Самоедская сказка |
Самоедские сказки вообще грустные... пронзительные и жестокие. Но эта у меня получилась - особенно.
За фотки подслеповатые даже и совсем не извиняюсь: мыльница на морозе и в темноте - экстрим, так что - "такое прислали" и ничего не поделаешь, "играет как может", тем более, что руку лишний раз из варежки доставать задумчиво)
Кто не знает, первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в. Происхождение термина "самоед" наиболее вероятным представляется от saam-jedna - "земля саамов". Различают самоназвания хасава - у западных ненцев Ямала, ненэй ненэць - у восточных ненцев Ямала и Гыды, ненец - у разных групп.
Так вот, далеко-далеко, куда можно добраться так -
или так, немного дороже -
(это тут на фотках всё - на почетном приколе, на самом деле - вполне в полярном строю, только там фотографировать не разрешают).
Так вот, так далеко, что потом ещё нужно ехать по звенящей от мороза и упругой как бубен тундре -
одним словом, на самом краю Земли (Ямал и переводится с ненецкого как "край Земли") - жили-были и до сих пор живут - ненцы. Ага, самоеды. В Горнокнязевске есть удивительный музей, где всё можно представить очень легко - как они жили... и живут. И не беда, что это просто музей - он очень реальный. Я первый раз в таком музее. Мне кажется, такие настоящие музеи могут быть, если только так на самом деле еще живут, ну то есть, например, если бы наши музеи "народного быта" или там всякого деревянного зодчества были организованы теми, кто всамделишно, каждый день доит корову, пашет и сеет, ходит в лаптях, готовит в печке, прядёт при лучине и мелет муку на мельнице...
А Горнокнязевск - совсем недалеко от Салехарда. Первоначально он назывался Канась-Похол, что в переводе с языка ханты переводится как "Город князя". Такое название поселение получило потому, что в нем проживал хантыйский князь Иван Тайшин. Это скульптура князя Тайшина – первого наместника русского царя на Ямале. Такой вот русский наместник -
В 17 веке здесь пребывала его летняя резиденция. Сейчас местные оленеводы и рыбаки считают себя потомками княжеского рода Тайшина. Ах, чтобы посказочнее было - кусочек научной справки исторической: " первое упоминание о князьях Тайшиных встречается в летописях конца 16 - начала 17 веков. Оно связано с именем первого остяцкого князя Василия Обдорского. Официально признанным князем считается его сын Мамрук. Он получил грамоту на княжение от Бориса Годунова в конце 16 в. Грамота не являлась наследственной и для каждого правителя Обдории присылалась из Москвы или Тобольска. В конце 17 - начале 18 веков Обдорией правил князь Тайша, давший начало фамилии Тайшиных и являющийся прямым потомком Василия Обдорского. "Жалованные грамотой князья" занимали особое среди прочих остяцких князей положение: они были возведены в дворянское звание. Последним князем Обдории считается Иван Тайшин, умерший в феврале 1886 года." Кенты Бориса Годунова - остяцкие князья, особенно Мамрук... Песня просто! Всё понятно, ага %).. вот то-то же, ох как плохо мы знаем историю)))
В Горнокнязевске встречают ярко и празднично
Угощают строганиной - вкусно очень, первый раз пробовала. Показалось - как сало такое лёгкое и нежное, тающее во рту и ароматное.
Сам посёлок небольшой и своеобразный.
В больших росомах и волков вокруг - веришь сразу.
Шаман с бубном тут очень органичен. И в бубны здесь бьют с неутраченным еще смыслом, традиционно взбивая ледяной воздух в ритме сердца этого мира: через несколько минут начинаешь понимать, что бубен подчиняет и твоё дыхание...
Да и сама атмосфера властно, морозно и звонко подчиняет. Это другой мир. Или, по крайней мере, очень убедительная его иллюстрация.
Потом станет понятно, почему фотки тут черно-белые...
когда попадаешь в это пространство, внутри всё сжимается - и не только от холода, но скорее от пограничности - чужого, неизвестного, непонятного...и живого!
И не надо особенно напрягать фантазию, чтобы представить - всё достаточно реально.. и сказочно одновременно.
Обжито и по-своему уютно.
Живописно, практично и сурово.
В чем-то - мистично, причём мистика эта непривычна своей обыденностью. Неголливудская такая мистика.
Обиходное "одымливание" приходящих сюда гостей воспринимается как привычное вытирание ног о коврик у входной двери.
А домики мертвых ничем не мешают домикам живых...
Конечно, ужасная подсветка в духе дешевых спецэффектов портит сказочное впечатление - вот почему я сначала всё захотела показать без неё...
Таким светом убивается самое главное - традиционная атмосфера.
Но от этого кислотного, истошно-растаманского света легко отвлечься...
он быстро надоедает, и его перестаёшь замечать...
Внутри чумов - гостевая атмосфера, неожиданно очень просторно и удивительно тепло.
Разница температур снаружи и внутри - 40-50 градусов.
И такой вот красный уголок... Всем сразу %) А "Неупиваемая Чаша" здесь актуальна, да...
Можно сколько угодно иронизировать над проникновением цивилизации в эти края,
но ирония - это не то, что нужно этой сказке. Очень трудно, и не с первого раза доходит до сознания - что еще сегодня так сказочно живут люди, и им это нравится, и это может нравится на самом деле, и таких людей - много. Обожествляемый тут, на краю земли, олень - не просто очень красивый и эффектный символ,
но, в первую очередь - самая обычная (каждый день кормили))) и очень вкусная еда -
Оленина - олениной, но долго ли, коротко ли,- а в этой сказке вспоминается, что Ямал – это громадная территория, в две с половиной Франции, дающая четверть(!) всех валютных поступлений в государственный бюджет России, и богатейшие запаса углеводородного сырья. Здесь ежегодно добывается 20 процентов мирового и 90 (!) – российского газа. Ох, и здесь сосредоточена четверть всех разведанных мировых(!) запасов природного газа.
Яснее всего жуткая несказочность происходящего мной была понята в школах-интернатах - где учатся дети, насильно забранные из тундры... В шесть лет ребенка забирают из чума... чтобы учить. К шестому классу, примерно, он уже вполне осваивается и может думать по-русски. А после такой школы - особенно поступить-то никуда и не может, а в стойбище - не вернуться:- навыки все уже утеряны...
Сами по себе интернаты очень хорошо и современно обустроены, дети - на полном содержании у государства. Здесь всё везде на сваях поднимается над вечной мерзлотой.
Неплохо кормят
Хорошо учат
Тепло одевают
НО... не знаю - воспринимается это как детский дом... где игра в чум - не просто потребность, а воспоминание о доме...
(тут 3 фотки штатного фотографа департамента образования янао)
Вот эта фотография мне очень символичной кажется: девочка-ненка предлагает традиционную строганину зарубежному гостю из северной страны, спецу "по проблемам северных народов" - как их в этой стране давно уже нет - ни народов, ни проблем)))
А у нас, оказывается, еще живут. Такое общение цивилизаций...
Хочется надеяться, что сказка эта еще может иметь сказочный конец, вот, вот - уже придумали "кочевые школы".. и "Газпром" - ах - строит на Ямале 15 переходов для оленей через газопровод и железную дорогу"...
Как ни жалко это звучит, но пока что это - всё... ох да, ещё деньги... а тундра стремительно вымирает.
зы.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |