-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Переславль-Залесский. Спас

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 00:19 + в цитатник

01 Переславль-Залесский Спас (700x553, 551Kb)

"Спасом" любовно называют в Переславле-Залесском Спасо-Преображенский собор. Это - душа города, самая главная его достопримечательность,  самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси.

Ранним утром крест собора сияет над древними валами, своими ровесникам.


01а Переславль-Залесский Спас (700x525, 206Kb)

Самый красивый вид открывается на собор с кремлевского вала. Храм начал строить  Юрий Долгорукий в 1152 году,  а достроил  его сын, Андрей Боголюбский в 1157. Никто не знает, почему вдруг на Руси началось белокаменное строительство, но (сherchez la femme))), известно, что вторая жена Юрий Долгорукова, имя которой не сохранилось, уже после его смерти была выслала или бежала сама в Византию с двумя сыновьями... где они с большой честью были приняты императором Мануилом. И Мануил дал («дасть царь») Васильку четыре города «в Дунае», а Мстиславу - «волость Оскалана». Хотя про мать их ничего не известно, логично предположить, что она имела некоторое отношение к Византии и до брака)))

Храм классически византийский - одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм.


01б Переславль-Залесский Спас (700x525, 230Kb)
 

Раньше покрытие глав было шлемовидное, вот поперечный разрез по оси запад-восток (по А.Г. Чинякову). Видно, что все арки храма полуциркульные, кроме подпружных, на которые опирается барабан. У них несколько повышенное очертание. В западной части храма – хоры, поддерживаемые сводами.

1067597_ (576x478, 69Kb)

Собор небольшой и был исключительно княжеским... и военным. Он стоит так близко к валам, что его окна могли быть полноценными бойницами.


02 Переславль-Залесский Спас (700x528, 217Kb)

Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя.

05 Переславль-Залесский Спас (700x525, 138Kb)
 

Декора, прямо скажем, мало, но тот что есть - очень изящный. 


03 Переславль-Залесский Спас (700x525, 218Kb)

По верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал.


04 Переславль-Залесский Спас (700x525, 158Kb)
 

Мне нравится "народная этимология" этого декора - аркатурный пояс обозначает стены небесного Града Иерусалима, поребрик - границу небесного и земного, а резной полувал - Царствие Небесное.

1067597_04a_PereslavlZalesskii_Spas (700x520, 80Kb)

В этот мой приезд мне очень повезло -  Переславль-Залесский мне показывал замечательный ученый-краевед, умница, милая и добрая Елена. Она обратила мое внимание на вот эти граффити. Трудно представить, чтобы на высоте почти 4 метров кто-то что-то выцарапывал... Загадочные кресты, они похожи на паломнические крестики в Иерусалиме, но вот на такой высоте... Интересно.

1067597_05 (700x451, 64Kb)

Еще - никогда не обращала внимание вот на эту "сеточку". Она удивительная, и есть на многих камнях храма. Подозревают, что она ровесница собора.

07 Переславль-Залесский Спас (700x525, 355Kb)

Вообще собор холят и лелеют, нежат и пестуют, но вот этот угол...

06 Переславль-Залесский Спас (700x525, 233Kb)

И зарастает собор потихоньку.


08 Переславль-Залесский Спас (700x525, 420Kb)

Известно, что здание по сравнению с домонгольским временем "вросло в землю" примерно на 90 см: ниже отлива идут ещё 2 ряда кладки белокаменного цоколя... Тогда как же порожек храма? Возможно, я чего-то не знаю, но очень бы хотелось узнать. Вообще, с врастанием зданий много интересных есть вещей)


09 Переславль-Залесский Спас (700x525, 284Kb)

Вокруг этого собора ходить можно бесконечно, здесь очень спокойно, и легко дышится.


10 Переславль-Залесский Спас (700x543, 205Kb)

И хочется, конечно, чтобы храм передали церкви, как же он, бедный, давно без литургии...


11 Переславль-Залесский Спас (700x550, 216Kb)

PS А еще интересно, где жили каменщики всей этой белокаменной красоты, их должно было быть много, особенно во Владимире.

Серия сообщений "Белокаменная архитектура":
Часть 1 - Слёзы древнерусской архитектуры...
Часть 2 - Загадка белокаменной архитектуры
...
Часть 17 - Пойдём гулять в Андроники
Часть 18 - Звенигород. Успенский собор на Городке
Часть 19 - Переславль-Залесский. Спас
Часть 20 - Печать константинопольского патриарха Афанасия из переяславского Спасо-Преображенского собора
Часть 21 - К бестиарию белокаменной архитектуры - I
...
Часть 28 - Почему Русь белокаменная?
Часть 29 - Белые камни Гроба Господня
Часть 30 - Новый Иерусалим белокаменной архитектуры

Метки:  
Понравилось: 10 пользователям

Владимир_Шкондин   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 00:43 (ссылка)
Интересно) Храм оч гармоничный.

Сеточка на кумушках возможно как насечка для лучшего сцепления со штукатуркой (если его конечно штукатурили там);
Порожек не чудо, вспомни как выглядят храмы новые или реконструкции, почти всегда есть крылечко, несколько ступеней, как бы на "вырост", точнее на "врост", так и тут, если копнуть наверняка там ступени =)
Пофантазировать если про граффити, а что если эти камушки б/у?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 00:55ссылка
Вот бы найти такую сеточку где-нибудь еще... а так, искала - нигде нет. Собор не штукатурили, камушки там почти всухую лежат, притом стены - примерно метровой толщины, два ряда белокаменных блоков и между ними засыпка и заливка раствором. Но явно эта сеточка с технологией как-то связана.
С порожком-крылечком - очевидных ступеней там внутри нет, в том-то и дело. Но может быть, действительно - копнуть, современный пол, возможно, нарастили во время реставраций.
Граффити много и внутри есть, для б/у они как-то странно все ровненько и правильно ориентированы... Но может быть и такое)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:04ссылка
Внутри ступеней может и не быть, я про наружные говорю, с улицы ступеньки всегда делали, а внутри пол выше земли поднимали)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 09:00ссылка
Ааа! нужно будет посмотреть литературу, что-то нигде про ступеньки не встречала)
nnadink   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 07:51 (ссылка)
Про сеточку - интересно)
Была в тех краях.. помню)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 09:09ссылка
Да, интересно). Думаю всё-таки, что сеточка не с самого начала была.
Venda1   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 09:18 (ссылка)
Тоже сеточка понравилась. В таком храме хорошо, наверное, служится. Он похож на Трифоновский в Москве.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 10:28ссылка
Сеточка хороша, и притом на редких отдельных камушках, остальные - гладкие-гладкие.
Конечно,Venda1, на Трифоновский похоже, но там столпов нет, а Спас - четырехстолпный, он кажется очень, просто очень высоким изнутри. Да и на целых 300 лет старше... Фотки с соборов.ру.
interer-Spaso-Preobrazhen (700x480, 97Kb)
Нина_Симоненко   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 12:44 (ссылка)
С любовью написано! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 22:54ссылка
И тебе спасибо! Действительно, люблю я белокаменные соборы...
Nadezhdaaa   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 13:08 (ссылка)
Древние храмы по- особенному сердце радуют.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 22:56ссылка
Да, Nadezhdaaa, и придают силы)
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 22:42 (ссылка)
А сеточка с которой стороны? Может там просто чего пристраивали позже? Тут историю храма надо поднимать? Кто, что.. а то может просто новые камушки реставраторы втиснули и пометили...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 22:59ссылка
Сеточка - на восточной, на апсиде... с самого низу... и еще кое-где такие камушки есть, с сеточкой. Ни с какой реставрацией это не коррелирует, в том-то и дело.
Падунский   обратиться по имени Понедельник, 26 Мая 2014 г. 08:17 (ссылка)
интересно, а он изначально был расписан внутри или нет?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Мая 2014 г. 08:59ссылка
Падунский, да, был расписан, фрески XII века нашли в XIX, откололи от стен, сложили в ящички, хранили где-то в сарае, а потом археологическая комиссия признала их негодными, собор записали новыми фресками, потом и их счистили как малохудожественные. От XII века остался небольшой фрагментик, вот он теперь в ГИМе.
Pereyaslavl_fresco (600x521, 373Kb)
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Мая 2014 г. 15:54ссылка
Аноним
Просто ужос! Как оне тогда жили с такими жуткими фресками, с таким непонятно-разрешением и без мобило-планшетников!? А кстати, глядючи на чертежик-разрезик храма, вспомнился мне тов. Заграевский с его проблематикой завальных стен в белокаменном храмовничестве. Разве западная стеночко "Спаса" не завалена на схемке? А на деле с лазером бегал ли кто? Вот так благопожеланиями всё и канет в Лету....
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Мая 2014 г. 16:04ссылка
Почему - жуткие фрески? Вполне себе византийские) А Заграевского не вспоминай - он недавно статейкой разразился, пророческой типа - на тему все зря-все устали-все свободны А нет, чтоб с рулеткой побегать)
А с лазером выписал музей измеряльщиков - всё что можно и нельзя замерят, прям этим летом приступают, так что ждем-с...
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 20:23 (ссылка)
Елена Шадунц, моя замечательная путеводительница по Переславлю-Залесскому, прислала еще фотографии граффити и внутри. Причем среди них есть даже алтарный крестик-граффити, расположенный, выше трех метров...
Спасо-Преображенский граффити 2 (610x641, 168Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 20:24 (ссылка)
Еще граффити Спасо-Преображенского собора от Елены.
Спасо-Преображенский граффити 1 (700x365, 108Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 20:26 (ссылка)
А вот как выглядит насечка под штукатурку - штрихи нанесены в случайном порядке.
Насечка под штукатурку (600x395, 59Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 20:28 (ссылка)
И еще от неё же - порожек храма изнутри. "пол ниже порога на 1 ступень. А первый пол собора, кирпичный, ниже существующего на 60 см. То есть, по ступеням поднимались, а затем спускались внутри. Где ещё такое есть?"
Спасо-Преображенский Порог (700x503, 70Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 30 Мая 2014 г. 14:19ссылка
Аноним
Древний пол разве может быть кирпичным в 12 веке? Из плинфы скорее всего. А может и не пол вовсе? А порожек не поздний ли? А зачем ступенька на колоннах? Может как раз тут уровень пола был? А как соборчик выглядел в 12 веке на землице, когда еще не присыпало его?
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Мая 2014 г. 21:47ссылка
Хорошие вопросы, Сергий_Былинин, очень. Я не знаю, хочется взять лопату в руки или сесть в архив) потихоньку раскопается)
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку