К последнему кругу "золотого кольца" |
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу…
Москва притягивает… Почему-то у нас всё очень центростремительно. Кольцами сжимает, заставляет кружиться и кружить. Затягивает воронкой. И трудно вырваться из этого притяжения. Бульварное, Садовое, и «Третье кольцо», и четвертое, а пятое - МКАД, ага – кольцевая. Ну и «Золотое»… тоже ведь с московским центром. Прям как такое толкиновское всевластье, и ни без нибелунгов всякоразных, да. И не понятно, какое из колец – проклятие, а какое – благословение. Но на самом деле это сразу чувствуется, стоит только вырваться из головокружительного вращения всех этих бесконечных кругов, когда получается сойти с орбиты…. Вот такую попытку решила предпринять… И что из этого вышло.
В пять утра Ярославка уже деловита, но еще непривычно свободна… и легко отпускает за МКАД.
В лучах восхода приятно стартовать…
Переславль-Залесский радует свежестью озёрного ветра, яркостью цветов
и чистотой, лёгкостью сверкающих куполов.
В Ростове тоже солнечно... и ах - Неро...
Говорила уже, много про Ростов вопросов. Но «Золотое кольцо» тут во всей силе и красе, и не терпит живой, сложной и противоречивой истории… Ну и ладно, и так просто очень приятно увидеть графичный в утренних лучах кремль,
полюбоваться изяществом лемеха,
пройтись по соборной площади...
и позавтракать. Ага, пора... Алеша Попович, кстати, местный по происхождению)
Борисоглеб - древний городок, возникший из слобод вокруг монастыря. Сейчас это поселок.
Борисоглебский монастырь на Устье - красивый очень, до сих пор о нём не знала.
С удивлением и восхищением обнаружила, какой он светлый и древний, допетровский еще, и громадный – больше Ростовского кремля, и неплохо сохранился… Сейчас тут музей, но в Борисоглебском соборе – службы…
и замечательная колокольня, и живые колокола…
Монастырь был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». Конечно, о монастыре расскажу отдельно.
И тут, в Борисоглебском заметно «золотокольцовость» ослабевает…Ох, и в поселке совершенно нет работы, и население живет, как сказала экскурсовод – «с биржи», то есть на пособие по безработице… ну и огороды, конечно же, кормят…
Борисоглебский район Ярославской области - не очень большой. 14 тысяч человек, площадь его – примерно 50 на 30 км. Ох, и совсем это дорога к мере) Местная топонимика - неумолима. Лехоть, Кеда, Инера (возм. с озером Неро как-то связана), Пухолма, Сотьма, Могза, Шула, Пужбол, Пура, Ильма, Кутьма, Юхоть, Молокша, Вашка, Пажа, Ворсма, Улейма, Лига, Вёкса, Утьма, Сольба, Кубрь, тут же и Нерль, ну и «царская» Сара, и Сарское болото, и звенящая Чухолза и протяжная Локсимерь.. уф… вот еще – Лахость – красоты необыкновенной слово))) ну это я просто на слух по карте – может где и ошиблась)
От мерянского слова «пужбол», обозначающего поселение на реке, образовалось сначала название села, а позднее фамилия проживавших здесь князей Пужбольских. Еще красивое новообразование от речки Кеда – область такая тут «Закедье» %).
Множество всякой мистики можно узнать о тутошней «мерянии», глухие и наивные отголоски слышны и по сей день, например, «избанакурног» - непременный атрибут местных народных гуляний. Да и невооруженным глазом меря видна: леса наступают. А ведь везде вокруг поля – рукотворные, славянские, в этом совершенно дремучем краю когда-то метр за метром отвоеванные у леса земли для пашни и луга, абсолютно не нужных мере).
В Вощажниково была вотчина Шереметьевых. Пчел тут разводили, и воска было много, о чем и название говорит. Еще лён, гречиха, животноводство, рыба. Продукты к царскому столу.
В состав владений Шереметевых входили две ярославские вотчины - Вощажниковская и Юхотская, пожалованные Петром I фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву в 1706 г. На рубеже XVIII-XIX вв. в графских шереметевских владениях было построено пятнадцать (!) каменных храмов.
Указы из Московской Домовой канцелярии свидетельствуют об активном участии его сиятельства в строительстве храмов. Архитектурный замысел принадлежал именно ему. Он не только вносил деньги на строительство и разрешал вырубку леса для нужд строителей, но и утверждал проект будущего храма. Шесть каменных храмов Вощажниковской вотчины (в Вощажникове, Вёске, Воскресенском погосте на Пуре, Никольском на Березниках, Семеновском и Уславцеве) были возведены в 1780-1800-е гг.
На въезде в Вощажниково - храм Преображения Господня, датируемый 1831 годом.
Заброшенный храм на действующем кладбище.
Старинные двери.. И представьте, засов почти за двести лет - ничуть не перекосило... Можно легко отодвинуть и войти.
Тут нужно внимательно и осторожно - непонятно, на чем всё еще держатся кирпичи...
Ох, а в храме просто склад ...
Но зато на восточной стене - еще немного светится в утренних лучах золоченый нимб ангела...
В самом центре села Вощажниково расположен архитектурный ансамбль конца XVIII века, состоящий из церкви Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней, церкви Живоначальной Троицы, ограды с воротами, северной часовней и каменными лавками. От контраста старого и нового начинают слезится глаза и замирает дыхание.
Самая старая церковь - Рождества Пресвятой Богородицы - возведена в 1700 году на месте ещё более древней церкви XIII—XIV веков. В 1797 году была перестроена: из одноглавой стала пятиглавой и потеряла первоначальный декор фасадов. Во время перестройки Рождественской церкви к ней была пристроена четырёхъярусная столпообразная колокольня со шпилем, ставшая главной высотной доминантой ансамбля. В 1800 г. на колокольне установили часы с боем, который был слышен далеко в округе благодаря расположению села на возвышенности.
Все «шереметьевские» церковные здания выполнены в формах раннего классицизма с сохранением элементов барокко… «Четверик перекрыт сомкнутым сводом, прорезанным люкарнами. Полукруглые тимпаны акцентируют завершения стен, углы отмечены сдвоенными пилястрами. Фасады расчленены карнизами сложного профиля с раскреповками. Граненые барабаны увенчаны главками «с перехватами». В обрамлении окон использованы наличники с ушами и замковыми камнями, а также лучковые фронтоны, бровки и сандрики.» Фрески, выполненные, по преданию, крепостными художниками Н. П. Шереметева братьями Аргуновыми в 1791—1794 годах, частично сохранились по сей день.
В 1934г. в селе Вощажниково, в котором было несколько церквей, остался один храм. Местный священник о.Феодор делал все возможное, чтобы сохранить этот последний храм, предотвратить его закрытие. В 1936г. был сделана очередная попытка закрыть храм. От имени приходского совета о.Феодор написал заявление-протест против закрытия церкви, которое подписали верующие и отправили в Москву.
Помянем его, Радоница сегодня...Поройков Федор Николаевич. Г.р. 1875. Образование - Ярославская Духовная семинария. Должность - благочинный 5-го округа. Год ареста 1936. Осуждения - спецколлегия Ярославского областного суда. Обвинение - "антисоветская агитация". Приговор - 5 лет ИТЛ. Все воздвигнутые на него обвинения о.Феодор отверг, не назвал даже адреса своих родных. Места заключения – Кулойлаг. Кончина – 1938, умер в лагере.
В советский период храмы Вощажникова оказались в полуразрушенном состоянии, в них находились: скотобойня, цех по ремонту двигателей тракторов, электроподстанция.
И - дальше. Пустынная дорога задумчиво уносит снова от центра – через пустые поля, зарастающие луга, брошенные и разрушенные деревни…
Еще по обочинам лежит снег, но всё в природе уже дышит радостью и весной.
Уславцево тоже относится к вотчине Шереметьевых.
Ах, искусствоведы создали описания и изучили… но самый обычный профессионально-архитектурный «разбор» именно здесь кажется почему-то кощунственным, и вызывает простест своей неуместностью, что ли… Не о том это всё: «храм Богоявления Господня - особенно выразительная церковь из «шереметьевских», отличается тонко разработанным, сложным декором. Здания перекрыто сомкнутыми сводами с центральным световым барабаном. Внешние углы храмовых объемов скруглены, центральные оси фасадов выделены небольшими фронтонами на аттиках, окна обработаны нишами с накладными досками. В Уславцеве завершение церкви украшено четырьмя люкарнами.
Фасады отчетливо разделены на прясла пилястрами, лопатками или оконными нишами, междуэтажные членения обозначены крепованными карнизами. Граненые барабаны и главки "с перехватом" завершают четверики.»
Ох, люкарны-люкарны...
А вот про приходские селения... Три крестика - где еще кто-то живёт.
В 1920-е годы храм был закрыт. Но лишь когда начали уходить из жизни старожилы села, менялись хранители ключей от церкви, разрушители добрались до нее.
Последний священник Храма Богоявления с. Уславцево – Семен Алексеевич Федотов. Год рождения 1890. Осуждения: тройка при УНКВД СССР по Ярославской обл. 13/09/1937 . Обвинение – «участие в контрреволюционной группе». Статья ст.58-10 УК РСФСР. Приговор - высшая мера наказания – расстрел. Вечная память, Царствие Небесное.
Сейчас этот храм как огромная театральная декорация, гигантская масса двухвековой давности кирпича, штукатурки и железа… И только одна главка... такой вот символ нашего Православия...
И - не знаю – как тут дачники обосновываются… Страшно всё это выглядит, тоскливо до слёз.. и символично очень, а вполне благополучные домики вокруг только усиливают впечатление. Как можно безмятежно просыпаться утром с ТАКИМ видом из окна? Каждый день…
Дальше пейзаж разнообразит лесоповал... что еще можно взять от этой земли...
Переливаются на солнце болота.
Частенько они стараются приподнять асфальт...
Изредка встречаются и вполне ухоженные домики.. вот, например, с пограничным таким столбом %) ...
Весь Богисоглебский район по диагонали пробегает мерянска речка Могза...
Обычно Ярославскую область описывают как музей под открытым небом и коллекцию шедевров древнерусской архитектуры. Всё - так, по путеводителю: «за каждым поворотом хоть глухой деревни, хоть большого города вас ждут удивительные храмы и монастыри»… Да, всё именно так… Ждут. Потому что людей здесь практически не осталось. Удивительное дело – этот процветающий не только до революции край, но даже и в годы советской власти сохраняющий жизнеспособность, несмотря на особенно жесткий террор к «буржуазии и ее агентам» после ярославского белогвардейского бунта, несмотря на «поповские мятежи», «нажеровские республики», распространенные тут концентрационные лагеря во времена репрессий, этот край оставался живым. А разрушенное сельское хозяйство восстанавливалось быстрыми темпами, и к 1925 его показатели превысили уровень 1913 г. И далее – коллективизация и раскулачивание были пережиты… хотя и дорогой ценой. Жизнь ушла отсюда позднее…
И дальше... Покровское на Могзе. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-на-Могзе Борисоглебского района Ярославской области, да, тоже «графская». Очень изящная...
Из приходских селений - только Сигорь осталась.
Не знаю, какие к этому слова подобрать... просто страшно.
Это алтарь.
В алтаре еще немного виден лик Христа.
И верхняя часть иконостаса... сохранилась.
А тут вырубили часть стены между окнами - чтобы сгружать что-то... видимо, прямо в храм въезжали.
Труха и зернышки какие-то.. овес, наверное.
И поразительно яркая такая плесень...
Кое-где - едва различимые фрески...
А это - Св. Анна. Вот уж не знаю, турки, что ли тут были...
Св. Дмитрий Солунский
Везде в храмах картина одна и та же: кладка осыпается, своды рушатся, местами кирпичи превратились в хрупкую, влажную красноватую массу, внутри, где стены часто покрыты росписью, перекрытия либо рухнули, либо обветшали. Порой в грудах мусора, устилающих пол, мелькает искорка позолоты или пятнышко яркой краски.
Сквозь полы и стены пробиваются деревца, неф, приделы и алтарь заросли кустами.
Фантастические, невозможные развалины… смерть - в кирпиче, камне и штукатурке.
Но медленно уходя обратно вглубь времен, сливаясь с тонами окружающего ландшафта, покинутые церкви сохраняют благородство и величие.
Всё никак не могла отойти от неё... и сайдинг всякий вокруг - очень... непонятно.
А дорога становится всё строже... и совершенно никого нет.
Картам, даже современным, верить здесь можно не всегда: от многих из обозначенных на них населенных пунктов сегодня остались, по сути, лишь названия - типографские надгробья. И на местном интернет-форуме с пафосным названием «Борисоглебский рай» сплошь и рядом выложены вполне себе пейзажные фотки: просто рощица на берегу реки… или поворот дороги в чистом поле… здесь была деревня.
Медленно и невероятно, пейзаж на десятки километров вокруг обретает тот же вид, что и тысячи лет назад - нигде больше время не течет вспять на таком огромном пространстве. И когда люди уходят, их место занимают болота и леса.
Вот знак такой привлек внимание... обратной стороной к дороге.
Не поленилась выйти и посмотреть... кто бы мог подумать)
И снова без конца - брошенные дома и пустынная дорога.
То здесь, то там всё еще стремятся к небу мертвые колокольни... Но останавливаться - уже нет сил... никаких...
Встретился местный автобус... вот такой оптимистичный... с удивлением просигналил)
И дальше - безлюдная и немного тревожная дорога...
И еще везде - большие белые птицы летают... не смогла толком сфотографировать - красивые очень, и виртуозно парят, с немыслимыми головокружительными пируэтами в воздухе. Уже возвратившись, дома только нашла по справочнику- оказывается, это - луни %). Белые совсем, с черными окончаниями крыльев. Большие такие ястребы. Очень впечатлило, много их.. никогда раньше не видела.
Ну вот и Раменье, вроде. Указателей и знаков - нет, названий - нет. Только спросив у кого-нибудь %), можно узнать, как деревня называется. И местные - нашлись.
Небольшая совсем деревушка. Я ехала сюда в надежде, что вот уже – и финишная прямая, всего 4 км до цели – Петропавловского храма в урочище Борисовское. Но пришлось остановиться именно тут, в Раменьи… дальше дорога была – только по карте.
И только на танке.. ну, вот тут модно - на таком.
В Раменьи - пограничье - уже в самом названии… У Макса нашего Фасмера «ра́менье» – «густой лес; лес, примыкающий к полям», ра́мень (ж.) – «окраинная область», др.-русск. рама «граница, пашня, примыкающая к лесу», рамениiе «лес по краю пашни, опушка леса».
Сейчас жилых домов здесь 14 . Живописные окрестности. На окраине - закрытая ферма и зерносушилка. Но хозяйство не выжило, и коров нет. Были когда-то в Раменье и сельсовет, и магазин. Сейчас приезжает автолавка.
Раменью повезло: все-таки деревня у основной какой-никакой дороги, от большинства окрестных селений осталось лишь название на местности - ориентир для охотников и ягодников. Дмитриевское болото, Галузинское, Спасское... В 4 километрах от Раменья – бывшее село Спас. Сейчас туда не добраться, дорогу размыло. Там на полях уже везде успели прижиться молодые березки.
В Спасе, у полуразрушенной церкви, до настоящего времени хоронят своих родных жители окрестных деревень. Местные жители - очень доброжелательные. Баба Ира аж бежала за машиной - чтоб не дай Бог куда не туда не заехали - не вытащить же. Еще она рассказывала – что вот на эту Пасху они ходили в храм в Спасе. Служили как-то сами. Там развалено всё, дыры в стенах и немного голубой штукатурки. Вот ведь история: давно нет села Спас, давно нет здесь и окрестных деревень. Сколько их было в приходе Спасского храма, какие - теперь никто не скажет. Может, рощица лип в тумане клейких листочков среди поля - указатель места, где когда-то была деревня, от которой теперь не осталось и следа… Теперь вокруг на много километров необитаемые места.
Смерть этим местам принёс росчерк пера Хрущева. Не развернуться на здешних маленьких полях мощной технике, нет простора... Нужно "укрупнять".
И еще - вы знаете, чем колхоз принципиально отличается от совхоза, а? Баба Ира знает... К концу 1950-х сотни деревень исчезли с лица земли, снесенные до последнего бревнышка и кирпичика; а еще больше превратились в живых призраков, как в Раменье - осталась лишь горстка стариков. Часть полей заросла травой, пропали дороги к этим деревням или превратились в сплошную грязь. А у крестьян пропала охота трудиться на земле. Если до войны ликвидировали деревни вместе с хуторами, которые не превышали десяти домов, то социалистическая модернизация привела к созданию "новых типов населенных пунктов" в сельской местности "с целью развития, как сельскохозяйственного производства, так и промышленности (специализированные поселения)". После создания совхоза бывшим колхозникам стали предоставлять специальное жилье, и разогнали большинство деревень...
А ко всему равнодушная и уверенная в своем спокойствии природа наступает… откатывая во времени обратно "к мере" эту одухотворенную, красивую и сотни лет ухоженную и возделанную землю. Такова центростремительная логика… Я, как выяснилось, ничего не понимаю в «укрупнении» - конечно, массовый перевод колхозов в совхозы сопровождался улучшением материального положения сельского населения, вызвал формирование миграционных настроений, сначала из колхоза в совхоз, а затем из села в город. Большинство из деревень прошли традиционный путь: колхоз - совхоз (его ферма) - неперспективное село. Их сначала огосударствили, а потом сократили.
И вроде всё логично... Но вот без будущего.
И где ответ на вопрос – что дальше?
Ох, на память приходят последние слова Гамлета: «А дальше – тишина».
Действительно, тихо тут очень.
Оглушительно тихо. Могильно.
И представьте, в этой тишине какой противоестественной ерундой кажутся всяческие мкады, и «золотые кольца»…
продолжение тут - http://www.liveinternet.ru/users/znichka/post176300564
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |