*"Милленаризм" или хилиазм - ожидание радикальных мировых перемен, новой эры покоя и счастья, наступления "Царства Божия" на земле. Хилиазм (ciliasmo - тысячелетие) - учение о наступлении на земле чувственного тысячелетнего царства Христова. Начало хилиазма восходит к временам дохристианским. Большинство евреев видело в обетованном Мессии не Искупителя от греха, проклятия и смерти, а земного царя, который создаст свое царство на земле и предоставит силу и власть еврейскому народу. Радикальный мистицизм ("иудейские мечтания") был осужден как Аугсбургским, так и Гельветическим исповеданием. Возродился хилиазм как раз в Англии, в мистике индепендентов; в речи, которою Кромвель закрыл Беребонский парламент, слышатся отголоски хилиастических упований.
Хилиастические мотивы в политической жизни Британии усилились после одержанных революционером Кромвелем с помощью своих закованных в железо рыцарей побед, которые одновременно были победой и той религиозной партии, которая известна под именем индепендентов. Вместо «верующих», как ранее именовали себя индепенденты, появилось новое обозначение – «святые». Вскоре по примеру войск Кромвеля, не знавшего никакого другого названия, это наименование стало общим обозначением для всей партии.
Пришедшие к власти в Британии «святые», сформировавшие даже свой парламент, опирались в своем революционном энтузиазме непосредственно на само Священное Писание. Прообразом для них были ветхозаветные пророки; подобно этим «поборникам Бога», Кромвель и его последователи полагали, что они, как и их ветхозаветные предшественники, имеют возможность получать божественное откровение. Ну, также поступал и Баньян со своими видениями и снами. Речи и сочинения, указы и манифесты Кромвеля и других «святых» по обыкновению начинались с указания на непосредственное или направленное откровение: «Я имею сказать вам слово от Господа», «Так говорит Господь через меня» и т.д.
Вполне естественным было поэтому и то, что в общественном сознании британского народа стали развиваться апокалиптические настроения. Очень актуален поэтому стал призыв Баньяна "бежать", так как практически у всех "святых", или «свидетелей Духа» возникает всеобщая уверенность в скором конце времен и близости второго пришествия Христа. Многие произведения того времени оканчивались словами: «Гряди, Господи Иисусе, гряди скоро!» Сам Кромвель разделял эту уверенность и возвещал
скорое пришествие Господа в завершение смут и волнений.
Последователей «святых» в те годы в Западной Европе было немало. Они прочно связали идею "перекрещивания" с обличением греховного мира, с ожиданиями скорого светопреставления и, главное, с призывом к простым людям не просто верить, но самим вершить суд Божий и не останавливаться ни перед чем для воплощения в жизнь евангельских идей.
Позже многие английские богословы и ученые, например, Исаак Ньютон, в немалой степени содействовали тому, что в Англии утвердилась прочная хилиастическая традиция. Хилиазм не исчез поэтому с Британских островов и в последующие столетия. Отсюда и специфически оттеночная "баньяновская" вся дальнейшая английская литература - кальвинизм разработал строгую доктрину самосовершенствования человека, последовательно проходящего один за другим этапы "совершенства", "путь пилигрима"). Так был выработан тип буржуазно-расчетливого, хладнокровно-непреклонного жизненного поведения, блестяще проявившийся в социальных битвах... и в английской нежнейшей, сентиментальнейшей романтической литературе. Далекие от пуританства, но следующие за Баньяном - Томас Мор, Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Роберт Бёрнс, Уильям Блейк, поэты-романтики (Шелли, "Прометей освобожденный"), Диккенс...
Это очень менталитетно, и нам во многом не понятно. Это что-то как-то в голове устроено не так))) Чтобы проиллюстрировать эту непонятность - возьму да перескажу одну байку из того же "Путешествия пилигрима", долго не могла сообразить. Так вот, на некотором расстоянии от замка стоит народ, с вожделением глядит на замок, охраняемый множеством воинов; у входа стоит страж с книгой, чтобы записать в ней имя того, кто будет достоин войти. Один храбрец приближается к стражу и говорит: "Запиши мое имя, господин". Затем выхватывает меч и бросается на воинов; наносит и сам получает кровавые раны, пока ему не удается в схватке проложить себе путь и войти в замок." Как вы думаете, о чем эта притча?
Продолжение следует.