-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Сказки нашего времени

Суббота, 08 Января 2011 г. 22:00 + в цитатник

«В детстве он очень любил вешать кошек и потом хоронить их с церемонией. Он надевал для этого простыню, что составляло вроде как бы ризы, и пел и махал чем-нибудь над мёртвою кошкой, как будто кадил. Всё это потихоньку, в величайшей тайне.»

Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»

Незадолго до праздников сразу несколько моих лирушных друзей, не сговариваясь, стали обсуждать «Снежную королеву» Андерсена. Конечно, сказка зимняя, и навевает. Про Андерсена тут уже говорила, но вот тема получила продолжение, и развитие, и образовалась небольшая теория… Про сказки и христианство. Как раз на Святки я еще прочитала давно намеченного Льюиса «Хроники Нарнии», очень понравилось, и даже все три фильма посмотрела. А Гарри Поттера и Толкина - читала и смотрела раньше. Всё это интересно обобщить)))

Сам по себе жанр «сказка» - языческий. Внушают уважение древность и устойчивость сказочных сюжетов, опять же объясняла уже на картошках Проппа. Так вот, сказочный «намёк и добрым молодцам урок» в народной волшебной сказке вполне однозначен и проверен тысячелетиями - мир добр, добро побеждает зло, герой идёт в «в иное царство», приобретает мудрость и взрослеет в испытаниях, помогает сделать мир лучше, у него получается это и в награду он получает «царевну и полцарства». Это традиция и архетип. Стоит ли говорить, что сказки нужны, в первую очередь, детям и имеют воспитательное значение. Интересно, то даже утвердившееся христианство не боролось со сказкой.

И византийские дети читали волшебные сказки. И не только дома. Изучение языческих мифов пронизывало все школьное образование. «Император Феодосии, немилосердно преследующий повсюду язычество, не решается изгнать его из школы... Как только христианство проникло в зажиточные классы, оно столкнулось с системой воспитания, которая пользовалась всеобщим расположением. Всего страннее, что после победы, сделавшись всесильной, Церковь не искала возможности изменить дух воспитания, ввести туда свои идеи и своих писателей и таким образом сделать его менее опасным для юношества. Она этого не сделала. До последних дней язычество царило в школе, а Церкви, господствовавшей уже два века, не пришло на ум или у нее не было возможности создать христианское воспитание»

 Литературная сказка, появившаяся в эпоху романтизма в XIXвеке, в зависимости от таланта и архетипической чувствительности автора, иногда сильно отступает от традиции. Сказка становится модной и множество поэтов и писателей начинают сами сочинять сказки, и даже придумывать «древний эпос».

Но сказка, которая честно говорит о себе, что она - сказка, и должна быть определяема по законам своего жанра, не всякий полёт фантазии может сказкой называться.

Наиболее талантливые и чуткие к архетипам писатели, собирая и изучая фольклор и понимая его «неслучайность» создают в это время множество нормальных литературных сказок. Некоторая часть литераторов - отпочковываются в сторону науки  - и развивается то, что сейчас называют «научная фантастика». Тема «путешествий в иной мир» - даёт приключенческую литературу про далекие земли и «людей с пёсьими головами». И еще одна часть авторов - решают смешать сказку с философией и верой - тут упражняются, например, Блаватская и Рерихи говоря, что богиня Изида принесла пшеницу землянам с Венеры… ну и подобные кастанеды, коэльи и оши.

Так вот, сказки Андерсена - со всеми псалмами и молитвами, относятся тоже к этой группе. Только тут примешанными к сказке оказались не индейские премудрости или восточные камлания, а христианство, протестантизм. Архетип народной сказки как таковой изменяется до неузнаваемости - появляются даже сказки с несчастливым концом, или с измененными гендерными ролями. Вот та же «Снежная королева». Герой - абсолютно пассивен, а действует в сказке и должна пройти инициацию - героиня (феминистский такой ход). Герой и героиня никак в процессе путешествия не изменяются, мир - остается прежним, зло всё так же существует, и в конце как награду герои получают прежнюю свою жизнь, без всяких сказочных наград, изменений и чудес - теплую комнатку с розанчиками.

Сказки - не безобидны. Особенно сказки, прочитанные в детстве и любимые - могут задавать жизненные сценарии, особенно при позитивистском атеистическом воспитании. Ах, да - и еще дети - играют! (Это я эпиграф вспомнила к этому посту). Играют увлеченно, воспроизводя сказочные сюжеты. Конечно, все сказки, которые в мультиках и детских книжках - максимально "адаптированы". Но даже на уровне оставшегося пересказа и голого сюжета - и во взрослых людях не так уж и редко можно увидеть все эти депрессивные игры (жизненные игры) в Русалочек, Гадких утят и Каев. Да, и сложнее всего избавиться от комплекса Герды, склонной непрестанно и насильно спасать от "жестокого мира" всех и вся, и запирать в душной комнатке с розанчиками. Ой, а еще же есть Стойкий оловянный солдатик, тоже жуткий сценарий...

Пример Андерсена оказался заразительным. Смесь христианства и языческой сказки продолжают взбалтывать и перемешивают в разных пропорция по сей день. Но об этом - продолжение следует.

Метки:  

Нефритовый_Лис   обратиться по имени Суббота, 08 Января 2011 г. 22:52 (ссылка)
Факты из жизни.
Андерсен жутко ненавидел детей.
Страдал параноей - когда племянники приносили емму коробку конфет, он всегда сначала давал попробовать им, думая, что его хотят отравить.
Лснлвная тема его сказок - смерть.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 08 Января 2011 г. 22:57ссылка
Да, у меня два года назад постик про Андерсена как раз о теме смерти в его сказках
http://www.liveinternet.ru/users/znichka/post91435366
несчастный очень человек был
Made_in_USSR   обратиться по имени Суббота, 08 Января 2011 г. 23:13 (ссылка)
Праэльно!
Пытаюсь перебрать все сказки, которыми было отчитано детство, и к некоторому своему удивлению обнаруживаю, что по ним абсолютно не "фанател"... Мнение каэшно своё корректно не выпендривал, но сдержанно презирал.
Особливо Ганса Андерзона, коего было аж два тома, дакийско-кишенёвского книжного издательства, с очень хоррорными картинками в стиле графического рисунка. Ладно там "стойки оловянны зольдатен" и "королева"... А "дэвишка и хлеп", а "суп из колбасной палочки", а "коробка серных спичек"? -- слов нет какой гон, Кафка так ландыш просто на фоне... )))
Про укуренную Алису в стране чюдес, и слушать не хочу, чушь в квадрате! Восьми не было, а внутренне и с первого подхода, дико раздражали мартовские зайци, труляля и траляя всякие... Алису даже счас, наркоклиника не возьмет, такие у нее делирии "островставные"... )))
Ну да. Читал я с семи лет Сергея Алексеева про Птицу-славу и А.В. Суворова, пионэров-героев, революсьонеров, Крапивина с его каравеллами, Булычева по журналам ЮТ, Беляева тож...)))

Одно смущает в твоей атаке. Наверно тоска будет, если вместо толковых гайдаровских рассказов и "гибели Чапаева"начнут акафисты детям читать... ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 16:01ссылка
Made_in_USSR, не боись, тоски не бут... ты эпиграф - не пропустил?)
А нормальных сказок-былин всяких - народных - совсем не читал, тока пионэров?
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 17:52ссылка
Эпиграф не пропустил, но церемониям братьев Карамазовых никогда не следовал. Не любить кошек, уважать оружие и военное дело, не равняется некрофилии или прочим извращениям.

А тащить всюду православную обрядовость все-таки правильно? То что было приемлемо восприятию тысячу лет назад, никак не трансформировать?
Гипертрофированная "лборасшибаемость" (доходящая порой до абсурда) наших исполнительных правоверных и куча мракобесия, которое они невольно распространяют, меня очень отворачивает. Примеров полно, да порой раздражают.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 18:08ссылка
Сказки были прочитаны или прослушаны многие, не беспокойся )
Большинство из них с придурью, если читать беспристрастно. Просто когда дитям эти баяны впаривают, они тоже вопринимают это по-правилам ролевой игры. Читают-то им сказочку, "литпедгиз" утвердил, родители плохого не желают, "лопата"и значит всем смеятся.)
Попадаются иной раз вдумчивые дети, "пускают предкам торпеды в лоб" мол: "а почему в сказочке такой беспредел?" Конфузятся тогда родители, давят авторитетом... )))
Я например, был дипломатом, пока читать не умел (кто его знает, будешь вопросы задавать и потом еще на что-то почитать "развести" не удастся... ;))
Перейти к дневнику

Понедельник, 10 Января 2011 г. 11:40ссылка
Про правила игры - это точно)))
а ты Проппа все-таки прочитай - хоть бы в моём ликбезном картофельном изложении. Многие хорошие советские сказки - точно по нему написаны тоже.
filorema   обратиться по имени Суббота, 08 Января 2011 г. 23:30 (ссылка)
Вот интересно, а в сказке "Соловей" тоже что-нибудь не так, по-твоему?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 16:10ссылка
filorema, так это и не сказка вовсе... что там сказочного?
Творческий человек желает пристроиться, к королю, конечно... хоть и на воле ему жить лучше, и пение его наикраше всего в лесу - но всё равно к королю. Это ж мечта мелкобуржуазного "творца" - и при короле, и чтобы "прилетать когда захочешь", ну то есть без обязаловки. Еще содержание песен его непонятно - вроде сначала это чистая эстетика и красота, а потом - социальные мотивы обещаны, про обездоленных %)
Да и загадка - за что ж такое соловей полюбил "душу короля" и в чем она так душевно проявилась особенным образом, и почему соловей не полетел со своей психотерапией, например, к больной матери кухарки?
Мутная история)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 22:11ссылка
Ну как же за что? Видел слезы, там сказано...
Больно как-то от твоих разборов сказок... они головные очень, а последний вульгарной социологией попахивает (
Перейти к дневнику

Понедельник, 10 Января 2011 г. 11:45ссылка
filorema, не переживай... Просто не понять там - почему именно королевские слезы так тронули, когда плакали - все. Ну и ладно, там же ясно сказано - «В Китае все жители — китайцы, и сам император — китаец».
Odysseus   обратиться по имени «что мы слышим, тем и дышим!" Четверг, 13 Января 2011 г. 21:25 (ссылка)
Интересный пост, как говориться что - «что мы слышим, тем и дышим!" замечу, сказки рассказывали не дети, а взрослые, в том числе и Г.Х. Андерсен. Нет, не стану критиковать старика, пусть покоится как может. Люди говорят, поют, слагают стихи и прозу о том, что у них на уме. Получаю всякие поэтические рассылки в LI.ru, мамочки, в основном молоденькие девушки, да всё страдания на гормональные темы... Детей воспитывают взрослые, взрослых - массмедиа, там тоже обыкновенные люди, читающие в лучшем случае розовые дамские романчики, те кто их пишет, т.е. писатели едва ли сами кого читают. Церковь в образовании, да и в духовном назидании как всегда в сторонке, стиснется собственного не глубокого уровня. Вот и замкнутый круг... но к счастью не для всех и не везде! Есть пытливые любознательные люди, Прометеи в духовном просвещении, готовые вести за собой, и есть люди, для которых телевизор не является культом, которые готовы искать и возрастать, и такие всегда в меньшинстве. Такова жизнь... Да надо читать детям сказки, но необходимо думать что нужно, а что в топку.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Января 2011 г. 22:13ссылка
Odysseus, спасибо за комментарий)
Согласна, нужно думать! :)
Апрелевка   обратиться по имени Среда, 19 Января 2011 г. 15:15 (ссылка)
Ой, как за Герду обидно))))
А по-моему так нет ничего более женского и менее насильственного - чем Герда.
С ее верой в изначальный Образ.
Она ведь не билась с врагами, не строила мосты, не перевоспитывала - она растопила чужое сердце. Разбудила. Только и всего.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку