Цитата сообщения dmpershin
Основы религиозных культур и светской этики: первые итоги эксперимента
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=33227&print=1
Учебник ОПК подвергся цензуре, все учебники "засекречены" до сих пор, а родители школьников выбирали светскую этику под давлением, считает протодиакон Андрей Кураев.
Протодиакон выразил удивление различием между данными независимых социологических опросов, проведенных в сентябре, согласно которым 60 % родителей «хотели бы видеть присутствие православия в школе», и показателями Министерства образования и науки, согласно которым ОПК выбрали только 20 % родителей в этих регионах. «Разрыв в три раза показывает, что эксперимент не отличается чистотой. Я уже объехал более половины 19 регионов, картина везде одна и та же, за исключением национальных республик», -- сообщил о. Андрей. В национальных республиках процент выбравших ОПК близок к проценту русского населения, и это говорит о том, что национальные области «менее подвержены давлению Москвы», в них более честно и открыто проходили выборы. В других регионах - Курганской, Пензенской областях, Красноярске – «ноль избравших православие», сообщил протодиакон. «Было давление, политический заказ одной из кремлевских башен», - отметил он. Кроме «заказа», считает автор учебника, есть лень чиновников на уровне школ и завучей.
«Дикость ситуации» состоит также в том, продолжил он, что учебники «засекречены до сих пор». 1 апреля должны начаться занятия «по всем шести модулям», а учебники до сих пор не изданы. Он предложил объявить в мае «Юрьев день» – т.е. предоставить родителям возможность совершить «перевыбор», поскольку сейчас они выбирали «кота в мешке» – не видя учебника, не зная содержания предмета. В интервью «Благовест-инфо» он предположил, что «засекреченность» связана с тем, чтобы «не дать родителям возможности сориентироваться». Все четыре конфессиональных учебника, по его мнению, «хороши, интересны, написаны с душой», и только два – «мертворожденные».
Важно донести до родителей, отметил он, что у них есть право выбора. Многие, выбирая светскую этику, думают, что это – «уроки этикета». По его мнению, в дальнейшем произойдет отток как с курса истории религий, так и с курса светской этики. Говоря о последнем, и зачитав отдельные абзацы этого учебника, он охарактеризовал его как «совсем не детский курс», никак не подходящий для восприятия ученика 4 класса. Что касается курса истории религий, то в отношении него протодиакон отозвался резче: «Какого черта в нашем курсе делает курс истории мировых религий?». Этот курс не имеет воспитательного значения для четвероклассников, он говорит об истории, когда у ребенка еще нет запроса к истории, и он более уместен в старших классах, и даже в университете.
Говоря в целом о начинающемся эксперименте в 19 регионах РФ, он охарактеризовал его как «судорожные попытки России спасти самою себя». Россия стоит перед тремя вызовами: глобализация (как сохранить свою идентичность, оставаясь открытой страной); исламизация (задача курса – защитить российский, поволжский ислам от их богатых ближневосточных спонсоров) и «демографическая пропасть». В связи с этим цель курса - привить детям «вкус к жизни, вкус к жизни в России, вкус к жизни в многодетной семье». Однако реализация эксперимента чиновниками, подытожил он, приводит на память пословицу: «Если не можешь что-то блокировать, надо это возглавить».
Он также представил вниманию журналистов макет учебника с купированным фрагментом текста как результат цензуры чиновников. «Купированный урок» - это был вводный урок, на котором излагалось христианское представление о Боге, в рецензии РАН был назван лучшим во всем учебнике; и это «в последнюю минуту было вырезано» под предлогом, что «этот урок противоречит Конституции», рассказал о. Андрей. В связи с этим он обратился к автору Конституции – Сергею Шахраю, и получил официальный ответ, который также был представлен журналистам. В нем, в частности, говорится: «Анализ текста урока № 3 «Отношения Бога и человека в православии» позволяет сделать вывод об отсутствии в исследуемом тексте учебника противоречий РФ и установленному ею светскому характеру государства».
Протодиакон Андрей Кураев также обратил внимание на то, что задачи курса Основы религиозных культур – не расширение искусствоведческого кругозора и не воспитание чувства толерантности, как утверждают некоторые чиновники. Важно, чтобы дети смогли усвоить базовые ценности, которые хранятся в той или иной религиозной культуре. «Форма эксперимента проста, - пояснил автор, - каждая семья получает право сделать заказ школе – продолжить воспитание ребенка на базе тех ценностей, которые приняты в данной семье».
Назвав цензуру «маразмом атеистической педагогики», протодиакон отметил также низкий уровень подготовки учителей – будущих преподавателей ОПК. Здесь проблема состоит в том, сообщил он, что верующих учителей отстраняют от преподавания курса. Подготовка преподавателей также ведется «в изоляции, не показывая учебника». В Калмыкию, например, на сегодняшний день поступило всего три учебника с грифом «запрещено копировать».