-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Ихлара. Церковь Святого Георгия. Кирк Дамалти, Kirkdamalti Kilise

Среда, 10 Апреля 2013 г. 22:22 + в цитатник
Цитата сообщения Ихлара В продолжение исламской темы, и на сегодняшнюю черную луну). Ихлара. Церковь Святого Георгия. Кирк Дамалти, Kirkdamalti Kilise

церковь Св.Георгия

 

фотографии Владимир_Шкондин
Церковь св.Георгия XIII в. в долине Ихлара в Белисирме. Это наиболее поздняя по времени возникновения церковь в долине Ихлара. Взбираться к ней нужно по запутанным козьим тропам. Забравшись на высоту около сотни метров по крутому склону, можно заметить следы яркой живописи в грубо вырубленной нише. Ниша содержит изображение святого Георгия, попирающего чудовище. Белый конь его изображен в благородной иноходи с искусно заплетенным пышным хвостом и изогнутой шеей, но сам Георгий сохранился лишь во фрагментах оранжевой туники, зеленых сапог, щита и ниспадающей темно-коричневой мантии.
Вот так выглядит храм снаружи.

церковь Св.Георгия

Храм небольшой, но сохранилось много фресок.  Фрагмент росписи с архангелами.

церковь Св.Георгия

На своде по центру – Христос Вседержитель. 

Долина Ихлара

а здесь - Успение Богородицы

4558540_Georgiya_Yspenie (700x525, 340Kb)

Вознесение и Распятие

церковь Св.Георгия

Ангелочек с Распятия очень выразительно в ужасе закрывает глаза рукой.

4558540_Angel_pri_Raspyatii (700x525, 289Kb)

Знаменитая и потрясающая ктиторская композиция. Строительство церкви длилось с 1283 по 1295 года, т.е в период властвования сельджуков, военачальником-христианином амирарзесом Василием, служившим в армии султана Месута II, и Тамарой. Они же и посвятили ее святому Георгию. [Demir 1992]

Амирарзес изображен в ктиторской композиции предстоящим св.Георгию и одетым в халат и тюрбан. Эта фреска представляет собой изображение Святого Георгия в доспехах, покрытого плащом с треугольным щитом в руке, окруженного портретами церковных благотворителей. Слева виден бородатый мужчина, одетый по-турецки в чалму и кафтан, а справа находится женщина в византийском придворном одеянии, протягивающая модель храма. Это, видимо, подражание императорским портретам из южной галереи Святой Софии.
Фреска сопровождается написанным там же пояснением, возвращающим нас в далекое трагическое прошлое. Там написано: «Эта наисвятейшая церковь, посвященная святому и великому мученику Георгию, была чудно украшена при содействии, по благой воле и заботе госпожи Тамар, здесь изображенной, и ее Эмира Василия Гиагопоса при благородном и великом Султане Масуде и в то время, когда господин Андроник правил Ромеями». 
 

церковь Св.Георгия

В это время на территории Каппадокии с 11 века - уже Румский султанат. Конечно, каппадокийские христиане в конце одиннадцатого века имели все основания для пессимизма, но в течение следующего столетия обстоятельства их жизни существенно улучшились. По мере того, как султаны в Конье сосредоточили свою власть над Анатолией, они научились ценить таланты своих христианских подданных, все еще составлявших большинство населения, и делали все, чтобы защитить их от набегов тюркских кочевых племен. Области, обезлюдевшие во время первых нашествий и миграций, вновь заселились христианами. Если сельджуки в силу темперамента и не были склонны к терпимости, сама жизнь силой заставляла их быть толерантными – без этого их государству суждено было погибнуть. Правительственная терпимость копировалась в низких слоях общества экзотическим и переменчивым синкретизмом. Турки и греки поклонялись одним святым, обычай крещения распространился среди анатолийских мусульман, веривших, что их дети будут болезненными и дурнопахнущими без помазывания христианским священником. Обычаи дервишей Бекташи были смесью элементов, производных из ислама, центрально-азиатского шаманизма, иудаизма и христианства.

 
Румский султанат располагался на бывших византийских землях, поэтому вынужден был придерживаться толерантности сельджуков к христианскому населению Анатолии, эта "толерантность" приобрела массовый характер в XII веке. Принцип веротерпимости был сформулирован в декларации одного из ее правителей:
"Мы не превращаем в рабов народы, которые находятся под нашим владычеством; мы заселяем деревни подданными и они трудятся как для себя, так и для нас." Мда...
 
Христианское население при сельджуках пользовалось теми же правами и свободами, что и мусульмане, правда, христианам приходилось платить джизью - «налог на веру». Христиане сохраняли организацию своих церквей, свои религиозные институты; греческое население Рума поддерживало очень тесные контакты с Константинопольским патриархатом.
 
На этой фреске из-за плохой сохранности написания титула Василия Гиагуписа существует два прочтения его должности - эмир и амирардзес. Если в толковании мусульманского титула эмир не возникает затруднений, то титул амирардзес несколько экзотичен: вероятно, это искаженное «амир ардзи». Амир ардзи возглавлял ведомство, снабжавшее сельджукскую армию ресурсами - продовольствием и рекрутами - и проводившее в ней выплату жалования. Таким образом, один из предстоящих перед покровителем воинов святым Георгием Победоносцем совмещал обязанности «зам. по тылу» и «главного военкома» Румского султаната. Скорее всего, Василий Гиагупис занимался набором христианских наемников, подразделениями которых руководили такие же командиры-христиане. Среди последних был, например, будущий император Византии Михаил VIII Палеолог (1224/1225-1282), который, спасаясь от придворных интриг, одно время находился при дворе румского султана.
 
Теперь про Тамар. Ещё более, чем образ христианского вассала сельджукского султана, интригует зрителя изображение женщины-донатора, «госпожи Тамар», имя которой предшествует имени эмира, принадлежащего к военной элите Румского султаната, то есть она тут главная. Кто эта благочестивая женщина в одеждах знатной византийской дамы, занимающая, несомненно, высокое социальное положение, на чьи средства построена и расписана церковь? Являлась ли она супругой эмира Василия? Текст посвящения и надпись на своде ничего об этом не говорят. Хотя женитьба правителей Малой Азии на христианских принцессах для скрепления политических союзов была распространенным явлением. В источниках того времени нередки упоминания о византийских и закавказских принцессах, грузинках и армянках, находящихся в гаремах мусульманских правителей. Вероятно, искать стоит все-таки в этом направлении. А имя Тамар заставляет в первую очередь прощупать «грузинский след».
 
Действительно, XIII век был времем интенсивных контактов между Грузией и Румским султанатом. Так, например, в 1224 году, чтобы породниться с правящей в Грузии династией Багратионов, сельджукский принц Мухаммад Мугис уд-Дин Туркан-шах даже принял христианство! Зато в жены он взял не кого-нибудь, а саму царицу Грузии Русудан (1194-1245). От их несчастливого брака родилась дочь Тамар. В 1237 году ее взял в жены румский султан Кайхосров II (правил 1236-1245). А вместе с невестой ко двору султана прибыло множество христиан, в том числе и фрейлины невесты.
 
Так вот, наша госпожа Тамар с храмовой фрески вполне могла быть одной из знатных девушек, составляющих свиту невесты. Но другие историки даже более смелы в своих предположениях, они считают, что Тамар, построившая храм святого Георгия и Тамар, жена султана Кайхосрова II - это одно и то же лицо. Если это так, то история становится ещё более интригующей. Ведь султанша Тамар была дружна с великим поэтом и мусульманским мистиком Джалаледдином Руми (1207-1273) и сама входила в его знаменитый суфийский орден под именем Гурджи Хатум (Грузинской Дамы). Ко времени росписи церкви святого Георгия султанше Тамар должно было быть 58-60 лет. Очень жаль, что на фреске пострадал ее лик. Дело в том, что она приходилась родной внучкой самой великой царице Грузии Тамаре (1166-1213). Можно было бы сравнить черты лица нашей Тамар и ее знаменитой бабки.
 
И про султана. Ещё одно интересное совпадение. Если на росписе в церкви святого Георгия действительно жена Кайхосрова II, то изображенный рядом султан Гияс ал-Дин Масуд II - это ее племянник. Тогда его лояльность к христианам обосновывается со всей очевидностью. 
На самом деле «благородный и великий султан Масуд» имел мало реальной власти. Его достояние было разделено, и он был не в силах контролировать бесконечный приток все новых тюркских кочевых орд. Горделивый султанат Рум просуществовал лишь четыре года после его смерти.
Этот султан Рума являл собой образец мудрого правителя полиэтничного государства. Арабские хроники говорят о нем как о порядочном человеке, приводя в пример его смерть: чтобы «не потерять лицо» из-за давления кредиторов, он принял яд.
 
Другой предстоящий святому Георгию - православный грек (или христианский потомок рода Данишменд), облаченный в костюм знатного сельджукского вельможи.
 
Ваще-то, крыша конечно, едет капитально: на земле сельджуков, в «православном» ущелье вырублен храм святого Георгия Победоносца: его донатор - грузинка / султанша / исламский мистик / благочестивая христианка;  «В одном строю» стоят праведный султан-мусульманин, возглавляющий благодарственный текст, и византийский император!
 
Что касается «Господина Андроника», то его правление было просто перечнем несчастий. Он был набожным, умным и воспитанным человеком, а его министры отличались высочайшими интеллектуальными качествами. Под их просвещенным правлением византийское искусство достигло своего последнего великого цветения, но ни Андроник, ни его министры были не в силах остановить безысходный и пугающе быстрый закат империи. Вступив на трон, Андроник все еще сохранял контроль над обширными анатолийскими провинциями, простирающимися от Вифинии до долины Меандра, но, когда он умер в 1332 году, от всего этого богатства остались лишь два города – Никомидия и Филадельфия. Византийцы сохраняли Константинополь и несколько маленьких провинций в Европе, но без Анатолии их империя была империей лишь по имени и говорить об Андронике II, как об «Императоре Ромеев» можно было, лишь сохраняя ностальгическую фикцию. В столице мудрецы обдумывали непостижимые капризы Фортуны (Tyche). Благочестивые и простые люди верили в то, что Господь должен восстановить империю и принести мир миру, но этому не суждено было сбыться.
Не было ангела, который спустился бы с небес и изгнал турок «об одиннадцатом часе».
И всё же насколько печальна и беспросветно тосклива эта надпись в храме Святого Георгия!
Она являет нам мир на грани исчезновения...
Чтоб отвлечься от грусных мыслей - еще несколько фотографий...
 

Это бытовой фрагмент - как всё это снималось.

4558540_ (480x640, 243Kb)

 

А вот ещё Георгий Победоносец

церковь Св.Георгия

Вот он - поближе, лошадку видно, добрая лошадка.

4558540_Sv_voin (700x525, 308Kb)

Фрагмент утраченной росписи - там что-то с корабликами, мне не удалось разобрать.

церковь Св.Георгия

Еще один святой всадник

церковь Св.Георгия

И вот - святой воин

церковь Св.Георгия

Вид из храма на долину

церковь Св.Георгия

Воистину, пути Господни неисповедимы...

 

материалы

Demir. N.Valley of Ihlara and its Churches. Ankara, 1992. 

http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/812/

 

Серия сообщений "Храмы долины Ихлара":
Часть 1 - Ихлара. Кемер Килисе
Часть 2 - Ихлара. Агачалты Килисе
Часть 3 - Ихлара. Церковь гиацинтов
Часть 4 - Ихлара. Церковь Святого Георгия. Кирк Дамалти, Kirkdamalti Kilise

Серия сообщений "Каппадокия, Ихлара":
Часть 1 - Мистика Ихлары. Символика пещеры
Часть 2 - Сказки Ихлары. Кемер Килисе. Karanlik Kale Kilisi. Копье св. Лонгина
...
Часть 13 - Георгий Победоносец... Каппадокийский
Часть 14 - Ихлара. Эгри Таш
Часть 15 - Ихлара. Церковь Святого Георгия. Кирк Дамалти, Kirkdamalti Kilise
Часть 16 - Ихлара на перекрестке времен и дорог
Часть 17 - Ихлара. Кокар Килис
Часть 18 - Персидское очарование пограничной Ихлары
Часть 19 - Большой Крест на своде
Часть 20 - Ихлара. Складки местности

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

aisiati   обратиться по имени Понедельник, 23 Декабря 2013 г. 02:43 (ссылка)
И лики на фресках побиты.
Неужели Господу было это угодно...
Надо будет у тебя поискать еще на мусульманскую тему, для меня это все непостижимая загадка - усиление мусульман.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Понедельник, 23 Декабря 2013 г. 17:00 (ссылка)
И точно - это загадка, и причем отгадка очевидна, а не верится ни в какую... Про ислам вот какой постик http://znichka.com/post135600338/ и вообще тут много всего, я рада, если кому-то интересно, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку