-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Погоня. История и геральдика

Четверг, 07 Мая 2009 г. 10:23 + в цитатник
Цитата сообщения Galadriel999

Из цитируемого - сомнения сильные про "догоняние" побежденных врагов. Это бред. И еще есть спорные моменты, но всё равно - интересная статья, и с картинками)))

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕГО ГЕРБА "ПОГОНЯ"
1230-1260г.г.
Вадим РОСТОВ
«Аналитическая газета «Секретные исследования»

Эта тема – одна из самых интересных для белорусских историков: когда, как и почему у белорусов появился свой исторический герб «Погоня»? «Погоня» являлась официальным гербом белорусов около 7 столетий – ранее 1239 года и по 1919, а затем с 1991 по 1995. С «Погоней» воевали в Куликовской битве белорусские полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, с «Погоней» белорусы победили в Грюнвальде в 1410 году. В XVI веке «Погоня» - на хоругвях Брестского, Мстиславского, Минского, Виленского и Новогрудского воеводств, Полоцкого и Речицкого районов. С 1652 года – на гербах почти всех белорусских городов. В Отечественную войну 1812 года прославились белорусские гусары Гродненского и Белорусского гусарских полков, имевшие на головных уборах и ротных знаменах своим военным гербом «Погоню» и бело-красно-белые национальные цвета белорусов.

Находясь с 1795 года в составе Российской империи, белорусы сохраняли «Погоню» как свой официальный белорусский герб этого края до февраля 1917 года, а затем «Погоня» стала гербом Белорусской Народной Республики… В энциклопедии «Беларусь» (Мiнск, «Беларуская энцыклапедыя», 1995) о «Погоне» сказано следующее: «Погоня» - древний белорусский герб. Происхождение его связано с древне-славянской традицией народной погони в эпоху родоплеменного строя, когда мужчины, которые имели право носить оружие, в случае нападения противника и захвата членов общины бросались в погоню, чтобы отбить плененных. Развитие на землях Беларуси этой традиции связано с войнами соседних народов и княжеств в 10-17 веках. Идея обороны Отечества со временем стала государственной идеологией, под влиянием европейской геральдики воплотилась в графический символ – герб «Погоню».

   Впервые символ зафиксирован как герб около 1270 г. в Новогрудке. На красном фоне фигура воина в шлеме на серебристом коне в стремительной погоне с поднятым над головой мечем и щитом, на котором нарисован золотистый шестиконечный крест. Согласно «Хронике Быховца», фигура всадника означает особу великого князя, готового оборонять Отечество. Печати с гербом «Погоня» были у новогрудского князя Витеня (около 1293), у полоцких князей (с 1330)». Таковы данные энциклопедии. Однако они далеко не полные. Историкам известно, по крайней мере, два более древних изображения «Погони» - на княжеской печати Александра Невского (1200 – 1263) и на гербе легендарного Миндовга (1195 – 1263), основателя ВКЛ. Причем, на печати Невского возле всадника «Погони» написано: «Князь Дир». (На другом варианте печати этой надписи нет.) А на гербе Миндовга вокруг «Погони» идет руническая надпись явно Полабско-поморского происхождения. Так где же истоки герба – в Полоцке или же в Полабской Руси и Пруссии-Порусье Миндовга?

О МИНДОВГЕ


Прежде всего хотелось бы внести некоторые уточнения в мою статью «Истоки Руси в Польской Хронике», опубликованную в №18 (107) газеты за 2005 г. Там шла речь о переводе на русский язык знаменитой Великой Хроники Польской XI-XIII вв. - CHRONICA POLONIAE MAIORIS, изданной в 1987 году Московским университетом под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.Л. Янова.

   Известнейший историк ошибся в переводе, как минимум, дважды. Во-первых, он перевел как «Киев» дунайский город Кеве – и, соответственно, ошибочно отнес события, касавшиеся Дунайской Руси, к Киевской Руси, создавая жуткую путаницу в переводе. Это грубая ошибка историка. Вторая ошибка перевода – он вместо хорошо известного нашего Миндовга всюду переводит «король пруссов Мендольф». По переводу академика В.Л. Янова выходит, что тут в Беларуси были в одно время два правителя с равными полномочиями – некий «король пруссов Мендольф» из польской Хроники – и вполне конкретный белорусский Миндовг, создатель ВКЛ. На самом деле, конечно, это одно и то же лицо.

Статуя Миндовга в Вильнюсе

   В главе 132 Хроники «Каким образом прусский король Мендольф отошел от христианской веры» говорится: «В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христианскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись». Конечно, речь идет о Миндовге! В главе 133 под названием «Глава об опустошении Плоцкой земли» (Плоцк расположен чуть восточнее Варшавы) сообщается о том, как поруссы (пруссы) уже с территории Беларуси (ВКЛ) нападают на Польшу: «В этом же году [1260] упомянутый Мендольф, собрав множество, до тридцати тысяч, сражающихся: своих пруссов, литвинов и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю. Там прежде всего он разорил город Плоцк, а затем города и деревни всей Плоцкой земли жестоко опустошил мечом и пожаром, разбоями и грабежом. Напав также на Пруссию, разрушил города, уничтожил почти всю землю Пруссии, и его окрещенные пруссы учинили жестокую резню христианского народа». Есть и многие другие упоминания о Мендольфе-Миндовге. Польская Хроника позволяет существенно изменить взгляды белорусских историков. А именно:
1. Миндовг (как и все князья в роду Гедиминовичей) – это прусс (порусс), а вовсе не литвин, как его называют все историки, в том числе В.У. Ластовский в знаменитой «Короткой истории Беларуси» (1910). Например, о роде Миндовга Ластовский пишет: «у литвинов наследство передавалось не сыновьям, а дядькам – братьям умершего». На самом деле Ластовский должен говорить не о литвинах, а о пруссах.
2. Ошибкой является сам термин «литовский князь Миндовг». Миндовг был прусским королем. Термин «литовский князь» в равной мере неточен, как и «русский князь», хотя Миндовг правил ВКЛ – Великим княжеством Литовским и Русским. Прежде всего Миндовг был прусским королем, как о нем и пишет Польская Хроника.
3. Нелепыми являются попытки современных литовцев (жмудов и аукштайтов) называть «Миндаугаса» «основателем литовского государства». Миндовг не был не только жмудом или аукштайтом (то есть летувинцем), но не был даже литвином (то есть западным белорусом западно-балтского происхождения, ятвягом или дайнова). Он был пруссом.
Однако при этом следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что сам термин «Литва» тут впервые появляется как раз с приходом в Беларусь Миндовга. И, кстати, одновременно и впервые тут появляется и термин «Черная Русь». И оба эти новые термина фигурируют в новоявленном миру ВКЛ – третьем новом термине Беларуси. Определить внутренние границы созданного Великого княжества Литовского и Русского просто невозможно – где в нем часть под названием «Литва», а где часть под названием «Черная Русь». И, кстати, в то время в состав ВКЛ еще не входили ни Полоцкая Русь (Белая), ни земли нынешней Летувы (Жмудь и Аукштайтия). Очевидно, что тут, в Западной Беларуси, Миндовг создал Государство эмигрантов из земель Полабья и Порусья-Пруссии. ТАМ была и Русь, и Литва (первые упоминания о Литве-Летковии как раз относятся к району между Порусьем-Пруссией и Полабьем, в район южнее острова Рюген-Русен; есть также упоминания о Литве на территории Словакии). А ТУТ – смешанно проживают мигранты: русины Полабья и литвины Поморья, потому в ВКЛ нет границы между Черной Русью и Литвой.

http://www.gerb.bel.ru/pages/strani/img/pogonya_xix_3.gif

Сообщение Хроники о том, что Миндовг «ушел к литвинам, к ним присоединившись», я бы рассматривал как сообщение о создании Литвы восточнее границ Польши, так как Хроника ранее нигде о литвинах ВООБЩЕ не упоминает, как и вообще нет ни одного исторического источника, где бы упоминалась ТУТ Литва ранее появления ТУТ Миндовга.

Так или иначе звучала эта фраза в Хронике – трудно судить, не видя оригинала Хроники (написанного, кстати, на латыни), а перевод академика В.Л. Янова, как мы убедились, переполнен ошибками или натяжками. Но этот вопрос – существовала Литва ТУТ до Миндовга или нет – хоть и интересен сам по себе, но не имеет отношения к «Погоне».

   Если «Погоня» появилась в Беларуси с приходом сюда Миндовга, то тогда это – прусский (порусский) герб, принадлежавший прусскому королю. В пользу этой точки зрения, кстати, говорят и руны на «Погоне» Миндовга, и королевская корона прусского короля. То есть, одно мы можем сказать точно – «Погоня» не может являться «литовским гербом». Это или порусский (прусский) герб, или русинский. Теперь сравним княжеские печати Миндовга и Александра Невского.

«ПОГОНЯ» АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

«Погоня» на печати Невского – это, видимо, самое древнее из сохранившихся изображений герба, так как «Погоня» Миндовга датируется примерно 1252 годом, а печать Невского – примерно 1239. Дело было так. Будучи новгородским князем (и имея княжеской печатью Новгорода «Георгия Победоносца»), Александр ведет политику по объединению сил против шведско-немецкой экспансии и поддерживает тесные связи с Полоцком. В 1239 году он женится на Александре, дочери полоцкого князя Брачислава. При браке обретает в качестве второй княжеской печати полоцкую «Погоню». Это прямо указывает на то, что еще до него «Погоня» была княжеским гербом Полоцка.

   Кроме того, версия энциклопедии о том, что «Погоня» - символ погони за противником, - кажется неубедительной. Княжеской печатью Полоцка в то время мог быть только религиозный символ, аналогичный первой печати Невского – «Георгию Победоносцу». И на его «Погоне» надпись объясняет, кто изображен – князь Дир. Он, согласно древнерусским летописям, - первый князь, принявший в Руси христианство (как гласит легенда, Рюрик послал Дира и Аскольда захватить в Русь Византию; они по пути обратили в Русь Киев, а, придя в Византию, вместо ее обращения в Русь - сами приняли христианство).

http://www.abc-people.com/data/nevskiy/pic1.jpg

Александр Невский

   Конечно, обе печати Невского 1239 года примитивны в графическом исполнении и значительно уступают в этом гербу Миндовга 1252 года. И хотя по обеим печатям можно понять, что речь идет именно о «Георгии Победоносце» и «Погоне», но они значительно отличаются от поздних классических изображений. Например, Георгий Победоносец здесь не на коне, а спешился, чтобы убить Змея, а коня держит за уздечку. На «Погоне» Невского всадник без щита и без креста на щите, но зато с нимбом святого. И сама манера исполнения печатей далека от геральдической законченности. Правда, на другой «Погоне» Невского, которая тоже нередко приводится в книгах белорусскими историками, надписи «князь Дир» нет, как нет и нимба святого, а всадник имеет щит с крестом Евфросинии Полоцкой на нем.

http://www.day.kiev.ua/img/263247/10-7-2.jpg

 

  К сожалению, никто до сих пор не провел исследование по сравнению этих двух изображений «Погони» на печатях Александра Невского, а потому даже не ясно, какое из двух изображений более раннее. Но оба варианта «Погони» на печати Невского схожи низким качеством своего исполнения.
В этом плане «Погоня» Миндовга РАЗИТЕЛЬНО отличается мастерским исполнением, и в ней четко видна европейская геральдическая школа. Вот почему сопоставление этих двух гербов Невского и Миндовга показывает, что «Погоня», видимо, имела европейское развитие вне Беларуси - там, где существовали геральдические традиции…

РУНЫ «ПОГОНИ»

Что касается рун, которые при Ластовском в 1910 году никто не прочел, как не прочел и сегодня, то здесь больше вопросов, чем ответов. Черная Русь и Литва ВКЛ (ее «учредители»), будучи населенными мигрантами с Полабья и Поморья, исповедовали арианство.  Это учение было христианским, но не латинским и не греческим, а потому имело свои Евангелия и тексты Библии на своем алфавите, а не греческом или латинском.

   Этот алфавит – рунический. Именно эти русинские рунические библейские книги и видел в 861 году Константин-Кирилл Философ (будущий создатель вместе с Мефодием якобы славянской азбуки) в Крыму: евангелие и псалтырь, написанные русскими руническими письменами.

   Не вызывает никакого сомнения, что еще до приезда Рюрика на земли Ладоги Кирилл видел Полабские библейские тексты – ариан. Обратите внимание на факт, игнорируемый всеми историками России: еще до создания Рюриком Руси – в Крыму Кирилл встречает, как он пишет, русина с руническими библейскими текстами для русинов. Руническая письменность существовала только в Скандинавии, а русская руническая – только в Полабье. То есть, уже это означает, что до того, как Рюрик тут Русь создавал, Русь уже была в Полабье (что, вообще-то, у нормального историка никакого отторжения не вызывает, но вот у историков-империалистов это кажется крамолой, им родину Руси подавай только на территории России).

  Однако массово рунические тексты славян найдены именно на территории Полабья. Причем они в свое время активно уничтожались католиками и затем у нас в Беларуси православной Церковью именно потому, что почти все эти тексты – это рунические библейские тексты. Кирилл, будучи Философом, при встрече с ними отнесся к ним по-философски и с интересом ученого. А вот Церковь, давно признавшая арианство ересью, уничтожала их повсюду. А поскольку никто этого рунического языка у католиков и православных не знал, то, надо думать, рунические тексты уничтожались церковниками скопом. И все это происходило во время насильственного вовлечения русинов и литвинов из ариан в католиков или православных. И точно так были уничтожены католиками почти все рунические тексты других скандинавских народов при их переходе от арианства к католицизму. Так были уничтожены и многочисленные летописи, писавшиеся руническим письмом.

   Огромнейший пласт истории полабской, поморской и прусской, и в том числе белорусской. Сегодня белорусские археологи находят массу рунических письмен, которыми Западная Беларусь была буквально наводнена в XIII веке – с приходом сюда огромнейшей колонии Полабья и Поморья, создавшей ВКЛ. В Гродно к началу XIII века относят артефакты с якобы княжескими символами Рюриковичей – это двузубец, одна сторона которого надломлена в бок.

  Однако это никак не соотносится с гербом якобы Рюрика, который стал сегодня государственным гербом Украины. Там трезубец, который, как пишут некоторые историки, был изменен из двузуба киевским князем Владимиром. Почему изменен? Зачем надо было менять графический символ Рюрика? Могу предположить, что сам изначальный символ Рюрика (измененный позже киевским князем для понятного содержания трезубца) – был на самом деле РУНОЙ, означавшей имя Рюрика. И всякие трезубцы или двузубцы тут совершенно нелепы, ибо это не символ, а буква. Что и ожидаемо для народа Полабской Руси, имевшего руническую письменность и руническую Библию.

   Таким образом, в Гродно на артефактах XIII века изображена правильная руническая княжеская буква Рюрика, так как Гродно – город мигрантов русинов Полабья, город Черной Руси, ариан, еще знающих руническую письменность (40 км до Поморья и Порусья-Пруссии, Родины Миндовга). В Киеве того же периода уже все утрачено, все под влиянием греков. Алексей Бычков в книге «Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?» (М., 2005) пишет: «Еще в XII веке новгородские славяне [то есть переселенцы с Полабской Руси – В.Р.] поддерживали связи с городом Волин в западнославянских землях [Волин – одна из столиц Полабской Руси – В.Р.]. Да и язык новгородских берестяных грамот указывает на их западно-славянские корни. Придя из земель ободритов, они принесли с собою и руническую письменность, общую для ободритов и датчан». Минский археолог Людмила Владимировна Дучиц на раскопках у села Масковичи (Витебско-Полоцкое порубежье) обнаружила более сотни костей с руническими знаками.

  По большей части это либо имя человека, либо часть алфавита, и лишь одна надпись читается как фраза: «князь то», написанная к тому же алфавитом, состоящим из латинских букв с добавлением руны. Рядом нарисован князь в шлеме со щитом и мечом. Ясно, что это именно славянский текст. Но какой? Русины Белой Руси использовали только кириллицу, так как это была письменность греческая, для греческой веры. А вот русины Черной Руси и литвины исповедовали арианство, в котором Библия и другие святые тексты были написаны русинскими рунами. Ясно, что все находки Л.В. Дучиц относятся к арианам – русинам или литвинам, которые греческой письменности не признавали. А наличие латинских букв может вообще говорить о том, что речь идет о колонии пруссов между Полоцком и Витебском. Все это, конечно, - только предположения, и точного ответа нет. Но что ясно точно – тут не может быть речи о православных греческого обряда. Это – культура Полабья и Поморья.

http://secret-r.net/default.php

Метки:  

NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 07 Мая 2009 г. 10:57 (ссылка)
А русские историки не стремятся трактовать изображения на печатях (их, кажется, не сегодняшний день известно уже не менее девяти) Александра Невского в рамках "Погони". И даже единого мнения о том, как читать надписи на них, до сих пор нет.
Хотя брак с Александрой Брячиславовной на определенные мысли наводит. В общем - еще одно обширное поле для исследования=)
Ответить С цитатой В цитатник
unicon   обратиться по имени Четверг, 07 Мая 2009 г. 12:42 (ссылка)
Очень познавательно и поучительно!
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 08 Мая 2009 г. 00:58 (ссылка)
Нет профессии гадливее журналиста! Вот, казалось бы, много, что правильно в статейке написано, но прочитаешь - ни дать ни взять 28 панфиловцев! Ну не было 28, это Кривицкий в редакции с потолка посчитал. Так и здесь - умение завлекательно писать не заменит знания источниковедения!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку