Педагогия Достоевского |
Тема детей в произведениях Достоевского изучена вдоль и поперёк и только ленивый филолог не писал про «ангельские личики». Есть всякие бредни и исследования на тему «Педагогика Достоевского». Пишут, обычно, что Федору Михайловичу не нравился, в отличие от Макаренко, самосуд детей в колонии, и лучшим методом обучения он считал выучивание текстов наизусть.
Но ведь интересно же услышать от великого писателя ответ на вопрос: вот, они – «ангелы», в каждой семье… и что с ними делать? А как чуть подрастут?
… И – так сказать, вперед, на кладбище, в библиотеку… И попробовала спросить)
1. Где? Перво-наперво Достоевский говорит: «Главная педагогия – родительский дом». То есть нечего сваливать детей на обучение и воспитание кому бы то ни было… самые распрекрасные учителя дитю ничего не дадут … все отмазки – повлияли друзья на улице, среда, в школе не доучили, была плохая нянька, гувернер, бонна недосмотрела - не катят…
2. Как? Тут ответ все знают:«Основа всякой педагогии есть деятельная и неустанная любовь». Ах, но вот что такое эта деятельная любовь? «Деятельная <любовь> сравнительно с мечтательною, есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная — это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука». Так что никаких мечтательностей и проектов. Дело воспитания «наших ангелов» – жестокое и устрашающее, работа и выдержка… А вы как думали?
3. И важно еще, говорит, с детьми надо общаться на равных. «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают душу нашу».
Ох-ох – частая реакция современных родителей на эти три пункта, - Боже мой, к чему такие страсти... да и на равных – подумаешь…
Но три пункта – только часть разговора с Федором Михайловичем, это про воспитание и семью, так сказать, изнутри… А вот снаружи – тут у Достоевского море боли и негодования… «… никогда семейство русское не было более расшатано, разложено… как теперь. Где вы найдёте теперь такие «Детства» и «Отрочества», которые могли бы быть воссозданы в таком стройном и отчётливом изложении, в каком представил, например нам свою эпоху и своё семейство граф лев Толстой, или как в «Войне и мире» его же? Ныне этого нет… Современное русское семейство становится всё более и более случайным семейством»… Какой же «стойкости и зрелости убеждений» можно требовать от молодых людей, когда они воспитываются в семействах, где « господствуют… нетерпение, грубость, невежество (несмотря на их интеллигентность) и где почти повсеместно настоящее образование заменяется лишь нахальным отрицанием с чужого голоса (так и хочется добавить – «из телевизора»); где материальные побуждения господствуют над всякой высшей идеей; где дети воспитываются без почвы, вне естественной правды, в неуважении или равнодушии к отечеству и в смешливом презрении к народу… - тут ли из этого ли родника наши юные люди почерпнут правду и безошибочность направления своих первых шагов в жизни?...»
«Пьяные на улицах. Никто не хочет работать. Убил себя гимназист, что тяжело
учиться. Дряблое, подлое поколение… Никаких долгов и обязательств…»
Вот такое агрессивное окружение семьи, и это всё – намного более века назад, представьте, как мы продвинулись с тех пор… ага, туда…
Достоевский видит всему причиной – «общего нет ничего у современных отцов». «великой мысли нет… великой веры нет в их сердцах в такую мысль». «В обществе нет никакой великой идеи»… «Нынешнее время… это время золотой середины и бесчувствия… неспособности к делу и потребности всего готового. <>… Нынче безлестят Россию, истощают почву. Явись человек с надеждой и посади дерево – все засмеются: «Разве ты до него доживешь?» С другой стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут, только бы с них достало…»
Да-да, заметила, увлеклась… но ведь очень современно.
Это я всё к тому цитат насобирала, что три пунктика – это серьезно. Достоевский показывает в семье – силу, способную противостоять хаосу и мраку окружающего мира… И это – радует… и внушает надежду..
«Бог дал родных, чтоб учиться на них любви», «были бы братья, будет и братство»,
«В огромном большинстве народа нашего, даже и в петербургских подвалах, даже и при самой скудной духовной обстановке есть все-таки стремление к достоинству, к некоторой порядочности, и истинному самоуважению, сохраняется любовь к семье, к детям. Меня особенно поразило, что они… даже с нежностью любят своих болезненных детей, я именно обрадовался мысли, что беспорядки и бесчинства в семейном быту народа… даже среди такой обстановки, как в Петербурге, все же пока исключения, хоть быть может и многочисленные»
PS
Перебрав в уме всех плюс-минус педагогов-учителей – от каторжных до княжеских - из произведений Достоевского, поняла, что больше всего меня восхищает искренностью, методическим разнообразием и использованием наглядности, да и конечно уж, достигнутым потрясающим эффектом – Сонечка, Вечная Сонечка…
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |