-Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Поиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей: 1257
Комментариев: 14477
Написано: 23703

Васнецов-младший. Археологическая сказка

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 14:40 + в цитатник

Русский художник Васнецов Апполинарий Михайлович (Appolinary Vasnetsov) (153x180, 8Kb)

Цитирую, немного отредактировав и распространив текст, добавив картинок, пост beauty_Nikole  который увидела у cdefg

Васнецовы - "Васины дети" - как следует из фамилии, считали себя скифами))) Родились в семье сельского священника и получили духовное образование в училище и семинарии. От себя хочу добавить, что в отличие от более популярного брата Виктора - со всеми его алёнушками и богатырями,  Апполинарий пытался оживить и приблизить сказку, причем делал он это точными, научными методами... За его картинами - не фантазия, а опыт историка и археолога, наивно пытающегося показать,  - каким на самом деле было и должно оставаться русское ...эээ... пространство)))

Ну, то есть сказка - в жанре исторической реконструкции. 
Процесс создания картин-реконструкций подробно описал в своей книге Всеволод Васнецов, сын художника. Он вспоминал, что отец работал над историческими картинами в своей домашней мастерской, предварительно разложив на столе и стульях древние книги, карты и планы, относящиеся к какому-либо столетию. В процессе работы художник обязательно создавал чертеж изучаемого района. Он наносил на него разными цветами сооружения, сохранившиеся до наших дней, добавляя к ним здания, снесенные ранее, в результате получалась своеобразная схема из сооружений разных эпох. Затем Аполлинарий Михайлович составлял план изображаемой местности с обозначением рельефа, рек и ручьев и привязывал к нему сооружения, которые находились на этой местности. И только после такой тщательной подготовки на холст или ватман набрасывалась композиция будущей картины. В процессе создания исторических картин, требовавших четкого воспроизведения различных деталей, в особенности архитектурных, Васнецовым была разработана своеобразная техника, которой он неукоснительно придерживался. Вот что он писал: «Аполлинарий Михайлович рисовал всегда остро отточенным углем, подробно разрабатывая архитектурные детали, свойственные изображаемой эпохе... Дальше, по готовому рисунку, художник работал масляными красками или акварелью. В последнем случае он оставлял просвечиваться угольный контур». Аполлинарий Михайлович принимал самое активное участие в археологических разысканиях: сам спускался в раскопы, исследовал находки, делал зарисовки, доставал подводы, чтобы вывезти интересный материал. Многое из того, что он изобразил на своих картинах-реконструкциях, подтвердилось более поздними исследованиями.
 

Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. 1901, холст, масло

  Апполинарий Михайлович Васнецов (Appolinary Vasnetsov) - (1856 - 1933)  Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.Апполинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

 

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913, холст, маслоВ Московском Кремле, акварель
Апполинарий Михайлович родился 6 августа (25 июля ст. ст.) 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной семье священника. Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал.Двор удельного князя. Бумага, акварель

 Влияние отца-священника на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов. Видимо, от отца братьям передалось беспокойство о распространении бездумного подражательства Западу в среде российской интеллигенции. «И не страшна была бы подлинная иноземщина, если бы наши иноземствующие головотяпы всеми силами, до безумства, не поддерживали ее! Да, бедняги и сами не замечают, что лезут в рабскую петлю... С этим помрачением русских умов надо бороться без устали и всеми силами!..»Красная площадь, xолст, масло


 

 

 

Москва. Конец XVII века, xолст, масло

 

Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник.Торг в Нижнем Новгороде, 1908-1913, акварель

 

Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года. Оборона города. Бумага, акварель, уголь

Андриолли был человеком весьма прогрессивных взглядов, что не могло не сказаться в дальнейшем на формировании демократического мировоззрения Аполлинария Васнецова.Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903. Бумага на картоне, уголь, акварель



Московский Кремль при Дмитрии Донском

 

Московский Кремль при Иване 3

 

В 1872 году Апполинарий, окончив Вятское духовное училище, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками, набирается знаний, увлекается литературой, историей, естествознанием.Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века,1922, бумага на картоне, уголь, акварель, карандаш

 

 

Много читая, будущий художник увлекается художественными и критическими произведениями Н. А. Некрасова, Г. И. Успенского, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, П. И. Мельникова-Печерского и других. Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века. 1900, холст, масло

 

Стремление обогатить выразительные возможности рисунка и акварели заметно во многих листах на тему старой Москвы, хотя здесь эволюция художественного мастерства видна не столь отчетливо; многие поздние работы Васнецова 1920-х годов заметно уступают произведениям, выполненным им в 1900-х годах.Старорусский город, xолст, маслоУглубленная работа Васнецова над историей Москвы приводит художника к сближению с историками и археологами. Он становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе. Родина, 1886, xолст, масло

 

В 1903 году Васнецов принимает энергичное участие в организации Союза русских художников.Озеро, 1902, xолст, масло

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников.Кама, 1895, xолст, масло "Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее..." - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон.Северный край, 1899, холст, масло

Наверное, и увлечение черносотенными идеями - оттуда же... из истории. Брат Виктор Васнецов был членом ультраконсервативной организации «Союз русского народа», Аполлинарий - сочувствующим))) . В ответ на предложение вступить ее ряды он писал: «По существу я не имел бы ничего против; но дело в том, что на моей ответственности на долгие годы лежит столь серьезная художественная задача, что я все свои духовные и физические силы обязан сосредоточить на выполнении ее. Кроме того, работы эти, мне кажется, вполне соответствуют тем задачам, выполнение которых поставило себе целью «Русское собрание…».
(Для справки  - основными целями этой массовой партии были противодействие революции и распространению либеральных взглядов среди широких слоев населения. Пропаганда черносотенцев способствовала росту антисемитских настроений, что в конце концов привело к волне погромов и террористических актов.  «Черная сотня» заслужила печальную репутацию погромами 1905 года.)

Скит, 1901 холст, маслоСумерки, 1889, холст, масло


 

Днепр перед бурей, 1888, холст, масло


 

Баллада, Урал, 1897, холст, масло


 

Элегия, 1893, холст, масло


 

Шум старого парка, 1926 холст, масло

Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.Скончался А.М. Васнецов 23 января 1933 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище (20 уч.)

Сайт посвященный творчеству А.М. ВаснецоваЧитать полную биографи. художника
Метки:  

Процитировано 5 раз



Недоучка   обратиться по имени Пятница, 19 Февраля 2010 г. 14:45 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Lelena_Yer   обратиться по имени Пятница, 19 Февраля 2010 г. 14:50 (ссылка)
и все таки техники письма у братьем похожи :)))
Спасибо большое за этот пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 15:19ссылка
Lelena_Yer, да, очень похожи... так Витюша Апполинашу не только кормил и нянчил, но и учил)))
а еще был самый младший - Аркаша, тот дома в Вятке сидел и стал краснодеревщиком, тоже Витюше - на шею - и эскизы и заказчики от него были)))
"Инкрустируя мебель редкими породами дерева, Аркадий свои художественные работы он выполнял по эскизам Виктора Михайловича, и стул был уже не стул, а трон (два таких есть в кировском краеведческом музее), а буфет из столового превращался в буфет-терем. Мебель Аркадия Васнецова уезжала в столицу, имела медали на нижегородских выставках, в дом на Никитской приходили письма от принцессы Ольденбургской, Марии Федоровны Якунчиковой, Саввы Мамонтова – московские тузы жаловались: не на чем сидеть, негде посуду расположить, еще парочку!"
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 16:31ссылка
Прелесть какая :)))
Вот ведь семья талантливая :)))
Владимир_Шкондин   обратиться по имени Пятница, 19 Февраля 2010 г. 15:31 (ссылка)
какая красота!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 15:40ссылка
КнязьМышкин, ага... своеобразная красота такая... почти документальная.
Редкого занудства, скромности и терпения был человек, а просторно и вдохновенно как у него получилось)
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 18:23ссылка
даа.. историк, археолог, художник... смотрю на его картины, и верю ему, получилось.
Syamuka   обратиться по имени Пятница, 19 Февраля 2010 г. 18:38 (ссылка)
Очень люблю творчество Васнецовых. Спасибо. Возьму себе.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 23:56ссылка
Syamuka, спасибо) Мне тоже очень нравится.
aliena-aliena   обратиться по имени Пятница, 19 Февраля 2010 г. 18:45 (ссылка)
Его исторические картины настолько достоверны, что кажется, будто с натуры писал))) Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 23:57ссылка
aliena-aliena, ага, путешествовал по времени и писал с натуры)))
Александр_Воронище   обратиться по имени Пятница, 19 Февраля 2010 г. 21:06 (ссылка)
Красиво!
012 (465x308, 75 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 23:57ссылка
Александр_Воронище, на самом деле - очень красивые картины)))
radiouzel   обратиться по имени Суббота, 20 Февраля 2010 г. 09:09 (ссылка)
С днём рождения!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Февраля 2010 г. 22:18ссылка
radiouzel, спасибо!)))
Alexej_M   обратиться по имени Суббота, 20 Февраля 2010 г. 23:02 (ссылка)
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!!;)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Февраля 2010 г. 22:19ссылка
Alexej_M, благодарю)))
Табби   обратиться по имени Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 21:17 (ссылка)
Практически по его картинам мы сейчас только и представляем, как выглядела Москва в минувших веках... спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Февраля 2010 г. 22:20ссылка
Табби, спасибо за внимание... Да, очень наглядно можно представить, и так душевно у него всё это отрисовано)
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку