-Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Поиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей: 1257
Комментариев: 14477
Написано: 23703

Лабиринт... что бы это значило...

Пятница, 15 Января 2010 г. 16:18 + в цитатник

Очень удивилась - литературы по лабиринтам существует огромное (!) количество, но ничего не известно про них совсем... Цитирую два поста, средней степени добросовестности и просто описательные  - они вполне дополняют друг друга, хотя и повторяют в чем-то...  Картинки, в основном, посмотрите, какая коллекция получилась)
Просто поразило меня: сколько всего  есть лабиринтов - и так и неизвестно - откуда этот символ
, и что означает.


Rina20

Лабиринты

Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт".
Исследователь Майкл Эртон

Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое; войдя в лабиринт, человек попадает в "мир иной" и может лишиться жизни.

Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращала жертву к исходной точке... Лабиринт отказывался отпускать своих гостей...

Тайны лабиринтов

 

Строго говоря, не всякий клубок запутанных ходов следует называть лабиринтом. Классический вариант имеет семь концентрических линий, плотно закрученных вокруг центрального ядра. Вход только один. Длинный путь от него обязательно приводит к центру, который, если быть точными, смещен немного к краю. Соприкасаясь вплотную, дорожки лабиринта нигде не пересекаются и никак не сообщаются друг с другом. Покинуть центр сооружения можно только одним путем — тем же, что привел к цели. Других выходов из лабиринта нет. Таким образом, забредшему в его недра путнику не приходится ломать голову над решением сложных задач: как быстрее пройти к цели и выбраться наружу. Все что нужно делать — это идти по дорожке, которая приведет к центру и выведет обратно.

Иначе устроены ходы-головоломки, именуемые на английский манер «мейзами» (maze). Мейзы по своему строению более изощренные и запутанные фигуры, нежели лабиринты. Как правило, в таких головоломках заложены несколько дорог к цели, два или более входов и выходов, дорожки сообщаются между собой и образуют развилки. Решить мейз, то есть пройти к его центру или какой-либо цели, не так-то просто. Создатели выстроили сложные задачи: выбрать правильный вход, угадать направление на развилке или не попасть дважды на одну и ту же дорожку. Идея мейзов восходит к Средневековью и представляет собой результат освоения математической науки, нас же интересует классический лабиринт как наиболее древний культурный символ.

Простейший лабиринт существовал во многих модификациях. Внося небольшие изменения в технику создания базовой модели, его автор легко увеличивал или уменьшал количество дорожек, делал лабиринт квадратным, прямоугольным, получал различные варианты центрального ядра. Однако все эти модификации происходили из классического образца, который был широко распространен по всему свету и оставался неизменным на протяжении тысячелетий, просуществовав в своем первозданном виде вплоть до Средних веков и эпохи Возрождения

alt

 

Египетский лабиринт

Самый древний лабиринт находился рядом с озером Биркет-Ка-рун, расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каир. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных.

Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много легкомысленных вошло в эту дверь и не вышло из нее. Это бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.

Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

alt

 

Критский лабиринт

Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал.

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.

Артур Эванс вел раскопки почтм 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

alt

 

Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, гранитный исполин в это время начинает вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.

По легенде в Критском лабиринте обитал Минотавр - человек с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Те-сею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище.

Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв минотавра?

alt

 

Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море.
- В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., тоже находилось два лабиринта. Один из них, "Дом с лабиринтом", известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром.

- Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет - станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была еще та.

- Были свои лабиринты в Индии - в храме Хапебт в Майсуре, а в Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от алых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход з дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.

- В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.

В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко 11-1 тысячелетиям до н. э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.

Тайны лабиринтов

 В Европе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.

- С конца ХV века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".

Тайны лабиринтов

 

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром — Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру. Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров — все это отразилось на философском восприятии лабиринта — символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход. Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.

Тайны лабиринтов

 

Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был подсказан самой природой — спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль его «прародителей» претендуют и наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.

Тайны лабиринтов

 Суеверия из лабиринта

- В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни.

- Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной.

- В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.

- Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.

- Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдется.

- В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.

- Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.

- Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.

Тайны лабиринтов

Вячеслав Другомилов

Вперёд в прошлое. Лабиринты

Кратко о статье: Лабиринты: от жилища Минотавра до гиперкубов, а также кое-что, что поможет вам найти выход из них. В плену заблужденийЛабиринтыСледуй своему пути, ибо он существует только тогда, когда ты идёшь.Святой Августин...подобно заблудившимся в лабиринте, подумали было, что мы уже у самого выхода; и вдруг, оглянувшись назад, мы оказались как бы снова в самом начале пути, заново испытав нужду в том, с чего начались наши искания.Платон «Евтидем»Если верить поговорке, заблудиться можно даже в трёх соснах. Но, строго говоря, весь мир — сплошной лабиринт. Древние мореходы плутали по морям, где отсутствие стен компенсировали гигантские пространства и несовершенство навигации. Несчитанное количество людей сгинуло в лесах, где у них имелось множество путей, но не было направления. Сегодня мы рискуем заблудиться лишь в садовом лабиринте какого-нибудь парка, среди одинаковых домов в незнакомом городе или тоннелях пещеры во время спелеологической экскурсии. Потеряться становится всё сложнее, и мы потихоньку забываем, что представляют собой лабиринты и почему они существовали.В лабиринте истории Египет, Крит, Индия, северная Европа, Северная Америка... Почему культуры, отдалённые друг от друга тысячами лет и тысячами километров, с одинаковым упорством строили лабиринты? Путаная система ходов, где кратчайшая дорога из точки А в точку Б оказывается самой длинной из всех возможных, интересовала людей едва ли не с эпохи неолита.В начале нашего тысячелетия Плиний Старший называл четыре самых известных в мире лабиринта: Критский, Египетский, Лемнийский и Итальянский. Два последних вызывают у историков сомнения. Лемнийский лабиринт вполне может быть ошибкой переводчиков, особенно если это был храм, находившийся на острове Самос en limnias («в болоте»). А Плиний, описывавший лабиринт в гробнице этрусского царя Порсенны, явно никогда не видел это сооружение воочию и опирался на свидетельства других римских историков, вряд ли способных похвастаться щепетильностью в проверке указываемых сведений.Следует иметь в виду, что существует два вида лабиринта. Первый представляет собой всего лишь запутанный путь — один, без ответвлений. Второй, именуемый в английском языке maze, — топографическая головоломка, предлагающая множество путей, лишь один из которых верный. Отечественные специалисты иногда называют его «лабиринт-путаница». (700x525, 123Kb) (603x600, 122Kb)Следует иметь в виду, что существует два вида лабиринта. Первый представляет собой всего лишь запутанный путь — один, без ответвлений. Второй, именуемый в английском языке maze, — топографическая головоломка, предлагающая множество путей, лишь один из которых верный. Отечественные специалисты иногда называют его «лабиринт-путаница».Легенда о критском лабиринте хорошо известна. Критская царица Персифая несколько лет не приносила жертв Афродите, из-за чего та рассердилась и «наслала на Персифаю любовь к быку». Царица, надо отдать ей должное, не растерялась. По её приказу гениальный архитектор Дедал изготовил деревянную корову, любительница крупного рогатого скота залезла в неё и была покрыта белым жертвенным быком.Вскоре родился полубык-получеловек Астерий («Звёздный»), обладавший диким нравом и прозванный Минотавром. Царю Миносу это не понравилось и он велел тому же Дедалу воздвигнуть для Минотавра гигантский лабиринт, но не для того, чтобы скрыть мутанта от людей, а наоборот — чтобы защитить их от этого жестокого монстра.Та же легенда гласит, что Минотавру отдавали на растерзание преступников, а каждые 8 лет вручали ему «бонус» в виде 7 юношей и 7 девушек, присылаемых из Афин в качестве дани за смерть критского царевича Андрогея. Историки это опровергают — нет ни одного свидетельства человеческих жертвоприношений на территории Кносского дворца и Крита вообще. Троянский лабиринт По преданию, Трою окружал комплекс стен — настолько запутанный, что всякий, вторгшийся в его пределы, не мог найти выхода. Англичане (а точнее, валлийцы), не отличавшиеся географической щепетильностью, прозвали «тройскими» свои кольцевые лабиринты, выложенные пастухами на вершинах холмов из кусков торфа, — предположительно для ритуальных танцев. Более того, некоторые из них считают Брута Троянского (потомка Энея) первым королём Британии. (700x447, 111Kb)«Тройский» лабиринт в Уэльсе и стены настоящей Трои.В реальности никакого лабиринта в развалинах Кносского дворца не найдено. Оптимисты предполагают, что лабиринтом был сам дворец с многими десятками комнат и запутанной планировкой. Пессимисты ссылаются на Гомера, согласно обмолвкам которого в «Илиаде» Дедал построил лабиринт как... танцплощадку для молодежи, водившей хороводы по его круговым коридорам. Потанцевать было кому, ведь в Кноссе того периода жило до 8 тысяч человек. (600x600, 136Kb)Афина и Тесей, убивающий Минотавра. (450x600, 60Kb)Реконструированный фрагмент Кносского дворца.Египетский лабиринт подробнее всего описан Геродотом. По его словам, возле Крокодилополя («Города крокодилов») было построено сооружение, превосходившее грандиозностью пирамиды Гизы. Храм Себека был не просто жилищем для земного воплощения этого бога-крокодила (животное украшали золотом и алмазами, а после смерти мумифицировали с фараонскими почестями) — он представлял собой огромный комплекс из трёх тысяч комнат, половина из которых находилась под землёй и служила усыпальницами, а другая половина поставила Геродота в тупик.Жрецы долго водили историка по сложнейшей системе переплетающихся коридоров — так долго, что дорогу в усыпальницу было не под силу запомнить ни одному человеку. Хотя не исключено и то, что Геродота просто водили кругами некоторое время, дабы создать иллюзию лабиринта, призванного не только защищать храм от грабителей, но и символизировавшего жизненные мытарства человека.Здание было построено из гранита и включало в себя три корпуса общей площадью около 70000 квадратных метров, однако до нашего времени дошли лишь некоторые обломки — с закатом египетской цивилизации лабиринт попросту растащили на другие стройки.Греки и римляне не были «лабиринтовыми монополистами». Североамериканские индейцы Тохоно О’Одам, ранее известные как племя папаго, верят в Йитой — бога-создателя, обычно изображаемого в виде человека, стоящего перед радиальным семисекционным лабиринтом, путь по которому начинался из центра. Путь был только один и после долгих петляний приводил к тому же центру, но за стеной от места старта. Понимается этот лабиринт по-разному: как метафора извилистого жизненного пути, женской матки, инструмент медитации или символ стремления к высшей мудрости (в этим смысле интересно, что откуда человек начинал — примерно туда же он и приходит). (700x525, 138Kb)Лабиринт Тохоно О’Одам.Похожие радиальные лабиринты были и у древних индусов, однако они, судя по всему, никогда не воплощались в архитектурной форме, а имели сугубо символическое значение. На фресках майсурского храма Халебид изображен семисекционный круглый лабиринт Чакравюха. Никакой философии или религии здесь и в помине нет — индусы использовали схему этого лабиринта в боевых построениях войск.Она подробно описана в Махабхарате, причём обе противоборствующие стороны — потомки Куру и потомки Панду — умели выстраивать воинов в Чакравюху, но как преодолеть его, знали лишь четыре героя, включая Кришну. (700x525, 157Kb)Чакравюха. (614x428, 107Kb)«Лабиринтовое» построение войск было использовано в битве при Курукшетре, с которой началась Калиюга — последняя эра человечества.Призраки не пройдут На севере Европы, а в особенности в Швеции и России есть множество кольцевых лабиринтов («вавилонов»), выложенных на земле из небольших камней и датируемых 2-3 тысячелетием до нашей эры. Об их назначении споры идут до сих пор. Их называют древними календарями, местами танцев и игр, планами сооружений для ловли рыбы или магическими сооружениями: ловушками для ветра, чтобы он не мешал рыбакам, или ловушками для духа умершего, похороненного в центре лабиринта, чтобы тот не мог выйти наружу и навредить живым. В Скандинавии бытовали поверья, что лабиринты были входами в подземные жилища карликов-цвергов. Их строили ледяные великаны-йотуны, а по ночам в лабиринтах танцевали феи. (699x525, 143Kb)

Лабиринт на Соловках.

Христианство. Лабиринты стали выкладывать на церковном полу. Самый крупный напольный лабиринт был создан в кафедральном соборе города Шартр (интересно, что с возведения этого собора в 13 веке зародилось движение вольных каменщиков — впоследствии масонов, которые, если верить теориям заговора, управляют нашим миром из-за кулис).

 (700x525, 95Kb)Лабиринт в соборе Шартра.Если у египтян лабиринт символизировал жизненный путь, то в христианстве... — опять же жизненный путь, либо путь к Иерусалиму (в центре лабиринта). Греческий минотавр стал дьяволом, которого следовало избегать, а нить Ариадны — христианской верой. Паломники должны были проползти этот лабиринт длиной 150 метров на коленях, читая молитвы в установленных местах, — это занимало около часа и приравнивалось к паломничеству в Иерусалим и даровало прощение грехов. Самое интересное в том, что «иерусалимские дороги» — не причуды дикого средневековья. Они создаются и поныне. Совсем свежий пример — недавно построенный храм в Кримулде (Латвия). (451x600, 71Kb)Лабиринт как орнамент на одежде (картина Бартоломео Венето).

Садовые лабиринты

Сегодня наиболее часто встречающийся тип лабиринтов — так называемый «английский», из живых изгородей в дворцовом или парковом саду. Легенда гласит, что первый такой лабиринт, ныне ставший символом английского ландшафтного дизайна, был выращен в 12 веке по приказу Генриха II Плантагенета. Мотивация короля была весьма прозаичной — в центре лабиринта находился особнячок его фаворитки Розамунды Клиффорд, к которой монарх частенько наведывался с известными намерениями.Лабиринт должен был скрыть любовницу от слуг, а главное — королевы Элеоноры Аквитанской. Последняя, впрочем, оказалась не промах: мать Ричарда Львиное сердце разгадала план лабиринта, нашла соперницу и убила её. Гаррис спросил, случалось ли мне бывать в Хэмптон-Кортском лабиринте... Эта ерунда не стоит выеденного яйца, но мы всё-таки зайдём туда, чтобы ты мог рассказывать, что побывал в лабиринте. Собственно, это не лабиринт, а одно название. Надо только на каждой развилке поворачивать направо — вот и всё. Мы обойдём его минут за десять и пойдём закусить. Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»

Это интересно По одной из версий легенды критский лабиринт был тюрьмой, где содержались мальчики — призы для победителей в спортивных состязаниях, одним из которых стал жестокий полководец Тавр.Махабхарата в 4 раза длиннее Библии, в 7 раз длиннее «Одиссеи» и «Илиады», вместе взятых. Это одно из немногих произведений, где утверждается, что в нём есть всё на свете.Есть мнение, что уступы холма в Гластонбери — древнекельтский лабиринт, ведущий в иной мир (Авалон, где похоронен король Артур).В романе Болеслава Пруса «Фараон» египетский лабиринт служил хранилищем государственной казны. (700x432, 44Kb)Лабиринт есть у каждого из нас в голове — это основная часть внутреннего уха.

Немного науки

Как вообще создать правильный, головоломный лабиринт? И можно ли сделать такой, выход из которого будет найти сложнее, чем из других?С точки зрения программирования начало построения любого лабиринта-путаницы — создание связного графа с подграфами, представляющими собой тупиковые ветки (так называемый «идеальный лабиринт» имеющий, по сути, древовидную структуру). Несвязный граф означает, что в лабиринте есть зоны, не участвующие в процессе поиска выхода, что слегка облегчает процесс его прохождения. А закольцованные маршруты и неожиданные изменения углов, напротив, заметно увеличивают сложность лабиринта.Алгоритмы прохождения лабиринтов интересны едва ли не больше, чем способы их создания. Первый и наиболее естественный с точки зрения природы метод получил название «мышиный» алгоритм. Представьте себе мышь или простейшего робота. Они идут по прямой, а когда натыкаются на препятствие, то выбирают дальнейшее направления следования случайно (в том числе игнорируя боковые коридоры и возвращаясь назад). (699x533, 228Kb)Так называемый «аморфный» лабиринт — один из самых сложных для ориентации.На практике более полезен алгоритм «правой руки». Или «левой» — не важно. Смысл его в том, что если все стенки лабиринта соединены друг с другом (не имеют разрывов или закольцованных участков), то достаточно каждый раз поворачивать в одну и ту же сторону — и вы обязательно доберётесь до выхода. Во всех остальных случаях этот метод действует без гарантий и только в том случае, если точка старта с точкой финиша находятся на внешней стене лабиринта. Если хотя бы одна из них расположена в центре, а стенки имеют разрывы, вы можете блуждать по нему до бесконечности.Однако робот (или человек с очень хорошей памятью и компасом) могут выбраться и из таких лабиринтов. Следуя правилу правой или левой руки, необходимо считать углы поворотов. Если вы окажетесь в уже пройденной точке (сумма углов будет равна нулю), следует просто выбрать «другую руку».Пресловутая нить Ариадны не так проста, как кажется. Если вы можете размечать свой путь в лабиринте на всём его протяжении, придерживайтесь следующих правил: дойдя до развилки, отметьте направление, откуда вы пришли, и двигайтесь в неисследованную сторону. Если таковых не осталось, идите туда, где уже были, поставив на этом пути вторую метку. Никогда не ходите по одному и тому же направлению дважды. Если выхода нет, нить Ариадны приведёт вас к месту старта. (700x525, 79Kb)Роботы выбираются из лабиринтов медленно, но зато почти со 100%-ной гарантией.Наконец, в некоторых случаях наблюдателю доступен план всего лабиринта. Вместо того, чтобы водить по нему пальцем, выискивая единственно верный путь, можно поступить гораздо проще: отметить все тупики. Проход по лабиринту облегчается на порядок, и даже при наличии закольцованных участков поиск выхода остаётся лишь вопросом внимательности. (697x231, 48Kb)Бара Имамбра (Большое Святилище) — трёхмерный лабиринт в Индии, состоящий из 489 проходов.

Запутанные придумки

Фантастические лабиринты — вещь, как ни странно, довольно скучная. Применительно к животным они почти всегда служат для проверки их интеллекта (например, через лабиринт пропускали гениальную мышь в рассказе Дэниела Киза «Цветы для Элджерона»). А если речь заходит о людях, то слово «лабиринт» в фантастике обычно используется иносказательно, подразумевая любую сложную систему помещений. Подземелья Мории, например — классический подземный лабиринт. Вымышленные псевдолабиринты вовсе не обязательно должны быть запутанны и сложны для прохождения, а понятие «лабиринт» иной раз фигурирует в названии произведения лишь для красного словца («Лабиринты Ехо», «Звёздный лабиринт», «Лабиринт смерти», «Лабиринты рая» и тому подобные).

Её основное поле называется незатейливо — «Лабиринт Смерти». Это действительно лабиринт — пятьдесят уровней, часть из них расположена в зданиях и подземельях, часть — на улицах Сумеречного Города, этакого условного мегаполиса, который был захвачен инопланетной цивилизацией. Глубина в глубине, пространство в пространстве. Со своими законами и правилами. Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений» (700x398, 121Kb)«Лабиринт» (1986) — последний фильм создателя «Маппет-шоу».Другая крайность — эксплуатация мифа о Минотавре. Для лиц, увлекающихся лабиринтами, ремиксы известных мифов представляют интерес лишь в контексте сравнения первоисточника с тем, что выдала буйная фантазия автора. Хороший пример — повесть Виктора Пелевина «Шлем Ужаса», рассказ о Тесее и Минотавре, в котором роль лабиринта играл интернет-чат, а точнее — некое пространство, в котором застряла разделённая на части личность Минотавра.В фильме «Лабиринт фавна» (2006) Гильермо дель Торо лабиринт был обиталищем не Минотавра, а, как нетрудно догадаться, фавна — жутковатого существа, стоящего у входа в волшебную страну. Функции лабиринта здесь такие же, как и тысячи лет назад, — это путь, ведущий из нашего мира в иной. (649x405, 60Kb)

Лабиринт в библиотеке аббатства («Имя розы», 1986).Мало какие авторы делают лабиринты центральной темой своих произведений. Среди немногих примеров можно назвать цикл Роджера Желязны «Хроники Амбера». Лабиринт Амбера (он же «Огненный путь» или просто «Путь») — опора порядка во Вселенной, светящийся рисунок на полу пещеры — одна-единственная линия, свёрнутая в причудливый узор. Пройти по ней может лишь тот, в ком течёт королевская кровь Амбера, причём сделать это очень непросто, поскольку Лабиринт оказывает сильное сопротивление и убивает всякого, кто остановится или свернёт. Тот же, кто добрался до центра, получает способность перемещаться между реальностями-Тенями.Но наиболее оригинальной интерпретацией лабиринта в его первоначальном значении следует признать малобюджетный канадский фильм «Куб» (1997). Группа людей без всякой видимой причины оказывается в системе кубических комнат, отличающихся друг от друга лишь цветом и... наличием смертельных ловушек. В этом кубе 17576 комнат, они периодически перемещаются относительно друг друга, а координаты и направление перемещений можно расшифровать по табличкам с числами, установленными в межкомнатных люках. (699x489, 67Kb)

Надпись на вратах лабиринта фавна гласит: «В наших решениях — наша судьба».В менее удачном продолжении — «Куб 2: Гиперкуб» (2002) лабиринт организован совсем иначе — это четырёхмерный куб, выходя из одной комнаты которого, попадаешь в случайную другую (возможно, с иной гравитацией или иным течением времени). (700x525, 132Kb)Развлекательный лабиринт в парке Wild Adventures (США).***Их создавали в качестве тюрьмы для чудовищ, для сокрытия сокровищ и любовниц от посторонних глаз, из религиозного рвения или просто для развлечения. Авторы именуют ими всё подряд — от громоздких конструкций до сложных ситуаций, лишь бы название на обложке звучало посолиднее. Лабиринты — давайте взглянем правде в глаза — тривиальны, но очень притягательны. Прежде всего — как средство досуга. Человеку просто нравится находить выход из запутанных ситуаций и при этом очень не нравится теряться. Где-то посередине между этими двумя чувствами и лежит любовь к лабиринтам.

 

зы. эх.. что это было?)))

Продолжение. Лабиринт духовный

Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку