-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14498
Ќаписано: 23740



’рам. ќбща€ символика

—уббота, 27 ћарта 2010 г. 11:33 + в цитатник

¬ прошлом году дюреровский апокалипсис прошел без потерь практически, а в этом – пон€тно, что всЄ по большей части скучно, и отписываютс€ ѕ„. Ќу и ладно, извините, ѕост € всегда очень особенно как-то переживаю, и неправильно, наверное. » вот приближающа€с€ —трастна€ – пр€мо со ¬хода в »ерусалим – остро ощущаетс€. ¬ среду уже – »уда предаст, в четверг будет √ефсиманский сад, а в п€тницу – крестна€ смерть… ќх, «все это происходит сейчас», правда ведь.

“ак вот, € снова - о св€щенных сооружени€х. ѕолучились небольшие обзоры таких построек и примерные эскизы мировоззрений и образов пространства

€зычества

буддизма

иудаизма

христианства

ислама

“еперь небольшое обобщение .

1. ¬се св€щенные сооружени€ - обращены к выходу за пределы земной жизни.

2. ¬се эти постройки каноничны и задают архетип сознани€ людей целых стран и народов, и можно сказать определенно, как бы не сопротивл€лись атеисты и разные ньюэйджные «свидетели» - всЄ равно ислам в јмстердаме, а буддизм - в  иеве - совершенно... эээ... особенные, эклектичные веровани€... чтобы там не говорили - минареты под снегом не очень гармоничны)

3. ≈ще интересно, что все св€щенные сооружени€ - создают образ целостного мира, (ну, тут все символы - ћировой горы, оси мира, сакрального центра и проч.) собирают разрозненные впечатлени€ воедино. Ёто жизненно важно, и особенно актуально в наше врем€. ѕусть место человека в мире кажда€ религи€ рассматривает по-разному, и говорилось уже - как именно, но сам мир – сакральное пространство - едина€ и непротиворечива€ система, воплощенна€ в св€щенной постройке.

4. ћожет показатьс€, что в основе понимани€ сакральной архитектуры - всегда текст, устное предание или —в€щенна€ книга, а сама постройка - как иллюстраци€ и декораци€. Ёто правда только отчасти. ”дивительным образом архитектура воздействует и сама по себе, многоуровнево, в зависимости от подготовки и опыта человека.

5. ’рамом может называтьс€ только место богообщени€.  ак стало пон€тно - в €зычестве это недоступно простым смертным, «не шаманам», буддизм - вообще религи€ без божества, в иудаизме ’рам - единственный, в исламе - тоже только один.

’рам в христианстве - не только Ѕожий ƒом, но и место богоуподоблени€ человека: размыкание причинно-следственных св€зей обычного мира, остановка пр€молинейного течени€ времени и всеобъемлющее светоносное пространство... ой, об этом как-нибудь потом)

«ы. ѕросто наблюдени€.

ћного раз видела, что происходит с неподготовленным, условно говор€ «туристом» в православном храме. »нтересно, подавл€ющее большинство ведут себ€ одинаково:- вцепл€ютс€ взгл€дом в стену... в какую-нибудь деталь или в подсвечник... и дальше - приставным шагом - вдоль стенки, как в музее. Ќекоторые начинают преувеличенно широко жестикулировать, кто-то – забиваетс€ в угол. » заметно, как пространственно воздействуют дверные проемы, ниши, ворота, арки и проходы, входы и выходы из них,  их открывани€… „еловек стоит и не может "перешагнуть" - хот€ всЄ открыто, да и порога как такового нет... Ёто нормальна€ така€, обычна€ сама€, современна€ привычка воспринимать пространство по част€м, и без вс€кой художественной образности. “ак же происходит и в обыденности-будничности: какой-то кусочек заслон€ет собой - всЄ; и вечность, как и бесконечность - пугают. ≈щЄ современный взгл€д на пространство хорошо отражает массово распространившеес€ фотографирование, чаще всего на фотках – случайные кусочки «стены», искаженные своей хаотичностью и оторванностью от мира. ¬сю историю нашего мира легко можно представить как жизнь среди изображении. Ќу, то есть – образов. ”вы, сейчас нова€ эра, фотографи€ – массовое хобби не только платить за «остановленные мгновени€», но и разрывать мир на кусочки.

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



anik1   обратитьс€ по имени —уббота, 27 ћарта 2010 г. 11:36 (ссылка)
— большим интересом прочитала.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 27 ћарта 2010 г. 19:18ссылка
anik1, спасибо за интерес)
¬иктори€_ћахракова   обратитьс€ по имени —уббота, 27 ћарта 2010 г. 11:55 (ссылка)
—пасибо, интересные и очень верные наблюдени€. ¬от например из личного: € в церкви не частый гость (так сказать - "турист"), представила те ситуации, когда туда заходила... ¬згл€д, действительно упиралс€ куда-нибудь в подсвечник.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 27 ћарта 2010 г. 19:27ссылка
¬икелла, да, так часто бывает в действующих храмах. “ут еще интересно - что, по идее, все "туристы" должны в какое-то примерно одно место "упиратьс€", а нет, как-то распредел€етс€ всЄ, и - каждого в своЄ заносит)
Cadaver_of_Me   обратитьс€ по имени —уббота, 27 ћарта 2010 г. 12:33 (ссылка)
в том и дело, наверное, что только предварительна€ подготовка может помочь человеку почувствовать храм не как красивые детали, а полностью, со смыслом и особым способом вли€ни€. ƒа и только ли храм?
Ќо какой же это тогда будет турист, если он подготовлен?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 27 ћарта 2010 г. 19:36ссылка
Cadaver_of_Me, конечно, не только храм. Ёто как бы способ смотреть на мир вообще - леса за деревь€ми не видеть, так спокойнее) ”перетьс€ в одно дерево, или ходить вокруг него кругами можно всю жизнь.
ј предварительна€ подготовка - так уж у большинства получилось, есть - отрицательна€, если можно так сказать... предубеждение - существует, иногда очень сильное. “ебе вот, наверное, с твоими подземель€ми это должно быть хорошо пон€тно. ѕод землЄй, оно там всЄ архетипично же очень, а?
ѕерейти к дневнику

—уббота, 27 ћарта 2010 г. 19:45ссылка
ѕод землей всЄ как-то по-иному спокойно, первозданно как-то, в том и парадокс, что изначально всЄ было не так, а был просто породный целик и трещины, в которые не вс€ка€ вод€на€ капл€ пролезет %) Ќо всЄ же по-особенному массивно, по крайней мере, мне с моим незначительным подземным опытом многое в этом кажетс€ не столько архетипичным, сколько полным особой романтики.. ))
» оп€ть же - очень сложно гл€деть на лес, когда выразить это невозможно, а с детал€ми всЄ просто. ћожет, поэтому?
ZnichKa   обратитьс€ по имени —уббота, 27 ћарта 2010 г. 20:18 (ссылка)
Ќу что, что выразить - невозможно? разве это отмен€ет - лес?)))
ƒа конечно, с деревь€ми проще - и посчитать их можно, и рассто€ние измерить - отсюда и до следующего дуба, да и в хоз€йстве сплошна€ польза. а лес - он, да, как его и нет вроде... ≈ще хуже с морем бескрайним или степью беспредельной: уперетьс€ некуда, и никак не упрощаетс€, хот€ тоже, наверное, можно.
ј под землЄй - вот именно что по-иному, вот в подземных храмах, пещерках-лаврах - очень хорошо и спокойно, так как-то внутриутробно уютно) » просто в диких вс€ких пещерах с сосульками каменными и мышами - тоже так умиротворенно, ага - и романтика.
»нтересно, вот в метро когда превращаетс€ - бац, и совсем другое пространство...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 27 ћарта 2010 г. 20:48ссылка
Ќикогда не доводилось присутствовать при окукливании черв€чка выработки в бабочку метро %)
но с по€влением пользователей, естественно, атмосфера портитс€ во всех смыслах.
aliena-aliena   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 28 ћарта 2010 г. 19:25 (ссылка)
—ама удивл€юсь, но, переступа€ порог православного храма (особенно "своего"), забываю о тех заботах и горест€х, с которыми пришла... даже если зашла только свечку поставить.  ак - то особенно покойно, умиротворенно. » не могу сказать, что сильней всего воздействует...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку