София Премудрость Божия |
Вот где-то в это же время как сейчас - (кто откуда считает, переводит, дата плавает между 27 декабря и первой половиной января (может, 4 числа) – да и не важно, при таком количестве лет погрешность очень незначительна))) – так вот, примерно в это время, Храму Софии Константинопольской будет ровно 1472 года. Представляете – сколько всего за это время было? Войны-бури-землятресения-восстания-завоевания… Ах, когда инженерно продвинутые строители сопроматно придумывали эти своды и вычисляли распор парусов, чтобы населить их серафимами, обливали золотом полы и отливали-набирали тихо сияющую градиентно оплавленную смальту (ну очень нужно это было, без иронии - необходимо) – у нас ещё ничего такого не было… племена славян только начинали осваивать просторы Восточной Европы, непонятно чьи анты и склавины еще не превратились в «наших» крывичей и полян…А фоменковские «украинцы», видимо, еще не вернулись со строительства египетских пирамид)))
Во времена, когда чистота и непосредственность восприятия храмового искусства не были ещё замутнены и стёрты, люди ощущали красоту и благолепие Софии как самое явственное доказательство истинности православия. Да и просто понять любой образ, и архитектурный в том числе, можно только соотнося его облик – форму – с содержанием, и особенную важность приобретают значение, смысл, посвящение... И тут самое время продолжить разговор о Софии.
Уже говорила в предыстории, что на византийской почве происходит соединение античного образа Софии, связанного с Афиной Палладой и библейского образа Премудрости-Хокмы. В христианской философии София была осознана с точки зрения нового знания, пришедшего в мир вместе с рождением Иисуса Христа. То есть, греческий и ветхозаветный образы были переосмыслены, и возникло новое имя - Софии Премудрости Божьей в соответствии с новым уровнем развития человеческой цивилизации, и согласно новому осознанию мира, которое стало доступно людям.
На мой взгляд, стоит обратить внимание - апостолы были первыми носителями новых знаний, и поэтому не отвергали прежнее представление об устройстве мира, и осознавали действительность мифов, согласно которым люди воспринимали окружающий мир в контексте языческих религий. То есть мифологические предания Древней Греции, а также мифы других древних культур не были для апостолов сказками и заблуждениями, и апостолы осознавали, что в мифах описана невидимая суть мира, причём чувствовали живую сущность незримых феноменов и видели их проявления в зримом мире.
И еще очень важно для понимания образа одно слово – постепенно. Христианство пришло без революций. В Византии особенно очевидна непрерывность и плавность перехода дохристианской культуры в христианскую, затрагивающую все сферы общественной жизни, всё не так как в Древней Руси, где ситуация с образованностью была иная, и приходилось быстро-быстро – учиться….
В сочинениях древнерусских авторов София выступает как зашифрованный образ представления о высшей мудрости, совмещавшейся с идеей Бога, воплощавшим вечность, бесконечность, абсолютное бытие. В православной традиции Софией Премудростью Божией именуется Бог Слово - второе лицо Святой Троицы. И здесь как раз - “Вначале было Слово”…
Любовь к Софии Премудрости рассматривалась славянским просветителем древности Константином-Кириллом (имени которого кириллица) - как безраздельное служение истине, духовный подвиг, в котором основой является эстетическое содержание мудрости, красота истинного знания.
Понимание образа Софии включает не только воплощение Бога, но и создание храма и утверждение семи столпов. В иконографии это – чисто-символический, тайнозрительный сюжет. “София - Премудрость Божия”, чудотворная икона Русской Православной Церкви, совсем неизвестный на Западе вид. Имеется во многих церквах России и сводится к двум типам: киевскому и новгородскому.
Отождествление Софии со второй Ипостасью Святой Троицы было присуще древней христианской мысли.
В новгородской иконографии, соответственно такому пониманию, София Премудрость Божия, изображалась в виде крылатого Ангела с огненным ликом, в царском венце, украшенном крестом, и в царских одеждах, восседающего на золотом престоле, который утверждён на семи столбах. В одной руке он держит мерило, другой прижимает к груди свиток. Волосы спадают на плечи, на голове венец и вокруг головы сияние. Лик, руки, крылья и обутые ноги огненного цвета. Ангел восседает среди лучистой небесной сферы, усеянной звездами. По его сторонам Богоматерь с Предвечным Эммануилом в лоне и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: “Аз свидетельствовах”. Над головой Ангела благословляющий Христос Спаситель, еще выше “Уготованный Престол” (Этимасия) — символ божественного присутствия. По сторонам от Этимасии коленопреклоненные ангелы на “небесном свитке”.
Кого олицетворяет Огненный Ангел? Этот вопрос был поднят с самого появления иконы и настолько волновал умы в Древней Руси, что поступило даже предложение изъять ее из церковного обихода.
До наших дней существуют три спорных толкования:
1. Ангел олицетворяет отвлеченное понятие о Премудрости Божией.
2. Ангел - символ девственности Богоматери.
3. Ангел - Христос, Слово и Премудрость Божия, Ангел Великого Совета.
Но вот наряду с новгородской традицией толкования слова «София» существовало и другое. Ещё святой Игнатий Богоносец, объясняя слова Притчей «Премудрость созда себе дом…», разумел под Премудростью или Софией - Пресвятую Богородицу. Такое понимание нашло отражение, в частности, в киевской традиции.
На иконе Софии Киевской изображен храм и стоящая в нем Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и ладони Ее распростерты, а стопы утверждены на серповидной луне. Божия Матерь держит Предвечного Младенца, благословляющего правой рукой, в левой руке Младенца держава. На карнизе сени начертаны слова из Книги Притчей: "Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь". Над сенью изображен Бог Отец и Бог Дух Святый. Из уст Бога Отца исходят слова: "Аз утвердих стопы Ея". По обе стороны изображены семь Архангелов с распростертыми крыльями, держащих знаки Своего служения в руках: с правой стороны - Михаил с пламенным мечом Уриил - с молнией, опущенной вниз, Рафаил - с алавастром мира; с левой стороны - Гавриил с цветком лилии, Селафиил - с четками, Иегудиил - с царской короной и Варахиил - с цветами на белом плате. Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями (изображающий Церковь Божию на земле), со стоящими на них ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости - праотцами и пророками. На каждой из семи ступеней амвона надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава. Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых начертаны взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения.
Примечательно, что дни празднования Софии на Руси совпадали с Богородичными праздниками. Например, в Киеве праздник Святой Софии отмечался в день Рождества Богородицы, а в Новгороде - в день Успения.
Для сравнения стоит сказать, что в латинской христианской традиции «София» быстро вытеснилась почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софилогии» католическая традиция почти не знает. Вот тут для себя нашла, наконец, корень отличия Мадонны и Богородицы))).
Всё по-другому происходило в Византии, где образ Софии вырос до символа главного теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком именно Софии. Митрополит Илларион описывал крещение Руси как приход именно «Премудрости Божией», т. е. Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главных русских храма - Киева, Новгорода и Полоцка
Вот так произошло характерное для древнерусского сознания уподобление образа Софии, заменившего на Руси языческую Матерь-землю, другому женскому образу христианства - Богородице. Именно Богородицу, и тождественную с ней Софию Премудрость Божию православные стали именовать. заступницей перед Богом и защитницей от внешнего хаоса. И многие иконографические типы сохраняют на иконах черты Софии Премудрости Божией, а самое удивительное – на них не так уж редко (!), стоит только присмотреться, можно увидеть и персонифицированную Софию. Вот, например, Новозаветная Троица…видите?
Многие иконы проявляют в излияние благодати на избранников, чудеса, исцеления и видения, раздаяние даров Святого Духа - «Премудрости», «Разума», «Совета», «Крепости», «Видения», «Благочестия» и «Страха Божия». Именно в такого рода сценах встречается изображение крылатых посланцев Премудрости, напоминающих либо ангелов, либо бескрылых античных муз-вдохновительниц со звездчатым нимбом - символом вечности. Вот, например, Остробрамская Виленская Богоматерь
И еще очень жаль, что в Константинопольской Софии так много фресок-мозаик еще не раскрыто, найти Софию в Софии определенно нельзя... А из тех, что известны – вот эта – моя любимая… Может, тоже София…
вот немного материалов, и - еще продолжение будет, попозже)
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/losev/losev1/26.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6503.php
http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sofia_premud.html
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2210&n=112
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |