Вирма. Петропавловская церковь |
Завораживает меня русский Север. Карелия - вообще запредельной музыкой звучит. Никогда там не была, так что рефератик). Но книжка - впечатлила. Говорила уже про Ополовникова, текст тут - его, из книжки "Сокровища Русского Севера" – Москва, Стройиздат, 1989. Несколько чб фотографий и рисунки - тоже его, очень хорошо он рисовал. Цветные фотографии - Владимир Шкондин
В старину русский человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, "чудного и дивного" храма. Радость и счастье в доме он связывал со светлыми просторными хоромами; безопасность и воинскую доблесть - с несокрушимыми башнями крепостных стен; идеал красоты и величия духа - с глубокой человечностью и монументальностью строенных храмов, единственных в то время общественных сооружений.
К самобытным церквам Беломорья относится Петропавловская церковь в селе Вирма конца XVII века.
Село это расположено южнее Кеми, уже не на Карельском берегу, а на Поморской части Белого моря. Но по рельефу своему и растительности, да и по архитектурно-пространственному облику окрестности Вирмы более сходны с Беломорской землей, чем с Онежским или Северодвинским краем.
В безграничной дали Беломорской равнины, среди древних замшелых валунов и невысоких елей архитектурно-художественный образ памятника представляется удивительно лиричным. Нет в нем величественной монументальности шатровых храмов, их суровой отрешенности. Скорее он выражает жизнелюбие, свойственное многим памятникам искусства XVII-XVIII веков.
В облике Петропавловской церкви проявились строительные традиции, распространенные на этих землях и на землях Поонежья. Именно по берегам Онеги более всего были распространены кубоватые «верхи» деревянных церквей.
Главная достопримечательность Петропавловской церкви - это ее кубоватый «верх», покрывающий четверик храма. Замысловато изогнутые линии главок и куба великолепно сочетаются с бочковым покрытием пятигранного алтаря.
Все формы укрупнены, весомы, что придает силуэту церкви торжественность.
Интересна и конструкция куба. Он рублен из бревен «в режь» и установлен на внутреннем шестивенцовом четверике, укрепленном в наружных стенах. Внутри четверика - две пересекающиеся под прямым углом стены, создающие пространственную жесткость. Эта оригинальная конструкция известна только по виремской церкви.
Трапезная церкви в начале XX века была значительно перестроена. Площадь ее вытянутого в длину помещения в несколько раз больше площади самого храма. В трапезной сохранился старинный резной столб.
Когда-то их было два. Резьба столба очень выразительна и вместе с тем традиционна: сочные «дыньки» разделены вставкой из плоского орнамента и обрамлены изящными жгутами с розетками. Розетки на столбах напоминают резьбу на балках подмосковной церкви в селе Васильевском. Напоминают, но не повторяют.
Разнообразная трактовка традиционных приемов — характерная особенность народного деревянного зодчества. В этом разнообразии - диалектическая преемственность его основ, то сочетание вековой строительной мудрости с талантливым «домыслом» мастера, которая рождает неповторимое своеобразие формы. И тому пример не только резной столб виремской трапезной, но и множество других деталей церкви.
Так, клиросы, расположенные по обе стороны от иконостаса, сделаны, как обычно, из широких досок-плах, положенных «вкосяк». В верхней части они украшены резным орнаментом. Сам факт существования здесь резьбы традиционен. Однако характер ее рисунка со стрельчатыми очертаниями декоративных досок-подзоров оригинален.
В виремской церкви только ее центральная часть - четверик с кубоватым покрытием и алтарь — сохранила свою древнюю архитектурно-конструктивную основу. Наружные стены четверика, а частично и сам куб были обшиты тесом. Трапезная церкви вместе с сенями-папертью сооружена в начале XX столетия на месте меньшей по размерам старой трапезной. Слеговая конструкция ее кровли уступила место стропильной, а тесовое покрытие сменило железное. Были тут сделаны и два слуховых окна, не характерных для народного зодчества. Но следов былой кровли, по которым можно было бы ее воссоздать, не сохранилось. Более того, не сохранилось и следов первоначальной трапезной. А вот купола...
Такое смешение в архитектуре одного здания двух начал, совершенно различных по своей социально-исторической природе и формально-стилистическим качествам, усложняет реставрацию Петропавловской церкви. Вопрос о возвращении ей оптимального облика спорный, ибо нет достаточно веских аргументов в пользу воспроизведения старых объемов церкви и трапезной. Реставрация памятника была ограничена задачей его укрепления. Вместо толевого покрытия трапезной, пришедшего на смену железному, было уложено простое тесовое, состоящее из нешироких с двумя ложбинками по бокам досок, и убраны слуховые окна. Подлинные элементы здания, или сохранившие в процессе известной преемственности более или менее полно форму подлинников, были восстановлены точно по подобию своих предшественников, строго следуя основным принципам и положениям научной реставрации.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |