-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14496
Ќаписано: 23738


—оциализм как христианска€ ересь

ѕонедельник, 23 јвгуста 2010 г. 13:35 + в цитатник
÷итата сообщени€ Ќкт —оциализм как христианска€ ересь. ѕостик 1 (из 3-х)

 

√овор€т, что термин —ќ÷»јЋ»«ћ запустили в обиход ветренные французишки! ј начал всЄ ѕьер Ћеру (Pierre Leroux, 1797-1871) – литератор, издатель, политик и даже философ. ¬ 1834 г. в своЄм журнале «–евю энциклопедик» он напечатал свою же статейку под названием «ќб индивидуализме и социализме». ”же из названи€ - весьма прозрачного в своем противопоставлении - очевидно, что тогдашнюю читающую публику не надо было просвещать в латинской терминологии, и новое словечко было вполне пон€тно. » в самом деле, оно уже как бы витало в воздухе, а Ћеру его лишь удачно прихлопнул к печатному листу. ¬едь до 1832 г. Ћеру тесно общалс€ с сен-симонистами, а основоположник позитивизма и утопического социализма граф —ен-—имон призывал создавать «ассоциации». »наче говор€, призывал к ас-—ќ÷»ј-лизму.  орень-то у слов один и восходит к латинскому socius - «общий, союзный, совместный».

 


ѕьер Ћеру

 

“ермин  ќћћ”Ќ»«ћ по€вилс€ как синоним «социализма».  онкретного автора не имеет. ¬осходит к латинскому communis – «общий». ј слово коммуна в «ападной ≈вропе было известно с глубокой древности. Ќапример, средневековые европейские города, как правило, образовывали коммуну, т.е. самоуправл€емую общину горожан. ј вот с попул€рным позднее окончанием «-изм» слово стало распростран€тьс€ примерно с начала 1840-х годов.

—о словами разобрались? ј важнее пон€ть, почему европейское общество того времени так живо заинтересовалось проблемой отношени€ индивидуализма и его противоположности.

» ответ известен. Ёпоха ѕросвещени€, началась в 18 веке с воспевани€  индивидуальной ценности несчастных и угнетаемых человечков. ¬скоре требовани€ освободить их личности и дать всем равные права вылились в ¬еликую французскую революцию.

’ристианство, скептически относившеес€ к природным (естественным) возможност€м и правам человека, и порицавшее возвеличивание и вып€чивание его личности, как гордыню, казалось просветител€м деспотическим предрассудком. «√адиной» называл католическую церковь ¬ольтер и такими же ненавид€щими глазами смотрел на христианскую цивилизацию, существовавшую в ≈вропе уже более 1500 лет. –азруша€ целый мир, просвещенные последователи «вольтеров и дидеротов», все эти безудержно-революционные мараты и робеспьеры обещали человечеству взамен старого общества тирании, рабства и угнетени€, построить новое общество всеобщего благоденстви€.

Ќо, освободив из Ѕастилии, из этой ужасной твердыни мрачного деспотизма, всех узников, а их там было - аж 7 человек, революционеры, почему-то решили, что ради утверждени€ свободы не жалко отправить на эшафоты и 700 тыс€ч. “аким кровавым образом, вместо прежнего феодально-традиционного и христианского мира был построен мир буржуазно-капиталистический и рационалистический.

ќднако, новый послереволюционный мир оказалс€ вовсе не таким радужным, как представл€лось. ѕодлость и бесчеловечность, унижение и деспотизм продолжали пышно расцветать, теперь уже под барабанную трескотню о свободе, равенстве и братстве. ќгромное множество народа, освобожденное от феодально-земельных пережитков, обрело свое равенство в посто€нной нужде городских пролетариев, а немногие удачливые индивидуумы получили желанную свободу бессовестно (то есть без огл€дки на заповеди ’риста) наживатьс€ на труде и страдани€х «сирых тех». Ќеудивительно, что люди, столети€ми воспитанные на христианских идеалах милосерди€ и человеколюби€, чувствовали себ€ жестоко обманутыми.

Ќапомню, что почти в то же самое врем€, когда рождались термины социализм и коммунизм, „арльз ƒиккенс в јнглии издал свой «обличительный» роман «ќливер “вист» (1838), а ќноре де Ѕальзак во ‘ранции задумал (1834) целую эпопею романов «„еловеческа€ комеди€», где грозилс€ показать всю ужасную изнанку окружающего его буржуазного общества.

»так, отвратительные €звы ново€вленного капитализма беспокоили самые широкие слои западноевропейского населени€.

«десь не плохо бы вспомнить, что еще за сотни и тыс€чи лет до по€влени€ терминов социализм и коммунизм, эти идеи посто€нно возникали в истории. » в древности, и в —редние века, и даже в ходе ¬еликой французской Ѕ”–∆”ј«Ќќ… революции. Ќадо ли удивл€тьс€? ¬едь эти идеи архетипичны и относ€тс€ к основам человеческого общества. » если пригл€детьс€, то все светлые идеалы революционного ѕросвещени€ – это ни что иное, как повторение христианства, только в извращенном еретическом виде! ¬сего лишь очередна€ попытка обретени€ земного ра€ или построени€ ÷арства Ѕожи€ на грешной земле. ј может быть, нашим «вольтерам и дидеротам», нужно было просто внимательнее читать ≈вангели€, да изучать отцов церкви и историю ересей?

 азалось бы, если эксперимент не удалс€, почему бы не вернутьс€ обратно. Ќо человек трудно признает свои ошибки. Ѕолее того, 300-летнее гуманистическое похлопывание Ѕога по плечу размыло в сознании европейцев пон€тие греха, а эпоха просвещенной научной самоуверенности отучила их и от пока€ни€.

¬место возвращени€ в лоно ÷еркви буржуазные европейцы решили, что нужно лишь усовершенствовать начатую ѕросвещением ересь. —леду€ вольтеровскому принципу вместо отверженного Ѕога »стины, следовало изобрести какое-то его подобие. –азочарованные в результатах французской революции и —ен-—имон, и Ћеру, и другие вовсе не отказались от ее еретических идеалов. ќдна из книг основател€ утопического социализма называлась «Ќовое христианство» (1825), поскольку старое было уже не в чести. ƒа и предлагалась-то вовсе не нова€ религи€, а нова€ наукообразна€ теори€ ей на замену. —оциализм ѕьера Ћеру также представл€л собой некое пантеистическое учение, смесь христианских, пифагорейских и буддийских воззрений с призывами ко всеобщему освобождению: семьи от главенства отца, государства от правительства, а собственности от собственника. » утверждение, что социализм – это осуществление евангельского послани€ ’риста, не мешало Ћеру боротьс€ с католической церковью.

ј ведь были еще и такие, кто вовсе не хотел отказыватьс€ от завоеванного революцией добра. Ѕурный послереволюционный технический прогресс к середине 19 века завершилс€ промышленной революцией. ќт ново€вленных паровозов, пароходов и иных «чудесных» машин кружились многие головы, и мечты о близком земном рае их вдохновл€ли.  ак вы говорите? ќбщественные €звы? - ƒа они есть, но… но еще немножко прогрессивных преобразований (нет у революции конца!) и сольемс€ все в братстве под звуки бетховенской «ќды к радости».

”тверждение буржуазно-рационалистического взгл€да на мир обострило конфликт личного и общественного.  онечно, это противоречие было всегда, но докапиталистический традиционный мир, основанный на религиозном воспри€тии, лучше сглаживал острые кра€. ќтвергнув христианство, просвещенное буржуазное общество ощутило острую потребность найти замену прежним нравственным усто€м. » началось изобретаение нового божества. “ак откровенное господство новой освобожденной от совести личности над беспомощным обществом €вилось причиной возникновени€ социалистических и коммунистических учений.

 

ѕродолжение следует

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку