Перформанс в церкви, или как создать сакральное пространство... |
фото - Дима Зверев
Давно хотела с этим разобраться, понять – для себя. Но так и не получилось(((. Просто сумбурно запишу.
Всё про ту же иконографию архитектурную.
Эх, никуда не деться – всех нас приучили рассматривать всё - по частям, анализировать. Звезды, небо, землю, душу, мух и котлеты – всё отдельно. И как-то это внутри теперь встроено. Рассуждая о пространстве, ловлю себя на мысли, что приходится делать усилие, чтобы воспринимать целостно… Я не идеализирую Средневековье, но именно в нём были заложены основы такого целостного восприятия.
И забавно, и грустно, и показательно наблюдать сегодня целые громадные каталоги тех же храмов – где все они разобраны по деталькам, технически так зафотканы со всех сторон и подробно по годам расписана история каждого. Но нет - ни слова, и ни одной фотки – что там – внутри… Кто интересуется - ссылок могу накидать)
И вот еще один парадокс современного мировоззрения. Где-то в последние 50 лет в мире активно заговорили о пространстве и целостности, о восстановление понимания, о том, что вообще-то в храмах и церквях бывают и литургии, для чего, они, оказывается, и предназначены; и вроде как бы атеизм и рационализм всех уже утомили и себя исчерпали... Ну, про того же Краутхаймера говорила, еще несколько исследователей есть. И вот, и у нас сейчас появилось такое… Цитирую релиз к книжке:
«Речь идет о принципиально новом (!) методологическом подходе и особой теории художественной культуры. А. Лидов обосновал необходимость введения в научный оборот новых взаимосвязанных понятий : «иеротопия» (букв. – святость места, сакральность пространства), "пространственная икона" и "образ-парадигма". Эти ёмкие понятия позволяют ученому исследовать особый феномен – создание (!) сакрального пространства как "особого вида творчества", что может лечь в основу самостоятельной области исторических исследований и открыть новую страницу в истории культуры».
А вот год назад – уже такое
18 февраля в 17.00 в Белом зале РАХ (Пречистенка, 21) состоялось пятое заседание Международного научно-методологического семинара “Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное” (руководитель А.М.Лидов). Известный режиссер П.Лунгин выступил с презентацией на тему «Создание сакральных пространств в фильме “Остров” и “Царь” (”Иван Грозный”)».
Представляете, пока всамделишные архитекторы и художники тихо рюшечки-бирюлечки тусуют и дизайном подрабатывают, кинематографисты «по науке» и не без пользы – одно за другим - создают «сакральные пространства»!
Зы. Для справки скажу, что оператором «Острова» был Андрей Жегалов, «Золотой орел» за этот фильм ему уже посмертно дали, в 42 года он умер от инфаркта. Да и не в награде дело. Я вообще совсем почти кино не смотрю. Но вот, "Кукушка" его - это всамделишное ощущение заброшенности в пустыне истории на сломе войны и мира. Это ощущение играли не актеры и даже не режиссер - его создал талантливый человек, стоящий за камерой. В «Острове» - там вообще потрясающая атмосферность, эти суровые северные пейзажи показаны как состояние души. Актерам на фоне таких живописных шедевров можно было и не играть вообще - настолько велика там роль кинокамеры. Пронзительная картинка этого фильма - то немногое, что там мне кажется не просто искренним, но – настоящим.
Ох, и вот - оказывается – что это – просто сконструированный «особым видом творчества» очередной перфоманс… наконец-то «византийские «пространственные иконы» нашли типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций».
Чего-то я захотела в Средневековье, тут я не понимаю ничего… и боюсь.
Серия сообщений "Кинокритика":
Часть 1 - Идеалист Алатристе
Часть 2 - Фильм Фонтан. Чулель, или сказка о потерянном времени...
...
Часть 12 - Фильм Царь. Аццкий сотона
Часть 13 - Игра в «Школу». Сериал Валерии Германики
Часть 14 - Перформанс в церкви, или как создать сакральное пространство...
Часть 15 - Алиса в стране чудес. Отравленная сказка
Часть 16 - Фильм Поп
...
Часть 48 - Немецкий "Сталинград"
Часть 49 - Потоп
Часть 50 - Солнечный удар
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |