Переславль-Залесский. Данилов монастырь |
Монастырь очень воздушный и на самом деле напоминает Дом Бога. Еще прямо при входе, в монументальных, но легких Святых воротах чувствуется иной мир, и полетность, и дистанция от всей нашей суеты. А сверху - маленькая надвратная церквушечка - Тихвинской Иконы Божией Матери.
Еще всё не до конца реставрировано, и эти принявшие вызов времени орнаменты из последних сил дышат прошлым, пустые киоты терпеливо ждут наполнения,
а незатейливые украшения иногда отваливаются.
Аллея, ведущая от Святых ворот нежно и властно уводит в Божедомье. Конечно, кладбища не сохранилось, но могильные плиты встречаются везде. Свято-Троицкий Данилов монастырь и был основан на Божедомье, на месте скудельницы (братского кладбища) в начале ХVI века. Она располагается в тихом живописном месте - на холме близ Сокольской слободы, где некогда сокольи помытчики добывали соколов для царской охоты. Основатель и игумен этого монастыря Даниил Переславский, монах Горицкого монастыря, первоначально отпевал и хоронил здесь бедных людей, а впоследствии стал "великокняжеским кумом" - одним из крестных отцов Ивана Грозного.
Монастырь некоторое время был беден, пока на него не обратил внимание Великий князь Московский Василий III. Преподобный Даниил пользовался большой любовью и уважением князя, который жертвовал в пользу его обители деньги и ценные вещи. В 1525 году Даниил по совету князя окончательно ушел из Горицкого монастыря в основанный им Троицкий.
Бездетный Василий III несколько раз посещал Переславль, и после женитьбы на Елене Глинской у него родился сын Иван (будущий Иван IV Грозный). По случаю рождения наследника в 1530 году, на средства, пожертвованные Василием III, началось строительство каменного Троицкого собора. Преподобный Даниил стал крестным отцом великокняжеского ребенка.
Скорее всего, строителем собора был ростовский мастер Григорий Борисов, возводивший до этого соборы в Борисоглебском монастыре (надо же!) недалеко от Ростова Великого. Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным.
Собор четырехстолпный, с одной массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. Высокие апсиды не просто круглые, а граненые.
Изначально храм имел позакомарное покрытие (как у Спасо-Преображенского собора), позднее его заменили на более дешевое и практичное четырехскатное. Поначалу у собора было три перспективных портала с севера, юга и запада; их украшают килевидные завершения. Закомары собора тоже были килевидными, но сейчас это скрыто под четырехскатной кровлей.
Собор много раз перестраивался, но не сильно. Еще чувствуется борисоглебский декор.
В храме - потрясающие фрески Гурия Никитина и Силы Савина(?). Фрески дошли до наших дней, некоторые даже в первоначальном виде.. К сожалению, на службе я была - вообще одна, еще вот почему сожалею - даже тайком фотографировать (ох, каюсь, грешница) не получалось. Это фото из сети, преподобный Даниил, на столбе в храме изображен.
Но вот - удалось всё же пару фоток сделать - атмосфера там удивительная, и акустика - молитвенная, каждое слово слышно, и живые, излучающие тепло и аромат - мощи святого. Молитва получается со слезами радости и умиления...
А ещё сохранился Спас в куполе собора, архангелы в стенках барабана, история Лота и его дочерей; и Страшный Суд - в этом соборе он занимает не только западную стену, но распространяется на северную и южную. И вот такое - не могла не сфотографировать - Богородица с Младенцем и адские чудовища... Нигде такого не видела.
Интересно и то, что В 1667 г. настоятелем Троицкого Данилова монастыря был назначен архимандрит Григорий (Иоанн Неронов, 1591-1670) известный противник патриарха Никона, долгое время - единомышленник и помощник расколоучителя протопопа Аввакума. Вот небольшая статейка переславского священника, историка Свирелина А.И. http://pki.botik.ru/articles/p-neronov1904svir.pdf Не удержусь и из неё кусочек процитирую "Как ни оказывались ложными и не заслуживающими внимания все изветы Неронова, но донос и о попе Сисое надобно было обсуждать. Неронов, вероятно, был вызван в это время в Москву к митрополиту Питириму. Дело, как и прежде, оказалось не имеющим того значения, как казалось Неронову. Беспокойный чернец собором 1 июля 1666 года сослан был в Иосифов Волоколамский монастырь, с наставлением, чтобы вёл себя смиренно и в послушании. Здесь он, не признававший никакой над ним православной церковной власти, без разрешения архиерейского, и литургии служил, и поучения читал, и благословлял, но с братиею вёл себя грубо и бранился, так что на Светлое воскресенье не слышно было чтения Деяний Апостольских, а за обедом в Светлое воскресенье бранился с келарем и до того вывел его из терпения, что тот сказал ему, «не сатана ли прислал к нам этого Григория»! Такое поведение Неронова, не дававшее покоя братии, снова было обсуждено собором русских иерархов. И на первом соборе 1 июля 1666 года было замечено о Неронове, что он неоднократно каялся и опять уклонялся в раскол: пребысть во истине непостоянен, яко трость."
Восточнее Троицкого собора находится небольшая, очень уютная церковь Всех Святых. Она была построена в 1687 году, также костромскими мастерами. Венчает храм одна глава на высоком барабане, окруженном рядом кокошников. Сильно выдается на восток трехчастная апсида.
Обращают на себя внимание наличники маленьких окон храма - все они немного различаются между собой. Церковь была больничной, но больничной палаты не сохранилось - видны только следы ее примыкания к храму на северном фасаде. В 1753-1788 гг. в этом здании находилась Переславская Духовная семинария, а после, до 1882г. духовное училище.
Большая трапезная Похвалынская церковь замечательна длинными узкими гранеными апсидами, высотой в два этажа.
Крупнейшими вкладчиками Даниловой обители во второй половине XVII века стали представители рода князей Барятинских, на средства которых и велось столь впечатляющее по масштабам строительство. Принадлежность рода, возводившего свое происхождение к Рюрику, к старой аристократии и исключительные интеллектуальные способности давали возможность его представителям занимать важные военные и дипломатические должности и поддерживать высокий уровень материального благосостояния.
Очень нежные и трогательные цветочки.
материалы
http://pki.botik.ru/articles/p-efrem1859svi.pdf
Серия сообщений "Монастырь":
Часть 1 - Паломничество. Саввино-Сторожевский монастырь
Часть 2 - Иосифо-Волоцкий монастырь
...
Часть 37 - Пещерные храмы донского пограничья
Часть 38 - Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь
Часть 39 - Переславль-Залесский. Данилов монастырь
Часть 40 - Звенигородский чернотроп...
Часть 41 - Тишина Рождества
Часть 42 - Александро-Свирский монастырь
Часть 43 - Божий свет Звенигорода
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |