Храм. Общая символика |
В прошлом году дюреровский апокалипсис прошел без потерь практически, а в этом – понятно, что всё по большей части скучно, и отписываются ПЧ. Ну и ладно, извините, Пост я всегда очень особенно как-то переживаю, и неправильно, наверное. И вот приближающаяся Страстная – прямо со Входа в Иерусалим – остро ощущается. В среду уже – Иуда предаст, в четверг будет Гефсиманский сад, а в пятницу – крестная смерть… Ох, «все это происходит сейчас», правда ведь.
Так вот, я снова - о священных сооружениях. Получились небольшие обзоры таких построек и примерные эскизы мировоззрений и образов пространства
Теперь небольшое обобщение .
1. Все священные сооружения - обращены к выходу за пределы земной жизни.
2. Все эти постройки каноничны и задают архетип сознания людей целых стран и народов, и можно сказать определенно, как бы не сопротивлялись атеисты и разные ньюэйджные «свидетели» - всё равно ислам в Амстердаме, а буддизм - в Киеве - совершенно... эээ... особенные, эклектичные верования... чтобы там не говорили - минареты под снегом не очень гармоничны)
3. Еще интересно, что все священные сооружения - создают образ целостного мира, (ну, тут все символы - Мировой горы, оси мира, сакрального центра и проч.) собирают разрозненные впечатления воедино. Это жизненно важно, и особенно актуально в наше время. Пусть место человека в мире каждая религия рассматривает по-разному, и говорилось уже - как именно, но сам мир – сакральное пространство - единая и непротиворечивая система, воплощенная в священной постройке.
4. Может показаться, что в основе понимания сакральной архитектуры - всегда текст, устное предание или Священная книга, а сама постройка - как иллюстрация и декорация. Это правда только отчасти. Удивительным образом архитектура воздействует и сама по себе, многоуровнево, в зависимости от подготовки и опыта человека.
5. Храмом может называться только место богообщения. Как стало понятно - в язычестве это недоступно простым смертным, «не шаманам», буддизм - вообще религия без божества, в иудаизме Храм - единственный, в исламе - тоже только один.
Храм в христианстве - не только Божий Дом, но и место богоуподобления человека: размыкание причинно-следственных связей обычного мира, остановка прямолинейного течения времени и всеобъемлющее светоносное пространство... ой, об этом как-нибудь потом)
Зы. Просто наблюдения.
Много раз видела, что происходит с неподготовленным, условно говоря «туристом» в православном храме. Интересно, подавляющее большинство ведут себя одинаково:- вцепляются взглядом в стену... в какую-нибудь деталь или в подсвечник... и дальше - приставным шагом - вдоль стенки, как в музее. Некоторые начинают преувеличенно широко жестикулировать, кто-то – забивается в угол. И заметно, как пространственно воздействуют дверные проемы, ниши, ворота, арки и проходы, входы и выходы из них, их открывания… Человек стоит и не может "перешагнуть" - хотя всё открыто, да и порога как такового нет... Это нормальная такая, обычная самая, современная привычка воспринимать пространство по частям, и без всякой художественной образности. Так же происходит и в обыденности-будничности: какой-то кусочек заслоняет собой - всё; и вечность, как и бесконечность - пугают. Ещё современный взгляд на пространство хорошо отражает массово распространившееся фотографирование, чаще всего на фотках – случайные кусочки «стены», искаженные своей хаотичностью и оторванностью от мира. Всю историю нашего мира легко можно представить как жизнь среди изображении. Ну, то есть – образов. Увы, сейчас новая эра, фотография – массовое хобби не только платить за «остановленные мгновения», но и разрывать мир на кусочки.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |