Ярославль. Медвежий угол |
Приехала из Ярославля. Первый раз там была, в командировке. Совершенно неповторимый город…Вернуться хочется непременно. Как не старалась там меня смыть работа, погода и вездесущая талая вода, изо всех сил напролом и маниакально стремящаяся к Волге, но, кажется, удалось всё-таки почувствовать и увидеть город. За фотки - извините, но лучше, чем ничего. Потихоньку в нескольких постиках расскажу о впечатлениях. Показалось, что, несмотря на большое количество уцелевших церквей – город просто почти вернулся к язычеству.. Еще в поезде с романтическим названием «Поморье» очень интересно пообщалась с ролевиками-язычниками. Атрибутика у них – XIII века, очень даже боевого вида…и с языческой символикой, и мех медвежий (по технологии "мексиканского тушкана") - как украшение. Ну, и без фоменок, всё серьезно.
А это на фотке тут сверху – стрелка, место впадения речки Которосли ( всё-таки, наверное, с ударением на первом слоге, так местные произносят) в Волгу. Где-то тут было первоначальное поселение – это край финно-угорских племен мери, и территория называлась – Медвежий угол.
Вообще, Ярославль впервые упоминается в летописи в 1071 году, да-да, именно в связи с грандиозным восстанием покоренного финно-угорского населения. Волхвы, которые пришли в Ростов "потрясать основы", прибыли именно из Ярославля.
Основание города связывают с именем князя Ярослава Мудрого (978-1054). Но тот, кто пытается разобраться в темноте ранней ярославской истории, выбирая точкой отсчета этого князя, обречен на вечное блуждание в потемках. На самом деле историю Ярославля надо начинать с Киевской Руси и Рюрика, с великого торгового пути «из варяг» тогда еще не «в греки», а в «хазары».
Вероятно, название поселения на русском «Медвежий угол» - это калька с языка мери. Медведь, как известно, считался культовым животным этого племени, слово же «угол» означает «место, земля». То есть Медвежий Угол – это «Земля Медведя». Характерно, что в русском языке понятие «медвежий угол» получило негативный оттенок как нечто глухое и кондовое, и... (ой) это вряд ли случайно.
По легенде, воины князя ростовского Ярослава (Мудрого) спустились по Которосли, от озера Неро, из Ростова, и взяли штурмом Медвежий Угол. Князь лично зарубил топором священного медведя, символ Велеса, который - то ли сам вышел навстречу, то ли его натравили местные волхвы. Вероятно, в оригинале легенды князь орудовал рогатиной.
Ох, а потом медведь, вооруженный орудием собственного убийства, попал на герб Ярославля
и на ранних вариантах герба у медведя была именно рогатина, и лишь затем появилась секира. Превращение образа побежденного бога в символ новой власти – обычный прием «нейтрализации» «враждебного» божества.
Важность победы была выражена в том, что свой новый город ростовцы назвали в честь своего князя – Ярославль (это языческое имя князя, по-христиански его звали Георгий (Юрий), вполне мог получиться город Юрьев). Так высоко оценили завоеватели собственное достижение. Еще бы – к Волге вышли, Ярославль – первый христианский город на Волге.
Ох, этот памятник Ярославу Мудрому знают буквально все. И стоит он в городе - на площади Богоявления. Странно-странно в пространстве это выглядит.. немного жалостливо как-то. Обычно основатель всегда - на фоне "своего" кремля, монастыря, храма, стены или уж дворца какого-нибудь. А тут он - с домиком в руках - к кремлю, ну то есть - монастырю обращен... За спиной у него - просто улица... Будто предлагает этот домик защитить, или противостоит, или может, в ипотеку)
Поразило меня пространство площади этой... с князем.
А Медвежий Угол был разгромлен, но не уничтожен. Он стал «посадом» у стен вновь основанной крепости, постепенно ославянилось местное (или "омерянилось" пришлое))) население, и территория в итоге стала частью Ярославля. «Сказание о построении града Ярославля» говорит, что даже после основания русской крепости «жители Медвежьего угла «к граду не приобщались, жили особо и поклонялись Велесу». Таким образом, Ярослав Мудрый обошелся без геноцида.
Не было и резкой попытки обратить «угловцев» в христианство. Конечно же, жречество продолжало «работать» даже и после основания русской крепости.
А русская крепость разрослась и стала большим городом. Смотрите, каким ... прямо пушистым от колоколен и церквей ...
Но язычество вернулось вместе с революцией. За 16 дней – с 6 по 21 июля 1918 года, когда в городе был так называемый знаменитый «Ярославский мятеж» - город приобрел вот такие – практически современные черты - сейчас только еще собор Успенский виден.
Тогда городе засели очень хорошо финансируемые "заграницей" белогвардейцы во главе с международным террористом и агентом всех разведок Савинковым, и советское правительство выбрало «убойный аргумент» для подавления восстания – артиллерию.
По городу было выпущено 75 тысяч снарядов.
Сгорело больше половины города, остальная его часть лежала в развалинах. Положение города тогда было совсем отчаянным.
Становилось очень вероятным, что если даже город попадет в руки какой-нибудь из сторон, то там уже будет уничтожено всё живое. Мятеж был подавлен и установилась советская власть, ещё немного "подчистившая" казавшиеся ей лишними храмы.
Сделаю отступление. В сентябре Ярославлю - 1000 лет. Очень много (ах, избыточно даже) общалась с ярославцами. И везде – в кабинетах чиновников, в аудиториях, в жутких пробках по городу (всё перекопано), в объездах строящейся развязки новорожденного моста через Волгу, в падающих в страшные ямы с водой на ужасно разбитых условно-асфальтированных дорогах маршрутках, в школьных классах, в музеях и магазинах слышала - искреннюю веру - в грящущее в городе тысячелетие. Именно веру... Конечно, городу дали денег, сейчас всё реставрируется и строится... И люди верят, что всё каким-то образом изменится, планируют события - на "до" и "после" тысячелетия...
А культ медведя - тут сохранился, вот теперь на территории кремля (ну то есть монастыря) - живёт медведица... живая...
Уж не знаю, сложные какие-то ассоциации... медвежьи. Аттракцион такой %). Символический, ох...
Клетка у нее вот такая... спит она только сейчас, спячка зимняя.
А недалеко - за кремлевской (монастырской то есть))) стеной - уже вот такой медведь. Для тех, кто не знает - написано - вот он "Символ России, легенда Ярославля"... Я - не знала, и совсем стала перед этим памятником в тупик... Злой такой и аргессивный медведь в натуральную величину.
Монастырь ему, судя по всему, по-прежнему не нравится. И отчаяние какое-то в этом во всём - посмотрите: он не нападает, не защищается - а просто орёт... пугает, может...
Определенно у памятника этого впала в сильную задумчивость... Ну ведь на самом деле - странные ассоциации, какие-то оборотнические перевороты смысла и значения, и сплошное волхование, и государственность, и сказки, и непонятки...
Мои размышления прервал очень громкий, перекрывающий все шумы улицы - звериный, да, медвежий рёв... Ага, мурашки, испугалась, предупреждать надо, там мощные динамики, оказывается, встроены и в какое-то время - этот рёв раздаётся по всей округе. Резко, жутко, надрывно и как-то немного трагично это звучит... мне его жалко стало, зверюшка всё-таки.
Агрессивный, дикий, загнанный зверь... Символ России, легенда Ярославля.
зы. Можете воспроизвести - только громкость обязательно (!) на максимум поставьте, и лучше -в наушниках...
использованные материалы:
http://art2.artefakt.ru/?st=tour&vm=no&tp=publpage&tpid=43&ncsh=3637156810640804
http://yols.livejournal.com/292463.html
http://archeologia.narod.ru/archedeep.html
PS.Еще тут про Ярославль Ярославль. Пойдем гулять Ярославль. Молитва о Спасском монастыреКомментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |