-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Есть три эпохи у воспоминаний

Среда, 02 Февраля 2011 г. 19:19 + в цитатник

 

Это стихотворение как раз - на черную луну, сегодня совсем умирающую, завтра родится новая…

Это стихотворение - мой еще подростковый кошмар, моя сегодняшняя фобия…

Это стихотворение - есть, хотя я была бы рада, если бы его не было, но оно сидит внутри и посмеивается иногда... Я понимаю, что время - лечит, и все такое прочее - нужно забывать и стирать память, но почему-то этот стих даже в тех обстоятельствах, когда нужно забыть как страшный сон и не вспоминать - не успокаивает.

На мой взгляд, это - один из самых беспощадных текстов в русской литературе. Совсем как-то равнодушна я к Ахматовой, но всё время пытаюсь найти или придумать опровержение этого стиха… И каждый раз с ужасом перечитываю - и всё вроде убеждаюсь - да, неумолимая, красиво, образно и понятно изложенная правда. Но так ведь - не может быть, так - не должно быть…


Есть три эпохи у воспоминаний.
И первая - как бы вчерашний день.
Душа под сводом их благословенным,
И тело в их блаженствует тени.
Еще не замер смех, струятся слезы,
Пятно чернил не стерто со стола -
И, как печать на сердце, поцелуй,
Единственный, прощальный, незабвенный…
Но это продолжается недолго…
Уже не свод над головой, а где-то
В глухом предместье дом уединенный,
Где холодно зимой, а летом жарко,
Где есть паук и пыль на всем лежит,
Где истлевают пламенные письма,
Исподтишка меняются портреты,
Куда как на могилу ходят люди,
А возвратившись, моют руки с мылом,
И стряхивают беглую слезинку
С усталых век - и тяжело вздыхают…
Но тикают часы, весна сменяет
Одна другую, розовеет небо,
Меняются названья городов,
И нет уже свидетелей событий,
И не с кем плакать, не с кем вспоминать.
И медленно от нас уходят тени,
Которых мы уже не призываем,
Возврат которых был бы страшен нам.
И, раз проснувшись, видим, что забыли
Мы даже путь в тот дом уединенный,
И задыхаясь от стыда и гнева,
Бежим туда, но (как во сне бывает)
Там все другое: люди, вещи, стены,
И нас никто не знает - мы чужие.
Мы не туда попали… Боже мой!
И вот когда горчайшее приходит:
Мы сознаем, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни,
И нам оно почти что так же чуждо,
Как нашему соседу по квартире,
Что тех, кто умер, мы бы не узнали,
А те, с кем нам разлуку Бог послал,
Прекрасно обошлись без нас - и даже
Все к лучшему…

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Cadaver_of_Me   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 20:06 (ссылка)
страшное. правда.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 20:14ссылка
Объективно, да... но как-то подленько, что ли
Cadaver_of_Me   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 20:16 (ссылка)
мне кажется, ничего подленького. вообще. четко, правдиво, честно и очень странно, почему написано русской женщиной, а не каким-то прагматичным немцем.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 20:24ссылка
ну уж нет... если этот стих воспринимать "четко, правдиво, честно" - тогда он - просто о Хроносе, пожирающем своих детей. И типа - ничего не сделать. И сопротивляться - бесполезно, как бы "нехай сабе гэтак и будзе". Но, мне кажется, надо сопротивляться...
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 20:42ссылка
я не уверен, что с прошлым можно спорить. не говоря уже про "сопротивляться".
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 21:14ссылка
так поэтому, наверное, и страшно - с прошлым спорить - невозможно, сопротивляться - бесполезно, но нужно...
Made_in_USSR   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 21:01 (ссылка)
Что за рифма такая у этой Ахматовой... И бегло, и по-разделениям (тактико-строевым методом) перечитал, а все нескладно что-то у нее получается. Наверное ты права. Где-то она чего-то фальшивит, и допущу, что возможно не "догоняет". ;))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 21:17ссылка
а может, она доводит до абсурда просто... но как-то очень так жестоко. Вот такое забвение - оно еще хуже смерти.
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 21:08 (ссылка)
Для меня это стихотворение не то чтобы страшное, но тревожное, настораживающее. Все проходит...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 21:18ссылка
Ну как - не страшное? Оно историю как таковую отрицает. Если бы Ахматова права была - не было бы истории вообще.
filorema   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 21:44 (ссылка)
А мне кажется, здесь история вообще ни при чём, экзистенциальное это стихотворение... и,как обычно, у Ахматовой абсолютно точное психологически... и не мрачное и не подленькое... горечь утрат ведь может с ума свести, если отчётливо вовремя не осознать, что всё к лучшему, на всё воля Божия...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 21:56ссылка
История - это как раз основа экзистенциального - и всех "родных пепелищ", и памяти, и совести, и вообще "самостоянья человека". Психологическая точность - она как закон физики, но мы же люди... И воля Божья тут в другом, не в физике. Вот смотри - так всё "по этапу" идёт - а потом - бац - и
Мы сознаем, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни...

То есть уже как бы это прошлое - и не наше совсем, целостность жизни как дороги - теряется, фрагмент - выпадает.
татьяна_ники   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 22:10 (ссылка)
общее состояние уныния описано...............
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 22:20ссылка
Уныние проявляется по-разному, часто прикрывается каким-то благопристойным видом, видом правдоподобия и поэтому его бывает трудно различить, понять - в чем неправда. Но уметь различать его нужно... вот, пытаемся. В чем здесь - неправда?
filorema   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 22:18 (ссылка)
История - это всё ВНЕШНЕЕ,бесспорное,общезначимое, а здесь речь об узко личном... о чем-то дорогом для конкретного человека, драгоценном, но оказавшемся или совсем не нужным, возможно, ошибочным, или объективно невозвратимом, и тогда - зачем в стену-то головой биться -"всё к лучшему"...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 22:37ссылка
Так прямо в тексте - история... А для Ахматовой - это еще стих и о утраченной дворянской России...
Когда -
Меняются названья городов
нет оснований говорить о узко личном... И биться головой о стену - тут же нет этого, я думаю, биться - не надо, но надо постараться - не забыть, а это иногда тяжело.
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 23:00ссылка
утраченная дворянская Россия переживается тоже как глубоко личное
ну, как её с восторжествовавшей советской действительностью совместить?
filorema   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 22:21 (ссылка)
если грех - пущай себе фрагмент выпадает, а если невосполнимые утраты, то мучить себя тож грех))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 22:43ссылка
ну прямо научная фантастика - стирание памяти))) Бац - и всё забыть. Так разрушается тогда человеческая жизнь, когда стирается память. Может, иногда, чтобы целостность сохранить, нужно сделать усилие - и помнить, даже если это больно.
Время - оно само по себе - безбожно и безнравственно - и всё стирает.
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 23:06ссылка
Нет, время - благодатный дар Божий для нашего повреждённого естества... и стихотворение о попытке смириться с неумолимыми законами времени... а для страстного человека смирение не может стать сразу чувством истинным и искренним, вот откуда то, что ты принимаешь за фальшь, а это не фальшь, а духовное усилие-насилие над собой... может, сначала и надо окаменеть ("и упало каменное слово на мою ещё живую грудь"), ЧТОБЫ выжить, но потом память обязательно воскреснет, очищенная, преображенная, не отягощенная тоской и истеричностью...
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 10:09ссылка
ну это ты всё хорошо придумала, мне так нравится)
но у Ахматовой - нет и надежды на воскресение памяти. Поэтому и фальшиво, не по-человечески, аналитически так безупречно, мёртвая расчлененка психологизма.
"И нам оно почти что так же чуждо,
Как нашему соседу по квартире,
Что тех, кто умер, мы бы не узнали"
татьяна_ники   обратиться по имени Среда, 02 Февраля 2011 г. 22:30 (ссылка)
для меня в этом:А те, с кем нам разлуку Бог послал,
Прекрасно обошлись без нас - и даже
Все к лучшему…
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Февраля 2011 г. 22:44ссылка
татьяна_ники, да, согласна..."Всё к лучшему" - как-то здесь фальшиво.
Аноним   обратиться по имени Четверг, 03 Февраля 2011 г. 00:57 (ссылка)
ZnichKa, filorema! Ну, барышни, удивляюсь я на вас, да на ваши излишние мудрости! «Что тут хитрить? – Пожалуй к бою!» Но, сначала дробим противника на части…

№1
Потеря близкого (если хотите – любимого, ах!) человека. Но еще недавно и потому - всё живо. И всё еще чудится, что вот дверь откроется, и он войдет, и скажет…
Но это продолжается недолго.

№2
Время притупляет память, а страдания (еще раз – ах!) отступают перед необходимостью жить дальше. А то и за другого замуж выйти (старые письма жжем, портреты меняем – ах!). Словом, о прежней любви (о прошлом) вспоминаем лишь изредка, случайно. Вдруг мелодия старая невзначай или ветерком эдак повеет, или чёрт знает как в те края занесет… Ба, да ведь на этом-то самом месте… Ах, ах, ах!
Но тикают часы, весна сменяет одна другую…

№3
И вот однажды, приехав в тот самый город… но уже с другим (ой – это не междометие!). Вы с удивлением почувствуете, что внутри вас ничего уже не шевелится по поводу пережитых здесь страстей (ах!). Будто ничего и не было, и всё воспринимается совсем отрешённо, и никаких даже вздохов, все становится безразличным, нейтральным:
…люди, вещи, стены,
И нас никто не знает - мы чужие.
Мы не туда попали…

№4
Выводы, мораль, эпилог-с!
А вот туточки с мадамой Горенко, я круто разойдусь. Тут я начинаю понимать, почему с ней и Николай Гумилев разошелся. Ахматова в своём (по крайней мере в этом) стихе рада больше не страдать о прошлом и не переживать о своих утратах. Бог ей судья! Может быть женщинам так действительно лучше при их-то эмоциональности… Но я тут хочу вспомнить другие стихи. В пику милым женщинам, извините:

«Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня».

Вот видите, не только своё не забыть, но и чужое загрести! А что делать? Таков мужской шовинизм!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 10:16ссылка
Pz-V, ну совсем в танке)
Всё так вроде правильно - но вот именно в этом фрагменте у Гумилёва - про своё... про те души, которые он сменил в течении жизни, и которые он, да, верно, не забывает. Ну стихотворение это замечательное так и начинается - буквально на строфу выше
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

С этой точки зрения у Ахматовой как раз - "змеиное" такое стихотворение, про сбрасывание кож...
татьяна_ники   обратиться по имени Четверг, 03 Февраля 2011 г. 11:37 (ссылка)
У Pz-V складно получился разбор полета поэтического)...вот с такой точки тоже можно посмотреть- это про 1,2,3. Я именно так сначала впечатлилась... и удивилась Аниному ужасу. Хотя это 1,2,3, уже про то, как жить стало легче... жить стало веселей.
Но общее впечатление - уныние- ВСЕ зря, все бесполезно и никчемно....
Пункт 4 и Вывод- с ним не соглашусь.
Ответить С цитатой В цитатник
Так-просто   обратиться по имени Четверг, 03 Февраля 2011 г. 14:17 (ссылка)
Всё к лучшему - сказано иронично,потому что "обошлись без нас". Это, конечно, о гибели любви в мире, вообще человеческих чувств - и твоей любви , и кого-то к тебе. "Всё к лучшему" совершенно перечеркнуто тем, что в начале всё это названо "горчайшим". Мне это стихотворение не кажется страшным, но именно горьким, очень реалистичным в смысле бытия человеческих чувств в земной реальности. Вот это оно и констатирует. И опровергает "житейскую мудрость" - "время лечит". Человеку всё равно страшно терять вот это живое, что было когда-то для тебя всем, всей жизнью. Хотя это и неизбежно. Она не рассуждает хорошо это или плохо - фиксирует горечь переживания этой "простой" истины. И нам всем, если мы не утратили способность чувствовать - знакомо, понятно и близко это ощущение. Потому пробирает.
Но мне не кажется, что это означает отрицание значимости и ценности любви, человеческих отношений вообще, у Ахматовой в целом такого не получается. Просто про хрупкость, трагичность, идущую от нашего несовершенства, неумения сохранить...
Прекрасное стихотворение, мной очень любимое, именно за эту ахматовскую лаконичность. Раз - и ты оказываешься в этом ощущении - но это не ради мазохизма какого-то, а есть в нем и ахматовская все же "приподнятость", раз мы так все "четко" видим - значит уже что-то переосмыслено, ты уже иной, ты смотришь "сверху", в каком-то очень просветленном и "прозрачном что ли состоянии. Здесь есть и покаянная исповедальность...
Я бы сказала - одно из самых прекрасных и глубоких произведений русской лирики. Как-то так...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 19:36ссылка
Ой, только не надо про покаянную исповедальность))) Сама же говоришь - всё лаконично и понятно. да, жаль и горько - но вот всё так.
Не вижу ничего прекрасного в небытии, в которое всю память кидает Ахматова.
Что прекрасного - в том, что прошлое становится не нашим
Там все другое: люди, вещи, стены,
И нас никто не знает - мы чужие.
Мы не туда попали

или в том, что

Мы сознаем, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни,
И нам оно почти что так же чуждо,
Как нашему соседу по квартире,

а особенно цинично -
Что тех, кто умер, мы бы не узнали.

Это "приподнятость" - "четкое видение" над распластанным телом на операционном столе, расчлененки, анатомички, "приподнятость" многомудрого ученого-медика, который, чтобы приободрить больного в реанимации выкатывает каталку с ним в морг на экскурсию. Конечно, некоторым жажды жизни прибавляет... но немногим.

Стихотворение совершенно безжалостно и безнадежно. Нет ни одного слова - надежды или просвета, что может быть иначе, чем уже вполне-вполне взрослая, 55-летняя женщина написала.
Так-просто   обратиться по имени Четверг, 03 Февраля 2011 г. 15:40 (ссылка)
Cadaver_of_Me, да где ж тут прагматичный немец - неужели Вы не слышите, сколько живой боли в этом стихотворении? Бесстрастность - это эффект ахматовского мастерства. Ну какая ж тут прагматичность?
Не понимаете Вы женского сердца, не чуйствуете...
Made_in_USSR, слушайте, Ахматова точно не фальшивит, а не догоняем скорее всего мы... Так, немного отстаем.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 15:47ссылка
немецкого ни грамма нет ... уж это точно.)
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 19:40ссылка
Так-просто, живой боли и у штюрмеров много. Бесстрастность - это эффект, точно... Специально созданный эффект. А что касается женского сердца - то тут его тоже нет, мужские такие страшные своей безысходностью стихи... с эффектами, да. И вообще Ахматова считала, что "лирический поэт обязан быть мужчиной".
Так-просто   обратиться по имени Четверг, 03 Февраля 2011 г. 17:18 (ссылка)
ZnichKa, так здесь ведь и нет забвения - скорее изменение отношения, перемещение в пространстве памяти - отдаление, но, в итоге... мнимое. Последние строки - взрывают ощущение забвения и умирания переживаний. Ведь интонационно слова "прекрасно обошлись без нас" содержат горечь, ощущение несправедливости, даже обиду - очень живые чувства. В финале сходится стремление к принятию воли Божией, смирению что ли перед ходом событий - "а те, с кем нам разлуку Бог послал" - и еще очень живого чувства. Так что там к концу в живом соотношении переплетаются и умирание переживаний - как следствие несовершенства всего земного и человеческого (всё конечно), и приятие Высшей воли (так распорядился Бог), и трепет еще живого чувства (иначе бы не было горечи и обиды) - и всё это так лаконично, по-ахматовски сдержанно и парадоксально соединено...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 19:49ссылка
Так-просто, так да - изменение отношения - из живого - в мертвое... это и страшно.
тут же на самом деле о том - что всё конечно. Цинизм как раз в отрицании всех традиций - Любовь к отеческим гробам, О, память сердца, Но твой портрет я на груди своей храню... и проч и проч...
Пусть еще живые чувства - но всё станет чужим и будет "не с нами" - надо смириться с небытием. И на это никакой Божьей воли нет и быть не может.
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 21:16ссылка
Смиряться надо не с небытием, а с бренностью жизни, преходящностью жизни, памяти: в прошлом комменте я пыталась (ничего не выдумывая) "отослать" тебя к "Реквиему" с его мыслью о неизбежности (а может, даже спасительности !на какое-то ограниченное время -для выживания! окаменения), потом признанием полнейшего тупика, в который это приводит... А затем выход - воспоминание не о СВОИХ личных СТРАДАНИЯХ, А О ХРИСТОВЫХ- приводит к мужественному и твердому взгляду на то всеобъемлющее страдание, которое подъяла на себя Россия в ХХ веке...
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 21:33ссылка
filorema, где в этом тексте намёк хоть - о Христовых страданиях? где - выход? в каких словах?
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 22:49ссылка
Имхо, это стихотворение бессмысленно читать и обсуждать вне контекста творчества Ахматовой,
выход в смирении - "всё к лучшему",
циклиться на "горчайшем" =своей боли- безумно и для личности
Так-просто   обратиться по имени Четверг, 03 Февраля 2011 г. 23:06 (ссылка)
ZnichKa, не, не убедительные возражения, но в дикуссию пускаться не буду)))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку