-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23717

»кона пространства —редневековь€

¬торник, 16 ‘еврал€ 2010 г. 16:59 + в цитатник


–азличие во взгл€де, разное воспри€тие света, различие в мировоззрении, различие между иконой и мадонной не могло не про€витьс€ и в различном воспри€тии пространства. „то дл€ нас сегодн€ – пространство? ќй, как бы почти дл€ всех - пустой звук… Ќо каждый человек чувствует, ощущает его. ¬ —редневековье, видимо, така€ чувствительность была тоньше, сейчас она просто вымирает в жестких объЄмах типовых проектов . —тоит ли говорить о том, что организацией пространства вокруг человека всегда занималась архитектура. ¬ архитектуре-строительстве могут происходить примерно те же процессы, что и в иконописании, и тоже действуют основополагающие отношени€ - оригинал–извод. ’рам воспринимаетс€ как пространство иконы, и люба€ попытка пон€ть-описать-воспроизвести храм «неиконически» - не удаетс€. ”дивительно, что, как правило, в —редневековье воспроизводилс€ не план, архитектурный объем или декораци€, детали, конструктивные особенности – воспроизводилс€ образ-иде€ особо почитавшегос€ пространства, котора€ узнавалась всеми без проблем!»нтересное наблюдение сделал  раутхаймер (1942, классика теперь уже) ќн сравнивал многочисленные средневековые описани€ построек. Ќу, о том, что один храм построен как копи€ другого. » он пришел к выводу, что, суд€ по этим самым описани€м копий, дл€ средневекового человека сходством обладали постройки, которые дл€ нас вовсе не кажутс€ похожими друг на друга. —овсем)“о есть, дл€ средневекового человека, который сморит на здание, существенны были элементы, таковыми дл€ нас не €вл€ющиес€ или не значащие дл€ нас того, что они обозначали тогда. » вот, чтобы разобратьс€ в этих «принципах сравнени€»,  раутхаймер выбрал многочисленную группу пам€тников (5-17 вв.), восход€щих к одному прообразу, весьма специфическому и уникальному – к иерусалимскому ’раму √роба √осподн€. ќбращение только к нескольким копи€м уже вынуждает сделать вывод, что «различи€ перевешивают сходство».Ќу и, в конце концов,  раутхаймер приходит выводу: общим элементом, который св€зывает и оригинал, и копию даже в случае только «сходства по именованию» оказываетс€ не что иное, как воспоминание именно «почитаемого места».Ќа самом деле воспроизведение јнастасис (¬оскресени€) – это в первую очередь, приобщение к опыту конкретного евангельского места и данного событи€. »наче говор€, и оригинал, и копию объедин€ет единый смысл, к которому и обращены мысли и помыслы заказчиков, строителей, отделочников, иконописцев и толкователей.

ѕопробуйте осознать: пространство – имело смысл %).… „асто ли сейчас мы обращаем на это внимание…

Ps. в коллажике - картинок быстренько понасобирала - оригинал и копии, все на одно лицо пр€м)

—лева направо – сверху вниз

1. ќригинал - ÷ерковь ¬оскресени€ в »ерусалиме с ротондой √роба √осподн€.

2. ћодель храма √роба √осподн€. ƒар архим.(будущему патриарху) Ќикону от »ерусалимского патриарха ѕаиси€. 1-€ четв. XVII в.

3.  апелла св.ћихаила в ‘ульде (11в), √ермани€.(ааа...случайно нашла замечательного качества виртуальную экскурсию по ней – там нужно на плане найти Michaelskirche и щелкнуть по иконке с фотиком р€дом с надписью.  ачество – блеск, прогул€йтесь, когда вы еще будете в ¬естфалии).

4. ’рам ¬оскресени€, Ќовый »ерусалим, г. »стра ћосковской области, –осси€.

5. ћодель часовни √роба √осподн€ в монастыре —ан ¬ивальдо, »тали€. 6. ÷ерковь √роба √осподн€ в  ембридже (12в)

ћетки:  



ѕадунский   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 ‘еврал€ 2010 г. 17:46 (ссылка)
Ќу, то, что "пространство, а не камень - предмет архитектуры" должен знать вс€кий архитектор. Ѕеда в том, что традиционна€ архитектура сейчас стремительно вытесн€етс€ т.н. "дизайном", фактически - ремеслом декоратора.
ј вот то, что различие в детал€х, продиктованное примен€емыми строительными материалами, местными традици€ми и прочими обсто€тельствами, значило в средневековье гораздо меньше ќбраза храма - это да. Ёто мы утер€ли, увы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 ‘еврал€ 2010 г. 18:26ссылка
ѕонимаешь, дизайнеры - как не стараютс€ всЄ "задекорировать" насмерть - пока еще это у них не выходит. » всЄ равно даже атеистически настроенный человек, попада€ в храм - чувствует пространство это... ощущает энергетику, проникаетс€.. эмоционально реагирует...
ћожет, не всЄ еще потер€но?
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 ‘еврал€ 2010 г. 18:55ссылка
Ћюбой человек не может не чувствовать пространство. Ќо рецепторы его не тренированны. ƒа и не его это об€занность - тренировать. ѕрофессионал об€зан дать ему возможность ощутить. ј профессионалы сегодн€ мишурой занимаютс€.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 ‘еврал€ 2010 г. 20:25ссылка
ј почему они мишурой занимаютс€?
ѕерейти к дневнику

—реда, 17 ‘еврал€ 2010 г. 07:18ссылка
ѕотому что легко. ƒумать не надо, муками творчества себ€ терзать. ≈сть набор предметов-расцветок-фактур, его можно долго тасовать как карту и получать как бы результат.
ƒа и заказчику как правило не нужен особенный результат. Ѕыстро - да, дЄшево - да, как бы богато-с возможностью украсть - да, оригинально (это вообще любимое слово) - да. «аказчика же тоже никто не учил уму-разуму, только на счЄтах считать: дебет-кредит, вложил-получил.
осень_осень   обратитьс€ по имени ƒоброе утро) —реда, 17 ‘еврал€ 2010 г. 08:09 (ссылка)
¬от и тема дл€ размышлени€ по€вилась)—пасибо))Galaxie.ru  артинки на любой вкус
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку