Буддизм. Священные сооружения |
Буддизм – одна из самых практичных религий, это, по сути и не религия, а инструкция, руководство или самоучитель видения мира. Бога – нет, церкви и храма как таковых – нет. Если и религия - то очень гуманная, человеческая такая, религия, в центре которой стоит человек – Будда Гаутама Шакьямуни, которому удалось достичь Просветления. Свою первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма, Будда произнес недалеко от Варанаси, его слушали пять учеников и два оленя))). И с тех пор буддизм - самая умная и интеллектуальная из всех религий!
Нигде больше нет таких изощренных упражнений в интеллектуализме, самоанализе, самоконтроле. Если христианство можно назвать религией слова – «вначале было Слово», то буддизм – это религия ОЩУЩЕНИЯ (не чувства), поэтому вполне допустимо говорить о «внутренней иконографии» пространства в буддизме. Пространство ощущений – это очень специфично. Здесь оно – космично, со множеством миров, бескрайнее и беспредельное. Многие исследователи вообще буддизм не рассматривают как религию.
Весь человеческий мир, его пространство в сознании идеального буддизма – не существуют на самом деле, они – иллюзия, и при этом - сплошное страдание. Мировоззрение – исключительно рационально и рассудочно, буддизм - это в первую очередь, здравый смысл, нужно постоянно рассчитывать: чем грозит тебе каждый поступок, сказанное слово или возникшая мысль – в будущем перерождении. Само по себе перерождение понимается не как в индуизме («но если туп как дерево – родишься баобабом» - это значит, что всё-таки – сохранение самосознания), а как перекомбинация: после смерти физического тела (материи), умственные силы (ум) создают новое сочетание в другой материальной форме и состоянии в другом существовании. То есть мозаика рассыпается, перетряхивается с другими комплектами – и получаются совсем иные картинки.
Каждый приверженец буддизма – как научный сотрудник, экспериментируя и анализируя, должен тщательнейшим образом изучить весь ход своих мыслей, разложить внутренний мир на составляющие и учиться умело ими управлять…Всё состоит из отдельных кусочков, на каждый момент времени – «это другое». Удивительная религия, в которой нет ни любви (потому что некому да и некого любить– кругом одни фиктивные образы, всякие так называемые "люди","женщины", "мужчины", "вещи", которые в конечном счете-то и не существуют), и в основе духовной работы - самоизменение человека, освобождение от цепи перерождений, приносящих страдание.
Будда учил: чтобы избавиться от страданий – нужно просто избавиться от желаний. Работа над личностью – огромна, целиком – внутренняя, и занимает значительное время, главный инструмент – медитация. Тут серьёзно – а вы попробуйте созерцать со стороны события вашей жизни, отстраненно и без эмоций, и без оценок – хорошо-плохо. Будда предостерегает тех, кто решил следовать его примеру, избегать самоистязаний и самопотаканий. Потакание слабостям низко, самоистязание - сумашедствие, обе крайности бесполезны. Существует Средний Путь, который помогает заглянуть в самого себя. Награда - знание, спокойствие, уравновешенность, идеальный мир. Буддизм реализует самый простой и прямой путь к счастью – в упор не видеть несчастья. От христианства это хорошо и наглядно отличается на уровне символов – Будда с закрытыми глазами в глубокой медитации и широко открытые и выразительные глаза святых на иконах.
Неукоснительное соблюдение всех предписанных учением правил этического поведения (в частности, не убивать живое, не употреблять мясной пищи, не причинять страданий другим, работать над своим положительным сознанием) и выполнение созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий. Таким образом, вектор сознания в буддизме направлен внутрь человека, соответственно, внешний мир – и пространство как таковое – умозрительно. Это хорошо отражает и архитектура – буддистская ступа.
Там внутри – нет пространства совсем.
Там иногда только маленькая коробочка для пепла или еще какой-нибудь реликвии, но в подавляющем большинстве случаев – там вообще нет ничего, даже и пустоты – только камни или земля – просто могильный холм со значением места преобразования смерти в новую жизнь, места зарождения, потенциальных возможностей, Космоса и множества миров…
Ага, ага – стоит только закрыть глаза…и увидеть вещи такими, какие они есть.
Существует предание: Будда Шакьямуни, объясняя, как нужно строить ступу, расстелил на земле свой плащ – квадратный кусок материи, поставил на него перевернутую патру (горшок для сбора подаяния), а сверху укрепил свой зонтик.
Вот, большая ступа в Санчи была перестроена во II веке до н. э. и расширена за счет возведения новой ограды. Была добавлена терраса, балюстрада, крытая галерея для совершения прадакшины (ритуального обхода в буддизме). В ступе заложена космическая символика буддизма: высокий круглый цоколь представляет собой землю, куполообразное тело ступы – небо; четырехугольная хармика – гору Меру в центре Земли; а центральный шпиль символизирует небесный мир – царство абсолютной Истины в Буддизме. На шпиле три зонта, это атрибуты царских церемоний, обозначающие три драгоценности буддизма – Будду, Сангху (общину) и Дхарму (учение). Как космическая гора, ось Вселенной, ступа символизирует в буддизме совокупность бытия, персонифицированного в Будде. На рельефах ограды и ворот Большой ступы в Санчи - различные эпизоды юности Просветленного. Мастера, украшавшие ступы Бхархута и Санчи, отвергали изображение Будды в человеческом облике. На этих рельефах Просветленный всегда представлен символами и никогда антропоморфно. Так, Великий Исход всегда обозначается конем без всадника, выходящим из городских ворот. Великая Проповедь символизируется Колесом Закона, а Паринирвана – ступой.
Образы Будды, иногда гигантских размеров, расставленные по миру - создают чувство присутствия самого учителя, что в свою очередь, вдохновляет верующих следовать его примеру. Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов и благовоний отдают дань уважения учителю и его учению. Реликвии также не являются необходимостью, но они помогают, концентрировать внимание верующих на учении. Сам Будда не поощрял поклонения себе, говоря: "Тот отдает мне дань уважения, кто претворяет в жизнь мое учение. Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня".
Это всё я тут говорю про классический буддизм, "по Гаутаме", требующий для Просветления как минимум – монашества. Но перемешиваясь, больше всего, конечно, с индийским язычеством, возникло множество течений, заметно облегчающих и украшающих жизнь простых мирян. Пространство современного буддизма, таким образом – уже почти языческое: вот интересно это наблюдать на «эволюции» ступы, которая превратилась уже почти в знакомую нам по язычеству пирамиду-а ля зиккурат))).
Но какие бы формы ни принимал буддизм в своем развитии, его центральным принципом является идея о необходимости освобождения от пут «земного», здешнего существования. Всякая связь, в том числе любая социальная, рассматривается буддизмом как зло. Отрешенность буддизма от всего окружающего, его индивидуалистичность, определяют и его глубокую асоциальность. Даже буддийское «милосердие» и «сострадание» иное, чем мы привыкли понимать: это не милосердие к чужому страданию, а забота о собственной карме. Надо заниматься собой, а не другими людьми.
И, пожалуйста, без иронии, такое мировоззрение – мощная сила и огромный труд, и доказало свою исключительную жизнеспособность в любых условиях, приспособленность к любым обстоятельствам, а также легло в основу многочисленных учений – теософии Рерихов, Блаватской, Кастанеды и др, имеющих сотни тысяч приверженцев, в том числе и в нашей стране.
Серия сообщений "Священные сооружения":
Часть 1 - Буддизм. Священные сооружения
Часть 2 - Иудаизм. Священные сооружения
Часть 3 - Христианство. Священные сооружения
Часть 4 - Ислам. Священные сооружения
Часть 5 - Католичество. Филиокве. Уроки латинского
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |