Говорила уже – много раз, люблю я кладбища, библиотеки, музеи. Некрофильство такое. Вот и сегодня, после очередного посещения ооочень крупного издательства, приступ %) Хочется отправиться – да-да, на кладбище… От мыслей никуда не деться. Первая: для подготовки современного читателя, кроме филологии, нужно изучить, по крайней мере, краткий курс психиатрии.
Умные, и на самом деле – творческие, одарённые талантом от Бога, мужики и группка не обиженных даром тёток .. пишут современную художественную литературу… Не собираюсь полный обзор устраивать, все, наверное, читали.
Нет положительного героя – нигде, одна только деградация, все герои – беспомощные наблюдатели, почти все - любят шизофренически двоиться, психоделически заныривать и в перерывах между садомазохистскими играми увлекаются сатанизмом. У Лимонова, например, герой демонстрирует ослепительный блеск цинизма и жуткую неустойчивость… нет, не психики, а просто основных инстинктов. Саша Соколов создает героя в театре головоломных метафор и иезуитского синтаксиса, в таких декорациях герой действительно – лишний человек. Ерофеевский алкоголик оказывается, на мой взгляд, самым светлым и искренним из всего ряда героев, но его свет не вырывается из замкнутого круга от запоя до похмелья. Есть ещё герой Пьецуха – дурачок с прибабахом, да с нездоровым пофигизмом в фольклорных традициях изображающий «улыбаемся и машем» …
Ну, и соответственно, мир этих героев, и, по мнению авторов, - наш с вами мир. Кошмар, грязь, вонь и разложение. Вот, Валерий Попов, - пишет о том, что добра в принципе - нет, но что поделать, надо жить, а хорошее воспитание мешает стать «хозяином жизни», а жаль; Сергей Довлатов – ага, все сдались, и нельзя ничего поправить, только ирония (ах, стильная у него ирония) может помочь выжить в этом абсурдном мире. Еще Сорокин – видящий в мире исключительно всякую дрянь, сексуальные патологии и каннибализм, и пытающийся взбодрить себя и читателя «концептуальным» матом. Ну, и Пелевин, который еще непонятно куда, но, скорее всего, заходит-таки на кладбище, к Булгакову.
И всё это скрывает полное отчаяние, стоящее за текстом. Отчаяние бездуховности, насквозь гнилое, потому что материальное. Решая проблему жизни и смерти, современная литература и не вспоминает о бессмертии. Как будто кто-то изменил программу цивилизации, отредактировав самый духовный в христианском мире кодовый текст…
… нет, ничего не вычеркнув, просто поменяв местами заповеди – первую со второй…