-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14487
Ќаписано: 23729


ƒика€ охота корол€ —таха

—реда, 06 ћа€ 2009 г. 14:43 + в цитатник

«ƒзiкае пал€ванне карал€ —таха» - красива€ мистическа€ повесть ¬ладимира  ороткевича. ћоЄ очень недолгое преподавание белорусской литературы в школе неизменно озар€лось уроками «по  ороткевичу», его произведени€ всегда «проходили» на одном дыхании, и особенно – «ƒзiкае пал€ванне».  ороткевич - единственный из писателей обратилс€ к истории ¬еликого кн€жества литовского - запретной теме советской, да и русской истории... » еще мне было при€тно и до сих пор как-то удивительно, что с детства € знала автора в кругу отцовских друзей.

 огда-то ещЄ при подготовке к урокам € пыталась найти объ€снение распространенному в ≈вропе символу «дикой охоты» -  но само это поверье о шествии мЄртвых по воздуху и до сих пор остаетс€ дл€ мен€ непон€тным... “ут и вправду смешались в кучу кони, люди … и собаки: взбесивша€с€ символика разных времен, наций, религий, такой всеевропейский шабаш… или св€щеннодействие %)

ќбраз-символ известен по всей германской и кельтской ≈вропе. Ќаверное, в основе - штормовые ночи бога ќдина (Wodan,Wotan, Odin), который во главе всадников скачет по небу со сворой лающих собак.  ќдин - глава войска, состо€щего из насел€ющих ¬альхаллу погибших воинов. ¬ этой ипостаси ќдин предстает как бог мертвых.

ј вот как “ацит описывает внешний вид вполне реальных древнегерманских воинов: "свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и использу€ темноту, добиваютс€ того, что кажутс€ еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; дл€ сражений они избирают непрогл€дно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска всел€ют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно увод€щее в преисподнюю зрелище; ведь в любом сражении первыми должны быть побеждены глаза"…  така€ вот древн€€ игра в «ƒикую ќхоту», интересно, что во всех дальнейших, письменно зафиксированных сказани€х из разных стран – категорический запрет: на ќхоту - нельз€ смотреть. » везде - встреча с ќхотой сулит люд€м несчасть€ и беды, болезни и смерти. ѕо€вл€етс€ в окружении мертвых воинов сам ќхотник, которого легенды и предани€ описывают по-разному: с рогами на голове, с черепом вместо лица или без лица вообще. » повсюду ќхоту сопровождает свора псов, навод€щих ужас на людей и животных.

ј по христианской версии, ќхота близка к всадникам апокалипсиса, где жертвами станов€тс€ души неправедных. ѕосле –еформации и упразднени€ протестантами „истилища ƒика€ ќхота стала преследовать некрещеных умерших, особенно детей. Ќекрещеных нельз€ было хоронить в осв€щенной земле, их хоронили в северной части церковной ограды, где они и становились забавой дл€ собак ƒикой охоты, которые гнали их в ад.

»нтересна св€зь ƒикой ќхоты и ее предводител€ с оборотничеством и карнавалом. ќдина часто изображают на коне – «задом наперед»,  выбор дл€ карнавала имени јрлекин– предводител€ ƒикой ќхоты тоже непон€тен… “ут же вспоминаетс€ древний символ «ѕогон€» - когда-то государственный символ ¬ Ћ и не так давно - Ѕеларуси … кого и куда там гонит всадник – не€сно… и до 15 века всадник тоже сидел там задом наперед.

≈ще интересна сама «северность» ƒикой ќхоты, кака€-то замороженность. ÷ветаева писала об этом так «»сконна€ и северна€ Wilde Jagd (дика€ охота) сердца, которого в своей простоте не знает - и не может знать - латинска€ раса.» » действительно – обычно легко и непринужденно «вывод€щие» по индоевропейской дорожке из мифологических и символических хитросплетений “опоров и √енон (особенно в паре хороши!)) – тут как-то невн€тны и избыточно абстрактны…

» что делает эта страшна€ и така€ непон€тна€ ƒика€ ќхота – на белорусских болотах, тоже загадка… Ќи германцев, ни кельтов там не видать – i не бачылi нiколi. » даже в последнюю войну германцы обошли эти болота подальше…

» почему  ороткевич использовал этот символ? Ѕеларускi€ лiтаратуразнауцы заусЄды казалi мне, што не трэба шукаць тое, чаго н€ма. ј, наогул, «ƒзiкае пал€ванне карал€ —таха» -  проста казка така€, цiкава€ и рамантычна€. Ќо ведь у  ороткевича есть и роман « аласы пад с€рпом тваiм» ( олось€ под серпом твоим) - где евангельска€ метафора жатвы раскрыта на материале шл€хетского восстани€  астус€  алиновского… эх, это вообще запредельна€ дл€ советского времени задачка.

“ак или иначе, как бы это глупо не звучало - метафора «ƒикой охоты» в «ƒикой охоте корол€ —таха» остаЄтс€ непон€той… “ема – не раскрыта). » может быть, когда-нибудь…

 ј пока - просто цитата

 

 "јле €шчэ ≥ зараз € часам бачу Ґ сне с≥вы€ верасовы€ пустк≥, чэзлую траву на паверхн≥ прорвॠ≥ дз≥кае пал€ванне карал€ —таха, €кое скача па дрыгве. Ќе бразгаюць цугл≥, моҐчк≥ с€дз€ць у сЄдлах прамы€ постац≥ конн≥каҐ. ¬ецер развейвае ≥х валасы, плашчы, грывы коней, ≥ самотна€ гостра€ зорка гарыць над ≥хн≥м≥ галовам≥. ” жахл≥вым маҐчанн≥ шалЄна скача над з€млЄю дз≥кае пал€ванне карал€ —таха. я прачынаюс€ ≥ думаю, што не прайшоҐ €гоны час, пакуль Єсць цемра, голад, нераҐнапраҐе ≥ цЄмны жах на з€мл≥. яно – с≥мвал ус€го гэтага. ’аваючыс€ напалову Ґ тумане, ≥мчыць над змрочнай з€млЄй дз≥кае пал€ванне." 

перевод

 

 Ќо еще и теперь € иногда вижу во сне седые вересковые пустоши, чахлую траву над прорвами и дикую охоту корол€ —таха, скачущую по тр€сине. Ќе зв€кают удила, пр€мо сид€т в седлах немые всадники. ¬етер развевает их волосы, плащи, гривы коней, и одинока€ звезда горит над их головами. ¬ жутком молчании бешено скачет над землей дика€ охота корол€ —таха. я просыпаюсь и думаю, что не прошло ее врем€, пока существуют мрак, голод, неравноправие и темный ужас на земле. ќна - символ всего этого. ”топа€ наполовину в тумане, мчит над мрачной землей дика€ охота.
 

 

 

ћетки:  



NADYNROM   обратитьс€ по имени —реда, 06 ћа€ 2009 г. 15:13 (ссылка)
ћного раз сталкивалась с утверждением, что  ороткевича нужно читать исключительно в оригинале. языка, увы, не знаю. ѕодозреваю, что и от понимани€ букв и способности сложить их в слова, знани€ не прибавитьс€.
„итала в русском переводе и была в искреннем восторге. — какой же любовью к –одине он писал "ƒикую охоту корол€ —таха". ј вот фильм, по-моему, убил все это напрочь=((

ј что известно об этом легендарном —тахе?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени —реда, 06 ћа€ 2009 г. 16:32 (ссылка)
NADYNROM, конечно, в оригинале лучше читать, но и переводы есть хорошие)
а "король —тах" - собирательный образ, реального исторического персонажа - нет, а если рассматривать в архетипе "дикой охоты" - то кто-то вроде –оланда или корол€ јртура, в вариантах "охоты" во ‘ранции и в јнглии именно такие персонажи ее возглавл€ют.
ј по имени - —танислав - прив€зка к польской культуре... и в повести он, когда живой - предательски убитый потенциальный король —тах, исключительно светлый и романтический, и его верные сподвижники.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени —реда, 06 ћа€ 2009 г. 23:21 (ссылка)
¬озражение є1
ѕогон€, т.е. как гербъ ¬ Ћ–, к "дикой охоте" имеет столько же отношени€, сколько скачущий олень на капоте автомобил€ "¬олга". ¬ действительности она - "литовска€ погон€" - восходит к печати јлександра ярославича (Ќевского) и "далее везде", где найдете св€зи. Ќо не вс€кий всадник в искусстве - от дикой охоты!!! ” тюрков этих всадников и с волками... ¬от лень руку прот€нуть до книжек и сканера... ј, что поначалу скакал не в ту сторону... Ќу, извин€йте, символика наша (и ваша) раньше возникла, чем хитроумные юристы от геральдики свои паршивые правила придумали в 15 в.

¬озражение є2
»сторию ¬ Ћ– в совецкое, а тем более –усское врем€ никто не запрещал. ≈е просто по лености замалчивали в учебниках. Ќу, типо дл€ упрощени€ преподаваемой пр€молинейности. ј истори€ ¬ Ћ вовсе не во вред общерусской, а даже оченьнно в пользу. Ќагл€дный тому пример - издание "русским первопечатником" »ваном ‘Єдоровым (с весьма ¬ Ћ–-ными корн€ми) первого руского буквар€ во Ћьвове. ѕрелюбопытна€ ситуаци€. Ќу, читайте ѕушкина и не довер€йтесь совдеповским учебникам.

ѕродолжение следует.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ћа€ 2009 г. 01:32 (ссылка)
¬озражение є3
Ќасчет того, что €кобы в Ѕелой –уси николи не было немцев, то биш германцев! ¬от это совершенно зр€! ѕостыдилилась бы пам€ти √рюнвальда! Ѕолее того! ј как же √оты? ќни еще во 2-3 вв. поперлись с южного берега Ѕалтийского мор€ на северный берег „ерного мор€. “ам тепло, там €блоки! » как же, хочу € спросить, можно с  алининграда у  рым мимо Ѕеларуси пройти? “ак литовцы до сих пор белорусов называют "гуды" - это, между прочим, от √ќ“џ призошло. ј вы говорите немцефф не было! Ќо нам и немцы не указ. ¬с€ легенда о "дикой охоте" имеет вполне индо-европейкие корни. ѕоэтому даже если она и проникла в Ѕелоруссию из √ермании вторично в 16-17 вв., то нашла весьма удобренную почву на болотах. ј ороткевич ее и вспомнил...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ћа€ 2009 г. 09:07 (ссылка)
—ергей_Ѕылинин, можно о печати јлександра ярославича Ќевского поподробнее? Ќикак не могу уловить св€зь.
» по поводу книжек... ћожет, лень переборете? =))
ZnichKa, но —тах - это народный образ или образ, созданный самим писателем?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ћа€ 2009 г. 10:34 (ссылка)
NADYNROM, не знаю... скорее всего - "народный образ" дес€тка хуторов) "королей" таких вс€ких мелкопоместных - много было...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ћа€ 2009 г. 11:43 (ссылка)
—ергей_Ѕылинин, предлагаю все гербовые разговоры перенести под недавно процитированную мной статью, там и картинки есть)
а оленика на машинке - не обижай - он там вполне такой пон€тный и однозначный, в отличие от "дикой охоты"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ћа€ 2009 г. 11:50 (ссылка)
—ергей_Ѕылинин, про возражение о ¬ Ћ... запретить можно только то, что известно) ј про ¬ Ћ - как будто бы и не было известно, да и в учебниках - один параграф - галопом по болотам)))
» всЄ так написано, и даже видела живьем таких историков дипломированных, которые до сих пор серьезно считают, что со времен полоцкого кн€жества и до јлексе€ ћихайловича на этих белорусских теперь болотах вообще ничего не происходило, а земли эти были просто захвачены польско-литовскими феодалами, где нищее белорусское кресть€нство терпеливо 400 лет ждало воссоединени€ с –оссией.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ћа€ 2009 г. 12:00 (ссылка)
ну и про индоевропейские корни... вот у  ороткевича - переодетые "дикой охотой" - плохие, а сама она, как символ - хороша€? про что эта сказка? по “опорову выходит, что про войну, а по √енону - что про общение с "иным миром"... не слишком ли абстрактно? а индоевропейский верх и низ - как хорошее и плохое? гады вс€кие - в корешках, боги - сверху себе все из себ€ белые и пушистые %)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 08 ћа€ 2009 г. 00:44 (ссылка)
ќх, уж эти манагерские заморочки. “ам одно, с€м другое. не знаю теперь, на что и где отвечать. Ћадно про печати јл. Ќевского отвечу в цитатнике. —мерть, как не люблю журналистофф с их заплесневелыми тайнами ѕолишинел€... Ќо вот, что хотелось бы про€снить. ќбраз всадника - архетипический. Ќе стал ничего сканировать - легко ищетс€ в интернете (ну это отдельный пост надо написать и с картинками). Ќапример образ “енгри - бога неба у ƒр.“юрков (это от ’унну еще - 2-4 вв.). ј восходит сей “енгри скорей всего еще к и.-е. предшественникам сако-массагетских племен —р.јзии.  он€га - она ваще и.-е. изобретение считаетс€, а на –уси, котора€ одним боком к скифским племенам терлась никак мимо не пройти было сивки-бурки-вещей-каурки. я м.б. туманно говорю, опуска€ всю цепь разсуждений, но потом дойдЄт. ’очу обратить внимание публики, что конна€ охота на болотах вобще невозможна!!! Ћошади в тр€сине в€знут! » в лесной местности тоже затруднительно на лошад€х-то. ¬ерхова€ охота - это чисто степное зан€тие древних и.-е.. ¬от откуда и растут ноги у романа  ороткевича! Ќо болото, как архетип - это всегда погранична€ среда мира сего и того. ∆ивых и мертвых. (√идра Ћернейска€ жила, как вы помните в болоте, вспомните ктоее породил). “ак же и туман по которому скачут всадники ƒикой ќхоты - граница земного и небесного.  ороткевич был аффтар современный, но мозг его был в мире ином (как бы). ќтсюда и романы его противоречивые и странноватые даже дл€ белорусов. Ѕолее того, внутри себ€ (есть у мен€ такое подозрение) он и сам не понимал того архетипического, что из него творчески лезло. ќбразование-то все-таки было советское. » вот интересный результат!
¬от низз€ такие вопросы поход€ решать!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 13 ƒекабр€ 2010 г. 23:49ссылка
јноним
сука,бл€ маскальска€,€к жыд разважае
Ќкт   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 08 ћа€ 2009 г. 01:28 (ссылка)
“ут вот еще какой моментик. —амо предание о "божеской охоте" всплывает из болотной глубины архетипа, но до нас оно дошло в довольно поздних запис€х или передачах 15-18 вв. —тало быть, уже было переосмыслено в христианских пон€ти€х-образах. ѕоэтому прежний древний очистительный ритуал, мог восприниматьс€ уже как еретическа€ бесовщина или преобразовалс€ в нечто христиански-апокрифическое.  стати, легенда о —в. √еоргии (прототип ѕогони), насколько € помню, - это был апокрифический христианский сюжет (и очень похож на ѕерсе€ с јндромедой).
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 08 ћа€ 2009 г. 10:59 (ссылка)
—ергей_Ѕылинин, ой, теб€ не поймЄшь... ты как те мои лiтаратуразнауцы "што не трэба шукаць тое, чаго н€ма. ј, наогул, Ђƒзiкае пал€ванне карал€ —тахаї - проста казка така€, цiкава€ и рамантычна€")))
то у теб€ всЄ индоевропейское, то тюрки на кониках, то германский ќдин от скифов произошел со своей охотой - потому что ему в “юрингии дубовой и —аксонии сосновой негде было развернутьс€... и какие коники могут быть нарисованные в те времена уже при распространившемс€ мусульманстве... им же даже олеников на машинке - нельз€, а не то что человечков...)
а иде€ про божью охоту - продуктивна€, спасибо) буду думать...
интересно эти слова в европейских €зыках сопоставлены.. и действительно, северные, отличаютс€)
англ дикий wild Ц божий - divine
нем дикий wild - божий - gottes
франц ƒдикий .sauvage Ц божий - de Dieu
испан дикий salvaje - божий de Diуs



да и проще всего в тупизне автора обвинить...типо - "по наитию"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 ћа€ 2009 г. 00:19 (ссылка)
ƒа и не думал € никого в "тупизне" обвин€ть. Ќаитие - оно не от тупости, а от посто€нного размышлени€ приходит на тему. ƒругой вопрос, что без логической цепи доказательств. “.е. человек как бы говорит: чувствую, что так, но почему не знаю.
ј вот еще запросик - белорусское "пал€ванне" - это же от пол€, т.е. по-русски это звучало бы как "полевание", полевое т.е. зан€тие в поле. «аметьте. не в лесу, не в горах, и не на любимом белорусском болоте!!! «начит сам термин ќ’ќ“џ, как звериной добычи, а не как развлечени€ (в отличие от довольно позднего русского "охота-неохота") по€вилс€ в поле-степи. ј тут самое врем€ вспомнить названи€ племен. —лав€нских пол€н и пол€ков и тюркских половцев-кыпчаков. ќднако, и те и другие от пол€... ¬ последнем случае, можно определенно заметить, что в поле-степи конна€ охота почти неизбежна. Ёто в лесу можно засаду на звер€ устроить. ј в поле его можно только гнать. Ќу не пешком же!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 13 ƒекабр€ 2010 г. 23:54ссылка
јноним
чытай свой каран,недарэк≥ маскаль,а не сусьветную л≥таратуру
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку