От Лубянки до Таганки - II |
Продолжаем нашу прогулку от Лубянки до Таганки. Начало тут
Далее пройдем по улице Большие каменщики. Тут совсем современные дома.
С красивыми ухоженными цветочками.
И не верится - что вот на этом самом месте была страшная Таганская тюрьма. Ага, та самая, про которую песня)
И вот уже Новоспасский монастырь. Он появляется вдруг и поражает силой и масштабом. Обитель, где несколько столетий жили целые поколения великих молитвенников за землю русскую. Один из древнейших монастырей в Москве находится в прямом подчинении патриарху. Сам Кирилл является настоятелем.
Монастырь, посвящённый имени Спасителя был основан в 13 веке князем Даниилом. Иван Калита перенёс Спасский монастырь в Кремль в 1330 году. Количество государственных построек в Кремле всё увеличивалось - и в конце 15 века появилась необходимость вывести монастырь из Кремля. Монастырь перевели на Крутицкий холм на берегу Москвы реки, где он находится и сейчас. После переезда на новое место монастырь так и стали именовать - Спаса на Новом или Новоспасским. Монастырь находился на подступах к Москве с Юго-Востока и, как и многие монастыри того времени, он начал выполнять оборонную функцию, выступая передовым пунктом защиты Москвы.
Колокольня была заложена в 1759 году по проекту архитектора Ивана Жеребцова.
Монастырь строгий и царский. Центральным собором Спасского монастыря на Новом является Преображенский собор. Современный Преображенский собор был построен в 1645-1647 годах на месте прежнего Преображенского собора, построенного в 1491-97 годах. Собор построен так чтобы усыпальница бояр Романовых, являющихся предками царского дома Романовых, правителей России находилась под его сводами.В подклете собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, их родственники князья Черкасские, а также Ситцкие, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и др.В 1902 г в усыпальнице был устроен храм преподобного Романа Сладкопевца - небесного покровителя рода Романовых.
В давние времена настоятелем был, тогда еще архимандрит, Никон, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора. Интересно рассматривать фрески - очень. В соборе очень содержательная иконописная программа. Фотографировать - нельзя, но я , грешная, не удержалась.
На правом столпе обращает на себя внимание икона, или, наверное, правильнее, изображение царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича - устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат собор. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются символами величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич.
Соборы монастыря вот так изящно соединены. Это стык церкви иконы Божией Матери "Знамение" и церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Море цветов, достаточно экзотических.
Кажется, что большого города за стенами как бы и нет.
Тут - вообще самый настоящий виноград растет, очень символично
Величественно и просторно в монастыре.
Всё белоснежное, и шиповник вот такой необычный...
И ни за что не верится, что французы устраивали здесь конюшни,
а большевики - тюремные бараки, после - проводили там расстрелы... а после войны - устроили в храме вытрезвитель. ..
Бог поругаем не бывает - всё возродилось. Замечательный монастырь... уходишь отсюда с сожалением.
Еще немного пройти - и вот уже Крутицкое подворье. Основанный в XIII веке мужской монастырь позже становится резиденцией епископов Сарских и Подонских...
Само словосочетание "православный епископ Сарая-Бату" у некоторых вызывает культурологический шок. Но тем не менее, это так... Большая православная епархия находилась на территории Золотой Орды. И "во время монгольского владычества". Орда как государство была исключительно "манагерской" организацией, без своей культуры, и в ней было много славян, и жили они там и по доброй воле - ходили на заработки, торговали, общались - ремесленники, купцы, князья, были они православные и им назначались епископы, а тут вот, в Крутицах, было их подворье. Такая картинка мира стоит за этими порядком обветшавшими стенами. Совсем не "иго", хотя по времени и совпадает)
Сейчас здесь атмосфера какого-то парка аттракционов, что-то а-ля гранж - такое впечатление, что всё специально поддерживается в таком вот запущено-романтическом виде живописных развалин - чтобы полуголые офисные девочки фоткали друг друга среди порушенных кирпичей, да свадьбы на халяву снимались в таком вот древнем антураже.
Пробыла здесь около часа - и два раза за это время "смотрящая" выходила из храма и делала замечания особенно ретивым экстремалам, забирающимся на Святые ворота или лезущим в церковные решетки... все-таки здесь храмы.
Странное место.
Везде висят таблички - что памятник. А завораживает живой, но какой-то еле теплящейся под музейным холодом надеждой.
А в храме стоит реконструкция всего подворья... Уж тогда-то здесь не сидели с пивом.
Уже потихоньку будем возвращаться. По дороге - вот такой симпатичный домик. Домик Маяковского. Раньше этот переулок назывался Гендриковым. Вот в таком домике они и жили - евреи Брики - Ося и Лиля, и Маяковский. Кроме прочих сюда ходила чекистская тусовка на "литературные вечера". Раньше здесь был музей.
От домика странное чувство оставленности - хотя все аккуратно, и свежевыкрашено. Но не хватает чего-то. Может быть, слова, написанного из баллончика краской - "Лиличка!")))
А вот, пока дошли до метро - и дождик, и домой пора. Устали, утомила. Извините, если что) По Москве удивительно гулять - можно сто раз ходить по одному и тому же маршруту - и все время видеть что-то новое. Будете в этих краях - загляните что-нибудь посмотреть.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |