Всё это происходит сейчас… Перепись в Вифлееме |
Продолжение темы про картины и иконы. Еще одно из их отличий (ага, как-то было уже про это - вот тут http://www.liveinternet.ru/users/znichka/post82037267) – разное отношение времени и пространства…
Снова любимый Брейгель, «Перепись в Вифлееме»… Сразу видите Иосифа и Марию?
Чего только не довелось услышать и читать об этой картине... И - «художник не знал,как изобразить Иудею», и вообще «Священное Писание он трактовал по-своему»,он «специально рисовал для народа (!)чтобы понятнее было», а чаще всего – «при помощи библейских сюжетовговорил о волнующих егопроблемах современности», типа как бы вот, наконец,нашлось для Священного текста применение…
Мне кажется, все гораздо … проще, конечно. Брейгель совмещал время и пространство…
Обычный брейгелевский полётный взгляд - всё с высоты…Пейзаж, людей, телеги в снегу, развалившуюся башнюс проломленной крышей.Снег на крышах, белизна полей. Зимнее царство, зиме нет конца…Ирод приказал провести перепись населения –и всем явится в город своего отца –записаться в книгу и конечно -заплатить подати…Горы и расстояния не в счет, и если идти далеко –то всё равно надо идти.Вот слева – Вифлеемская гостиница «Зеленая корона»: заснеженная корона из листьев венкомвисит над колышкомнад входом, оконный переплет выглядит крестом, тут же –табличка с гербом Кесаря –двуглавый черный орел на красном фоне..Небольшая группка людей терпеливо ждет совей очереди. (При рассматривании фрагментовлучше смотреть еще и на репродукцию всей картины целиком)
Черное дерево, к которому прислонился солдат-алебардщик в красной шляпе, кажется,
ловит голыми безжизненными ветками красное зимнее солнце. Слуга из гостиницы режет свинью – женщина подставляет сковороду под струю крови, тут же кто-то пересчитывает монеты, а куры склевывают корм со снега… Река затянута зелёным льдом, на другом берегу – еще одна деревня с розовой церквушкой. Покрытая снегом баржа вмерзла в реку, и крестьяне, нагруженные мешками, опираясь на палки, перетаскивают тяжелые мешки через реку, кто-то тянет санки с бочкой..
«И пошли все записываться, каждый в свой город, пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.» (Лк.2:3-5)
Цены за постой в гостиницах были непомерно высоки, и путники обычно продолжали свой путь и после наступления ночи, пока не набредали на какую-нибудь сарай или развалины, где могли укрыться и развести костер. Иосиф надеялся на приработок по дороге и захватил с собой пилу. Вряд ли он нашёл себе работу, ивот они входят в Вифлеем, и тут негде найти им пристанища. На улицах и площади холодно и дует ветер.
Иосиф и Мария – на заснеженной площади Вифлеема. и нидерландской деревни. Так же как везде.
На них никто не обращает внимания. Так же как всегда.
Мужчина в коричневом кафтане с пилой на плече, молодая женщина на осле кутается в плащ.
Они только что перешли через ручей, на котором ребятня катается и на санках и запускает волчки. Мальчик на берегу застывшего ручья привязывает коньки… Еще одна семейная пара переходит по льду ручей, мужчина в желтой шляпе держит на руках младенца, жена, боясь поскользнуться. Идет следом.. Обычные картинки повседневной жизни…Окинув взглядом картину целиком, видно, что Иосиф пробирается к гостинице между двумя телегами, на одной – бочка с вином, на второй, скорее всего – зерно. Посреди площади стоит убогая хижина. Скособоченная и ветхая, с ульем вместо дымохода. Бык поравнялся с ослом и смотрит на нас… Женщина разметает дорожку. А рядом дети катаются на ледяной горке.
Колеса, которых на картине немало, и кажется, они медленно поворачивают мир.
Одно из них отлетело от телеги, чтобы обозначит центр... картины, наверное...
Мне кажется, что на этой картине, весь мир, сотворенный Богом, воспринимается в единстве пространства – всего целиком – и времени - прошлого, настоящего и будущего, библейские события происходят всегда и везде, и сейчас, так же как в обычной нидерландской деревне жизнь идет своим чередом, и каждый может встретиться с чудом. Стоит только посмотреть на мир как на произведение совершенного Художника. Многие Святые Отцы, описывая свой опыт молитвы, воспринимают и излагают его как выход из времени или пребывание вне времени. В картинах Брейгеля время тоже условно, поэтому они похожи на иконы, где могут быть представлены события в хронологическом несовпадении, в вечности и бесконечности. Может быть, это даёт возможность из обычного офисного окна увидеть , что всё это происходит сейчас…
Разве нет?
Серия сообщений "Брейгель":
Часть 1 - Первый день зимы. Радонеж. Брейгель
Часть 2 - Всё это происходит сейчас… Перепись в Вифлееме
Часть 3 - Московский Брейгель
Часть 4 - Прогулка с Брейгелем...
Часть 5 - Здесь жил Брейгель
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |