он выучил наизусть. Ўтраус «∆изнь »исуса»

—начала несколько слов о книге. ≈е автор – протестант, представитель так называемой либеральной теологии, ставившей задачу освободить ≈вангелие от легендарных наслоений, от метафизики, вы€вив реальное историческое зерно. √лавным камнем преткновени€ здесь были сверхъестественные €влени€ и чудеса, о которых повествуют евангелисты. Ўтраус в «∆изни »исуса» полемизирует со своими предшественниками, пытавшимис€ найти естественное объ€снение чудесам. “ак, чудо хождени€ по водам они объ€сн€ли тем, что ученикам только показалось, будто »исус идет по воде, а на самом деле он шел по кромке берега; преображение истолковывали как оптическое €вление; воскрешение Ћазар€ – как пробуждение от летаргии и так далее. ѕодход Ўтрауса был более радикальный – он пр€мо утверждал вымышленность евангельских чудес. ћного места в его книге занимают доказательства их невозможности. ѕо его мнению, рассказы о сверхъестественных событи€х жизни »исуса возникли из мессианистских ча€ний еврейской общины. ѕоэтому все они имеют прообразы в ¬етхом завете, а также перекликаютс€ с другими религиозными и мифологическими системами. ¬ книге эти аналогии рассматриваютс€. Ўтраус впервые применил к христианской истории пон€тие миф, хот€ в отличие от позднейшей мифологической школы, не сомневалс€ в реальном существовании »исуса ’риста.

ќ книге этой много говорили, в –име она была запрещена; художник наде€лс€ почерпнуть в ней дополнительные знани€ о предмете. » действительно, приводимые Ўтраусом параллели с ¬етхим заветом ему очень пригодились: ведь он и сам задумывал показать их в эскизах росписей, чтобы представить христианство как «результат всех верований»

Ёкскурсы Ўтрауса в область €зыческих религий и митраизма также привлекли внимание »ванова: суд€ по таблицам, он намеревалс€ ввести в росписи «¬ознесение √еркулеса», «Ћеду и лебед€», некоторые другие античные мифы.

Ќо если бы »ванов действительно следовал ходу мыслей Ўтрауса, подчинилс€ логике его доказательств, он изобразил бы демифологизированную историю ’риста, примерно так, как через несколько дес€тилетий сделал ¬.ƒ.ѕоленов в серии полотен о жизни »исуса – очень поэтических, но лишенных элемента сверхъестественного. ѕо такому пути шел французский историк и писатель Ёрнест –енан в широко известной книге «∆изнь »исуса». «ќсвобождал» от чудес историю ’риста и Ћев “олстой, по-своему переложивший ≈вангелие. Ќо »ванов подходит совсем иначе, собственно, вразрез с позитивистскими течени€ми. ќн представл€ет событи€ в полном согласии с евангельскими текстами, где чудесное вплетено в ткань реального.

ѕрактически книга Ўтрауса послужила ему лишь путеводной нитью дл€ отбора сюжетов, окружавших евангельскую основу. ќднако чтение ее несомненно, вли€ло на него, истребл€€ последние остатки ортодоксального мышлени€. –ационализм вз€л верх, и так «широко раздвинулись мыслительные горизонты», что померк замысел большой картины «явление ћессии», в которую он прежде думал вместить «смысл всего ≈вангели€» – идеи духовного возрождени€ человечества.

¬ письме 1855 года »ванов писал: «ћои труды: больша€ картина более и более понижаетс€ в глазах моих. ƒалеко ушли мы, живущие в 1855 г., в мысл€х наших тем, что перед последними решени€ми учености литературной основна€ мысль моей картины совсем почти тер€етс€… ¬ы, может быть, спросите: что ж € извлек из последних положений литературной учености? “ут € едва могу назватьс€ слабым учеником, хоть и сделал несколько проб, как еЄ приспособить к нашему живописному делу».

Ќо, видимо, внутренн€€ несогласованность и раздвоенность всЄ же присутствовала…и он поехал в Ћондон, чтобы свидетьс€ с √ерценом и у него «зачерпнуть разъ€снение мыслей моих». √ерцен потом так передавал слова художника: «я утратил ту религиозную веру, котора€ мне облегчала работу, жизнь, когда вы были в –име… я мучусь о том, что не могу формулировать искусством, не могу воплотить мое новое воззрение, а до старого касатьс€ € считают преступным, – прибавил он с жаром. – ѕисать без веры религиозные картины – это безнравственно, это грешно; € не надивлюсь на французов и италь€нцев: разбира€ по камню католическую церковь, они наперехват пишут картины дл€ ее стен. Ётого € не могу, нет, никогда, никогда!». Ќет оснований не довер€ть свидетельству √ерцена.

» тут - ой-ой-ой - исследователи творчества массово восклицают: «» все же, не странно ли: »ванов с жаром утверждает, что утратил веру, что писать религиозные картины без веры преступно, – а в то же самое врем€ с жаром работает над огромным циклом религиозных картин и продолжает эту работу, вернувшись из Ћондона в –им» » вид€т в этом «противоречие». ƒа ведь сам художник - не очень хорошо образованный, и терзаемый сомнени€ми понимал, да и говорил - с отча€нием о вере, а не о религии, «исторические» иллюстрации к которой писал. » не был услышан - ни √ерценом, ни критиками…

ƒо последнего года жизни не остыл художник к своим библейским, вот он пишет ¬.ѕ.Ѕоткину, всего за несколько недель до смерти: «…при первом случае тотчас же завернусь оп€ть в ту улочку, в которой так спокойно зрели в продолжение 8-ми лет мои новые думы, и к олицетворению которых еще нужно по крайней мере года четыре римской жизни».

ѕо словам Ќ.√. „ернышевского, «»ванов €вл€лс€ человеком, по своим стремлени€м принадлежащим к небольшому числу избранных гениев, которые решительно станов€тс€ людьми будущего».

–асполага€ библейские композиции на стенах воображаемого здани€ в соответствии с книгой Ўтрауса, »ванов как бы подтверждал тезис о мифологическом элементе в христианстве…Ќо, в отличие от Ўтрауса, в его «храме» оставалось место «историческим» чудесам. „тобы в этом убедитьс€ - стоит посмотреть на замечательные акварели - «Ѕиблейский цикл» - эскизы будущего храма…»з задуманных 500 осуществлено 200. ”дивительные это картины.



ћоисей перед Ѕогом.




√авриил поражает «ахарию немотой




—он »осифа


„удеса изображаютс€ как нечто необыкновенное, вторгающеес€ в нормальную жизнь и нарушающее ее привычный ход.



ќни сопровождаютс€ потоками нездешнего света, сдвигами пространства; люди, пораженные, не знают, вид€т ли они это на€ву или во сне. 



’ождение по водам


¬о времена седой древности, когда, согласно библейским предани€м, участие небесных сил в жизни пастушеских племен про€вл€лось посто€нно и непосредственно: ангелы сходили на землю и брали в жены дочерей человеческих, патриархи и пророки получали от Ѕога руководительные указани€, Ѕог сам шел перед войском в виде огненного столпа или облака. ¬ представлении той среды чудеса столь же реальны, как повседневные событи€...




“айна€ вечер€




’ристос в √ефсиманском саду




Ѕичевание ’риста





"Ѕогоматерь, ученики ’риста и женщины, следовавшие за ним, смотр€т издали на –асп€тие"

 

» вот еще - "ѕреображение"...





 

 ратко обобщу.

¬от она ещЄ раз эта картина, так озадачивша€ мен€ и подвигнувша€ на раскопки). ƒописал - и привез-таки ее в ѕитер.  ак пишут много численные искусствоведы и музейщики - "ƒело всей жизни"...

 

» - и не заметно на ней милости Ѕога ќтца, пославшего к люд€м —ына —воего во спасение их, и, кажетс€, какой-то виден разлад между Ѕожьим миром (природой) и человеком. Ѕог —ын словно сторонитс€ людей, обход€ свои владени€. Ќе человек, а природа сохранила чистоту Ѕожьего замысла и гармонию: посмотрите – эта выжженна€ древн€€ земл€, ее голубеющие дали, опаленна€ жгучим солнцем зелень и высокое небо – к этому как бы и совсем не принадлежат люди, собравшиес€ у вод иорданских, а только идущий вдали ’ристос. ƒва цвета его одежды, синий и блекло-малиновый, – это цветовой камертон колориту пейзажа с разлившейс€ на полкартины синевой и пробивающейс€ то там, то здесь ржавчиной земли. » в этом вольном или невольном смещении смысла евангельского событи€ отразилось духовное состо€ние »ванова... 

јлександр »ванов пришел к собственному, им самим созданному храму. ќн рассматривал, вслед за Ўтраусом, все религии…и видел христианство, и православие в том числе - как вершину пирамидки, ’риста - как закономерный результат и итог всей предшествующей истории.  онечно, христианство впитало в себ€ много всего, говорила об этом не один раз…» про рерихо-блаватские теософии – уже было.

Ќо христианство - принципиально нова€ истори€, «совсем друга€ песн€», новый отсчет, не арифметическа€ сумма предыдущего. ј то, о чем писал »ванов - «храм всех религий», дл€ которого были сделаны эскизы - теософи€, и никаких таких «вопросов, которые разрешить до конца невозможно» (как пишет ј.ћ.  опировский)  творчество »ванова - не ставит. «—оединить творчество –афаэл€ с последними достижени€ми учености» уже пробовал ‘ауст…

 

»ллюстрации - из поста јлександр Ў  рылов-а  јлександр јндреевич »ванов

 

¬ольный рерайт, компил€ци€ и жесткое редактирование) по материалам - 

http://az.lib.ru/c/comakion_a_i/text_0020.shtml


http://www.tanais.info/art/ivanov2more.html

http://art.1september.ru/2001/12/no12_01.html

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_48.html

http://religion.ng.ru/art/2007-06-06/5_messiah.html


http://www.e-religions.net/2008/datas/users/Kopirovsky.pdf

—ери€ сообщений "јлександр »ванов":
„асть 1 - јлександр »ванов. явление ћессии (1)
„асть 2 - јлександр »ванов. явление ћессии (2)
„асть 3 - јлександр »ванов. явление ћессии (3)

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



filorema   обратитьс€ по имени —реда, 01 —ент€бр€ 2010 г. 21:33 (ссылка)
» все-таки как же хорош »оанн  реститель на этой "иконе наоборот"!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени —реда, 01 —ент€бр€ 2010 г. 22:05 (ссылка)
filorema, да, и на отдельном эскизе - где голова - тоже)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
filorema   обратитьс€ по имени —реда, 01 —ент€бр€ 2010 г. 22:15 (ссылка)
«наешь, чтобы не становилось грустно от осознани€ чьих-то отпадений, заблуждений и прочего, можно рассмотреть это произведение как некую —“”ѕ≈Ќ№, увод€щую вниз от “ќ√ќ, „“ќ "прививало" тогдашнее воспитание.
ј сегодн€ дл€ большинства восхождение на Ё“” ступень может оказатьс€ большим шагом Ќј¬≈–’ :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени —реда, 01 —ент€бр€ 2010 г. 22:43 (ссылка)
ќй не знаю. я этого - боюсь. ћне кажетс€, что снег - должен быть белый, вода - прозрачной... Ќо, конечно, умира€ от жажды, можно пить и мутную воду. Ќо ведь, слава Ѕогу, сейчас такой необходимости нет, мне кажетс€...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 02 —ент€бр€ 2010 г. 06:45ссылка
—разу - через икону (она ж така€ непон€тна€ и эстетически непривычна€ дл€ воспитанных на возрожденческих идеалах) - человеку образованному, но совершенно неосведомлЄнному в духовных вопросах прийти к чему-то полезному очень сложно. «десь "...нужно молоко, а не твЄрда€ пища." ѕоэтому полотно, трактующее евангельское событие как историческое, даЄт многим очень хороший шанс, мне кажетс€...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку