Фильм "Зеркало для героя" |
Вот такое зеркало для героя. Видите, в уголке стоит. В родительском доме. Только там. Трогательно очень.
Это собственно всё, что хотел сказать автор. Но идея настолько глобальна и всеохватна, что не очень то и замечаешь претензии на постмодерновость, двойной наворот перипетий - а вот не только в прошлое вернуться, так еще там зациклиться на одном дне...
Главный герой психолог-лингвист Сергей Пшеничный (Сергей Колтаков) прислал отцу черновик своей диссертации «Особенности пространственной организации биоэлектрической активности мозга во время речевого акта».
Отец (Феликс Степун) отзывается о работе сына критически – свои комментарии изложив в виде объёмной, трогательно-любительской повести. Пока отец читает, Сергей вспоминает как ездили дачку снимать для отца... а там в земле вот такие закопаны скульптуры.
Комнатка отца показана очень любовно...
А Сергей во время ссоры с отцом дурачится, они говорят друг другу страшные вещи...
А после ссоры - концерт "моллюска" "Наутилуса"... вот в таком вот клубе.
"Гудбай, Америка" и "Казанова". (Не иначе, в одном институте учились свердловском архитекторы Бутусов и Хотиненко)))
А это уже "в прошлом". Сергей со знакомым Андреем пытаются шутить с жизнерадостным и тупым милиционером.
И много раз за фильм - вот такие протуберанцы. Многозначительные очень - обращение к физике и Вселенной. Ни о чем, и обо всем сразу.
А вот самый трепетный момент - встреча с матерью, на похороны которой он не успел. Мать молода и беременна им же.
А этот восход повторяется много раз, обозначая новый день в шахтерском посёлке, абсолютно похожий на предыдущий.
Работа на шахте не вдохновляет.
Удивление вызывает только белая плесень, покрывающая часть забоя
И крыса Антрацит, которую подкармливают салом)
Зеркало, соединяющее два мира - сталинский и горбачевский напрямую. Времена Горбачева и времена Сталина - интересное сопоставление, немного перекошенное. Снято в живом до сих пор еще стиле, охватившем наше кино со времен перестройки: с гнилыми зубами, матерщиной, цинизмом и прочей гадостью. Но здесь еще другое. Вполне отчетливо звучащая "тоска по настоящему".
Андрей, знакомый Сергея, находит в прошлом самого себя...
Слепой Сашко. "Я знал, что такая песня должна быть - «Слеза несбывшихся надежд»...
Атмосфера прошлого затягивает не только героев, но и зрителей.
Но порядком портит потрясающую атмосферность фильма неуместная и какая-то стеснительная ирония по отношению к сталинизму. Вот, вроде принято смеяться... ну и мы. Немножко, слегка. И выходит местами гаденько. Но, с другой стороны, в то время, когда снимался фильм сталинизм вообще вызывал гнев и ненависть. Вот это цепкое желание авторов высказаться на потребу дня значительно снижает художественность картины, хоть фильми на вечную тему отцов и детей.
Вот отец и сын в "воронкЕ". "У него жена беременная. Мной!"
Но и этот воронок при свете восхода смотрится романтично.
Оказавшись снова в настоящем, Сергей по-другому воспринимает мир и людей.
Из окна все того же домика Сергей видит себя, обнимающего отца.
Прошлое нельзя изменить... но можно простить. И без этого прощения невозможно будущее.
PS. Всё спросить хочу - "не заманят ли империалисты в западню нашего Мао"?
Апдейт. Самое начало фильма.
Cеренада Смита из оперы Бизе "Пертская красавица". Исполняет Геннадий Пищаев.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |