-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Шантарам

Пятница, 15 Марта 2013 г. 23:23 + в цитатник

1067597_ (637x306, 99Kb)

По работе нужно было прочитать "Шантарам" - бестселлер, из Тора-10 "Самых читаемых книг". За неделю осилила, утешаясь тем, что ликбезно всё-таки, давненько я "самых читаемых книг" не читала. В коллаже - автор, обложка и одно из мест действия.

Болливудские приключения, с налетом экзистенциальности. Такой постмодернизм - когда на одной странице можно весело смеятся, на другой плакать, абзацем ниже - морщится от жутких сцен, на четвертой открывать рот от удивления. 
Главный герой - Шантарам ( в переводе с маратхи "мирный человек" или "человек, которому Бог даровал мирную судьбу")  - австралийский уголовник и наркоман, сбежавший из тюрьмы, в которой ему предстояло сидеть 19 лет. Грегори Дэвид Робертс действительно написал эту книгу в тюрьме, она автобиографична. В поисках убежища главный герой попадает в Индию, в Бомбей.
Жизнь его очень насыщенна, но описана слащаво, в жанре из жизни криминальных "хороших" братков, восхваления своих подвигов с приговорками - я простой и скромный.
Показана современная Индия, причем с низовой точки зрения, совсем не туристической - и эта Индия экзотична. В романе со знанием дела показано множество  подробностей индийской жизни, так что любителям этой экзотики, а также трущоб, крыс, открытых улыбок, помоек, благовоний, вечной радости, попрошаек и "честных воров" должно быть интересно. Да и мне было интересно, но специфически...
Описание жизни в бомбейских трущобах угнетает, а герой долго там жил. Но трущобный период жизни интересен тем, что Шантарам был там... лекарем. Главы о эпидемиях и пожарах, о ливнях и засухах, о четырех месяцах в тюрьме - трэш избиений и нечеловеческих пыток, описание мафиозных разборок, чистой любви, натуралистично показанное состояние героинового штопора, ад ломки и поиск сил вернуться к нормальной жизни, - всё это совершенно незнакомая, убогая и сверкающая жизнь Бомбея. В одной из глав герой попадает в деревню - интересно и подробно описаны обычаи и нравы индусов. Так же показана война в Афганистане и обстрелы с перестрелками, главный герой попал в Афганистан и вступил в боевые действия на стороне духов... С этой стороны про эту войну я еще не читала.
Язык - простецкий и немудреный, иногда автор не справляется с собственным потоком сознания, и потом он пишет в тюрьме, да еще он австралиец, так что с английским у него специфично, да еще перевод. Но в итоге русский текст - вполне гладкий и легко читается, но малолитературный. Шутки на уровне пятого класса: здравствуйте, меня зовут Член (Лин по индийски), - ну что поделать, браток. Мата в книге совсем немного, но есть, да.
Местами нудноватая и очень затянутая книга, местами вполне бодренько. Читается легко, местами увлекательно, можно заочно полюбить Индию с ее трущобами. 
Очень правильные в книге мафиози, еще к тому же и философы. Некоторые философские места откровенно слабы, некоторые - дают прописные истины как откровение.
Образчик философии - "Мужчины ведут войны, преследуя какую-то выгоду или отстаивая свои принципы, но сражаются они за землю и женщин. Рано или поздно прочие причины и побудительные мотивы тонут в крови и утрачивают свой смысл. Смерть и выживание оказываются, в конце концов, решающими факторами, вытесняя все остальные. Рано или поздно выживание становится единственной логикой, а смерть – единственным, что можно услышать и увидеть. И когда лучшие друзья кричат, умирая, а люди теряют рассудок, обезумев от боли и ярости в этом кровавом аду, а вся законность, справедливость и красота этого мира отбрасываются прочь вместе с оторванными руками, ногами и головами братьев, отцов и сыновей, – решимость защитить свою землю и женщин, – вот что заставляет людей сражаться и умирать год за годом.
Вы поймёте это, слушая их разговоры перед боем. Они говорят о доме, о женщинах и о любви. Вы поймёте, что это правда, глядя, как они умирают. Если человек в свои последние мгновения перед смертью лежит на земле, он тянет руку, чтобы зажать в ней её горстку. Если умирающий ещё в состоянии сделать это, он поднимет голову, чтобы взглянуть на горы, на долину или равнину. Если его дом далеко, он думает и говорит о нём. Рассказывает о своей деревне или городе, в котором вырос. В конце имеет значение только земля. И в свой последний миг человек не будет кричать о своих принципах – он, взывая к Богу, прошепчет или выкрикнет также имя сестры или дочери, возлюбленной или матери. Конец – зеркальное отражение начала. В конце вспоминают женщину и родной город.”
А чё? Вполне гладко, и всё - понятно. Подумала, что, наверное, теперь это надо... Такое вот самое тривиальное, ну пусть так. 
Книжка  имеет забавное экзистенциальное окончание - пройдя все эти слишком закрученные обороты и сюжеты, проявив стойкость, веру в людей, не потеряв достоинства, в конце концов, преодолев почти 1000 страниц текста, герой и читатель оказываются разочарованными, эти все страдания,  так долго расписанные, и все это - для того,  чтобы сказать, что Шантарам был марионеткой, что все муки за дружбу и любовь были зря...
Сразу как вышел роман, фильм начали снимать, Джони Депп купил права на экранизацию. Но что-то под кризисом всё рухнуло)
 
Вывод - в мире по прежнему популярна героизация криминалитета.
Какое общее впечатление? 
Меня до сих пор преследует запах чиллума, который там курят все и везде...
 
Метки:  

Елка_Палкина   обратиться по имени Суббота, 16 Марта 2013 г. 11:08 (ссылка)
Начитавшись восторженных отзывов самых разных людей пыталась читать, но так не осилила даже трети. На фильм, пожалуй схожу - посмотреть, что там у ДДеппа получится - если, конечно, он не захочет сделать из этой книги что-нибудь типа Lost'a :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 11:25ссылка
Елка_Палкина, ох, а я осилила... с трудом) Но настолько без восторга, что даже и не заикаюсь советовать кому-нибудь читать. А фильм забавный выйдет, тоже бы посмотрела, криминальные приключения в экзотике индийской, и сам Депп в главной роли - крутой и честный в натуре уголовник)))
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 22:40ссылка
Аноним
у Деппа ничего не может получиться
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Октября 2015 г. 08:16ссылка
Ну, теперь Депп только продюсером остался, и фильм все еще надеется выпустить)
hatka   обратиться по имени Суббота, 16 Марта 2013 г. 15:28 (ссылка)
Мне первая часть понравилась, индийская. А как начался боевик - все, уже еле-еле...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 15:36ссылка
Ну, там еще Карла держит интерес)
Lelena_Yer   обратиться по имени Суббота, 16 Марта 2013 г. 20:25 (ссылка)
а мне так очень понравился роман. Правда я читала его в антураже - я в эти дни была в Индии и видела многое из того, что параллельно читала. Пофигу мне было на уголовника и на мусульман, я про Индию читала.
Когда муж спросил, почему свиньи бегают бесхозные и никто их не ест, я как раааааз прочла про это, свиней-асенизаторов :))) Забавно было!
И вообще, показательно и познавательно, больше всего тебе отдаст тот у которого ничего нет - факт.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 20:36ссылка
Так да, если читать местами, очень ничего себе. Любой кусок на выбор... некоторые можно пропускать))). А в антураже, небось, вообще улетно - здесь играем, здесь - не играем, тут - рыбу))). Но я ведь о едином произведении...
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 20:40ссылка
ну что... ну не Толстой, конечно. А с другой стороны, эта книга про Индию и её быт и нравы рассказала больше, чем все книги про Индию, которые я читала ДО того. Потому что без прикрас, потому что взгляд изнутри. Хорошая книга. А любовная линия там конечно примитивная по-мужски. Но ведь тоже правдивая
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 20:43ссылка
Да, Индия там хороша, познавательно очень, ты права. Но не художественное это произведение)
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 20:47ссылка
художественное! ИМХО
просто автор-то вовсе не писатель, поэтому вот так.
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 20:50ссылка
Не разделяю я твоих восторгов, увы)))
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 21:09ссылка
это не восторг :) это заинтересованность.
я же понимаю, на вкус и цвет все фломастеры разные :)))
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2013 г. 21:28ссылка
Понимаешь, Lelena_Yer, идея об относительности добра и зла, о том что в каждом зле есть частица добра и наоборот - добрая старая языческая идея. Она очень хорошо подходит для оправдания всяких криминальных разборок. Но с этой идеей человечество не выжило - скушали бы друг друга, если бы не буддизм, иудаизм, ислам и христианство. А книжка именно языческая - зуб за зуб. Возрождение давно забытого, использование кусков языческой философии - да яркой и доходчивой, но бесчеловечной по сути. Вся эта тюремная романтика, слащавое самолюбование и банальные сентенции с претензией на глубокий смысл - противны, только и всего.
"Всякий добродетельный поступок продиктован нечистой совестью" - не слишком ли много берет на себя этот зек? Он судит по себе... и не каждый согласится с ним.
Такие вот фломастеры.
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 22:51ссылка
Аноним
Там кстати и про фанатиков есть.
Перейти к дневнику

Вторник, 19 Марта 2013 г. 18:57ссылка
Lelena_Yer, на цвет разные, а на вкус одинаковые.
Перейти к дневнику

Вторник, 19 Марта 2013 г. 23:34ссылка
Исходное сообщение Старый_Шизофреник
на вкус одинаковые.

да ты что, правда?! О_о
Старый_Шизофреник   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 18:56 (ссылка)
ZnichKa, стоит читать?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 19 Марта 2013 г. 20:08ссылка
Смотря чего ты хочешь - если получить удовольствие от чтения, то нет, будет колбасить и плющить, если интересно про бытовую и криминальную жизнь Индии, или про уровень современной литературы, как мне, то почитай.
Тут, кстати, забавное нашла интервью, где Грегори Дэвид Робертс говорит, что он почти Толстой... ну, чуть-чуть, немножко осталось, на самом деле))) "Я - серьезный писатель, уровня старых мастеров. Я хочу писать как Толстой, как Достоевский." это здесь. http://www.rollingstone.ru/articles/social/interview/8609.html
Перейти к дневнику

Среда, 20 Марта 2013 г. 19:02ссылка
ZnichKa, интервью любопытное, книгу наверное почитаю .
Перейти к дневнику

Среда, 20 Марта 2013 г. 22:39ссылка
Если осилишь, поделись впечатлениями)
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Апреля 2013 г. 11:35ссылка
ZnichKa, пока читаю, но медленно... как то получилось, что одновременно читаю сразу несколько образцов современной литературы, и в целом мне не очень нравятся то, что я сейчас читаю.
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Апреля 2013 г. 12:22ссылка
Да вот и я тоже читала с трудом)
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 22:42ссылка
Аноним
а вы почитайте Толстого или Достоевского или к примеру Диккенса
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Октября 2015 г. 08:17ссылка
Спасибо, читала, и не один раз. Люблю этих авторов.
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 22:46ссылка
Аноним
Интервью конечно "забавное" для некоторых. А для других видно что писал Человек, и талантливый Человек.
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Октября 2015 г. 08:18ссылка
Да, надо быть "другим", чтобы такое нравилось...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку