Ну, еще одна книжка, и всё, остальные потом. Спешу эту всю бесовщину до поста описать. В отличие от двух предыдущих вариантов современного постмодерново-пафосного экзистециализма, эта книга простая, и представляет романтико-юмористический экзистенциализм. Норвегия - очень богатая страна, в ней пособие по безработице вполне заменяет зарплату, легко можно не работать. Герои Эрленда Лу и не работают. Лу - популярный норвежский писатель современности, "Фвонк" - уже десятый, наверное, его роман. Книжечка небольшенькая, как обычно, и с крупным шрифтом на хорошей бумаге. Типовые слабые и жалкие герои, прямо вырожденцы.
Господин Фвонк, преподаватель и специалист по спортивной ходьбе становится жертвой, как он сам это формулирует, "падения нравов". В Обществе по развитию спортивной ходьбы он мирился с приписками и мошенничеством. Злоупотребления были разоблачены некоей дамой. Беременной дамой. Теперь Фвонк мучим угрызениями совести (почему он сам не выступил с разоблачениями), испытывает приступы ужаса перед беременными, "брюхатыми" как он их называет, а также впадает в депрессию. Депрессия плохо для него заканчивается в конце концов.
У Фвонка появляется сосед, который постоянно приходит к нему по вечерам. Соседа зовут Йенс, и он не больше и не меньше, как сам премьер-министр Норвегии. Ох, у нас такое совершенно невозможно, и честно говоря, и не хочется)
"Оказалось, что Лу задумывал роман с вовлечением Йенса Столтенберга уже давно. И дело даже не только в том, что в романе Лу Йенс предстает перед нами таким же жалким, слабым и беззащитным, как и все персонажи этого автора. Дело не в том, что он прячется от разоблачения за густой накладной бородой (которую сторонники конспиративных теорий обязательно назовут бородой муллы). Дело даже не в том, что Йенса в романе мучают эротические кошмары с участием "яблочной девы" (намек на Норвежскую партию прогресса, символом которой является Яблоко). То есть это все конечно тоже слегка раздражает, ибо реальный Йенс своим поведением после терракта заслужил уважение, а не жалость и насмешку.
Дело в том, что я поражена отсутствию у Лу если не человечности, то хотя бы этикета."
Можно говорить, что с юридической точки зрения Лу имел право: все-таки Йенс общественная персона и поэтому он неизбежно становится притчей во языцех. Можно говорить о "поэтической вольности", в соответствии с которой автор создал параллельный мир с выдуманными персонажами, в котором Йенс - это не Йенс, и вообще земля плоская и стоит на трех китах. И все равно, даже после этих умозрительных заключений, остается какой-то неприятный привкус...Но мы отвлеклись.
Так вот, Фвонк сидит дома и периодически общается со своим соседом, они оказываются похожи в своей клинической депрессивности, и привязываются друг к другу. Йенс больше не любит свой народ так, как прежде, после событий июля 2011 года - двойного теракта, устроенного Андерсом Брейвиком. Они много разговаривают, гуляют, пьют, рисуют, собирают детский конструктор - делают все, что поможет им по-другому взглянуть на жизнь, от которой они устали.
Удивительный фирменный эффект Эрленда Лу - отстранение, достигается и в этом романе за счет стилевого примитивизма. Обычно у Лу иронично-сдержанный текст подкупает - на первый взгляд просто и смешно, всмотришься - умно и трогательно, и детали, при общей кажущейся простоте, выписаны точно. Разговорный язык, несобытийный сюжет, обычное бытописание, не витиеватое и упрощенное, и очень много простоты.
Но вот какое дело. Оказывается, что наивная интонация - капризный инструмент. Где-то помогает обнажить эмоцию, освежить взгляд, дать новую оптику, а в какой-то момент отказывает и начинает фальшивить. Особенно в политике, куда сунулся на этот раз Лу. В "Фвонке" история уставшего от своего поста премьер-министра, все думы которого в последнее время занимают не государственные дела, а наличие лигров (помесь льва и тигра) в норвежском зоопарке, дает сбой.
Трагический конец Фвонка, не характерный для романов Лу в этом наивно-трогательном стиле мягкой иронии обескураживает и получается насмешка, гротеск над смертью, религией и никчемным, в общем-то существованием героя. Да и история Брейвика, рассказанная "профессионально" наивным языком, кажется кощунством - Йенс переживает только то, что эта история его очень ... утомила.
Однако при всей лаконичности Лу, скупости его выразительных средств Фвонка жалко, и когда он болеет, и когда идет умирать, ясно, что его "кровный брат", Йенс не придет, да Фвонк и не ждет его.
И еще невольно думаешь, всё ли в порядке в стране, и в нашей в том числе, в которой автор может позволить себе писать легко и свободно кощунственные вещи... (от цитат я воздержусь, каждый интересующийся легко найдет эпизоды, которые бы вызвали бы возмущение со стороны Церкви, да и некоторый намек есть в картинке).
часть материалов отсюда