Косые лучи заходящего солнца |
Переклинило меня на этих лучах!. Лучевая болезнь))). Дело в том, что в романах Достоевского не так часты и природа, и погода… Но когда встречается – тут же становится персонажем… Да еще каким – одним из главных! Ведь сами такие понятия как природа и погода – не существуют на самом деле… их придумал человек, и они только в наших головах и бывают…Только в человеке и для человека))). Интереснее всего – со светом. Достоевский – мастер по постановке света. Герои его произведений всегда чувствительные, чуткие, восприимчивые и нервные, и их настроение очень зависит от окружения. И в произведениях свет поставлен так, что все литературоведы и критики – в глубокой и абсолютно непросветленной задумчивости…
Самый загадочный момент – «косые лучи заходящего солнца». Достоевский освещает ими только особенные моменты жизни героев, но что только не происходит в этих лучах.. и всегда – что-то важное… Конечно, все понимают, что лучшее время, например, для фотосъемок – рассветные и закатные часы - свет приобретает мягкость. В послезакатный период небо все еще светится, а земля освещена только слабыми косыми лучами. В их мягком теплом свете прекрасно и выразительно смотрится практически всё - от архитектуры до портрета.
Вот, в «Униженных и оскорбленных»
"К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость, как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь, или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»
В этом же романе молодая, измученная, нежная и прекрасная Нелли умирает в лучах заходящего солнца: «В прелестный летний вечер она попросила, чтоб подняли штору и отворили окно в ее спальне. Окно выходило в садик; она долго смотрела на густую зелень, на заходящее солнце и вдруг попросила, чтобы нас оставили одних».
В «Белых ночах» герой повести: «Неравнодушно смотрит он на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе. Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений»
«Преступление и наказание»
Раскольников бродит по городу. "Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца".
Или вот, Раскольников входит в комнату старухи, ярко освещенную заходящим солнцем. В уме его мелькает страшная мысль. "И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!" И еще - «Было часов восемь, солнце заходило».
«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».
«Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски… В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильнее начинало его мучить. «Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость!» - пробормотал он ненавистно».
«Вечер был свежий, теплый и ясный… Раскольников шел в свою квартиру, он спешил. Ему хотелось кончить все до заката солнца…»
Братья Карамазовы
Алёша «запомнил один вечер, летний, тихий, отворенное окно, косые лучи заходящего солнца (косые-то лучи и запомнились всего более), в комнате в углу образ, пред ним зажженную лампадку, а пред образом на коленях, рыдающую как в истерике, со взвизгиваниями и вскрикиваниями, мать свою, схватившую его в обе руки, обнявшую его крепко до боли и молящую за него богородицу, протягивающую его из объятий своих обеими руками к образу как бы под покров богородице... и вдруг вбегает нянька и вырывает его у нее в испуге. Вот картина! Алеша запомнил в тот миг и лицо своей матери: он говорил, что оно было исступленное, но прекрасное, судя по тому, сколько мог он припомнить.»
много достоевских закатов… что-то в них во всех есть … оптимистичное все-таки, и похожее.. только вот что? И не хочется верить критикам, которые сплошь видят в этих закатах апокалиптические знаки, закат человечества и умирание… почему-то трактуют даже как освещенность «кроваво-красными лучами заходящего «солнца мёртвых» %)…Очень хочется узнать, что же «хотел сказать автор», обливая своих героев вот таким особенным светом, что-то ему виделось важное в этом свете «косых лучей заходящего солнца»… может быть, восход, всё-таки… подразумевался…
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |