О крысолове и его дудочке |
благодаря cdefg обнаружила интереснейший пост
Отличные картинки - в продолжение темы любимой и загадочной сказки о крысолове и его дудочке. Помните, было тут уже у меня - Чума, или дудочка крысолова...
Но, несмотря на замечательные картинки, не смогла это процитировать без комментариев (в скобках) - слишком много в тексте всяких убогих штампов про "мрачное Средневековье", в том числе о ненависти христианства к кошкам))) а вот картинки - хороши, интересны, есть над чем подумать... Посмотрите, вероятно, крысоловы дрессировали крыс - у многих из них - клетки, а не только подвешенные трупики. На портретах - живые крыски)))
Старинная удивительная легенда-быль о крысолове- загадка до сих пор.
Крысоловы были городские, дворцовые и странствующие.
Эта профессия была распространенной и общественно значимой, хотя считалась неуважаемой. На шестах крысоловы несли связки крысиных трупов (на самом деле - картинки говорят о другом) , на лотках – ловушки и яды, их часто сопровождали собачки- охотники. Придя в деревню или в город, они расхваливали себя и уверяли, что их метод уничтожения крыс- самый эффективный. Если крысолову удавалось произвести впечатление на измученных крысиной напастью горожан, то тогда заключались договоры с отдельными хозяевами домов и лавок, и крысолов приступал к работе. Но, несмотря на старания крысоловов, размножение грызунов в городах и походило на нашествие. А реальное событие - сожжение города епископом ради избавления от крыс - впоследствии стало легендой и народной балладой.
Cornelius Vischer (born at Haarlem, 1610)
Крысы были одной из жутких проблем Средневековья. Упоминания о вреде причиняемым ими, часто встречаются в легендах и хрониках. Базельские анналы отмечают еще под 1271 г.: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод».. Упоминания о вреде причиняемым ими, часто встречаются в легендах и хрониках. Базельские анналы отмечают еще под 1271 г.: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод».
(дальше идёт просвещенческий бред ) Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-европы погибло.(вот так - по-простому, жуть))) Так что страх перед крысами - старый страх. Не зная ничего о бациллах, люди в средние века просто заметили, что вслед за крысами в город приходила чума, поэтому крысы считались вестниками беды и смерти.
( далее - снова обострение фантазии)Так как кошки, как «бесовские отродья», были христианами практически изведены, и с крысами было бороться некому, то спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.
При дворе Якова I (правл. 1603-1625г.), в состав Королевской Палаты входило большое количество придворных слуг, представителей разного рода профессий, которые подчинялись непосредственно Лорду-камергеру. Среди них значились не только сундучник, сапожник, часовщик, но и придворный крысолов (ratcatcher)
Print made by Jan van Vliet
A rat-catcher, whole-length in profile to left, arguing with the rats which have come to sit in his tray which is supposedly filled with poison, other rats on the trap leaning against his right shoulder.
1632
Etching
Рукопись 1430 года - «Книга о чуде» - содержит сцены обрядов и заклинаний для изгнания крыс. Людей, занимающихся этим, называли заклинателями. Некоторые из них, подобно гамельнскому крысолову, уводили крыс с помощью музыки, другие читали заклинания или молитвы. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами (ни разу такого не было, нет ни одного документа или упоминания) , способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы. В России крысоловов называли повелителями или хозяевами крыс. Их услугами часто пользовались владельцы мельниц, где серых грызунов водились целые полчища. Считалось, что «хозяин крыс» мог не только увести надоедливых соседей, но и натравить их на неугодных ему людей.
Drawn by Adriaen van de Venne
Date
1620-1626
New Art Gallery Walsall
Artist After Visscher, Cornelis de (Dutch engraver and draftsman, ca. 1629-1658)
Previously attributed to Dutch School
Date Earliest about 1650
В красивой горной местности на берегу большой реки Везер на севере Германии расположился тихий городок Гамельн (Hameln), больше известный теперь как Город Крысолова. В конце XIII - го века в этот город пришла все та же беда, что и в большинство европейских городов - крысы. В сказке братьев Гримм это описывается так:
«В Гамельне всегда было много крыс, но опасности они не представляли, поскольку кошки всегда решали эту проблему обычным способом - убивая их. Однако, внезапно что-то случилось, и крысы начали бешено размножаться. И вскоре черное море крыс заполонило весь город...»
Характерный момент: «Все, что нам нужно - это армия котов! Но все кошки были мертвы...»
(о! тут самое крысиное место. Чума! Необразованный автор пытается вызвать эпидемию, еще и евреев приплетает) Инквизиция и простые «сознательные граждане» истязали и убивали ни в чем не повинное «сатанинское отродье»-кошек в таких количествах, что кошкам грозило почти полное уничтожение. К XIV веку кошек осталось так мало, что они уже не могли справляться с крысами, переносившими бубонную чуму. Начались эпидемии, в которых, естественно, обвиняли не инквизицию, а прокаженных и евреев (считалось, что причина чумы в том, что они отравляют колодцы). В волне погромов, прокатившейся по Европе, были уничтожены около 200 еврейских общин. Это не помогло. Тогда решили, что уничтожены еще не все зловредные ведьмы и стали сжигать их с еще большим рвением. Вместе с кошками. Крысы расплодились еще больше. Результат известен — от четверти до трети населения Европы погибло от чумы. (Только в самом конце XIX века Александр Йерсен и Луи Пастер своими научными исследованиями вернут кошке ее доброе имя, открыв, что чуму вызывают микробы, а не ведьмы, кошки или евреи).
Кошки начинают размножаться, уменьшается количество крыс и мышей, затихает чума и ...люди с новой силой и с прежним рвением продолжают «дьявольских животных» сжигать. (ну, если бред - то он уже просто продолжается) При этом набирает силу поверье, что в чуме виноваты как раз кошки, источающие «зловредные миазмы». Мыши и крысы с радостью наблюдают из своих норок, как обвиняемые в сотрудничестве с ведьмами и дьяволом кошки снова исчезают одна за другой и гибнут от рук благонравных христиан. Хорошее настроение способствует хорошему аппетиту — в начале XVI века крысы почти полностью съедают урожай в Бургундии. Наступает голод, люди опять гибнут. Церковь, как обычно, борется с бедой старым, проверенным методом — вызывает крыс на суд. Процесс в суде Отенского церковного округа, где крыс призвали к ответу, был довольно таки длителен, но урожая не прибавил и медленно угас сам собой, принеся очередные лавры лишь адвокату. Хотя «повестки были составлены по всей форме; во избежание возможных ошибок подсудимые были описаны как мерзкие животные сероватого цвета, живущие в норах», но адвокату удалось доказать, что крысы не явились на суд, поскольку боялись кошек. Суд признал основательность приведенного аргумента. И так дальше, по заколдованному кругу...
В сказке не говорится, что случилось с кошками, вот здесь про это есть:
Кошки и их уничтожение церковью (гы-гы-гы - вот тут ссылка на основного вешателя лапши на уши, еще и спорынья-ЛСД приплетены как основа христианского мировоззрения, гляньте, это любопытно):
http://www.absentis.org/abs/lsd_11_zveri.htm#cats
Print made by Cornelis Visscher
The rat-catcher; three-quarter length, accompanied by a dog and a young boy holding a pole with a cage atop with a number of dead rats dangling from it; the rat-catcher wears a fur cap and cape and has a box strapped to his person. 1655
Bust of the rat-catcher, wearing a fur cap and cape; unsigned copy after Cornelis Visscher
Mezzotint
1662
В назначенный день судебного заседания люди собрались в ратуше и ждали, что на суд прибудет сам Крысиный Король. Ходили слухи, что у него пятнадцать голов у него и одно тело. Наглый Крысиный Король почему-то суд проигнорировал и, как обычно повелось в таких случаях, приговор пришлось выносить заочно. Суд огласил крысам приговор на выселение: «Посему приказываем и повелеваем: всем упомянутым крысам, а также королю всего крысиного племени к полудню завтрашнего дня под страхом смертной казни покинуть наш славный город, а также все земли, принадлежащие ему». В отличии от убегавших в страхе от таких приговоров жуков и гусениц в соседних городах (в это христиане свято верили), крысы в ответ даже хвостом не повели, а продолжали опустошать дома, сараи и склады, сжирая все, что было сделано не из железа. Город продолжал пребывать в ужасе и панике.
И вот однажды, а точнее 26 июня 1284 года, в славном городе Гамельн, заполоненном полчищами крыс, объявился незнакомец в диковинном пестром наряде, пообещавший избавить жителей от напасти. Перед жителями забрезжил слабый огонек последней надежды, и они пообещали заплатить даже куда больше требуемой цены. Таинственный пришелец заиграл на дудочке и привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и пошли за музыкантом к реке Везер, где и утонули. Город был спасен. Но жадные горожане отказались заплатить чужеземцу не только повышенную, но и оговоренную сумму. «Вы горько пожалеете о том, что нарушили обещание» - сказал Крысолов и ...исчез, растворился в воздухе
А вскоре над городом снова разлилась мелодия флейты. Завороженные роковой мелодией, множество детей выбежали из домов и пошли за крысоловом по направлению к горе, расположенной возле Гамельна, где бесследно исчезли навсегда, словно их никогда и не было...
Man displaying a board of popular prints to a group of villagers; a rat-catcher nearby and a boy with a hoop, a woman and child at centre
Drawn by Christian Wilhelm Ernst Dietrich
Date
1727-1774
Достаточно полно эта история изложена Йобусом Финцелиусом в 1556 году в книге «Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных»:
-------------------------------------------------------------------------------
«Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето господне 1284, в день святых Петра и Павла. Некий молодец лет 30, прекрасно одетый, так, что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, услышав ту дудку, числом около 130, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них. Матери бродили от города к городу и не находили никого».
The Flemish rat-catcher
A man stands on a stool, pointing to a canvas illustrated with various scenes, surrounding him, listening, is a small group of men, women and children; behind him stands a boy supporting a cage mounted on a pole, from which hang two dead rats, tree and houses in the background; scratched letter proof and edge uncleared 1772
Print made by Robert Laurie
After Adriaen van Ostade
Крысолов около лавки торговца мехами.
The rat-catcher; group of figures at cottage doorway; pedlar holding tall cage, boy beside him with box, conversing with old man at gate; after Rembrandt
Print made by Francesco Novelli
Date
1790 (c.)
Память о тех событиях хранит до наших дней этот старинный немецкий городок. Появление Крысолова в Гамельне и исчезновение ста тридцати детей зафиксированы как достоверный факт. Позолоченная надпись на здании старинной ратуши, прозванной Домом Крысолова, гласит: «В год 1284, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек 130 детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли». Улица, по которой Пестрый Дудочник увел детей, называется улицей Молчания – здесь и сегодня запрещено бить в барабан. Около 1375 года описание «исхода детей» было внесено в хронику города Гамельна, а фигура Крысолова была изображена на церковном витраже рядом с гербом города. Туристы теперь могут также полюбоваться на памятник музыканту, уводящему крыс и мышей из города и попробовать вкусные булочки-мышки. Три раза в день в стене старинного здания открывается дверца, из которой появляется дудочник. Сначала он уводит из города крыс, а затем детей. Но в разыгрываемых механическими фигурками сценах (как и во многих поздних сказках) все заканчивается благополучно: музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.
У знаменитого гамельнского крысолова, очаровавшего крыс игрой на флейте, были предшественники. В краеведческом музее Гамельна хранится множество свидетельств: документов, гравюр, офортов XVII-XVIII веков. Но мир, благодаря пропавшим детям, запомнил именно этого Крысолова.
Drawn by Charles Cooper Henderson
Date
1803-1877
Легенды о Крысолове
--------------------------------
Такова легенда. Но легенда ли? Уже в ряде средневековых документов обнаруживаются подтверждения того, что предание о Крысолове, скорее всего, не вымысел, а реальное историческое событие. Из ранних произведений можно упомянуть труд «Гибель детей Гамельна» Иоганна Помариуса, относящийся к XIV веку. Но более интересна городская летопись. Цитируемый ниже отрывок является сегодня наиболее достоверной частью предания.
«В 1284 году, в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пестрые покровы флейтист вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коплен, близ Кальварии, где они и пропали».
В данном тексте приводятся, как мы видим, лишь голые факты, никак не объясняющие смысла происшедшего. По-прежнему остается неясным, как загадочному флейтисту удалось подчинить своей воле детей и главное — «нейтрализовать» родителей. «Здесь попахивает колдовством», — сказали бы раньше. В наши дни, скорее всего, предположили бы, что Крысолов владел искусством массового гипноза.
В XVI—XVII веках в легенде был еще один любопытный отрывок, позже исчезнувший. В нем говорилось, что двум ребятишкам все же удалось спастись и они сообщили жителям города подробности исчезновения товарищей. Из их сбивчивого рассказа следовало, что, отстав из-за усталости от других ребят, они увидели, как дети вслед за Крысоловом вошли в горную пещеру и каменные стены сомкнулись за ними. Через несколько недель после этих событий один из уцелевших детей онемел, а другой лишился зрения. Суеверные горожане посчитали случившееся кознями Сатаны. Они были уверены, что это именно он явился в город под видом флейтиста.
Drawn by William Collins
Date
1803-1847
Rat Catchers
Three dogs surround two dead rats, another alive in a trap at left, a white dog creeping towards a fourth that pokes it head up between in floorboards in the right foreground; after Landseer. 1823
Помимо недостатка фактов, нашедших отражение в хрониках и книгах, исследования загадочной истории затрудняются еще и тем, что некоторое время спустя после описываемых событий в Гамельне началась эпидемия чумы, унесшая большинство свидетелей трагедии.
В наши дни предлагалось немало версий, пытавшихся научно объяснить историю гамельнского крысолова без всякой мистики и чертовщины. Одни исследователи полагали, что в городе случилась эпидемия чумы или дифтерии, убившей детей, а образ флейтиста считали аллегорическим символом вошедшей в город болезни.
Более интересную гипотезу выдвинул ученый Мейнард, утверждавший, что дети пали жертвой охватившего их особого «танцевального» психоза. Он приводил многочисленные примеры подобных случаев из области истории и медицины. Вспомним хотя бы эпизод с Детскими крестовыми походами, когда подростки, как бы охваченные внезапным безумием, безоружными отправлялись в путь, надеясь победить мусульман с помощью песен религиозного содержания.
Еще одна версия сводится к следующему. В 1284 году некий вербовщик, проходя через Гамельн, уговорил молодых горожан последовать за ним для переселения в другое место. Перейдя через горы, все эти люди оказались на территории современной Румынии и поселились там.
Rat-catcher with his terriers
Collection John Johnson Trades & Professions
Title Variant Rat-catchers and rat-catching
Date July 7 1838
Юбилей Крысолова в 1984 г. привлек в Гамельн толпы туристов и заново пробудил интерес к легенде о Крысолове. Международная Служба Би-Би-Си посвятила ей 13 июля 1984 г. передачу из цикла программы культуры и искусства «Меридиан». Как отмечала Би-Би-Си, исторически в основе легенды лежат средневековые Крестовые походы, в особенности печально известный Крестовый поход детей (1212 г.), которые вызвали массовые переселения народов (XI — XIII в.), а также страшные эпидемии чумы в Европе в XIV.
Согласно версии ВВС, история избавления города от крыс также имеет реальную основу. Воздействие музыки на некоторых животных давно известно на Востоке и подтверждено современными лабораторными исследованиями. Вероятно, какой-то бродячий монах-проповедник уговорил детей Гамельна примкнуть к Крестовому походу, а в XVI в. ловкий журналист объединил это событие с актуальной темой избавления города от крыс — переносчиков чумы.
--------------------
Netsuke Figure of the Thwarted Rat Catcher in Carved Ivory, 19th Century
Factory of Bow China Works
Production place
Factory in New Canton
Date
1755-1760
SWOL, Ambrosius van
The Rat-Catcher
c. 1660
Boxwood, height 31 cm
Rijksmuseum, Amsterdam
Легенда о Крысолове стала основой для множества поверий и сказок. О Крысолове сложены народные баллады. Многих прославленных поэтов и писателей вдохновила эта легенда: великих немецких поэтов Гёте и Гейне, английского поэта Броунинга, шведскую писательницу Сельму Лагерлёф, русскую поэтессу Марину Цветаеву. Вспомним и нашествие крыс на старинный замок в сказочной повести Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» – этот эпизод почти полностью повторяет первую часть легенды о Крысолове: маленький Нильс с помощью волшебной дудочки с семью дырочками выводит из замка всех крыс. Со временем образ Крысолова стал мифом, начинал отделяться от средневековой фабулы и создавать новые, созвучные времени сюжеты. В голодном 1920 году в Петрограде Александр Грин написал мрачный и загадочный рассказ «Крысолов». Чудом спасшийся герой повествования рассказывает о крысах-оборотнях, способных принимать любой человеческий облик. «Крысолов», «Дудка Крысолова» — эти слова стали нарицательными. Дудкой Крысолова люди называют лживые обещания, увлекающие на погибель.
======================КАРИКАТУРЫ==================================
A W.L. caricature of Lord North as a rat-catcher. 1773
The satirist as the political rat-catcher; a skeleton, Louis Philippe and Thiers are seen hanging from the pole carried by the young man from "La Caricature", 1835
Print made by Charles Joseph Travi
это всё - отсюда - http://marinni.livejournal.com/408350.html
зы. про кошек в Средневековье напишу отдельно, кто бы мог подумать, что такой, как здесь бред так распространён...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |