-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14477
Ќаписано: 23703

јлександр »ванов. явление ћессии (1)

„етверг, 26 јвгуста 2010 г. 22:22 + в цитатник

¬сем известна картина под названием «явление ’риста народу» («явление ћессии») русского художника јлександра јндреевича »ванова. —южет картины основываетс€ на первой главе ≈вангели€ от »оанна. ¬от «арайск мне напомнил, и задумалась на полнолуние - а что €, собственно, об этой картине знаю… Ќе в смысле - кто с кого списан, где портретно царь и √оголь, и что за сюжет и персонажи, кто тут сомневающийс€, а кто верующий. ј просто - что хотел сказать автор? —лабо))) ѕросмотрела не меньше дес€тка блогов и сайтов - и пон€ла - не только € одна така€, подавл€ющее большинство вот вышеперечисленным и ограничиваютс€, почти везде - одно и то же. «акопалась, очень интересно, да ведь жива€ вера и живые люди интереснее картин. ј уж путь богоискательства знаменитого художника - тем более. —тала целенаправленно разыскивать, очень много всего нашлось, многое не стыковалось, но всЄ-таки пазл сложилс€ за три дн€, но в один постик не поместитс€, будет три.  ѕока что, в качестве вступлени€ - немного отредактированный текст художника ƒмитри€ —молева, простите ему некоторую ироничность (ну, художник о художнике))), он всЄ равно ничего не пон€л, но постановка проблемы - хороша как раз своей краткостью и поверхностностью, эдакое введение в тему. ј врем€ «занырнуть» - еще придЄт.

ѕод катом - больша€ мегабайтна€ репродукци€ самой картины, ну, чтобы вспомнить и рассмотреть.

.

Ќаверн€ка у каждого, кто созерцал знаменитое полотно в “реть€ковской галерее (с большинством зрителей это происходит в детстве), осталось впечатление фундаментальной уверенности автора в соде€нном. Ќу, как же: така€ масштабна€ картина с выраженным посылом, по сути - манифест. ’удожник €вно знал, что, как и дл€ чего изображать.

 ѕожалуй, сильнее других в это хотелось бы верить самому »ванову.  артиной "явление ћессии народу" (в обиходе прижилось слегка измененное название) он намеревалс€ перевернуть нравственное самосознание человечества. Ќи больше ни меньше. ќ его утопическом замысле свидетельствует многое: и бесчисленные письма нар€ду с дневниками, и мемуары современников - да и сам ход работы над произведением.  ак нам объ€сн€ли в школе, автор писал свое эпохальное полотно двадцать п€ть лет. ‘ормально так и было: в 1833 году молодой еще художник сообщил из –има в ѕетербург, что задумал картину, котора€ выражала бы "смысл всего ≈вангели€", а через четверть века пригласил к себе в студию первых посетителей "с улицы". — той поры двадцатип€тилетний срок работы над холстом почему-то считаетс€ нарицательным и почти эталонным. ƒескать, халтурщики норов€т свои опусы соорудить побыстрее, а вот гениальный јлександр »ванов, не щад€ сил, отдал главному произведению половину жизни - отсюда и подлинный успех.

–азумеетс€, это сказка дл€ детей среднего и старшего школьного возраста, перекочевавша€ во взрослый менталитет. Ќет, про гениальность - чиста€ правда, как и про то, что "не щад€ сил". “олько объективно не требуетс€ двадцати п€ти лет дл€ создани€ одного-единственного шедевра - ни в какой сфере искусства. ћировой список величайших холстов сомнений не оставл€ет: одаренность обычно реализуетс€ в короткие сроки, она не терпит зат€жек. “о, что происходило с »вановым в его римской мастерской, - это социально-психологический феномен. ћожет быть, чисто русский. Ќо уж точно не св€занный с одной лишь природой творчества. ≈сли бы јлександр јндреевич полагалс€ на эту природу, он мог бы стать великим новатором и вдохновеннейшим виртуозом. Ѕыли у него предпосылки. ѕосмотрите внимательно на те самые этюды к "явлению" и удостоверьтесь, насколько они хороши, свежи, революционны. „его о финальном полотне не скажешь. ѕозволим себе рискованную, но не столь уж бессмысленную аналогию с гоголевскими "ћертвыми душами" (кстати, они близко дружили - √оголь с »вановым).  артина "явление ’риста народу" - это своего рода "второй том", в жертву которому приносилс€ "первый" в виде этюдов и набросков. —ходство, впрочем, тут же и заканчиваетс€. Ќиколай ¬асильевич свою утопическую конструкцию сжег, а јлександр јндреевич привез свою на суд общественности в ѕетербург.

Ќе передать словами, как он этого бо€лс€. ёноша, ощутивший некогда собственную избранность, дожил до седых волос в беспрестанных трудах - и теперь призывалс€ к ответу. Ћюбопытный факт, о котором мало кто знает: "явление ћессии народу" должно было стать его отчетным произведением за государственный пенсион в »талии. ћолодого художника послали на јпеннины "дл€ усовершенствовани€ в исторической живописи" на четыре года - он же сумел раст€нуть "стажировку" на тридцать с лишним лет. ≈му уже успели присвоить в ѕетербурге звание академика, но из –има он уезжать не хотел ни в какую. ”нижалс€, кл€нча о продлении пенсиона, заручалс€ благоволением наследника престола и "косил" от пр€мых требований государ€-императора Ќикола€ ѕавловича вернутьс€ на родину. Ќасколько можно сегодн€ пон€ть, своей страны јлександр »ванов не знал вовсе (даже в ћоскве ни разу не был), а родного ѕетербурга опасалс€ как черт ладана. ƒа и было чего бо€тьс€. Ћегенды о гр€дущем "явлении" давно распространились в конкуренты точили зубы. ÷итата от самого »ванова: "я всегда в какой-то лихорадке, когда думаю, сколько от мен€ ждут, то есть от моей картины". ќднако предложение о "коммерческом прокате" полотна по ≈вропе художник отверг с негодованием. ѕлохо зна€ реальную –оссию, он отчего-то верил, что именно оттуда начнетс€ планетарный триумф. Ќе его личный, конечно, а главного его произведени€.

 артину привезли сначала в «имний дворец: предъ€вили императору. “от в целом одобрил, после чего убыл в плановую поездку по регионам. «атем "явление" доставили в јкадемию художеств, куда был открыт доступ широкой публике. ћнение общественности раздвоилось, многие пожимали плечами и уподобл€ли картину пестрому восточному ковру. «атем последовали газетные рецензии, часть из которых выгл€дела откровенными нападками. ’удожник впал в нервный стресс. ≈го водили из салона в салон, вели с ним беседы о судьбах искусства, но долгожданный переворот в общественной морали все не наступал. Ќа одной из таких вечеринок јлександр јндреевич "простудил немного желудок, куша€ красное вино со льдом" - и вскоре свалилс€ в корчах. ћассовой эпидемии холеры тогда в ѕетербурге не наблюдалось, но много ли надо заезжему "италь€нцу", чтобы подцепить заразу. ¬ерси€ вроде "ћоцарт - —альери" никем не рассматривалась. „ерез пару часов после кончины художника прибыл курьер из придворной канцел€рии: государь все-таки решил приобрести картину, а ее автору пожаловал орден —в€того ¬ладимира.

“екст отсюда , репродукци€ картины вз€та тут

Ќарочно убрала из текста выводы - не о том они у автора. » вообще - еще рано дл€ них. ƒа и куда спешить?))) ѕродолжение следует.

—ери€ сообщений "јлександр »ванов":
„асть 1 - јлександр »ванов. явление ћессии (1)
„асть 2 - јлександр »ванов. явление ћессии (2)
„асть 3 - јлександр »ванов. явление ћессии (3)

ћетки:  



¬ладимир_Ўкондин   обратитьс€ по имени „етверг, 26 јвгуста 2010 г. 23:38 (ссылка)
Ќичего не знал об этом полотне. ќчень интересно. ∆ду продолжени€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 јвгуста 2010 г. 17:08ссылка
—пасибо! ¬от-вот будет продолжение.
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 јвгуста 2010 г. 00:41 (ссылка)
ѕомню, в детстве и юности картина мен€ действительно поражала размерами. ≈ще впечатл€ло то, сколько сил и лет художник на нее затратил. ј потом, при всем уважении к художнику, почему-то пришло что-то сродни равнодушию. » объ€снить, откуда это самое равнодушие вз€лось, не могу.
Ќо эскизы и наброски »ванова всегда с большим интересом рассматриваю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 јвгуста 2010 г. 17:12ссылка
¬от € как раз и хочу пон€ть - что не так с этой картиной... ¬ детстве мен€ когда перед ней поставили в “реть€ковке (привезли из ћинска тогда посмотреть ћоскву) - четко помню ощущение - что ’ристос - он мимо проходит как бы... и вдруг - пройдЄт... и непри€тный такой страх от этого.
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 јвгуста 2010 г. 00:43 (ссылка)
ј репродукци€ шикарна€. Ќе попадалс€ мне еще »ванов в таком расширении.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 јвгуста 2010 г. 17:13ссылка
спасибо, старалась очень найти побольше, если б не нашла - и ничего бы и не писала про нее, наверное...
ѕадунский   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 јвгуста 2010 г. 08:18 (ссылка)
—ходные впечатлени€ были, когда € еЄ увидел. Ёто было на акварельной практике, после 2 курса. ћы всей группой этюды к картине рассматривали, а большое полотно не грело. —корее, несло холодом академизма. (»звин€юсь за резкость, если что)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 јвгуста 2010 г. 17:13ссылка
Ётюды очень отличаютс€, да.. Ёто и удивительно...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку