-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23717

¬рубель. ѕолнолуние

—уббота, 30 январ€ 2010 г. 21:21 + в цитатник

—овсем нет времени.. но вот увидела цитируемые многими посты о ¬рубеле –  об альтернативном как бы ¬рубеле, ньюэйджного «онтопсихолога искусства»%), ужаснулась.. и вот, всЄ бросила и – написала… ¬рубель - это страшно любимое. » - полнолуние, и, говор€т, Ћуна сегодн€ необыкновенно больша€ – потому что раз в два года так близко к «емле подошла… ј у нас - облака. 

 

ѕомню, как поразило мен€, когда € впервые увидела на стене кабинета профессора-психиатра – большую репродукцию врубелевского демона… Ётого, ага...» со студенческой самоуверенностью иронично тогда л€пнула что-то неофитское, типа – «ах, как уместно», на что хоз€ин кабинета,  устало-привычно отшутилс€ – мол, врага надо знать в лицо.

 ¬ течение многих веков в христианском мире зло св€зывалось с  дь€волом, бесом, демоном. Ќо в «ападной и ¬осточной традици€х оно сильно различаетс€. ѕо дь€вольщине визуальный и символический р€ды на «ападе достаточно насыщенные, тут мы «тоже» отстаЄм… пока.
“ак вот € как раз об авторе первого у нас образа видимого, живого, реального демона…


 ƒл€ нас демон - исторически - внешний образ, который не наполнен внутренним смыслом. —егодн€ мы принимаем и признаЄм описание ƒь€вола-ƒемона, даваемое европейской культурой, в которой его образ прошел свое долгое развитие, был многократно нарисован-визуализирован: “аддео ди Ѕартоло, ƒюрер, Ѕосх, √ой€ и Ѕлейк. ¬ нашей культуре никогда не было прин€то рисовать дь€вола или изображать все, что св€зано со злом. ¬раг рода человеческого не только не визуализирован, но и не вербализирован и не символизирован. ѕомните добрых  белокаменных зверюшек владимирской архитектуры?)))

 ¬ –оссии искусство по большей степени было зан€то изображением Ѕога, созданием добрых символов, позволивших объединить нацию. ¬ русской иконописи сатане удел€етс€ очень незначительное, второстепенное место, а в трактовке образа присутствует много гротескных черт, которые как бы обезоруживают его, делают его слишком сказочным и нереальным. ќбраз зла в русской культуре приходит извне, а не рождаетс€ изнутри. ƒа и в русской культуре зло прин€то полностью вырубать под корень. 

“ак вот, весной 1884 года из ѕетербургской јкадемии искусств  в  иев приехал на подработки невысокий худощавый студентик - ћихаил ¬рубель, никому ещЄ не известный. ј из  иева он уехал уже великим художником. ¬рубел€ пригласил профессор киевского университета јдриан ѕрахов - реставрировать фрески ’≤≤ века в  ирилловской церкви. ѕочему пригласили студента? ѕотому что смета на реставрацию была незначительной. јкадемик бы за такие деньги не вз€лс€ за такую работу, а студенту можно дать 1200 рублей за 76 дней работы, и пусть едет доучиватьс€. Ќо он так и не уехал доучиватьс€. » был единственным в истории јкадемии, кто стал академиком, не закончив науку. 

ј до этого было счастливое детство, пусть и с мачехой, но заботливой. ќн родилс€ в 1856 году не очень здоровым  – «патологическа€ наследственность». ’одить он начал лишь в три с половиной года. Ќо ћихаил рано начал рисовать, прекрасно училс€, в совершенстве владел иностранными и даже древними €зыками. ѕотом была учеба в лучшей одесской гимназии –ишелье. “ам ¬рубель был на прекрасном счету у педагогов; без труда став первым среди учеников, закончил с золотой медалью.

¬ 1880 году ¬рубель оканчивает юридический факультет ѕетербургского университета, затем поступает в јкадемию художеств. “алант ¬рубел€ и его необычайна€ работоспособность стали предметом всеобщего внимани€ в јкадемии. ¬ эти годы он был так увлечен учебой, что по его собственному признанию, жил "как птица, даром Ѕожьей пищи". 

 огда меценату и историку искусств ѕрахову понадобилс€ недорогой, но способный рисовальщик, он обратилс€ к профессору петербургской јкадемии художеств „ист€кову. “от порекомендовал ¬рубел€: “ќн — мой лучший ученик, более талантливого € не знаю”. “ак ћихаил попал в  иев. 

- —ударь, как мне найти  ирилловскую церковь? - сойд€ с поезда, обратилс€ ¬рубель к прохожему.

- ¬озьмите извозчика и скажите ему, чтоб отвез ¬ас к дому дл€ умалишенных, - ответил незнакомец.

 …ћожно представить, как не понравилс€ впечатлительному ¬рубелю этот ответ. Ќо загадка скоро разрешилась: как и сегодн€, нар€дна€  ирилловска€ церковь сто€ла на территории психиатрической лечебницы.


 ¬прочем, задумыватьс€ о мрачных предзнаменовани€х ћихаилу было некогда: он прин€лс€ за работу. ¬рубель великолепно “чувствовал стену”, научилс€ работать широкими цветовыми п€тнами, как древние мастера.

ћонументальную композицию "—ошествие —в€того ƒуха" ¬рубель создал в течение одного лета без предварительного эскиза. ѕроизведение это проникнуто радостью откровени€, серебритс€, светитс€ ... ¬о врем€ этих работ художник "очень всех к себе располагал и внушил уважение к себе всей маленькой артели, работающей под его ближайшим контролем".

 » еще он обладал удивительным психологическим свойством - эйдетизмом. Ёто своеобразна€ разновидность зрительной образной пам€ти, когда человек не вспоминает, не представл€ет себе в уме предмет или образ, а видит его, как на фотографии или на экране. Ёйдетик рисует как бы с натуры. ¬ многофигурной композиции "—ошествие —в. ƒуха на апостолов" вызывало удивление и то, как быстро, без моделей художник выполнил эту работу; кроме того, оказалось, что каждый из апостолов имел €вное сходство с киевскими знакомыми ¬рубел€.

 

ќднажды ¬рубель выводил на церковных стенах фигуры св€тых. “ћихаил јлександрович, будьте любезны прерватьс€”, - гулко раздалс€ в пустом храме голос заказчика, јдриана ¬икторовича ѕрахова. ћихаил спустилс€ со строительных лесов и вопросительно уставилс€ на посетител€. “Ќатурой, по всей видимости, послужила мо€ жена?”, - кивнул ѕрахов на фигуру Ѕогоматери.

 

 —ходство было очевидным. ’от€, сказать честно, лучистые глаза Ёмили Ћьвовны, так похожие на драгоценные камни, смотрели со всех стен.  ого бы не писал ¬рубель - архангела, или великомученика, все они выходили на одно лицо.

 


ј жена заказчика - Ёмили€ Ћьвовна, 32-летн€€ мать троих детей, была одаренной и хорошо образованной женщиной, котора€ была душой киевского художественного общества.

 


 

26-летний ¬рубель страстно влюбилс€ в нее, хот€ она и не была классической красавицей. ¬оспоминани€ об ее удивительных бездонных глазах и задорном неспокойном характере оставили многие ее современники. јдриан ѕрахов был озадачен и несколько раздражен теми чувствами, которые молодой художник испытывает к его жене, и нашел выход. ќн предложил ¬рубелю отправитьс€ в »талию - ближе познакомитьс€ с творчеством старых мастеров, а заодно закончить те самые четыре иконы дл€ алтар€: «»исус ’ристос», «—в€той јфанасий», «—в€той  ирилл» и «Ѕогоматерь с младенцем». ƒальше ¬енеции ћихаил јлександрович не поехал. ¬рубель целый год сидел на площади —ан-ћарко в ¬енеции и рисовал Ёмилию. » он стремилс€ побыстрее закончить работу и вернутьс€ в  иев.

ј сразу после возвращени€ художественный совет отклон€ет все эскизы ¬рубел€ дл€ ¬ладимирской церкви. ’удожник тер€ет практически все заказы. ќт его работ отказываютс€ галереи. » ¬рубель остаетс€ без средств к существованию.  Ќо все это дл€ него не имеет значени€. ’уже всего то, что его больше не хочет видеть Ёмили€. ѕережить этого ¬рубель не смог. —овременники вспоминают: "ќн словно срываетс€ с цепи, беспробудно пьет, ночует в бордел€х, собирает вокруг себ€ странных людей - цыган, бездомных, пь€ниц."

ѕервый нарисованный ƒемон, которого видел только отец ¬рубел€, заставший сына в ужасно больном, лихорадочном состо€нии во врем€ работы над этой картиной, утверждал, что этот ƒемон был похож на чувственную злую женщину. ƒемон получилс€ страшный настолько, что ¬рубель сам испугалс€ своего творени€ и уничтожил рисунок - порвал его на куски…  

«ƒемону» было уже полгода, когда с ¬рубелем познакомилс€  онстантин  оровин. ѕод  иевом было жарко, они пошли искупатьс€, и  онстантин увидел на груди у коллеги огромные белые полосы, как шрамы. «ƒа, это шрамы, - сказал ¬рубель, - я резал себ€ ножом». ќкунулись, раст€нулись, и  оровин не выдержал: «ј все-таки скажите, ћихаил јлександрович, что же это такое вы себ€ резали-то – ведь это должно быть больно. „то это – операци€, что ль, кака€-то? – ѕоймете ли ¬ы, - ответил ¬рубель, - я любил женщину, она мен€ не любила – даже любила, но многое мешало ее пониманию мен€. я страдал от невозможности объ€снить ей это мешающее. я страдал, но когда резал себ€, страдани€ уменьшались». “ак как € тогда не страдал от любви к женщине, то действительно не пон€л, но все же подумал и сказал: «ƒа, сильно вы любили». – «≈сли любовь, то она сильна»

 «Ќе было ни одного человека, - пишет тот же  оровин, - который бы больно не укусил его и не старалс€ укусить. „то за озлобленна€ ругань и ненависть, сыпались на бедную голову ћихаила јлександровича. ќн изверилс€ из-за непонимани€ окружающих, и горьки часто были его глаза, и сирота был этот дивный философ-художник. “акие милые шутки жизни не проход€т даром, он стал попивать вино. Ќо никогда, нигде этот человек не сказал ни про кого худо, не сказал, что нужно было сказать: «подлецы».

¬рубель, писавший иконы и расписывавший церкви, создал нечто совершенно противоположное официозному православию: его ƒемон не просто противник Ѕога - он символ антихристианского, бунтарского, сатанинского начала, того, что так €вственно ощущалось в –оссии в начале века, того тайного брожени€, что потом вылилось в кровавые революции и войны. Ётот ƒемон требовал поклонени€ и жертв. » первой его жертвой стал сам художник.

ѕризнаки душевного недуга всегда просматривались в веселом и жизнерадостном юноше. »ногда он становитс€ болезненно рассе€нным, а порой впадает в какое-то пугающее окружающих странное оцепенение, во врем€ которого не может говорить и часами просиживает, гл€д€ в одну точку. ¬рубель увлекаетс€ только-только проникшими в –оссию иде€ми Ѕогочеловека Ќицше, и множество раз зарисовывает ƒемона, пишет его маслом, лепит из глины, но затем, недовольный своим творением, рвет рисунки, переписывает заново этюды, разбивает на мелкие куски уже готовые модели. Ќаконец художник останавливаетс€ на варианте, где на фоне заката, обн€в колена, в глубоком раздумье сидит полуобнаженный ƒемон.

 ƒепресси€ смен€лась периодами творческих взлетов, всплеском искрометной фантазии, желанием любить и быть любимым. ¬рубель легко покор€л сердца и светских красавиц, и доступных опереточных див. ќдна из мимолетных св€зей заканчиваетс€ драматично: художник заболевает сифилисом. ќн проходит курс лечени€ у одного из ведущих киевских венерологов, и внешние про€влени€ болезни исчезают, но до конца недуг вылечить не удалось - болезнь лишь на врем€ затаилась, чтобы нанести удар позже. ¬р€д ли стоить обвин€ть в непрофессионализме врача, ведь до изобретени€ антибиотиков, способных полностью победить сифилис, оставалось еще более полувека.

ќсенью 1889 года художник переселилс€ в ћоскву. ¬ 1896 году он знакомитс€ с оперной певицей Ќадеждой «абелой и сразу становитс€ ее тенью. «атем – свадьба и путешествие в Ўвейцарию, фешенебельный отель с видом на ∆еневское озеро, долгие прогулки по горным тропам...

¬рубель счастлив. ¬ это врем€ художник создал такие шедевры, как "Ѕогатырь", "ѕан", "  ночи", "÷аревна-Ћебедь",



"—ирень", а также многочисленные портреты, в том числе и прекрасный портрет жены.


 “огда же он написал декорации и костюмы к опере "—казка о царе —алтане". .» одновременно продолжал работать над своим "ƒемоном". ќт "Ћет€щего ƒемона" (1899г.), ¬рубель переходит к "ƒемону поверженному"…

 Ќо были еще иллюстрации к лермонтовскому «ƒемону», и ћефистофель к «‘аусту».  ” ¬рубел€ наблюдаютс€ приступы какой-то беспричинной раздражительности, гнева, он часто взрываетс€ по пуст€кам, спорит, не терпит возражений. ≈го начинают беспокоить сильнейшие головные боли, от которых он находит единственное спасение: черную шелковую шапочку, котора€, как ему кажетс€, см€гчает боль.

 ¬рубель был в буквальном смысле одержим образом ƒемона, который, словно требу€ своего воплощени€, неотступно преследовал художника. јлександр Ѕенуа рассказывал: "¬еритс€, что  н€зь ћира позировал ему. Ёти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. ¬рубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигатьс€ к пропасти, к которой его толкало увлечение прокл€тьем. ≈го безумие €вилось логическим финалом его демонизма".

ƒаже уже в выставочном зале "каждый день с раннего утра ¬рубель переписывал своего «ƒемона». Ѕыли дни, когда «ƒемон» был очень страшен, и потом оп€ть по€вл€лись в выражении его лица глубока€ грусть и нова€ красота... —пособность к творчеству не покидала художника, но прин€ла гипертрофированные формы. ¬рубель переписывал ежедневно огромный холст, и посетители выставочного зала воочию могли видеть, как за ночь мен€лс€ ƒемон.  ак в этой безумной битве мелькали и исчезали, череду€сь с ожесточенными и страшными, облики необыкновенной красоты».


ћожно представить себе художника на пределе сил, упорно остающегос€ с глазу на глаз с «духом зла», им созданным, но уже от него отделившимс€, зажившим отдельной от него жизнью; представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу, кистью, стара€сь подчинить его своей воле… «ƒемон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - «здесь человек сгорел» 

¬ сент€бре у ћ¬ родилс€ сын. мальчик с врожденным пороком - незаращеньем верхней губы, или, как до сих пор говор€т в народе, за€чьей губой. ѕо воспоминани€м близких художника, именно с этого момента характер ¬рубел€ необратимо изменилс€ - он стал задумчивым, рассе€нным, а потом - все более - раздражительным и несговорчивым. “¬ообще это что-то неимоверно странное, ужасное, в нем как будто бы парализована кака€-то сторона его душевной жизни... Ќи за один день нельз€ ручатьс€, что он кончитс€ благополучно”, - писала жена в письме.

 ѕо мнению “арабукина, "¬рубель испытывает то состо€ние тревоги, которое он столь "автопортретно" выразил в своем шедевре начала 1902 года "ѕортрет сына"

 

ѕотом была поездка в  иев, супруги радовались встрече с городом, где оба делали первые шаги в искусстве, ждали встречи со старыми друзь€ми… –адость эта сменилась жестоким горем. »х маленький сын, —аввочка, простудилс€ в по дороге в плохо отапливаемом поезде  и умер. ƒо похорон ћихаил јлександрович мужественно держалс€, а потом сказал: «¬езите мен€ куда-нибудь, а то € вам наделаю хлопот...»

 ¬ феврале 1902 года 46-летнего ¬рубел€ помещают сначала в частную психиатрическую лечебницу доктора —авей-ћогилевича, а затем перевод€т в клинику ћосковского университета. «десь у него вы€влены симптомы, характерные дл€ сифилитического поражени€ нервной системы: сужены зрачки, изменены сухожильные рефлексы, отмечаютс€ расстройства речи и пам€ти. ¬рачи диагностируют у художника спинную сухотку, прогрессивный паралич, возникшие на фоне сифилиса. ќн еще не бросил карандаш и делает рисунки на обрывках бумаги. Ќа них изображены то портреты врачей и санитаров, то гротесково-раскрепощенное тело обнаженной женщины, то эротические сцены с участием неких фантастических существ.

 ¬рубел€ обуревает мани€ величи€: он собираетс€ стать генерал-губернатором ћосквы, потом упр€мо убеждает окружающих в том, что он миллионер, ’ристос, ѕушкин, император. »ногда ему мнилось, что он живет в эпоху –енессанса и расписывает ¬атиканские соборы вместе с –афаэлем и ћикеланджело. Ёйфори€ смен€етс€ гневом, бывший франт начинает быстро опускатьс€, тер€€ лоск и утонченность. Ѕолезнь обезобразила его внешность. —естра жены ¬рубел€, ≈катерина »вановна √е, писала: ”...а сам бедный ћиша теперь весь в прыщах, красных п€тнах, без зубов”. “о, что у символистов («я -- гений »горь —евер€нин»), а потом у —альватора ƒали и многих других стало модным и выгодным фарсом, дл€ ¬рубел€ было подлинной трагедией.

 ¬есной 1903 года наступила некотора€ стабилизаци€. Ћето он проводит в –ижских лечебницах, а в сент€бре, когда открываютс€ после каникул московские, оп€ть попадает к —ербскому. —осто€ние чудовищное. ќн долго не может прийти в себ€. Ќо в но€бре вдруг снова начинает читать и рисовать, и вскоре работа превращаетс€ в неумолимую потребность, котора€ увлекает его и днЄм и ночью. —начала он пишет всЄ, что попадаетс€ ему на глаза – больных, санитара, см€тую постель, вид из окна – а в декабре уже берЄтс€ за большую картину, котора€ называетс€ «Ўестикрылый —ерафим».


 ¬ августе 1904 года, казалось, вновь по€вилась надежда. ¬рубель с женой посел€ютс€ в ѕетербурге, где «абела была прин€та в труппу ћариинского театра. ’удожник возобновл€ет старые знакомства, начинает новые работы, но душевный недуг не отступает, и вскоре ¬рубель вновь оказываетс€ в московской клинике доктора ‘.”сольцева. “ƒобрый дь€вол” - называет своего врача больной художник.

“—тихали симптомы болезни, и кака€ обрисовывалась симпатична€, жива€, увлекательна€ личность”, - вспоминал врач. Ќо светлые промежутки становились все короче: голова гудела от голосов, обвин€вших его в преступлени€х, временами ¬рубел€ одолевало отча€ние или вспышки буйства.

¬рубель имел блест€щее юридическое образование, говорил на восьми €зыках, великолепно знал европейскую философию, и раньше на вопросы веры отвечал в духе времени: «»скусство – вот наша религи€; истина в красоте! ј впрочем, - добавл€л, - кто знает, может, ещЄ придЄтс€ умилитьс€». » это врем€ пришло.

 “еперь, с разрешени€ доктора, ¬рубелю по вечерам читают Ѕиблию, его часто навещает сестра – главна€ его молитвенница и просветительница. — изумлением, суд€ по брюсовским воспоминани€м, ¬рубель замечает, как много в Ѕиблии пищи дл€ ума, как она, порой, неправильно понимаетс€, и как глубоко изучил еЄ ѕушкин.

 ¬ 1905 году –€бушинский задумал объединить выдающихс€ современников и заказал лучшим живописцам портреты лучших литераторов: —еров писал Ѕальмонта, јндре€ Ѕелого – Ѕакст, »ванова – —омов; ћихаилу јлександровичу, жившему тогда в частной лечебнице доктора ”сольцева, досталс€ Ѕрюсов, с которым они никогда раньше не встречались. »з воспоминаний ¬алери€ яковлевича: "ѕравду сказать, € ужаснулс€, увидев ¬рубел€. Ёто был хилый, больной человек, в гр€зной изм€той рубахе. ” него было красноватое лицо; глаза – как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. ѕервое впечатление: сумасшедший! ќн вошел неверной, т€желой походкой, как бы волоча ноги, и после обычных приветствий спросил: «Ёто вас € должен писать?» » стал рассматривать мен€ по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. —разу выражение его лица изменилось. —квозь безумие прогл€нул гений. ¬ жизни, во всех движени€х ¬рубел€ было заметно €вное расстройство... Ќо едва рука брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. „еловек умирал, разрушалс€, мастер – продолжал жить".

≈ще из брюсовских воспоминаний:  «на сеансе, все продолжа€ рисовать, он как-то странно сжал губы и вдруг спросил: «ј что, вы ничего не слышите? – Ќичего. – ј мне вот кажутс€ голоса... я думаю, что это говорит –обеспьер». ќдин раз он спокойно сказал мне, что накануне был суд революционного трибунала, который приговорил его к смерти. ќчень мучила его мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что, в наказание за то, в его картинах оказываютс€ непристойные сцены. «Ёто – он (¬рубель разумел дь€вола), он делает с моими картинами. ≈му дана власть за то, что €, не будучи достоин, писал Ѕогоматерь и ’риста. ќн все мои картины исказил...»

 ѕортрет Ѕрюсова осталс€ незавершенным. ’удожник окончательно ослеп. ѕотом началс€ парез руки, исчезло ос€зание, порой он плохо сознавал, где находитс€. ќкончательный диагноз лечащих докторов прозвучал смертным приговором: «—ифилис головного мозга в сочетании со спинной сухоткой». ¬ начале ’’ века сифилитические поражени€ нервной системы составл€ли одну из основных групп неврологической патологии.

 ¬рубелю было 54 года. ¬ окно все чаще светило солнце, под его живительными лучами та€ли остатки промозглой петербургской зимы; в воздухе уже чувствовалось пь€н€щее приближение весны, но это уже совсем не трогало ослепшего, изможденного старика, который, укрывшись оде€лом, лежал на больничной койке. ’удые длинные пальцы с отросшими ногт€ми, под которыми темнели полоски гр€зи, бессознательно теребили простыню. »ногда его тело сотр€сал кашель, и он пыталс€ подн€тьс€, но тотчас бессильно падал на подушки. ќн почти совсем отказалс€ от пищи, сказав санитару, что если не будет есть три года, то зрение вернетс€ и его рука обретет прежнее мастерство - рисунок станет необыкновенно хорош!

 ¬рач и персонал, наблюдавшие за художником в последние годы его пребывани€ в психиатрической больнице, рассказывали, что ¬рубель иногда простаивал целыми ночами, счита€ это искуплением грехов. ѕод конец жизни он стал т€готитьс€ самим собой, неоднократно повтор€л, что он "устал жить", хотел "€дом ускорить себе конец". ¬ феврале 1910 года ¬рубель заболел воспалением легких, и 1 апрел€ скончалс€. ѕо предположению его сестры, он умышленно простудилс€, сто€ под форточкой.

“’ватит лежать, собирайс€, Ќиколай, поедем в јкадемию”, - были его последние слова.

 ѕервую заупокойную службу отслужили в небольшой церкви при лечебнице. ¬округ гроба собралось совсем немного людей, но когда тело умершего ¬рубел€ перенесли в здание јкадемии художеств, попрощатьс€ с художником пришел весь культурный ѕетербург. ¬прочем, немало было тогда и тех, кто осуждал  усопшего живописца. ≈пископ Ќовгородский ¬аррнава в своем послании писал, что художники, пытающиес€ в гордыне своей изобразить бесов, кончат жизнь подобно ¬рубелю, ослепшими, в сумасшедшем доме... » тем не менее, на похоронах живописца св€щенник Ќоводевичьего монастыр€ сказал: «’удожник ћ.ј. ¬рубель, € верю, что бог простит тебе все грехи, ибо ты был работником». –ечь над могилой держал только один человек, и этот человек был поэт јлександр Ѕлок. «” ¬рубел€ день еще светит на вершинах, но снизу ползет синий сумрак ночи, - говорил он. -  онечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатс€ и затопл€ют окрестность. ¬ этой борьбе золота и синевы совершаетс€ обычное - побеждает то, что темнее. “ак было и есть в искусстве, пока искусство одно. Ќо у ¬рубел€ уже брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. ¬рубель потр€сает нас, ибо в его творчестве мы видим, как син€€ ночь медлит и колеблетс€ побеждать, предчувству€, быть может, свое гр€дущее поражение»


рерайт по материалам

http://vrubel-world.ru/  

http://www.teleor.net/lit/nauka/8.html  

http://www.silverage.ru/poets/makovsky/makov_vrubrer.htm

http://infoart.udm.ru/magazine/nov_yun/n42/krylov.htm 

—ери€ сообщений "ћихаил ¬рубель":
„асть 1 - ¬рубель. ѕолнолуние
„асть 2 - ¬рубель. ќчарованный ¬изантией
„асть 3 - ¬рубель. Ћилова€ сказка

ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



aliena-aliena   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2010 г. 21:34 (ссылка)
ќчень люблю ¬рубел€. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ketevan   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2010 г. 22:00 (ссылка)
ќ√–ќћЌќ≈ —ѕј—»Ѕќ!!! "Ќо едва рука брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. „еловек умирал, разрушалс€, мастер Ц продолжал жить".» вовсе не много))) «амечательный пост!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Syamuka   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2010 г. 22:29 (ссылка)
—пасибо. ќчень впечатлило.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
dara_terra   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2010 г. 23:26 (ссылка)
—пасибо большое
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2010 г. 23:56 (ссылка)
aliena-aliena, спасибо, € тоже люблю... и боюсь.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2010 г. 23:56 (ссылка)
Ketevan, ага, красива€ эта брюсовска€ фраза... поэтически точна€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2010 г. 23:57 (ссылка)
Syamuka, да уж, ¬рубель - он впечатл€ющий очень.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2010 г. 23:58 (ссылка)
daria_roma, спасибо за внимание.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
aliena-aliena   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 январ€ 2010 г. 11:34 (ссылка)
ƒа, "если слишком долго всматриватьс€ в бездну, бездна начинает всматриватьс€ в теб€"...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
filorema   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 январ€ 2010 г. 12:17 (ссылка)
—пасиЅо!  ак всегда потр€сающе! Ќедавно пересматривала "Ѕиблейский сюжет" - "Ўестикрылый —ерафим"- как раз о ¬рубеле. ¬от это услышала там:
"Ќестеров рассказывает, что в  иеве ¬рубель как-то сотворил великолепное большое полотно Ђћоление о чашеї. ¬аснецов с ѕраховым, его начальники по роспис€м, были в восхищении и немедленно съездили за коллекционером, который тут же это чудо и приобрел, оставив его в мастерской дл€ маленьких доделок. ¬незапно разбогатев, ћихаил јлександрович отправилс€ в цирк, где пленилс€ очаровательной италь€нской наездницей. ≈го охватило страстное желание запечатлеть красавицу, но Ц вот несчастье Ц не было холста. » тут гениальную голову озарила Ђсчастлива€ мысльї - написать актрису поверх Ђ√ефсиманского садаї.  огда €вилс€ покупатель, от его картины осталс€ лишь один незаписанный угол, ¬рубель при этом был абсолютно счастлив и завер€л, что напишет другой шедевр Ц ещЄ лучше." http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=...ge&album=267&pos=-1497
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 январ€ 2010 г. 12:27 (ссылка)
filorema, спасибо, фильм этот замечательный... больше всего в этом фильме своей точностью поразил прозвучавший фрагмент лермонтовского стиха, объ€сн€ющий ¬рубел€ - целиком...

≈сть врем€ Ч леденеет быстрый ум;
≈сть сумерки души, когда предмет
∆еланий мрачен: усыпленье дум;
ћеж радостью и горем полусвет;
ƒуша сама собою стеснена,
∆изнь ненавистна, но и смерть страшна.
Ќаходишь корень мук в себе самом,
» небо обвинить нельз€ ни в чем.

я к состо€нью этому привык,
Ќо €сно выразить его б не мог
Ќи ангельский, ни демонский €зык:
ќни таких не ведают тревог,
¬ одном всЄ чисто, а в другом всЄ зло.
Ћишь в человеке встретитьс€ могло
—в€щенное с порочным. ¬се его
ћучень€ происход€т оттого...
1831-го июн€ 11 дн€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»горь1960   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 январ€ 2010 г. 12:32 (ссылка)
—пасибо, очень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 январ€ 2010 г. 12:50 (ссылка)
»горь1960, благодарю за внимание)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Cadaver_of_Me   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 январ€ 2010 г. 13:06 (ссылка)
ј мен€ самка разозлила отчего-то, перва€ сама€, которую он выводил на стенах церковных, Ёмили€ Ћьвовна.. Ќе могу еЄ женщиной назвать, уж прости..
—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 январ€ 2010 г. 15:09 (ссылка)
Cadaver_of_Me, сложно всЄ это. » никто не знает, "что это было". —корее всего, обычна€ игра кокетства така€. —ветска€ львица, у нее было много поклонников, более удобных, поверхностных и пон€тных, и все Ц разные, целый зоопарк.
ј у ¬рубел€ всЄ это на самом деле осталось на всю жизнь, та же вот тут Ђ÷аревна-Ћебедьї, хоть и пела в то же врем€ жена партию эту в опере, и искусствоведы привычно это изображени€м жены приписывают, но на картине-то всЄ равно Ц скорее Ёмили€. ќна пережила ¬рубел€ на 17 лет. ћуж как-то очень выделил ¬рубел€ среди остальных воздыхателей жены (да и он вообще понимал масштаб этого человека) и устроил гражданский развод, и они разъехались спуст€ какое-то врем€, хот€ официально развод и не был оформлен. ¬ отличие от мужа и сына, воспоминаний о своем знаменитом поклоннике она не оставила, а перед смертью вз€ла с дочери ќльги кл€тву, что та уничтожит все письма ¬рубел€, которые Ёмили€ Ћьвовна хранила, и их было много. ƒочь исполнила завещание матери.
ј вот - неприн€тый Ёмилией подарок ¬рубел€ Ц эскиз к так и не написанной картине Ђ¬осточна€ сказкаї.  огда Ёмили€ отказалась от подарка, ¬рубель порвал этот эскиз у нее на глазах, а Ёмили€ потом склеила. “еперь это гордость  иевского художественного музе€.
 (400x399, 108Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 январ€ 2010 г. 23:22 (ссылка)
ћне вот всегда странно читать, что тот или иной художник был "чокнутым" или "одержимым" и потому вот такие полотна, стишки, мысли и тд. Ёто € не к посту. ѕостик хороший и не об этом. Ёто € к слову, даже просто к случаю вспомнил. ¬есь современный мир разве не одержим бесами? » ничего, всЄ как у людей... ј стоит художнику что-нибудь "по иначе" намалевать или в психушку завернуть, так вот вам: "он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино..." ¬от тов. Ћенин тоже, говор€т, не без сифилитического поражени€ мозга помер. Ќо ведь творчество пролетарского вожд€ сильно отличалось от врубелевского. —кажете их бесы из разных ведомств терзали? ј может демоническое ¬рубелю больше приписывают, чем оно там было?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ‘еврал€ 2010 г. 13:10 (ссылка)
—ергей_Ѕылинин, € тут как-то говорила уже о гении и безумстве и их соотношении...
конечно - "и теб€ вылечат, и мен€ вылечат")))
ѕросто ¬рубель - попавший под попсу случай, ведь и в живописи, и в сумасшествии - у нас разбираютс€ все, особенно, конечно, журналисты и психологи)
ѕрочитай вот статейку, котора€ мен€ поразила, она коротенька€... јвторша сама признаЄт, что ах, "инфицирована экзистенциальной шизофренией", вообще у нее нью-эйджевские вс€кие заморочки, боги в себе, будды и энергии... и ¬рубель
— жж всЄ это убралось, а вот в цитатниках на лиру осталось
http://www.liveinternet.ru/users/cdefg/post119265899/
конечно, бесы - они везде, но и им бывает предел, ¬рубелю такие демоны и не снились)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
izidaC   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ‘еврал€ 2010 г. 14:38 (ссылка)
—пасибо большое за очень интересный рассказ .
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ‘еврал€ 2010 г. 16:28 (ссылка)
izidaC, спасибо, € старалась, на самом деле)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ‘еврал€ 2010 г. 23:37 (ссылка)
¬спомнилось, что творчество ¬рубел€ мен€ начало восхищать (до понимани€ мне до сих пор далеко) почему-то только после того, как € двадцатилетний рубеж перешагнула. ƒо этого, хот€ и была вроде как девочкой просвещенной, вообще его не воспринимала. ј потом как-то пришла в “реть€ковку, и уйти из зала художника смогла с трудом.
» "ƒемон" его прит€гивает и пугает одновременно. » краски у него невообразимые. ƒругие работы как-то м€гче, глуше.
ј с "ƒемоном" у мен€ сразу же возникли ассоциации, когда увидела вживую "ѕрогулку заключенных" ¬ан √ога. » возникло некое иррациональное ощущение, что эти два гени€ родственные друг другу.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
осень_осень   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 06:34 (ссылка)
—ердечное спасибо за замечательный пост)
Ќежно люблю ¬рубел€)
”дачи во всем))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
никой€   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 10:08 (ссылка)
спасибо- о ¬рубеле с такой любовью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 11:32 (ссылка)
NADYNROM, у мен€ он тоже с ¬ан √огом ассоциируетс€. Ѕунт такой и жутка€ энергетика. » боюсь тоже. » пон€ть как-то пытаюсь... постепенно, но без вс€ких надежд на окончательное понимание)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 11:32 (ссылка)
осень_осень, спасибо, и тебе успехов)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 11:33 (ссылка)
непросто__€, спасибо!
—транна€ у мен€ к нему любовь, но любовь, да)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ksan4ik   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 16:23 (ссылка)
—пасибо за материал ћихаиле ¬рубеле, позволю себе добавить одну репродукцию.
 (475x698, 105Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Made_in_USSR   обратитьс€ по имени —реда, 03 ‘еврал€ 2010 г. 01:17 (ссылка)
ћасштабно о ¬рубеле, так... » хот€ не покидает чувство какого-то утонченного "кидалова" и недовери€ ангажу коментов... Ќо € по крайней мере какбэ знаю, что нужно загл€нуть к тебе, перед тем как притворитьс€ знатоком его мазни, в случае необходимости. ;)

Ћет шесть мне было, когда € впервые увидел "приседающего"... — тех пор не могу "врубитьс€"...  артино очень напоминает кочегара ƒимона, на рассвете, после вахты, с бодунища, со следами от ушиба параорбитальной области глаза слева... ¬ышедшего в поле, да видать его далекоооо...

 акое полноелуние?!  акие ужосы?! „его вот накручивать?... ” нормальных доктарав-психиаторав в приЄмной вис€т картины школьниц, повесившившихс€ из-за двойки.... :)))))) Ќуесли интересно, как-нибудь запошшу, лично дл€ ¬ас, теб€ (нужное подчеркнуть) ;)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Made_in_USSR   обратитьс€ по имени —реда, 03 ‘еврал€ 2010 г. 02:26 (ссылка)
—кажу по-секрету. ќжидаетс€ весеннее равноденствие. » может оно разгонит тучи, отодвинет луну.
» цокот-перестук клавиатуры под белыми руками, наберЄт прекрасные посты про Ѕилибина и ¬аснецова. ѕро јйвазовского и ¬ерещагина, про... нормальные полюса и компасј...

Ќу ты, мо€ намЄк понимаете... :) я думаю однака...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени „етверг, 04 ‘еврал€ 2010 г. 15:12 (ссылка)
Made_in_USSR, ох.. не получаетс€ у мен€ нормально... “ут про  устодиева было, и про ѕоленова, ƒюрер еще - и все равно вышло эээ... неправильно, и всЄ равно - кочегар ƒимон просвечивает везде... вот пр€м как ты его в натуре описал - "на рассвете, после вахты, с бодунища, со следами от ушиба параорбитальной области глаза слева... ¬ышедшего в поле, да видать его далекоооо...)))
 онечно, буду старатьс€ исправитьс€, но не обещаю...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку