-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23751


Я понять тебя хочу...

Вторник, 26 Января 2010 г. 22:54 + в цитатник

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
 Я понять тебя хочу,
 Смысла я в тебе ищу...

А.С. Пушкин
Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы



Сама по себе тема бессонницы в поэзии – очень распространенная, кто только о ней не писал, все, до единого. И вот с бесами ночными поговорить: это – да, пушкинский гений нужен!

Я интерпретирую это стихотворение именно так: попытка и необходимость понять что-то неструктурированное, необъяснимое логикой, пройти через физическое ощущение беспощадного времени, найти смысл – в хаосе. Некоторые люди ночные такие бессонные страхи за депрессию принимают, хи-хи – психолухи. А это – всего лишь "бесы", они – везде, и это – не новость.

Мрак и однозвучный ход часов… тревожно очень, с кем не бывает… Можно подумать, что есть люди, которые не чувствуют своей беззащитности среди бессмысленной темноты, среди обступающих со всех сторон ночных и непонятных сил, и Парка тут языческая эта – со своими нитками судьбы и вечным веретеном – ага, воплощенная судьба и смерть, да там еще у Пушкина в черновике строчечка выброшенная про «топот бледного коня», да уж – апокалиптического. И вот в этом во всём кошмаре обычная жизнь представляется просто как «мышья беготня» - лишенное смысла и значения, путаное, беспорядочное, суматошное мелькание.

А вот слабо, сделать усилие, превозмочь это тёмное давление – и по-пушкински набраться смелости и спросить, вот прямо так, на «ты» (ага, давайте будем на «ты»))): «От меня чего ты хочешь?»… И вообще – поставить своё «я»и самому встать «над» - с исследовательским интересом: «Я понять тебя хочу».

Всё гениальное – просто, да, и победа – обеспечена, только вот надо точно знать – чего хочешь сам. Пушкин-то – знал, у него дальше «пора, мой друг, пора» с выстраданным покоем и волей…

Интересно, что последующие поколения как-то не могли вот так… победить «поздней ночи трепетанье».

 Вот, Брюсов, например – капитулировал и бродит с холодным взглядом:

Парки бабье лепетанье
Жутко в чуткой тишине...
Что оно пророчит мне –
Горечь? милость? испытанье?
Темных звуков нарастанье
Смысла грозного полно.
Чу! Жужжит веретено,
Вьет кудель седая пряха...
Скоро ль нить мою с размаха
Ей обрезать суждено!

Спящей ночи трепетанье
Слуху внятно... Вся в огне,
Бредит ночь в тревожном сне.
Иль ей грезится свиданье,
С лаской острой, как страданье,
С мукой пьяной, как вино?
Всё, чего мне не дано!

Ветви в томности трепещут,
Звуки страстным светом блещут,
Жгут в реке лучами дно.
Ночь! зачем глухой истомой
Ты тревожишь мой покой?
Я давно сжился с тоской.
Как бродяга в край искомый,
Я вошел в наш мир знакомый,
Память бедствий сохраня.
В шумах суетного дня

Я брожу, с холодным взглядом,
И со мной играет рядом
Жизни мышья беготня.
Я иду в толпе, ведомый
Чьей-то гибельной рукой, -
Как же в плотный круг мирской
Входит призрак невесомый?
Знаю: как сухой соломой
Торжествует вихрь огня,
Так, сжигая и казня,
Вспыхнет в думах жажда страсти...
Ночь! ты спишь! но чарой власти
Что тревожишь ты меня!

А вот Тарковский, прям с пушкинским же эпиграфом – и так ничего и не понявший из-за страха пройти «мимо смысла бытия».
          

         Что тревожишь ты меня,
         Что ты значишь..
.

              
Разобрал головоломку -
Не могу ее сложить.
Подскажи хоть ты потомку,
Как на свете надо жить -

Ради неба или ради
Хлеба и тщеты земной,
Ради сказанных в тетради
Слов идущему за мной?

Под окном - река забвенья,
Испарения болот.
Хмель чужого поколенья
И тревожит, и влечет.

Я кричу, а он не слышит,
Жжет свечу до бела дня,
Будто мне в ответ он пишет:
"Что тревожишь ты меня?"

Я не стою ни полслова
Из его черновика.
Что ни слово - для другого,
Через годы и века.

Боже правый, неужели
Вслед за ним пройду и я
В жизнь из жизни мимо цели,
Мимо смысла бытия?

Зы. А вот Ходасевич ещё тут у меня проассоциировался, он хорошо знал, и, видимо, понял, Пушкина, но своеобразно у него отразилось)))
Вот – он ещё и пенсне разыскивал – чтобы увидеть, и ключики – чтобы войти…
 
Перешагни, перескочи,
Перелети, пере- что хочешь –
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял — теперь ищи.

Бог знает, что себе бормочешь,
Ища пенсне или ключи.

Метки:  

anik1   обратиться по имени Вторник, 26 Января 2010 г. 23:03 (ссылка)
Браво! Спасибо за напоминание.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 26 Января 2010 г. 23:32 (ссылка)
<<...существование, которое ведет “я”, – это всего лишь одна из многих возможных жизней человека... Отсюда знаменитая формула Рембо: “Я – это другой”. Раскрепостить этого “другого”, прорваться через барьер сознания, дать волю ничем не сдерживаемой игре воображения, а затем – с помощью “слов, выпущенных на свободу”, – запечатлеть результаты этой игры – такова задача, которую ставил перед собой Рембо... Впрочем, это состояние раскрепощенности... Рембо достигал, намеренно изнуряя себя бессонницей, гашишем и алкоголем.

А вот из "Озарений"

Это - озаренный отдых, ни лихорадка, ни слабость, на постели или на поле.
Это - друг, ни пылкий, ни обессиленный. Друг.
Это - любимая, ни страдающая, ни причиняющая страданий. Любимая.
Мир и воздух, которых не ищут. Жизнь.
Так ли это все было?
И сновидение становится свежим.

II
Возврат освещения к сводам. Отделяясь от двух оконечностей зала, от их декораций, соединяются гармоничные срезы. Стена перед бодрствующим - это
психологический ряд разбиваемых фризов, атмосферных полос, геологических срывов. - Напряженные, быстрые сны скульптурных чувствительных групп с существами всех нравов, среди всевозможных подобий.

III
Ковры и лампы ночного бденья шумят, словно волны вдоль корпуса судна и вокруг его палуб.
Море ночного бденья - словно груди Амелии.
Гобелены до половины пространства, заросли кружев, изумрудный оттенок, куда бросаются горлицы бденья.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Плита перед черным камином, реальное солнце песчаного пляжа: о, колодец всех магий! На этот раз - единственная картина рассвета. >>

А может проще не пить?
Ответить С цитатой В цитатник
raisanikolaevna   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 00:11 (ссылка)
Пост прекрасный....
В походе за "знаниями" о парках, мойрах и пр. наткнулась на поэта Бориса Поплавского/ещё одна судьба!/...Стихотворение кажется 1925 года.


ОРФЕЙ В АДУ

Гав гав! Ау ау! Миау мау! Кукареку!
О караул! Но караул на башне.
Бль! Бль! в воде, зачем я прыг<нул> в реку,
О, о, погиб (печальной Мойры шашни).

Реку Тебе неостроумный голубь.
О Боже! Можжевельная вода?
Ты мне для лека. Утонул я голый.
Иду на дно, должно быть в ад? О, да.

Усаты духи шепчут у сосудов,
В которых парится неправедная плоть.
О, Бог, скорей, о, бок, Ты безрассуден.
Антропофаги жмут людской приплод.

Но, о, реку, ура, реку из речки.
Казалось, им необходим партнер.
Сажусь играть, сдаю, дрожа (у печки).
Какая масть ко мне пошла, синьор!

А ВОТ ОНИ....
 (289x200, 31Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 10:13 (ссылка)
Сергей_Былинин, сейчас это называется "осознанные сновидения", гы, впрочем, лет пять как не модно... От страха чего только человек не делает.. отчего-то все стали напуганные, "озаренные" до невозможности, а пушкиных-то и нет...
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 10:15 (ссылка)
raisanikolaevna, спасибо! замечательно в масть стихотворение)))
С первой строчки - убивает наповал, класс! такой вот смех - от страха...
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени не совсем к этой, но на похожую тему... Среда, 27 Января 2010 г. 19:33 (ссылка)
Самое большое отчаянье от осознания утраты смысла жизни Пушкин испытал в свой день рожденья 26 мая 1828 года: именно эта дата стоит под стихотворением "Дар напрасный, дар случайный"... Наверное, ты знаешь, кто написал ответ на этот текст, - митрополит Филарет (Дроздов) - "Не случайно, не напрасно..." А вот и "иллюстрация"
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 21:09 (ссылка)
filorema, ох.. спасибо... Жуткая иллюстрация. Икона это ведь, формально... В тему, в тему, те же бесы - только живописно.
а переписка - ну так что же... Отцы пустынники и жены непорочны... Замечательное стихотворение)))
тут с "Борисом Годуновым" пушкинским в лоб столкнулась, и неожиданно поняла, что мы не просто Пушкина мало знаем, но и вообще иногда настолько всё зарыто и заидеологизировано - что страшно, ведь, может, и никогда некоторых произведений не поймём...
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 21:24 (ссылка)
Ой, а -а почему жуткая? А мне нравится...Несовершенная, трогательная, по-детски наивная... Это клеймо из житийной иконы святителя Филарета... И мне нравится, что Пушкин попал на икону, без нимба, естественно...
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 21:39 (ссылка)
filorema, даже вот в очень светском понимании просто историков искусства...
"если рассматривать западноевропейское священное искусство, западно-христианское, скорее, и восточно-христианское искусство, сразу видна большая разница. Дух, просто, совершенно другой. Я сказал бы, что восточное искусство - оно как окно. Окно, которое может быть несовершенным, запыленным, но окно прямо туда, в тот мир, который на иконе изображается. А западное искусство, оно, скорее, как иллюстрация, то есть, как некая инсценировка того, что изображается. Переводя это в аналогию в кино, восточно-христианское искусство - как документальный фильм. То есть, если в документальном фильме показывают Иисуса Христа, то это Он сам и есть. А в игровом кино (а западное искусство - скорее, игровое кино), если показывают Иисуса Христа, то мы знаем, что Его играет актер. Даже если очень убедительно, и мы даже в какой-то момент, смотря на это кино, поверили, что это Иисус Христос..."
свежая еще статья - Икона глазами историка - Ярослав ГОРБАНЕВСКИЙ
Это просто иллюстрация, выполненная по православным канонам... это - мне неприятно.
Пушкин - не святой... чтобы в таком окне отражаться, мне так кажется.
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 21:53 (ссылка)
Ну, Пушкин же и не как святой, а как великий поэт, классик, тут изображён, а святитель Филерет его "вразумляет". Это же факт - "документальный"... И ничего страшного, если помимо основной своей роли икона станет и иллюстрацией...
Кстати, я замечала, что для невоцерковленных, но идущих к вере людей путь к ней пролегает через западную иллюстративную живопись. Икону они для себя "открывают" позднее
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 22:06 (ссылка)
filorema, так да, с такой точки зрения, и йога - тоже хорошо, да и весь нью-эйдж, хоть Кастаньеда... мало ли "документальных" фактов, следующая икона - Достоевский и Амвросий? Кто только и откуда к Православию не приходит, пути Господни - неисповедимы, да и Дух - дышит где хочет, но при этом есть каноны. Пусть иллюстрации рисуют - не иконами. Это принципиально, это - хранимо от века, иначе просто протестантизм будет... Очередные велосипедисты мая 26 дня, или Свидетели Пушкина. Ересь это.
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени Среда, 27 Января 2010 г. 22:26 (ссылка)
Достоевский и святой преподобный Амвросий Оптинский - здорово, я за! Какая же тут ересь?!На иконах, особенно житийных , и исторические деятели,не причисленные к лику святых, и даже палачи и бесы встречаются - ну и что?
Ну, а вот, например, на иконе "Древо государства Российского" - святитель Пётр и Иван Калита (и даже с нимбом). Не отдам сей иконы протестантам, да, впрочем, они,по-моему, догмата об иконопочитании не особо придерживаются...
Приобретая иллюстративность, икона, по-моему, не перестаёт быть иконой! Горний мир не изолирован (вот,ГДЕ ересь так ересь!) от нашего. "Исполнь небо и земля Славы Твоея"
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2010 г. 15:35 (ссылка)
filorema, мне кажется, икона вполне может быть иллюстрацией, в определенных условиях... но иллюстрация - никогда иконой не станет)
Это - иллюстрация, житийного сюжета - нет, а просто переписка...
Молиться перед такой иллюстрацией... странно.
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени Можно молиться, когда тебя поглощает уныние и тоска Четверг, 28 Января 2010 г. 16:45 (ссылка)
Сюжет самый что ни на есть житийный! Стихи, сочиненные митрополитом Филаретом в ответ на пушкинский вопль отчаяния, потрясли его, согрели, заронили в его душу такие семена, которые принесли богатые плоды... Уже в 1829 году Пушкин воспринимался как глубоко верующий человек (см. воспоминания о его путешествии в Арзрум... ) Мне кажется, без этой переписки не было бы таких шедевров, "Как в начале жизни школу помню я...", переложения великопостной молитвы Ефрема Сирина,"Отче наш", да и всего каменноостровского цикла, "Капитанской дочки", и, может быть, предсмертного покаяния...
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2010 г. 16:51 (ссылка)
filorema, я не про православность Пушкина, я про то, что не всякая литература - житийная, а житие - совершенно особый жанр. И на литературные иллюстрации обычно - не молятся.
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2010 г. 17:05 (ссылка)
Но это клеймо житийной иконы, отражает историю из жития святого, это же своеобразное чудо
Его стихотворение - это не светская литература, а настоящая духовная поэзия..
Никак я не пойму, чего тебя в этом клейме не устраивает? Тупая я, наверное :(
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2010 г. 17:28 (ссылка)
filorema, да ладно) а можешь привести икону - целиком? я читала - что это отдельная икона - потому и возмущаюсь.
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2010 г. 17:36 (ссылка)
ой, нет, это скан из какой-то моей методички :(
и это изображение меня грешную несказанно радует
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2010 г. 17:50 (ссылка)
Ну,вот, посмотрела сейчас в интернете, кажется, это отдельное произведение - миниатюра, сказано...
Да, в таком случае она может вызывать, ну, если не возмущение, то смущение... А как клеймо смотрелась бы безупречно...
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2010 г. 18:07 (ссылка)
filorema, я ее у иконописца современного (очень) видела первый раз на ЖЖ... Там большинство хвалит в каментах...
Но я как-то внутренне не готова... свечку поставить перед таким образом. И как-то не по себе. Может, просто очень я консервативная.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку