От Лубянки до Таганки - I |
Не углублясь в полумифические дославянские еще поселения, которые существовали на этом холме, и во вполне исторические уже сады, которыми славилось это место, просто пройдемся по переулочкам. Вот звенящей тетивой звучит Лучников переулок.
А вот Златоустьинский - название дано по Златоустовскому (в честь Иоанна Златоуста) монастырю, известному по документам с 1412 году (разрушен в 1933 г.). По всем известной большевистской логике переулок стал Большим Комсомольским: рядом с этим переулком находился Центральный комитет ВЛКСМ.
Не по-московски тихо и прозрачно. Кажется, что даже простые бетонные стены светятся.
На Мясницкой какое-то сказочное благолепие.
У Маяковского - всегда, даже в такое пронзительно-летнее утро - тревожно.
В постмодерновом азарте последнего выстрела в музее и не чувствуется самое важное... Обойдем этот дом с обратной стороны.
А это Политехнический музей, он выступал там в громадном зале. Прямо скажем - рядом с жильём)
А между тем, хотя еще вовсю - лето, но уже потихоньку наступает осень... Пока только одинокие прядки золотятся.
А во дворах доходных домов на улице Забелина - настоящая осенняя прохлада.
Вот самое "садовое" место - Ивановский монастырь, храм Владимира в Старых Садах
много раз писала об этом месте, даже кот - вот, такое впечатление, что сразу меня узнал -
и Старосадский переулок.
Вдоль монастыря вниз уходит нарядный Малый Ивановский переулок.
А вот уже Подколоколенный, церковь святого Николая в Подкопаях. Это начинается Хитровка, ... но у нас цель другая) Храм этот интересный, но сейчас тут ремонт, мы пока повернем на Солянку.
Храм Рождества Богородицы, что на Стрелке. Он был построен около 1460 года и был деревянный, в XVII веке заменён каменным, а в конце XVIII века построен заново. 1800-01 гг. к нему были пристроены трапезная и четырёхъярусная колокольня. Храм находится в пользовании аланской (осетинской) диаспоры Москвы. И скульптура перед ним, ох, Церетели, детям Беслана... ну, спасибо, что не стометровая.
Сама Солянка поражает разнообразием и заповедным спокойствием. Века наслаиваются друг на друга.
Вот Милосердие, а Воспитание заросло листвой.
Интересно другое, если пройти вглубь по аллее к самому Воспитательному дому, то там окажется КПП, и ни много ни мало - Военная академия ракетных войск. Тоже своеобразное воспитание и милосердие))).
Солянка - небольшая улица, и вот мы уже её прошли - впереди во всей красе сталинская высотка на Котельнической - она будет нас преследовать постоянно. А впереди - сквер...
Утром тут особенно романтично, и пахнет хвоей. И рябины алеют.
Оказывается, тут такая аккуратная стелла, что-то она напоминает.
Точно - пограничный столб. Это памятник пограничникам.
Как бы вот с одной стороны - далекое легендарное прошлое,
затем не менее легендарное, но не такое уж далекое,
Памятник очень гармонично вписан в "складки местности", ничему не мешает, а в некоторых ракурсах выглядит символически.
Сквер выходит на площадь "Яузские ворота". Очень милая площадь, старинная, тут почти ничего глобально не перестроено. Через нее мы как раз выйдем из невидимых уже стен Белого города, к Яузе; раньше когда-то город здесь заканчивался. Яузские ворота - ворота в стенах Белого города, откуда c XVI века начинался путь на Коломну и Рязань... и в Орду, конечно же, в Сарай-Бату. Площадь многим знакома по фильмам-экранизациям Толстого и Чехова, и до сих пор представляет типовой такой XIX век. Раньше на месте сквера была Кошелева слобода, в XVIII веке эта территория была заселена мельниками, изготовлявшими муку крупного, кошельного помола, шедшую через кошели - мельничные рукава(отсюда и название). Слово кошель произошло от слова кош и означает складную корзину, плетёный или вязаный кулёк, короб.
Кстати, близи Яузских ворот располагались домик, в котором многие годы жил русский писатель А.Н. Островский. Именно здесь были написаны самые известные его пьесы, так что нравы можно представить.
Очень живописны переулки, бегущие к площади от Хитровки.
Здесь недалеко есть один загадочный дом, хочу его показать - но для этого мы немного отклонимся от маршрута - совсем чуть. Видимо, Хитровки не избежать))). Хотя сейчас здесь очень чисто и уютно. Это вот - кто бы мог подумать - станция скорой помощи...
Вот Яузский бульвар, тут - хорошо, и можно немного отдохнуть.
А вот и пришли, видите на уютном домике какие скульптуры, симпатичные. Ну - мужик-то с отбойным молотком и книжкой, это метростроевеец, наверное, но баба-то - со снопом и винтовкой... При чем здесь у бабы винтовка? Амазонка?
Никто не может объяснить, загадка. Разве что Маяковский) Сюр, жуткая эмансипация - мужиков с книжками под землю загнать, а самим выращивать хлеб и воевать %)
Тут еще, на Яузском бульваре с самого утра Расул Гамзатов ко вполне реальным мужикам присоседился, видимо, тоже после вчерашнего, что ли...
А вот домик - очень стильный и деликатный такой модерн, красивый домик, бывший доходный дом Болдыревых, со сложнейшей системой лестниц, коридоров и переходов. Фасад следует изгибу бульвара, обретая характерную для модерна волнообразную пластичность.
Но нигде никаких табличек нет. А тем не менее - это Центральный пограничный музей ФСБ России!))) Неброский , прямо скажем, хорошая маскировка. Надпись есть, но очень удачно скрыта - просто на самом видном месте.
Видимо, не зря здесь столько пограничников - все-таки граница Москвы, мало ли что) А тут придется и нам перейти границу, преодолеть Яузу. Постоим на мостике, свежий ветер московского утра вдыхается легко... Как там в советской классике поется: "Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река".
А вот и моя любимая Гончарная. Улица Гончарная - Вшивая горка, ну, то есть Швивая, горка швейников. На плане Москвы 1739 года обозначена «улица на Вшивой горке», хотя до этого звалась Швивой. Но произносить такое было трудно, поэтому постепенно стало укореняться название Вшивая. Но главные здесь - гончары. Гончарные мастерские были раскопаны и изучены в 1947-1948 годах, при рытье котлована высотного дома на Котельнической набережной, маскирующего крутой подъём на Швивую горку. Согласно исследованиям археологов на этом месте находилось одно из древнейших домосковских поселений, датируемое X веком. Были здесь и поселения кузнецов-оружейников, их могилы найдены при реставрации храма Никиты Мученика.
А вот и сам храм. Первое летописное упоминание о нём относится к 1476 году. В храме широкое гульбище, с которого раньше открывался вид на Москва-реку, который теперь заслоняет высотка. В середине 1950-х годов за реставрацию храма взялся известный советский архитектор Лев Артурович Давид. В 1992 году храм становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря, в настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. Фотографировать тут совсем нельзя.
Вот только разве растения)
Пожар 1812 года уничтожил Гончарную улицу, оказавшуюся практически в центре огня, но в основе восстановленных в 1-й половине XIX века домов сохраняются древние палаты XVII века. До самого 1917 года в Гончарной улице не появилось ни одного доходного дома - она так и оставалась совсем человеческой - одно-двухэтажной.
Но вся улица как будто из сказки - тихой, доброй и домашней.
Всё ухожено и озеленено, иногда вот так заморочисто.
Вот усадьба Клаповской, кон. XVII в., 1813 г., 1830-е гг., кон. XIX в., тут теперь хозяйничает инвестиционная группа какая-то, провели реконструкцию и восстановление Главного дома. В ходе реставрационных работы восстановлена первоначальная планировка, живописные и лепные плафоны, росписи потолка, наборный паркет, по сохранившимся рисункам воссозданы мебель и детали интерьера. Усадьба открыта для экскурсий два дня в году, но сегодня не такой день)
Чуть свернем - к подножью Вшивой горки - тут Храм Святителя Николая в Котельниках. Посмотрите, на каком он стоит горном практически подъеме - крутом берегу Москвы-реки. И так же как и все - горел, запустевал в мор, разрушали его, а потом заново отстраивали.
А теперь немного свернем в другую сторону - через дом уже, параллельно Гончарной - улица Большая Верхняя Болвановка. Здесь в XVII веке находилась Болвановская слобода, а позднее прошли Верхне- и Нижнеболвановские улицы. Откуда взялись эти названия, до сих пор не ясно. По самой распространенной версии, местные мастера изготовляли болванки то ли для чугунного литья, то ли для котлов, то ли для головных уборов.
Другую версию предлагает А. Н. Островский, который в своих «Записках замоскворецкого жителя» объясняет название местности тем, «что тут стоял некий татарский бог, то есть „болван“». Навряд ли это так, ибо татары, будучи мусульманами, никаких изображений не допускали. Болванами так же называли ордынские басмы – печати с изображением ханов . Во время "татаро-монгольского ига" их привозили для поклонения на золотоордынское подворье. Перед басмами московские князья давали присягу, подписывали договоры и приносили дань. Еще есть предположение и о языческих - славянских и финно-угорских идолах...Это вполне вероятно, так как московиты органично соединяли в своем сознании и христианство, и язычество. Так и до сих пор :Х
Мы вышли прямо к флигелю замечательного дворца. Бывшая усадьба крупного владельца железоделательных заводов И. Баташева, прекрасный памятник московского классицизма. Выстроена крепостным архитектором М.П. Кисельниковым по проекту Р.Р. Казакова (не того, а однофамильца).
Несмотря на «рабочий» характер, Яузская больница вскоре стала выдающейся московской клиникой. Ее главврач, хирург Ф. И. Березкин, сумел обеспечить больницу столь передовыми операционными, что их предоставляли для приезжавших в Москву западных медицинских светил.
Тут можно долго бродить - территория большая. Обращают на себя внимание вот эти две лепные картины - надо же, какая мелкая пластика и через столько войн прошли... На фотке выше видно их расположение. Ничего не понятно, даже и при увеличении. Кто это, что это... А ведь хозяин, Баташев, был масон... И к тому же алхимик, ну как же спец по руде и железу, с резиденцией в Гусь-Железном, может быть не алхимиком... И слухи о золотой чеканке были.
Пришлось почитать немного про Великое делание, кое-что прояснилось. Вот эта первая картина-барельеф, вероятно, про серу... Кто что знает - прошу помочь.
Потому что вторая картина - точно про ртуть. Оказалось, картина повествует на языке древнегреческой мифологии о происхождении второй ртути от первой. Вулкан (философский огонь) рассекает голову Юпитеру, откуда исходит Минерва. Так сказать, "огонь использует силу жара, своё основное орудие, дабы озарить места самые недоступные и произвесть самое прекрасное из всех знаний - знание субстанциальных форм, - сокрытое в центре разнородного."
Дворцовая территория громадная, кое-где видна еще старая ограда.
В уголках старинного парка романтично и как-то глухо... и задумчиво.
А в конюшне до недавнего времени жили люди, и судя по всему - долго и счастливо...
Окна ротонды главного храма были растесаны, он был превращен в семиэтажное здание, был утрачен и его богатый внутренний декор. Сейчас почти все восстановлено.
А вот и сам Симеон Столпник.
Благолепие сплошное. А еще тут - теплица - и помидорки)))
Вернувшись на Верхнюю Болвановскую Радищевскую, встречаем здесь самого Радищева... Хоть памятник, но скромен. После Сибири будешь скромным)
И вот уже Таганская площадь. И здесь храм Николы... на Болвановке, разумеется.
Старомодность архитектуры Никольской церкви вызывает удивление, так как Осип Старцев еще в последней четверти XVII века возвел в Москве ряд интересных зданий, в которых предвосхитил будущие тенденции развития русского зодчества. Мастер каменных дел прославился строительством Симонова монастыря, Крутицким теремком, перестройкой церквей при Теремном дворце в Московском Кремле. В 1682 году при переделке окон Грановитой палаты в Кремле он использовал ордерные формы. А в храме на Болвановке «мы видим и традиционную пирамиду кокошников, и довольно обычное пятиглавие, и традиционную шатровую колоколенку, замыкающую храм с запада. Эти отсталые с точки зрения архитектурной практики начала XVIII в. черты, возможно, объясняются консервативными настроениями московских зодчих, оставшихся „не у дел“ в связи со строительством в Петербурге» Получается, что старый мастер во время реформ Петра I вошел в конфликт с официальной властью, поэтому его церковь стала своеобразным выражением протеста против новых тенденций.
Но старые конфликты сгладились, и сейчас тут в полностью скрытой лесами церкви - Таинство. Крещение!
Таганка по-прежнему яркая и шумная. Вот знаменитый театр.
Тут торговый центр с экзотическим названием)
Пройдем два шага до Гончарной. Поражающие циклопическим масштабом сталинские дома. После сплошной двухэтажности почему-то жалко лёвиков у подножия и человечков на карнизах)
А вот замечательный храм Успения в Гончарах... Красоты необыкновенной.
И вот еще список "Троеручницы" на фасаде.
В оформлении храма принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес.
В конце XVII века Степан жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубеса украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень жизнеутверждающие изразцы.
Переправимся через Таганку и немного отдохнем.
Стало жарко и хочется пить. И немного посидеть.
Совсем немножко посидим - и продолжение следует )
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |