-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Педагогика Киплинга. Маугли

Суббота, 06 Августа 2011 г. 14:29 + в цитатник

1067597___ (600x450, 84Kb)

Самые известные произведения Киплинга - сказки о Маугли из «Книг Джунглей». И типовой вопрос к ним - что хотел сказать автор?) О том, что очередной раз - "добро побеждает зло"? Да и сказки ли это? Исследователи часто называют эти произведения рассказами, историями, повестями, мифами, а некоторые - даже героическим эпосом. Удивительное дело - Киплинг и тут остался верен себе, создав совершенно оригинальные и неповторимые повествования со стихами (ага, как в сагах - "и сказал он вису").

У нас восприятие этого произведения "про Маугли" в подавляющем большинстве случаев - по советскому мульфильму. То есть аж два раза "поправленное" - один раз - переводом, второй - сценарием мультфильма. Радует, что такие "перевороты" не изменили смысл кардинально, но и переделки не прошли бесследно. Мне стало интересно, что же всё-таки имел ввиду автор, а не переводчик, и не сценарист.

При обилии переводов некоторую сложность добавило то обстоятельство, что целиком, со стихами, весь текст существует только на английском, а переводы сделаны или выборочно - отдельных сказок, или отдельных стихов, или части сказок со стихами.

Не спеша (а куда спешить))) с определением основной идеи, для начала нужно разобраться с двумя философскими моментами, чтобы уточнить картинку мира этого произведения.

Во-первых, как бы там не рассуждали о дарвинизме и индийской философии, которые объединены идеей градиентного перехода от животного к человеку, эволюцией, (и то и другое были хорошо известны Киплингу), совершенно очевидно, что писатель противостоит и Дарвину, и индуизму. В тексте произведений часто (!), и в мультике это тоже отразилось, но не в такой степени, Маугли говорит о том, что он - человек.

"- Слушайте, вы! - крикнул он. - Весь этот собачий лай ни к чему. Вы столько раз говорили мне сегодня, что я человек (а с вами я на всю жизнь остался бы волком), что я и сам почувствовал правду ваших слов. Я стану звать вас не братьями, а собаками, как и следует человеку. Не вам говорить, чего вы хотите и чего не хотите, - это моё дело! А чтобы вам лучше было видно, я, человек, принёс сюда Красный Цветок, которого вы, собаки, боитесь."

Во-вторых, эзотерические всякие заморочки со всамделишными "мауглями", попавшими надолго в тропический лес в Азии или в пыльную кладовку в Тюмени, маленькими несчастными детьми - сплошные выдумки. Вне человеческого общества нельзя стать человеком, это невозможно, поэтому не надо воспринимать киплинговскую метафору буквально. А вот маленькие дети сами по себе - действительно просто детёныши, зверюшки, и как бы ни красива была руссоистская мысль о "естественном человеке" и выросшее из нее ньюэйжное "слияние с природой" - приходится признать, что человек остаётся человеком до тех пор, пока противостоит природе, а если он "сливается", то превращается в зверюшку... Удивительно читать академические комментарии к научным изданиям "Книги Джунглей", иногда складывается впечатление, что исследователи изучали чучело Киплинга, по американскому мультику, не иначе).

Мозаика сказки о Маугли складывается из отдельных, вполне законченных смальточек. Сначала Киплинг написал небольшой рассказик "В лесах" - окончание истории о Маугли, ну, то есть начал с конца, рассказик совсем такой почти несказочный, там Маугли женится и живет уже среди людей, помощником лесничего. Потом были написаны две "Книги Джунглей" (1894-96), где собраны произведения, небольшие и разные, объединенные одним взглядом на мир, там и сказки - как про Рикки-Тикки-Тави, и легендарные истории - как о министре, ушедшем в горы и канонизированном как Пурун Бхагата,  и бодрые песни "слуг её величества", и даже есть сказка с русскими словами - про северного морского котика, "духа Захарова"... Из восьми частей первой книги - только три - о Маугли, из второй - пять.

Нас интересует только Маугли, поэтому, бухгалтерски)) в остатке - всего восемь сказок, плюс еще "эпилоговый" рассказ "В лесах", итого - 9 штук произведений.

Теперь немного о мульфильме (Союзмульфильм, 1967-71), от него никуда не деться, он у всех в голове с детства. Красоты неземной и глубокой образности мультик, профессионален до единого штриха и звука, как и вся советская классическая (в смысле рисунка) анимация. Ручками, покадрово многое нарисовано, ах... Да и интересно, как именно с коммунистической точки зрения отредактировали Киплинга, что посчитали важным для воспитания в то время. Сценарий написал Леонид Белокуров (настоящая фамилия - Барн, (еще у него фильмы «Последний дюйм», «Тропой бескорыстной любви»), так что все знаменитые фразочки-мемы из мультика - авторства Леонида Белокурова.

Оффтоп, но скажу - потрясающе, как... советская мультипликация создавала шедевры совсем не о Ленине и партии, пионерах-героях, а вот про всякую серую шейку, золотых антилоп и храброго маленького оленика, про мифы Древней Греции, гусей-лебедей, гы - и еще про дауншифтеров из Простоквашино.. ну и про Маугли, да. И их целая коллекция, много очень, вполне в нежном возрасте "от трех до пяти" хватит, и пересматривать, пересматривать, и есть о чём с дитём поговорить).

Про Маугли - 5 серий по 20 минут. Интересно, что взяли в сценарий, а что осталось за бортом.

Как часто бывает, перевод с английского на американский оказался суицидальным, не буду про диснеевский мультик, так же как и симулякр - про Тарзана, это вообще никакого отношения к Киплингу не имеет.

И мультик, и книга – самая настоящая сказка!, вот, иногда авторские сказки – получаются классическими,  потому что (все по Проппу) - инициация - в самом буквальном смысле: Маугли взрослеет, изменяется, становится взрослым. Герой попадает в самый что ни на есть - иной мир, где всё действие происходит ночью –  днем просто все герои лежат в тени, в джунглях жарко, поэтому охота, разговоры, драки и многое другое откладываются на темное время суток. Это совсем другое дыхание, существование – другой мир. И везде - луна.   Волшебство и одновременно реальность этого мира завораживает… и лунное время – везде.

И луна светила в устье пещеры, где жила семья...

Когда луна взошла над равниной, залив ее словно молоком...

Свет луны, взошедшей над Сионийскими горами, вычерчивал...

Утренняя роса блестела на её шкуре, как лунные камни...

я говорил тебе четыре луны назад, что твоего города уже нет

когда над джунглями стояла полная луна, вся Стая собралась на Скале Совета

Он до появления новой луны будет охотиться в этих горах

щенок утопится, лишь бы укусить Луну в реке

Холодные Берлоги стояли в лунном свете пустые и безмолвные

Когда эта луна была молода, я имел четверых близких: подругу и трёх волчат...

В сказке про Маугли, как и положено, есть волшебные помощники, волшебные предметы, и сила человеческого взгляда, которого не могут выдержать даже близкие звери-друзья.

Теперь будет небольшой пересказ с комментариями - чтобы освежить в памяти и восстановить киплинговскую, а не мультяшную последовательность событий и действий, и может, немного почитаем вслух, давно уже тут не читали)

1. «Братья Маугли» - так называется первая часть у Киплинга, «Ракша» - первый мультфильм о Маугли. Интересно, что в первоисточнике важную роль сыграл(а) Багира, который(ая) выкупил(а) человеческого детеныша. А в мульфильме сюжетно примерно всё совпадает, но акцент сделан на матери-волчице, которая одна (!)  против всех, и стаи, и Шерхана, готова принять бой за приёмного сыночка-лягушонка. "Пусть это моя последняя битва, " - говорит Ракша.

1067597_Raksha_poslednyaya_bitva (600x452, 49Kb)

Сюжет третьего мультфильма "Последняя охота Акелы" - тоже из этой сказки. По Киплингу, Акеле грозит не просто лишение власти, как в фильме, а смерть; из акцентов обращает на себя внимание несоответствие: в книге - Акела на самом деле - промахнулся, и Шерхан у Киплинга не способствовал этому промаху, как у Белокурова.

1067597_Akela_promahnylsya (600x452, 54Kb)

По совету Багиры Маугли приносит из деревни огонь. На Скале Совета волчьей стаи он защищает Акелу, демонстрирует стае свою силу, подпаливает шкуру Шер-Хана. Мультик и книга тут принципиально разнятся только в одном - большая часть стаи настроена всё равно против Маугли.

2. «Охота питона Каа» - название сказки Киплинга, "Похищение" - так называется "вторая серия" мультфильма.  Процесс обучения предполагает физическое воздействие))) Вот Балу шлёпает Маугли за "прямохождение" - "что ты бегаешь на двух ногах, когда у тебя их четыре?")

1067597_chto_ti_begaesh_na_dvyh_n_kogda_y_tebya_ih_chetire (600x453, 83Kb)

Да и Багира - за непочтительное отношение к Балу, тоже особенно не церемонится. Маугли оправдывается - "но я ведь не хотел спустить с него шкуру")

1067597_no_ya_ved_ne_hotel_spystit_s_nego_shkyry (600x451, 90Kb)

В этой сказке еще интересный воспитательный акцент: у Киплинга было - испытание властью: Маугли бандерлоги соблазняют предложением стать их "Царем", и он соглашается, у Белокурова - обезьяны похищают спящего мальчика помимо его воли; негоже, типа, герою поддаваться на провокации)

Танец Каа в Холодных пещерах - шедевр мультипликации, и символика хороша и актуальна, ага, «Бандерлоги, хорошо ли вам видно?»



3. «Тигр! Тигр!» - третья сказка Киплинга о Маугли.

Многие волки ненавидят Маугли, потому что не могут выдерживать его взгляда и ощущают его необъяснимое превосходство - этого в мульфильме нет. Маугли уходит из джунглей и идет в деревню, к людям. Там женщина по имени Мессуа принимает его за своего некогда утащенного Шер-Ханом сына и дает ему приют у себя в доме. Маугли учит человеческий язык, осваивается с образом жизни людей,  как-то незаметно у героя появляется охотничий нож (у Киплинга нет ничего о «Железном Зубе», просто Маугли  - человек, и у него – нож, априори, естественно) а затем на несколько месяцев становится пастухом деревенского стада буйволов. Однажды он узнает от преданных ему волков, что Шер-Хан, уходивший в другую часть джунглей, чтобы залечить свои раны, вернулся. Тогда Маугли заманивает тигра в ловушку и направляет на него с двух сторон буйволиное стадо, и расправляется с ним.

1067597_Maygli_past_porvy (600x455, 71Kb)

Шер-Хан погибает. В мультфильме разорванная пасть тирга вот так показана:

1067597_v_glotke_sherhana (600x454, 29Kb)

Прознавший о смерти тигра деревенский охотник желает получить за поимку Шер-Хана 100 рупий и хочет отнести его шкуру в деревню. Маугли не позволяет ему этого сделать. Тогда охотник называет его оборотнем, а Мессуа и её мужа колдунами. Маугли с тигриной шкурой скрывается в джунглях. Его названых родителей собираются сжечь. Тем временем волки в джунглях – в разбродах и шатаниях, без стаи – на свободе.

«– Будь нашим вожаком опять, о Акела! Будь нашим вожаком опять, о детёныш человека, потому что нам надоело беззаконие и мы хотели бы снова сделаться Свободным Народом.

– Нет, – промурлыкала Багира. – Этого не должно быть. Когда вы наедитесь, безумие снова может овладеть вами. Недаром зовут вас Свободным Народом! Вы боролись за свободу и достигли её. Питайтесь ею, о волки.»

«– Стая людей и волчья стая выгнали меня, – заметил Маугли. – Теперь я буду один охотиться в джунглях.

– И мы будем охотиться с тобой, – сказали четыре сына Матери Волчицы. 

Итак, Маугли ушёл и с этого дня охотился с четырьмя детьми Матери Волчицы.»

4. «Как страх пришел в джунгли». Мифологическая сказка, советским детям ни к чему, не вошла в экранизацию. Речь в ней идёт о сотворении мира и связи смерти и страха, онтология, так сказать, и агрессии - маловато)))

«В начале, когда джунгли только что появились (а никто не знает, когда это было), мы, все жители зарослей, паслись вместе и не боялись друг друга. В те дни засух не случалось: листья, цветы и плоды росли на одном и том же дереве, и мы ели только листья, цветы, траву, плоды и кору.

Господином джунглей был Та, первый слон. Своим хоботом он поднял джунгли из глубоких вод; там, где он прорывал своими бивнями борозды в почве, текли реки; где он ударял о землю своей ногой, образовались водоёмы, а где он трубил в хобот, падали деревья.»

«Ты убил оленя, ты впустил в джунгли смерть, и вместе со смертью к нам пришёл страх; теперь Народ Джунглей боится друг друга, как ты боишься Бесшёрстого»

5. «Нашествие джунглей». Эта сказка не экранизирована. Месть Маугли –  и без убийства людей впечатляет.

"Я видел и нюхал кровь женщины, дававшей мне пищу. Без меня её убили бы. Только аромат молодой травы, которая покроет их пороги, уничтожит этот запах. От него у меня во рту горит. Впусти джунгли в деревню, Хати!"

"Багира задрожала и прижалась к земле. Она понимала, что в крайнем случае можно быстро пронестись по сельской улице и, раздавая в толпе удары вправо и влево, ловко убивать людей, когда они пашут в сумерках, но этот план уничтожения целой деревни, которая должна была исчезнуть, пугал её. Теперь пантера поняла, зачем Маугли послал за Хати. Только много проживший слон мог исполнить план такой войны."

 

Песнь Маугли - угроза жителям деревни -

Я пошлю быстроногих лиан полки,

Где росли хлеба, - взойдут сорняки,

И джунгли вытопчут ваши посевы,

Рухнут балки домов, крыши в пепел падут,

И карелой, горькой зелёной и жадной карелой

дворы зарастут.

 

У ваших, обваленных бурей, ворот

Будет петь свои гимны мой волчий народ,

Станут змеи хранителями очагов,

В заросших амбарах поселятся стаи нетопырей,

И дикие дыни злой ненасытной карелы

засыплют постели людей!

 

Вы услышите поступь незримых бойцов,

В пастухи я назначу вам братьев-волков,

До восхода луны я с вас дань соберу,

Будут вепри в полях бродить,

пренебрегая межами,

И карела рассыплет свои несчётные семена,

там где женщины ваши рожали.

 

Вам останутся жалкие колоски: я урожай сниму,

И тогда увидите вы, что я, настоящий хозяин ему,

Станете вы колоски подбирать:

больше некому будет пахать,

И олени пройдут по полям иссохшим и рыжим,

И заросли горькой жадной зелёной карелы

Останутся тут вместо хижин.

………………………………………………………..

Я наслал быстроногих лиан полки,

Где росли хлеба там взошли сорняки,

И деревья корнями на вас наступают,

Валятся балки домов, и карелой —

Горькой зелёной и жадной карелой

ваши дворы зарастают!

"Четыре слона, стоя рядом, наклонили головы; внешняя ограда выгнулась, треснула и упала, и люди, онемевшие от ужаса, увидели дикие, забрызганные глиной головы разрушителей, которые выглянули из зияющего пролома. Тогда люди бросились бежать по долине; у них не было ни домов, ни пищи, а их дома, разрушенные, разбросанные, истоптанные, таяли позади них."

6. «Княжеский анкас» - частично переделанный сюжет - под Железный зуб в мультике.

По книге, анкас - драгоценный "красноглазый шип, который пил кровь слонов", богато украшенный инструмент для дрессировки и управления слонами. Маугли находит его у Белой Кобры в сокровищнице Холодных пещер.

«Как только подойдёшь к людям или хотя бы к вещам, сделанным людьми, - непременно слышишь о крови, - с отвращением заметил Маугли. Тяжёлый анкас немного надоел ему.

- Знай я всё, что ты мне сказала, я не взял бы этой колючки. Сперва я видел кровь Мессуа на верёвках, а здесь кровь Хати. Мне больше этого не нужно. Смотри!

Анкас, сверкая, отлетел, описал в воздухе дугу и на расстоянии тридцати ярдов от Маугли исчез между деревьями.

- Итак, мои руки чисты от смерти, - проговорил Маугли, вытирая ладони о свежую влажную землю.»

Брошенный анкас находят люди, и Маугли с Багирой пробегают по их следам, последовательно обнаруживая на пути трупы: чтобы завладеть драгоценностью, люди убивали друг друга, отправлялись дальше, и их убивали более сильные или хитрые. Маугли решает вернуть анкас обратно, Белой Кобре.

«- Ага! Он вернулся! Я говорила, что это смерть. Но как же ты-то всё ещё жив? - проворчала старая кобра, любовно окружая своими кольцами рукоятку анкаса.

- Клянусь выкупившим меня быком, не знаю. Эта вещь убила шестерых в одну ночь. Не выпускай же её отсюда.»

7. «Рыжие собаки» - в книге, а четвертый фильм называется "Битва". Героика и патриотизм, близко к тексту.

1067597_Maygli_v_bou (600x456, 52Kb)

Самый эмоциональный мультфильм из серии.

1067597_Maygli_draznit_sobaky (600x451, 45Kb)

"Это называется “дергать смерть за усы”.  

Кстати, Шерхан у Киплинга вообще не появляется тут, а в мультфильме показано его дезертирство вместе с Табаки -"а мы пойдем на север, а мы пойдем на север, когда назад вернемся не будет никого и даже лягушонка и косточек его." Ну, и в оригинале всё гораздо трагичнее, и цена победы – выше, погибает почти вся стая...

из "Песни Коршуна Чиля"

Вы, компаньоны мои и друзья, погибли, и мне вас жаль…

(Чиль! Ждите Чиля!)

Я лечу устроить ваш гордый покой, и разделить печаль.

(Вы, авангард Чиля!)

Вот на мёртвом мёртвый лежит,

пасть окровавлена, зрак раскрыт…

Вот он, конец всех на свете путей,

Пир для моих гостей!

8. «Весенний бег».  Этот сюжет  - в пятом мульфильме «Возвращение к людям». Сила Закона Джунглей показана в «Водяном перемирии». Сахи говорит: через трещину в голове могло бы войти немного ума))).  В мульфильме дарвинистски снято противоречие – Маугли уходит как бы под действием весенних гормонов, недвусмысленно показаны  резвящиеся девушки))) У Киплинга Маугли уходит не так оптимистично: потому что так «надо», таков закон, в том числе и сказочный – возвращаться из иного мира. Причем последняя сказочная страница книги – противоречий и не скрывает, у Киплинга люди (практически все, за редкими-редкими исключениями) на протяжении всего повествования последовательно сравниваются с бандерлогами… Но неиз-бежно - «бежать по новому следу»…

«Серый Брат молчал; наконец проворчал про себя:

– Чёрная была права.

– А что она сказала?

– В конце концов, человек возвращается к человеку. И наша мать, Ракша, говорила…

– То же сказал и Акела в ночь рыжих собак, – пробормотал Маугли.

– То же говорит и Каа, который умнее всех нас.

– А что скажешь ты, Серый Брат?

– Люди выгнали тебя грубыми словами. Их камни изрезали твои губы. Они поручили Бульдео убить тебя. Они хотели бросить тебя в Красный Цветок. Ведь ты сам, а не я говорил, что они злы и бессмысленны. Ты, а не я двинул джунгли на них. Ты, а не я сочинил про них песню, которая была злее нашей песни про рыжих собак.»

Багира - «Я долго охотилась, но теперь в кустарниках он лежит мёртвый, – лежит бык по второму году, бык, который даёт тебе свободу, Маленький Брат. Теперь все долги уплачены. Что же касается остального, моя речь – речь Балу. – Пантера полизала ногу Маугли. – Помни же, Багира тебя любила! – вскрикнула она и сделала прыжок со скалы. От подножия холма снова донёсся её громкий длительный крик: – Хорошей охоты на новом пути, господин джунглей! Помни же, Багира тебя любила.

– Ты слышал, – сказал Балу, – теперь всё кончено; ступай, но прежде подойди ко мне. О мудрая лягушечка, подойди ко мне.

– Трудно сбрасывать с себя кожу, – заметил Каа, когда Маугли, прижимаясь головой к слепому медведю, долго рыдал, обнимая его шею, а Балу слабо старался лизнуть его ноги.

– Звёзды побледнели, – сказал Серый Брат, нюхая предрассветный ветер. – Где мы сегодня устроим логовище? Ведь теперь мы побежим по новому следу.»

9. «В лесу» - уже почти несказочно Маугли служит помощником лесника, это по-киплинговски точный в деталях и выразительный рассказик... Интересно описан быт лесничего, инспекторские проверки начальства и детали службы колониального английского чиновника. Но… Маугли – всё равно – очень специфический и «странный». Вроде всё хорошо, и нормально, и пенсию ему заплатят, а... грустно видеть таким могущественного некогда Хозяина Джунглей, которому все звери лизали ноги и слушались беспрекословно...

_______

Обобщая, можно сказать, что у Киплинга Маугли , воспитанный волками, становится человеком - с разумом человека и волчьей хваткой. Но, как и было задумано Киплингом, с благородством и честью, со стыдом и совестью, которых в дикой природе нет. Тем исследователям и критикам, которые видят в Маугли ницшеанского сверхчеловека, стоит вспомнить, что персонаж - всего лишь Лягушонок, из которого система воспитания сделала человека. По книге - герой последовательно проходит - обучение Закону, физическую тренировку, обучение "языкам" (тут напомню, что универсальное "мы с тобой одной крови" - необходимо говорить именно на "языке" того, к кому обращаешься), мифологии и истории,  а так же испытания страхом, властью, деньгами, кровью и смертью.

После этого наступает взросление, и нужно уходить из джунглей. К людям.

Основная мысль Киплинга ясна: человеком недостаточно родиться, нужно им стать. Человеческий детёныш - ещё не совсем человек. Ага, "господа - вы звери"))) Конечно, предложенная Киплингом практически военная система воспитания - исключительно мужская, все преподаватели - мужского пола, говорила уже - Багира только в русском переводе поменяла пол. Песня "Закон Джунглей" звучит как скаутский гимн, и добрый медведь Балу говорит иногда совершенно в духе тех наставников, которые воспитывали будущих офицеров ее величества из кадетов той военной школы, где обучались "Стоки и компания."

У Киплинга Маугли почти всегда «свой среди чужих», метафора человека, в котором звериное и человеческое драматично сосуществует, и есть некоторый трагизм в том, что герой не принадлежит ни миру людей, ни миру зверей. В мультфильме дарвинизм берёт верх, и Маугли частенько "сливается с природой". Реки крови и вообще - кровь как символ, и просто, без метафор - как часть физиологии, делают постоянно звучащую и в книге, и в мультике формулу "Мы с тобой - одной крови!" многозначной. В книге она откровенно националистическая. Ни к бандерлогам, ни к красным собакам, ни к Шерхану с таким призывом не обращаются. А в мультфильме нет речи о том, что Маугли учится разговаривать на языке всех обитателей джунглей, и это не раз спасает ему жизнь - и формула приобретает оттенок "интернационализма".

Героем сказок Киплинга становится не хищник Шерхан, ненавидимый всем миром животных и птиц, а мальчик Маугли, умудренный опытом большой волчьей семьи и своими добрыми друзьями – медведем, леопардом и мудрым змеем. Борьба с Шерханом и его поражение - поражение Сильного и Одинокого, казалось бы, по идее - любимого героя Киплинга.

Скауты и книга джунглей

1067597_cubcert12px7 (400x325, 44Kb)

Педагогика Киплинга нашла деятельный отклик. В 1907 году отставной генерал Британской армии, внесший решающий вклад в победу Империи в бурской войне в Южной Африке, основал движение бой-скаутов в Англии. Звалиего  Sir Robert Stephenson Smyth Baden-Powell, Baron of Gilwell, Lord Baden-Powell. Он был близким другом Киплинга. По-видимому, они познакомились в Южной Африке, где Киплинг работал над газетными репортажами. Бейден-Пауэлл служил при королеве Виктории, шпионил в Афганистане, Индии, Турции и России, подавлял восстания зулусов и ашанти в Южной Африке. И вот, сидя в осаде в африканской крепости Мейфкинг, полковник приходит к мысли освободить часть взрослых бойцов, мобилизовав детей в качестве разведчиков и помощников. Оказалось, что экстремальная игра детям по вкусу. Бравый генерал, скрупулезно изучив европейский, африканский и даже самурайский педагогический опыт, издает книгу «Разведка для мальчиков» (The wolf cub'shandbook). Она тут же становится бестселлером в Англии и Европе. Вскоре игра в разведчиков захватывает весь мир, и мы тоже в неё играли, кто помнит, - в качестве пионеров.

Баден-Пауэлл (любовно величаемый в скаутских кругах Би-Пи) был членом масонской ложи. Безусловно, это отразилось на концепции, символике и даже девизе скаутского движения. Так, всемирными знаками стали: трилистник (ага, тот самый Fleur-de-lis), парочка пентаграмм и масонский узел. Каждая страна впоследствии разрабатывала свои символы. В ход пускалось все самое красивое, начиная от мальтийских крестов, розы ветров и орлов, в том числе - и двуглавых.

Скауты позаимствовали и старинный масонский девиз «Будь готов!», и С.К.О.Б. («Сильно. Красиво. Осторожно. Быстро»).

Внешние атрибуты скаутов скопированы с "Книги Джунглей".

1067597_parchmenthp9 (292x373, 19Kb)

Так, командир скаутского отряда называется Акела. Младшая группа мальчиков в скаутском ранге называется "Сubs", так же, как в тексте Киплинга называются Маугли и его братья волчата. Существует высший скаутский знак почёта -  орден Медведя.

Позволю себе сделать вывод (а вдруг кто дочитал аж досюда)))

Педагогика Киплинга была направлена на то, чтобы воспитать «новое поколение», как-то изменить общество, которое уже при жизни писателя становилось «бандерложьим», коммерческим, продажным и поверхностным. Возможно, Киплинг своеобразно понял дарвинизм))), как раз тогда находившийся на пике популярности, обезьянам в «Книгах Джунглей» уделяется пристальное и постоянное внимание - «они воют, выкрикивают бессмысленные песни, приглашают Народ Джунглей взобраться к ним и вступить с ними в бой; или без всякого повода затевают между собой ожесточённые драки и бросают мёртвых обезьян туда, где население зарослей может увидать эти трупы.

Они все собираются избрать себе вожака, составить собственные законы, придумать собственные обычаи, но никогда не выполняют задуманного, потому что их памяти не хватает до следующего дня...». Не зря великолепный и страшный танец Каа выглядит как оружие массового поражения – ну ведь для утоления голода ему не нужно столько обезьянок. По сути,  сказки о Маугли – вариант дудочки Крысолова: спасти от бандерлогов, увести мальчишек из этого феминизированного мира холодных пещер,  да хоть в джунгли, и заняться их воспитанием, вернуть к забытым традициям и понятиям – высшего закона, справедливости, хороших манер и разумной власти над природой. А потом – вернуть к людям…

Ну вот, на сегодня - всё, что удалось сложить в картинку мозаики. «Когда наступит завтра, мы будем охотиться для завтрашнего дня».

 

Материалы -

Стихи из «Книги Джунглей» в переводе Василия Бетаки.

http://meotis.livejournal.com/118086.html

http://www.kipling.org.ru/llb-ar-avtor-185/

http://www.slovosfera.ru/bookreview/kipling_vagrius.html

http://skuzn.livejournal.com/437104.html

Ой, и еще - очень забавно, нашлось по дороге: "на полном серьезе" Киплингу дао (!) приплетают - сделали из мультика нарезочку с заставками... ох, свежая идея, креатив, ну это примерно как из Лермонтова модно сейчас делать мусульманина)

http://www.youtube.com/watch?v=NzKxiXifGSM&NR=1

http://www.youtube.com/watch?v=3O4eMkSgQcY&feature=related

Серия сообщений "Киплинг":
Часть 1 - Киплинг. Теория и практика воспитательной работы
Часть 2 - Код Киплинга
Часть 3 - Советский Киплинг
Часть 4 - Педагогика Киплинга. Маугли
Часть 5 - Московский Киплинг

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Падунский   обратиться по имени Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 18:08 (ссылка)
А в детстве всё казалось таким простым и понятным)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Августа 2011 г. 12:16ссылка
Да, только у меня в детстве после мультика книжка вообще не воспринималась.)
А сейчас вот интересно стало разобраться - "что это было?". Думаешь, наворотила сильно сложно?
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Августа 2011 г. 12:22ссылка
Я, к стыду своему, так и не удосужился почитать эти рассказки. Хотя несколько раз слышал/читал разнообразные трактовки - от апологии сверхчеловека до чёрт знает чего. Может, это и отвращало?
А вот про источник скаутского движения не знал. Спасибо.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Августа 2011 г. 13:12ссылка
Непонятки с этими рассказками))) в России - объяснимы. Переводы - отрывочны, вот самый известный и общепризнанный - Дарузес - так и называется "сокращенный" и стихов там нет. Слышала, что недавно наконец собрали всё: и со стихами, и перевели, и издали даже... Но след потеряла)
А со скаутами, вообще-то, хронологически, "первым начал" Сетон-Томсон в Америке - он придумал про индейцев играть, "про природу", у него большая организация была - в самом прямом американском смысле первопроходцев "пионерская", без метафор). Но вот так военизированно это повернулось буквально через пару лет после него - в Англии...
Зы. А наши вполне себе всей страной могли играть в Дерсу Узала, Арсеньев был примерно в то же время )
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Августа 2011 г. 17:19ссылка
Могли, конечно, в Дерсу Узала. Но играли в юных ленинцев))
Кстати, только недавно заметил: на пионерском значке изображена отрезанная голова, объятая пламенем. Да ещё и внутри пентаграммы.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Августа 2011 г. 17:42ссылка
Сейчас вообще ни во что не играют совсем(((
Не, на пионерском - ленточкой прикрытая голова, отрезанная - на комсомольском, уже постарше всё же "носители")
А пламя трехлепестковое - аккурат по мотивам лепестков флёр де лис)
Скаутский значок Цесаревича Алексея.
скаутский значок для Цесаревича Алексея (250x328, 15Kb)
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 21:14 (ссылка)
Жил на свете рыцарь бедный...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Августа 2011 г. 12:16ссылка
Киплинг - да, последний Дон Кихот такой...
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 08 Августа 2011 г. 23:09 (ссылка)
Извините за обширную цитату, но вряд ли народишко пойдет по ссылке читатать сомнительно-умную статейку...
Это здесь: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/33/2?page=&print=1

Скаутизм имел одно важнейшее свойство: он сглаживал социально-классовые противоречия, находя в обществе общенациональные ценности, одинаково дорогие и крестьянину, и рабочему, и лавочнику: Вера, Родина, Нация.
Для России скаутизм играл особую роль. Он способствовал усмирению революционных сил. 30 апреля 1909 г. штабс-капитан Русской армии О. И. Пантюхов создал 1-ый отряд разведчиков, и этот день можно считать началом российского скаутизма. Бурный рост скаутизма в России приходится на Первую мировую войну, когда открылось большое поле для приложения сил молодежи России. Скауты дежурили на станциях и в госпиталях, помогали раненым, устраивали благотворительные концерты, работали в деревнях, помогая семьям тех, чьи родные были на фронте. В 1915 г. в Киеве доктор А. К. Анохин создал 1-ый отряд девочек-разведчиц. К 1917 г. в России скаутов было более 50 тыс; прошли 1-ый и 2-ой Всероссийские съезды по скаутизму. Большевистскую революцию большинство русских скаутов восприняли отрицательно. Кто-то из детей сумел попасть в белые строевые части, остальные в тылу помогали фронту, чем могли, а кто-то был разведчиком на территории, занятой Красной Армией, используя свои скаутские навыки. Естественно, это вызвало соответствующую реакцию у советских органов: скауты всячески преследовались. В 1920 году, после взятия Крыма в угаре красного террора были расстреляны Старший Скаут Крыма И. Смолянинов, скаутмастер Э. Цитович и др. Измученный, но не сломленный русский скаутизм приняла эмиграция. Так было положено начало работе скаутов России в зарубежье.

В РСФСР скаутские отряды были распущены в 1919 г. Однако какое-то время они маскировались под «юных коммунистов-скаутов». Была изменена лишь форма, но не содержание работы с детьми. Всеядные большевики решили использовать скаутизм для создания своей детской организации по воспитанию будущего коммунистического общества. Таким образом, 19 мая 1922 г. возникла пионерская организация имени В. И. Ленина. Создавали ее бывшие скаутмастера, в т.ч., Игорь Жуков. Отчаявшись, они пошли на создание новой детской организации, чтобы спасти хоть что-то из былого русского скаутизма. В 1923/24 гг. большевистских пионеров насчитывалось около 4000 человек, в то время как разведчиков было 50--60 тысяч. Какая-то часть скаутмастеров установила нелегальные связи с О. И. Пантюховым, который был избран в 1919 году пожизненно Старшим Русским Скаутом и эмигрировал с армией Врангеля. Результатом деятельности этой группы стало создание подпольной детской организации «Братья Костра». В те годы они распевали следующую песенку:

Нас десять -- вы слышите, десять,
А старшему -- нет двадцати.
Конечно, конечно, нас можно повесить,
Но прежде нас нужно найти.

Игры с Советской властью окончились В 1926 году. ОГПУ арестовало свыше 1000 скаутмастеров и старших разведчиков, большинство из них попали в Соловецкие Лагеря Особого Назначения. Со скаутизмом в СССР было покончено, в архиве Старшего Русского Скаута последние сведения о работе подпольных скаутских групп датируются 1927 годом.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 09 Августа 2011 г. 11:26ссылка
Спасибо, интересно. Но история не бывает такой однобокой. Та же Крупская создавала пионерскую организацию прямо по скаутским принципам, и этого никто не скрывал. И у неё отлично получилось)
Но, ох, Pz-V, что-то "национальная педагогика" в этой статейке смахивает на секту... Крысоловов с дудочками - не счесть, и каждый хочет детишек увести в "свой лес". По моему мнению, социальная педагогика может быть только государственной, и в этом смысле наши пионеры сильно отличались от всех скаутов, вместе взятых. Можно порицать сколько угодно пионерские атеизм, законы и ритуалы, вот как в этой статейке субъективно - противопоставлять пионеров и скаутов, но как социально-воспитательная организация по силе функционала и мощи воздействия советская пионерия намного обогнала всяких эклереров, харцеров, пфадфиндеров и даже гитлерюгенд))).
То понимание социальной педагогики, которое присутствует в статье - "Под институтом социальной педагогики подразумевается существование в обществе многообразия инициатив, направленных на удовлетворение потребностей личности подростка: это сеть клубов по интересам, клубов по изучению специальностей, творческих студий и мастерских, и главное, как представляется автору, целого спектра детских и молодежных движений, организаций." - бред полнейший, чучело Киплинга, который, еще до таксидермической обработки))) - говорил о том, как правильно воспитать детей с пользой для страны, для Империи, а не "по интересам" с многообразием инициатив %).
Аноним   обратиться по имени Суббота, 13 Августа 2011 г. 09:05 (ссылка)
В статейке меня привлекла только историческая справка о скаутском движении в дорев. России и о связи русских скаутов с будущей пионерией. Все остальное - на совести автора. С его понятиями я тоже внатуре не очень согласный )))
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 11 Июля 2020 г. 02:59 (ссылка)
В российских школах предложили ввести обязательный курс ведической философии
Инициативная группа Веды предложила ввести в российских школах обязательный курс ведической философии. Сейчас идет сбор подписей. В начальной школе детей предлагают знакомить с такими понятиями как веды, медитация, карма, реинкарнация и т.д. Курс обогащен и современными понятиями типа синергия. В ходе курса школьников предлагают научить работе с информацией, умению противостоять манипуляциям и умению контролировать собственную психику. Предлагается рассказывать о паранормальных феноменах и обучать им.
Одновременно инициаторы предлагают полностью исключить христианство, так как по их мнению эта религия «ни о чем, которая была навязана путем насилия, а Русь была ведической».
Преподавание естественнонаучных дисциплин в российских школах давно вызывает недовольство. Школьник знакомится с частью картины мира, но не видит никаких обобщений, что вызывает у него шизофрению. Так же недовольство вызывает то, что школа не сообщает, зачем школьникам то или иное знание. В таком шизофреническом духе пишутся предисловия к учебникам. В ряде стран в школах уже ввели такие курсы, а, например, в Польше детей учат контролю эмоциональных состояний и телекинезу. По мнению авторов это намного важнее, чем нагромождение дат и «пустопорожних рассуждений».
Противникам ведения ведического курса инициаторы пригрозили уголовным преследованием
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку