Третья сказка о Марьиной роще - почти сплошь советская, но преемственность наблюдается. Что же творилось в этом месте смерти без погребения и веселья без удержу на рубеже веков? А тут, как и везде, наступила индустриализация.
С появлением железной дороги Москва - Санкт-Петербург район Марьино рощи превратился в городской тупик, где царили произвол и воровство. Аж до самого до 1917 г. большая часть этого района по прежнему продолжала принадлежать Шереметьевым, в это время они вырубают остатки Марьиной рощи и делят земли под участки и раздают их под застройку. Ох, лучше бы они этого не делали...
Тогдашняя шереметьевская планировка и названия в основном сохранилась до сих пор: пять прямых прорубленных улиц были проведены с юга на север, семнадцать проездов пересекали их под прямым углом. Все улицы, кроме одной, Александровской (ныне Октябрьская), и проезды носили номерные названия: 1-я улица Марьиной Рощи, 2-я улица Марьиной Рощи, 1-й проезд Марьиной Рощи, 2-й проезд Марьиной Рощи и т.д.
Вскоре здесь появляются первые промышленные предприятия: кондитерская фабрика Марии Струккен (позднее Соловьёва) со 150 рабочими, столярно-мебельная фабрика B.C. Савельева, бахромная фабрика А.Л. Николаевой и льнопрядильная фабрика М.С. Дымшица. Типолитографическая фабрика товарищества В.В. Чичерина (286 рабочих), созданная в 1898 г., изготавливала конторские книги и прочие писчебумажные изделия. В 1891 г. возникли бумажнокрутильная и шерсторазмоточная фабрика Торгового дома Зотова и Помельцова (150 рабочих), фабрика резиновых изделий К. Вейербуша и К°, в 1900 г. — кожевенная фабрика В.Б. Антипенкова. Всего в Марьиной Роще находилось 29 промышленных предприятий. Крупнейшим из них были чугунолитейный завод Густава Листа и предприятие Анонимного общества русско-бельгийских патронных заводов.
И до сих пор промышленные зоны - большая часть территории Марьиной рощи.
В районе в начале века был построен храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще - православная церковь в стиле древнерусских храмов XVII века. Храм построен в 1899—1904 годах на средства жителей Марьиной рощи на земле, подаренной графом А. Д. Шереметьевым.
Храм посвящен иконе и легенде, о том, как бывший грешник стал жить чистой и богоугодной жизнью. Так Божия Матерь даровала грешнику уже нечаянную им радость прощения и оставления грехов, а события эти послужили поводом к написанию образа «Нечаянная Радость». На иконе изображён человек, на коленях молящийся пред образом Богородицы с Её Предвечным Младенцем.
Под образом обыкновенно помещаются первые слова повести «Человек некий беззаконный...».
Да, "беззаконных" здесь было много, не зря именно такой образ в здешнем храме. Отец Сергий Леонардов, настоятель Свято-Троицкой церкви в своем донесении в Консисторию отмечал, что «жители Марьиной рощи, по-видимому, не должны бы считать себя особо отдаленными от приходского храма и по хорошей шоссейной дороге особенного затруднения в посещении храма Божия не должно бы представлять, но они, как жители почти городские, не имеющие своих лошадей, пройти до церкви две или полторы версты, считают расстоянием не близким, а посему, особенно осенью или зимой, посещают храм Божий очень нечасто".
А отца Константина пугало и то, что в Марьиной роще в начале ХХ века стали появляться всякие гадалки, «любители» оккультных наук. Их здесь было много, и они даже пытались зарегистрироваться официально. Так, в 1906 г. некий дворянин Николай Буговт из Марьиной рощи пробовал зарегистрировать в московской полиции «кружок оккультных наук» под названием «Кружок менталистов».
На рубеже XIX-XX вв. население Марьиной Рощи росло чрезвычайно быстрыми темпами. Если в 1897 г. в ней проживало 7,9 тыс. человек, то к 1912 г. насчитывалось уже 39 тыс. С этого времени Марьина Роща становится одной из фабричных окраин Москвы. Среди остальных пригородов она отличалась своей худой славой. Подавляющее большинство рабочих здешних предприятий не имело своего угла, и сдача жилья стала очень распространенным промыслом, причём не только среди домовладельцев: снявшие квартиру, сдавали уже от себя комнаты, а хозяева комнат пускали коечников. И конечно, тут находили убежище воры, грабители, скупщики краденого и прочие подобные элементы. Недаром здесь в это время бытовала поговорка: «В Марьиной Роще — люди проще».
Преступность подогревала удаленность района от центра, бедность его жителей и сама история Марьиной Рощи. Банды орудовали здесь как до, так и после революции, причем знаменитая Банда Митина «Черная кошка» — отнюдь не первая и не последняя из них. После революции у всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и многих других «матерых», которые держали в страхе всю Москву, а обитали в бандитских притонах Марьиной Рощи. В те времена здесь можно было легко купить или продать краденое, добыть холодное или огнестрельное оружие. Стоит отметить, что преступниками были далеко не только маргинальные личности: например, тот же главарь «Черной кошки» Иван Митин работал на оборонном предприятии и даже был представлен к награждению ордена Трудового Красного Знамени.
Банда была организована в Красногорске, причем 8 из 11 ее членов были работниками завода КМЗ, двое - курсантами престижных военных училищ, и это сильно мешало расследованию: шайка безнаказанно орудовала у стадионов и спортивных мероприятий с 1950 до 1953 года. В Марьиной роще у преступников была «база», что и нашло отражение в романе «Эра милосердия» братьев Вайнеров и фильме «Место встречи изменить нельзя».
Во время Гражданской войны в районе действовало множество анархистских банд, но многие жители воевали на стороне Белой армии. Белогвардейские кадровые офицеры, люди с большим военным опытом, с навыками ведения боевых действий, умелые организаторы и руководители, вливаясь в ряды российского преступного мира, прежде всего стремились подчинить себе эту разношёрстную армию беспризорников и босячья. И поначалу это им довольно легко удалось: сказались высокий интеллектуальный уровень, волевые качества, боевое прошлое.
Белогвардейцы привнесли в уголовный мир также требования жёсткой воинской дисциплины. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, неисполнение приказов которых каралось смертью (как на фронте в военное время). Попав в банду (или, по-босяцки, в «кодлу»), человек не мог самостоятельно уйти из неё. Это расценивалось как дезертирство и тоже наказывалось физическим уничтожением отступника.
Когда после смерти Сталина из лагерей на свободу вышли сотни тысяч репрессированных людей, многие из которых успели превратиться в закоренелых зеков, обстановка в Марьиной роще и вовсе стала критической. В те времена выходить на улицу с наступлением темноты было небезопасно, и многие носили с собой кастеты. Тогда появилась прибаутка: коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны минус Марьина Роща.
Выросшие на «блатной» романтике подростки, объединившись в уличные «банды», шли войной на соседние районы, устраивали драки «улица на улицу», «школа на школу» или просто «подъезд на подъезд». Побоища эти носили совсем не безобидный характер: нередко в ход шли финки, кастеты и цепи. Особой популярностью для «сходок» пользовался Екатерининский парк Советской армии. Зимой здесь заливали огромный каток, и можно было устраивать драки прямо на коньках.
Советской власти пришлось всё это преодолевать. Понятно, что основная нагрузка пала на правоохранительные органы, которые действительно всё это разогнали, честь им и хвала. Но это было симптоматическое лечение, нужно было проводить воспитательную работу.
И тут построили театр, да такой как цирк - зритель тут предполагался самый незамысловатый. Сегодня в начале улицы Достоевского высится огромный театр Российской армии, который напоминает не то древнегреческий храм, не то египетскую пирамиду с элементами русского народного зодчества. Это здание - уникальный пример сталинского ампира, один из самых крупных проектов, которые удалось закончить в СССР до Великой Отечественной войны (строительство велось с 1934 по 1940 год). В ТЗ было написано - "в архитектуре театра отразить Красную Армию"- и "отразили".
Как писали авторы проекта, они "хотели передать идейную целеустремленность нашей Красной Армии". Очевидно, с этой целью в проекте намеревались поставить наверху здания огромную фигуру красноармейца с винтовкой и со звездой из самоцветов, на пилонах по углам театра водрузить скульптурные группы, долженствовавшие изобразить все роды войск: "пехоту, авиацию, кавалерию, моточасти". Над входом же проектировалась "скульптурная группа, символизирующая единение трудящихся".
Но, конечно, в почти полное отсутствие влияния храмов, основная воспитательная нагрузка легла на школы. В этом районе давние воспитательные традиции. До сих пор сохранилось здание - дом общества «Детский труд и отдых», уникальное детское учреждение.
Тут внимание в воспитании детей уделялось труду и общению с природой, С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко основали общество "Сеттльмент" (от англ. settlement - поселение). Идея была американская, сам по себе "сетлемент" в Америке - поселение культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы с большой долей толстовства. гы)
Дворянин 33-летний Зеленко и разночинец 27-летний Шацкий сразу решили, что их сетлемент начнётся с создания «детского царства», где каждый воспитанник получит возможность для всестороннего развития своих сил. Кроме того им хотелось создать такое сообщество, в котором воспитатели — «товарищи детей», а не их начальники.
В начале 1907 года Зеленко и Шацкий собрали среди крупного купечества около 40 тысяч рублей, купили участок и за год выстроили на нем детское учреждение (по проекту того Александра Устиновича Зеленко), в котором тут же начали действовать детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, обсерватория и небольшой театр. В 1908 году Общество было закрыто властями по обвинению в распространении идей социализма среди детей и молодежи. Поскольку документы Общества были оформлены на А.У. Зеленко, он был арестован и два месяца провел в заключении.
Разгром Общества "Сеттльмент" не остановил С.Т. Шацкого. Он продолжил свою педагогическую деятельность, открыв здесь новое общество "Детский труд и отдых". Это учебное заведение пользовалось большой популярностью, и здание со временем пришлось достраивать. После революции 1917 года работа общества продолжалась под другими названиями. Здесь располагались школа им. Горького и дворец пионеров.
Здание признано шедевром московского экспрессионизма, хотя очевидно - это модерн, но одно другому не мешает. Раньше его покрывал слой толстой штукатурки с набрызгом "под шубу" грязновато-серого цвета, а окна были оправлены в темное дерево, и это всё выглядело по-другому. Изначально здание имело довольно причудливый облик: было невелико по размерам и словно сложено из разнообразных объёмов, оконные проёмы также имели разнообразные формы и повторяли характер помещений. После реконструкции фактура стен была заменена гладкой штукатуркой, исчезли каминнные трубы и оконные переплёты.
Была в Марьиной роще и "школа неисправимых" под номером 607. Здесь как раз учился Евтушенко, который создал небольшую поэму об этой спецшколе, очень образно её представляющую.
Марьина-шмарьина Роща.
Улицы, как овраги.
Синяя мятая рожа
Ханурика-доходяги.
Здесь у любого мильтона
Снижен свисток на полтона,
А кобура пустая -
Стырит блатная стая.
Финка в кармане подростка,
Под футболиста прическа.
И на ботинке – зоска,
Ну а в зубах – папироска.
В эти прекрасные лица
Нас изрыгнула столица,
Как второгодников злостных,
В школу детей подвопросных.
Каждому педсовету
Выхода не было проще:
«Что с хулиганами? В эту,
В ихнюю Марьину Рощу».
Норовы наши седлая,
Нас приняла, как родимых,
Школа шестьсот седьмая,
Школа неисправимых.
Евтушенко "Марьина роща" - тут поэма целиком http://www.philosofiya.ru/marina_rosha.html
В 2008 году старое здание разрушено, в 2009 году на его месте завершено строительство нового здания школы.
Также эту школу окончил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и многие другие приличные люди).
Красивое здание, правда?
Новое здание школы хорошо вписывается в район, потому что несет в себе такой... эээ... "неоконструктивизм". И мне кажется, оно похоже на классика авангарда, Константина Мельникова, тут в полукилометре от школы - как раз его знаменитый гараж Интуриста, очень оптимистичный.
Над проектом гаража совместно трудились группа проектировщиков Гипроавтотранса и мастерская Моссовета №7, возглавляемая всемирно известным русским архитектором Константином Мельниковым. Обычно Константин Степанович работал один, выполняя все чертежи самостоятельно, но в этот раз он подключил к работе помощника: «Технологической сути я почти не касался, предоставив вести это, а также и разработку рабочих чертежей своему весьма исполнительному сподвижнику В.И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм…».
Интересно объяснение композиции и идея произведения, что хотел сказать автор? Мельников пишет :"Основная композиционная ось – диагональ, именно она «разрезает» плоскость фасада на две части. Начинаясь от низа круга, она «летит» вверх и огибает здание слева полуциркульной консолью... "Путь туриста изображен бесконечностью, – писал Мельников – начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство". А что, я так и думала, правда, и еще заводной апельсин вспоминается)))
По замыслу архитектора, вход в здание должен был находиться с угла здания, над ним – скульптурная композиция, еще выше – полукруглая консоль-козырек, на фасаде в верхней части – логотип «Интуриста», а на диагонали – закреплен настоящий автомобиль!
К сожалению, проект архитектора был реализован лишь частично: правая сторона фасада с большим круглым окном. Левую часть здания строили уже без Мельникова: пятиэтажной, в набиравшем обороты неоклассическом стиле. В настоящее время здание принадлежит ФСБ.
Есть в Марьиной роще и еще один шедевр Мельникова, и снова - гараж. Бахметьевский, построен в 1928 году.
Конструкция металлических перекрытий разработана инженером В. Г. Шуховым, которого прославил проект телебашни на Шаболовке. Архитектура гаража отличается новаторскими решениями, характерными для работ Мельникова и Шухова. Здание гаража, а также здание авторемонтных мастерских и административный корпус признаны объектами культурного наследия.
Приземистое кирпичное здание со множеством ворот и эффектной белой штукатурной отделкой в плане представляет собой параллелограмм. Такая форма продиктована большим радиусом поворота английских автобусов фирмы «Лейланд», закупленных в 1925 году Моссоветом для городских перевозок. Мельников изобрел и запатентовал для автобусов и другого транспорта особую схему въезда и выезда, так называемую «прямоточную систему» (в ней не требовались разворотные площадки), преимущества которой ему пришлось доказывать на практике.
В гараже площадью 8000 кв. м разместились машиноместа для ста двенадцати автобусов, восемь рядов по 14 мест в каждом. Въезжая, водитель ставил автобус на одно из размеченных мест, а забирая автобус, должен был проехать или насквозь гаража, или, если ряд перед ним был полностью занят – плавно повернув направо к одним из восьми боковых ворот – форма параллелограмма как раз позволила облегчить сгладить траекторию поворота внутри.
Благодаря изяществу металлических конструкций, которые сделал великий русский инженер Владимир Шухов, просторный интерьер поражает своей высотой и гигантским масштабом, тогда как снаружи сооружение кажется сравнительно низким. Вдоль гаража под крышей сделан мостик, подвешенный под фонарями, на него можно подняться по металлическим винтовым лестницам, украшающим интерьер в обоих торцах здания.
В этом же владении сейчас расположен учебно-воспитательный и спортивно-досуговый комплекс Еврейской марьинорощинской общины (архитектор А. Р. Воронцов). В данный момент в здании находится Еврейский музей и центр толерантности, один из лучших в мире, в который стоит прийти уже только ради того, чтобы узнать, как далеко продвинулось музейное искусство.
Здесь, в окрестностях, по улице Образцова (бывшая Институтская) шагают вереницы детей с развевающимися пейсами, с трамвая сходят старики, приехавшие за газетой «Еврейское слово», за журналом «Лехаим», за продуктовыми пайками или в поликлинику.
На армянской автомойке на Трифоновской улице волшебные слова «я из синагоги» вызывают к жизни двадцатипроцентную скидку. Здесь хлебосольные приемы, доказывающие, что еврейская кухня — это не только «искусство словесного убеждения в том, как это было вкусно.
Кстати, к армянам можно и зайти, они тут недалеко. На Трифоновской расположен армянский культурный центр, построенный между 1996 и 2012 годами.
В его состав входит Кафедральный собор Преображения Господня - самый крупный армянский храм в Москве. Для стройки и розовый туф привезли из Еревана, и архитекторов.
Красиво, и, конечно, христиане, и византийского много, и персидского - блеск, жаль что монофизиты).
А вот Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). До революции — Императорское московское инженерное училище имени императора Николая II.
Здание института построено в 1896-1898 гг. по проекту профессора И.С. Китнера. Оно вне времени, никогда, при любой власти - не закрывалось, ни в годы революции, ни во время войн учеба в вузе не прекращалась, дороги - дело такое... вечное. Бронзовый студент является копией учащегося Императорского инженерного училища конца XIX века, ставшего потом единственным московским вузом железнодорожников. Задумчивое выражение лица юноши, книга и лежащее на ней пенсне выдают в молодом человеке усердного труженика.
Ну, может показаться что мы отвлеклись от авангарда, от конструктивизма. Ничуть. Вот дворец культуры МИИТа - очередной шедевр конструктивизма.
Конструктивизма здесь очень много, и можно вспомнить классический принцип Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья». Вот такие вот машинки.
Вот эта особенно мне нравится. В 1928-1949 гг. здесь жил академик Владимир Николаевич Образцов, отец Сергея Образцова, создателя Театра кукол. Образцовы жили на этой улице в Первом доме Российского железнодорожного студенческого кооперативного товарищества.
Домик пережил и период заброшенности.
Название дома написано красивым рубленым шрифтом на табличке, расположенной над проездной аркой, вот под окном немножко видно. И на само первой фотке поста этот домик - с трамвайчиком... правда, очень оптимистично?
Есть в этом во всем конструктивизме какая-то искренность и бесхитростность... незащищенность какая-то хилиастическая. Когда просто читаешь про конструктивизм - это умная теория, все вроде правильно, а вот как походишь среди таких домиков, и понимаешь - они были совсем для инопланетных людей, для "людей будущего". В гаражах и дворцах культуры это не так заметно, но вот жилье... что-то для элоев из "Машины времени", а морлоки, стало быть, где-то прячутся. Красивая иллюзия, жаль что так...
Вот и Марьинский универмаг. И шо ви думаете? Ага, шедевр конструктивизма, архитектор К. Яковлев. 1928-1929. Один из трех универмагов, построенных в Москве в конце 20-х по проекту этого автора. Вдруг кто не помнит - до универсамов система выбора и оплаты покупки походила на изысканную пытку: вы должны были отстоять очередь в отдел, где продавец взвешивал и отбирал вам товар и сообщал цену, иногда записывая ее по вашей просьбе на кусочке бумаги; затем вы отстаивали очередь в кассу, стараясь не забыть цену, где пробивали чек (внимание: чеков могло быть много, если вы приобретали несколько наименований в разных отделах); потом вы снова пробирались сквозь очередь к прилавку, где продавец, сверив чек, отдавал вам покупку. Хожу в этот универсам через день, и все время вспоминаю, как было раньше, теперь здесь обычный "Перекресток", и надо сказать, очень ему здесь неудобно, жмёт)
Ну, хватит о конструктивизме, из-за него вообще затягивается что-то постик. Кратенько о современных достопримечательностях.
Что есть в Марьиной роще?
А вот еще зайдем еще на Площадь Борьбы, бывшая Александровская площадь. Сегодня о благородных девицах здесь, так же как и о революционерах ничто не напоминает: главная достопримечательность современной площади - это памятник Венедикту Ерофееву и его поэме «Москва-Петушки» о трагических, философских и сакральных поисках алкоголиком счастья и любви.
Какое отношение этот скверик имеет к Ерофееву?
Здесь герой поэмы «выпил стакан кориандровой по пути с Каляевской на вокзал». Памятник был создан на средства винзавода «Кристалл», о чём гласит торжественная надпись на его основании.
Также на нём выведена цитата из поэмы: «Не стоит доверять мнению человека, который не успел опохмелиться».
Из приятного - оказывается, район около площади Борьбы тесно связан с историей московского трамвая. В 1903 году на площади была проведена торжественная закладка первых стационарных трамвайных путей Москвы... вот почему тут такие душевные трамвайчики, тут у них гнездо!
Еще есть улица Советской армии, в которую вдруг переходит Шереметьевская, и музей ВС, у входа с баллистической ракетой, на всякий случай)
Есть издательство, самое большое в стране - Просвещение, монстр, монополист рынка, и этим все сказано.
Есть еще "Детская книга", уже загнувшаяся.
Есть театр К.Райкина, Сатирикон - на месте бывшего кинотеатра "Таджкистан", агрессивный такой театр
вырубающий парк и построивший жутко дорогой и помпезный "Райкин-плаза" (!), жесть, с ума сойти %)
Есть Планета КВН - в здании кинотеатра "Гавана". Хочется спросить, как Манька-Облигация: "Малин что ли мало в Марьиной роще?! ")))
Да, малин-то - хватает.
А вот еще раз этот храм. Да, икона "Нечаянная радость" дает возможность раскаяться и разбойникам...
Раскаться и получить прощение.