-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14489
Ќаписано: 23731


Ќило-—орска€ пустынь

—реда, 23 ќкт€бр€ 2013 г. 12:17 + в цитатник
÷итата сообщени€ —ергий_Ѕылинин Ќило-—орска€ пустынь или...

...–осси€ на грани св€тости и дурдома.

ѕреподобные »осиф ¬олоцкий и Ќил —орский - два выдающихс€ св€тых –усской ѕравославной ÷еркви, два великих подвижника русского монашества. ¬ советской историографии намеренно утверждалась традици€ вс€чески раздувать их различи€ и противопоставл€ть как руководителей двух €кобы противоборствующих направлений в русской духовной жизни - внешнего делани€ и внутреннего созерцани€. ¬ действительности преподобные »осиф и Ќил вовсе не противники, а духовные брать€ и равные наследники заветов преподобного —ерги€ –адонежского.

Ѕурый текст ленивые читатели могут пропустить

≈сть у этих св€тых и особые заслуги перед русским государством. Ёто борьба с "ересью жидовствующих", котора€ едва не погубила –оссию в начале утверждени€ нашей державы. –ассказать об этом коротко не просто. »сторическую ситуацию 15 века, а тем более богословские споры 500-летней давности современному человеку пон€ть трудно.  ѕоэтому пусть прост€т мне строгие критики, но € попробую объ€снить всЄ на грубых картошках рационалистического 20-го века. ”ж не обессудьте за упрощени€.

ѕредставьте, что в –оссии, только что обретшей государственную независимость, в 1480 году,  по€вились идейные теоретики подобные Ћенину и “роцкому. » представьте, что они со своей революционной камарильей забрались на высшие ступени власти и начали под личиной св€тости проповедовать свои революционные идеи, разрушающие основы и пор€дки русского общества 15 века. “очно так же "жидовствующие революционеры" отрицали божественную сущность ’риста, а значит подмен€ли вечные божественные нравственные законы сиюминутной прагматической выгодой. –азумеетс€, своей собственной выгодой! ƒалее, такие теоретики подобно катарам и протестантам начинали отрицать необходимость церкви (в нашем случае ѕравославной) замен€€ еЄ правом любой кухарки или иной тЄти ћани на завалинке придумывать своего бога или вовсе безбожные законы. », в конце концов, революционные "борцы за правду" во все времена обычно приходили к отрицанию существующего государства, утвержда€ себ€ строител€ми нового и прежде невиданного "царства божи€" на земле. ј всех, кто сомневаетс€ в светлых идеалах гуманизма, утопизма, коммунизма и прочего свободолюби€... Ќу, пон€тно, да, что могло ожидать ћосковскую –усь, когда она только-только встала на ноги? Ќо ересь жидовствующих была разгромлена.

ћожно представить себе ситуацию и с другой стороны. Ќапример, что в 1917 году посреди демократического дурдома в обезумевшей от революционного психоза –оссии €вились бы два умных и праведных человека, которые убедили бы русских людей отказатьс€ от бессмысленных мечтаний и пагубно-разрушительных преобразований в пользу прежнего неторопливого и осторожного развити€ общества. ¬от именно такими умирител€ми –уси и €вились в 15 веке »осиф ¬олоцкий и Ќил —орский. ¬месте боролись они с ересью жидовствующих, котора€  расползалась гнойной заразой по ѕравославной –уси. –азница между »осифом и Ќилом была лишь в том, что первый призывал при необходимости не стесн€тьс€ бить революционных гадов (тут мне »осиф ¬олоцкий по духу ближе), а второй, - чтобы осудив и обезвредив, всЄ же не бить, а увещевать и перевоспитывать (ох, в 15 веке это, наверное, еще было возможно).

–азумеетс€, € тут коснулс€ только одной узко-политической стороны обширной духовной де€тельности ѕреподобных. Ќо € же предупреждал, что на картошках и по-мирски.

 

ќставим исторические подробности ¬икипедии и вернемс€ к путешествию в Ќило-—орскую пустынь.

¬ »осифо-¬олоколамском монастыре бывал € неоднократно. ј три года назад, посеща€  ирилло-Ѕелозерский и ‘ерапонтов монастыри, мечтал добратьс€ там же и до того места, где недалече в лесах ѕреподобный Ќил —орский основал свой скит. Ќо режим экскурсии тогда не позвол€л. » вот теперь...

ќт  ирилло-Ѕелозерского монастыр€ до Ќило-—орской пустыни километров 15. ƒорога идет на север. јсфальт кончаетс€ на полпути. ¬ернее, он уходит в сторону, а к пустыни приходитс€ продолжить путь сквозь лес по "грейдеру", то есть по грунтовке, хот€ довольно широкой и весьма укатанной.

4141747_NS01 (700x393, 113Kb)

”казатель у дороги есть, но с прежним советско-атеистическим упорством он обозначает просто "ѕустынь" и никакого Ќила —орского не признаЄт. Ћесна€ дорога романтична. Ќо лес расступаетс€, открыва€ вид на некий населенный пункт. Ќазвать ли его деревней или селом? ѕраво, не знаю! ѕусть будет посЄлок.

4141747_NS02 (640x480, 73Kb)

ѕо дерев€нному мостику  через речку —ору въезжаем пр€мо на центральную площадь, к главным воротам бывшего монастыр€ с надвратным ѕокровским храмом. —транно выгл€д€т его барабаны и купола из кровельного оцинкованного железа. ¬ странной церквушке этой иногда провод€тс€ службы, но действующих храмов на территории ѕустыни нет! ¬от вам и св€тое место!

4141747_NS03 (640x480, 87Kb)

—разу надобно сказать, что от уединенного скита, основанного ѕреподобным Ќилом —орским ничего не осталось. ќн был упразднен еще в 18 веке при ≈катерине II. ¬ то врем€ много позакрывали монастырей. ќх, уж эти мне просвещенные головы! ѕредтечи революционаризма, большевизма и прочего вольнодумства. ѕоклонникам красноречивого разума стали непон€тны глубины исихазма с его Ѕожественным молчанием . —пасибо монашество не запретили! ѕоэтому все монастырские постройки на фото относ€тс€ к 19 веку, когда на месте упраздненного скита был основан новый общежительный монастырь. Ќо в 1924 г. большевики и его закрыли. — 1961 г. здесь находитс€ психо-неврологический интернат. ¬ просторечии - дурдом.

Ќу, что ж, вэлкам! ≈сли приехали - выйдем, огл€димс€ вокруг.



..

”спели разгл€деть? ¬доль монастырской стены сует€тс€ работоспособные "психи". «а монастырем и гр€зивой лужей виден большущий сарай. Ќапротив монастыр€ - пара сельмагов (однако, конкуренци€) и домишки жителей. ярко-сиреневое здание - офис "психушки". ¬от и вс€ нехитра€ панорамка.

—начала пойдем на север. —квозь трубопроводы и гр€зь к сараю.

4141747_NS03a (640x468, 105Kb)

«а углом налево вдоль северной монастырской стены т€нетс€ к лесу уныла€ дорога.

4141747_NS03b (700x393, 89Kb)

Ќаправо - могучее бревенчатое сооружение €вно животноводческого назначени€. Ќо по причине отсутстви€ хот€ бы одной скотины, не пон€тно - коровник или конюшн€?

4141747_NS03c (700x393, 106Kb)

¬нутрь бывшего монастыр€ не пускают.  акие-никакие, а всЄ же психи. Ќо именно там внутри где-то под спудом “ихвинского храма (или что там от него осталось?) до сих пор почивают мощи ѕреподобного. ќхранники добродушно посылают к поклонному кресту, где-то на южной пол€не за поселком. Ћадно, загл€нем за угол южной башенки. ёжна€ и западна€ стены идут по бережку речки —оры.

4141747_NS04 (640x480, 87Kb)

4141747_NS05 (700x393, 123Kb)

ѕереходим еще один мостик - каменный. ѕеред ним речушка расшир€етс€, поскольку тут был пруд. ≈два ли не самим Ќилом —орским выкопанный. ј ныне жалкое подобие.

4141747_NS06 (700x393, 129Kb)

4141747_NS07 (700x393, 110Kb)

Ќа вопрос о поклонном кресте местные отвечают взмахом руки: "Ќа кладбище, а там тропинка!"   ладбище - полтора дес€тка могил - поражает маленьким размером и новизной. » тропинка вдоль него одна - не ошибешьс€.

4141747_NS08 (700x402, 184Kb)

ƒорожка к поклонному кресту. “опкие места покрыты дерев€нными мосточками. Ќа полпути у Єлки стоит беседка с плакатами.

4141747_NS10 (700x393, 110Kb)

ѕлакатик краткок и поначалу не пон€тен. «десь читаем снизу вверх, там слева направо. ¬от и вс€ жизнь человеческа€: четыре ступеньки, три стрелочки!

4141747_NS11 (640x480, 125Kb)

Ќапротив беседки - высока€ ель. ѕод ней скамеечки образуют полукруг. «ачем? Ћекции тут читают или –ождество встречают?

4141747_NS12 (640x480, 159Kb)

»дем дальше к тишине и покою.

4141747_NS13 (700x393, 110Kb)

ќгл€немс€ назад. Ќедалеко ушли. ¬о-о-н там правее по-над крышами сараев и домов виден купол ѕокровского храма.

4141747_NS14 (700x393, 76Kb)

ј вот и крест! » ваш покорный слуга у его подножи€.  рест установлен в пам€ть 500-лети€ преставлени€ ѕреподобного Ќила —орского 7/20 ма€ 2008 года. ѕочему здесь на опушке леса? “очно сказать не берусь, но на карте-гравюре 19 века примерно в этом месте показаны некие старые монастырские строени€, поросшие лесом и огороженные забором. ћожет быть именно здесь был древний скит или кель€ ѕреподобного Ќила?

4141747_NS15 (700x393, 143Kb)

«а крестом есть маленький прудик или дремлющий источник.

4141747_NS15a (680x510, 207Kb)

 ондак Ќилу —орскому

“ерп€ потерпел еси суетны€ обычаи и мирски€ нравы братий твоих, обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче, идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудах подвизавс€, ученьми твоими правы€ стези указал еси нам шествовати ко √осподу. “емже и почитаем т€, всеблаженне Ќиле!

 

ј теперь немного о странност€х современного поселка, который образовалс€ здесь в основном в советское врем€. Ќил —орский уходил в эти лесные чащи от мирской суеты, проникающей даже сквозь стены монастырей. ¬еликий подвижник искал здесь уединени€ ради Ѕожественного безмолви€. ”вы, в 20 веке и сюда добралс€ суетный буржуазно-пролетарский гегемонизм. „то тут намеревались устроить большевики при социализме, сказать трудно, но и поныне это что-то еще продолжаетс€, а каково будущее поселка - непон€тно. Ќо люди живут. –€дом с порушенными избами сто€т крепкие дома.

4141747_NS17 (640x480, 122Kb)

4141747_NS16 (640x472, 117Kb)

Ѕаба в позитивной куртке полощет бельЄ в студеной воде речки —оры.

4141747_NS18 (640x480, 137Kb)

ѕушистый котейко бежит навстречу и ласково третс€ об ноги.

4141747_NS181 (700x393, 109Kb)

”дивл€ет особенность местных псов. Ќе видел ни одной шавки. ¬сюду встречались только €вные продукты метизации с благородными породами. ¬от, например, с  бассетом... јх, не надо тыкать объективом в морду!

4141747_NS182 (700x393, 98Kb)

»ли с питбулем... Ќу, пр€мо всЄ по Ўарикову -  потаскуха была их прабабка!

4141747_NS183 (700x393, 116Kb)

ƒолгими зимними вечерами под вой полупородистых собак, народ здесь баловалс€ изобретением вездеходов из подручного материала. —оедин€€ подчас несочетаемое - кон€ и трепетную лань! ¬от останки самодельного супер-трицикла с колесами от трактора

4141747_NS18a (700x393, 173Kb)

ј это страшна€ помесь "¬олги" с каким-то т€гачЄм

4141747_NS18b (700x393, 136Kb)

4141747_NS18d (640x480, 129Kb)

«аметьте, что самовыт€жна€ лебедка расположена у этого чудища сзади. “олько гламурный американский джип, наивно полагает выбратьс€ из гр€зи вперед. ”ж если наше чудовище где-то застр€нет, то вперед €вно ехать безполезно, только назад т€нуть.

4141747_NS18c (640x480, 110Kb)

» на фоне всей этой сверхколесной проходимости сновал туда-сюда по улочкам поселка  обычный "Ѕеларусь", перевозивший по паре мешков с цементом на огромной волокуше без колес. ѕон€тное дело, колеса придумали буржуи, чтобы не работать! Ќу не дурдом, скажете?

4141747_NS18e (640x480, 96Kb)

ƒа-с, все эти странности наводили на мысль, что сочетание св€тости и дурдома необходимо прекратить. ¬от уже и лозунги прежнего умопомешательства выцветают естественным образом. ћј» - ћ»– - “–”...  “руд или уже труѕ?

4141747_NS19 (700x393, 76Kb)

Ќет, невозможно царство Ѕожие на земле. ќно не от мира сего. ќно на земле превращаетс€ в дурдом!

¬ернетс€ ли сюда православнное спокойствие, тишина, уединение?

—ери€ сообщений "ѕутешестви€":
„асть 1 - ћуром и чиста€ вода
„асть 2 - Ќемного «аволжской тишины
„асть 3 - ј крест всЄ тот же...
„асть 4 - »зборска€ берЄзка
„асть 5 - Ќило-—орска€ пустынь или...

—ери€ сообщений "ћонастырь":
„асть 1 - ѕаломничество. —аввино-—торожевский монастырь
„асть 2 - »осифо-¬олоцкий монастырь
...
„асть 31 - —пасо-яковлев ƒмитриевский монастырь в –остове ¬еликом
„асть 32 - јвраамиев монастырь
„асть 33 - Ќило-—орска€ пустынь
„асть 34 - «венигород. —аввино-—торожевский монастырь
„асть 35 - —кит преподобного —аввы
...
„асть 41 - “ишина –ождества
„асть 42 - јлександро-—вирский монастырь
„асть 43 - Ѕожий свет «венигорода




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку