Икона пространства Средневековья |
Различие во взгляде, разное восприятие света, различие в мировоззрении, различие между иконой и мадонной не могло не проявиться и в различном восприятии пространства. Что для нас сегодня – пространство? Ой, как бы почти для всех - пустой звук… Но каждый человек чувствует, ощущает его. В Средневековье, видимо, такая чувствительность была тоньше, сейчас она просто вымирает в жестких объёмах типовых проектов . Стоит ли говорить о том, что организацией пространства вокруг человека всегда занималась архитектура. В архитектуре-строительстве могут происходить примерно те же процессы, что и в иконописании, и тоже действуют основополагающие отношения - оригинал–извод. Храм воспринимается как пространство иконы, и любая попытка понять-описать-воспроизвести храм «неиконически» - не удается. Удивительно, что, как правило, в Средневековье воспроизводился не план, архитектурный объем или декорация, детали, конструктивные особенности – воспроизводился образ-идея особо почитавшегося пространства, которая узнавалась всеми без проблем!Интересное наблюдение сделал Краутхаймер (1942, классика теперь уже) Он сравнивал многочисленные средневековые описания построек. Ну, о том, что один храм построен как копия другого. И он пришел к выводу, что, судя по этим самым описаниям копий, для средневекового человека сходством обладали постройки, которые для нас вовсе не кажутся похожими друг на друга. Совсем)То есть, для средневекового человека, который сморит на здание, существенны были элементы, таковыми для нас не являющиеся или не значащие для нас того, что они обозначали тогда. И вот, чтобы разобраться в этих «принципах сравнения», Краутхаймер выбрал многочисленную группу памятников (5-17 вв.), восходящих к одному прообразу, весьма специфическому и уникальному – к иерусалимскому Храму Гроба Господня. Обращение только к нескольким копиям уже вынуждает сделать вывод, что «различия перевешивают сходство».Ну и, в конце концов, Краутхаймер приходит выводу: общим элементом, который связывает и оригинал, и копию даже в случае только «сходства по именованию» оказывается не что иное, как воспоминание именно «почитаемого места».На самом деле воспроизведение Анастасис (Воскресения) – это в первую очередь, приобщение к опыту конкретного евангельского места и данного события. Иначе говоря, и оригинал, и копию объединяет единый смысл, к которому и обращены мысли и помыслы заказчиков, строителей, отделочников, иконописцев и толкователей.
Попробуйте осознать: пространство – имело смысл %).… Часто ли сейчас мы обращаем на это внимание…
Ps. в коллажике - картинок быстренько понасобирала - оригинал и копии, все на одно лицо прям)
Слева направо – сверху вниз
1. Оригинал - Церковь Воскресения в Иерусалиме с ротондой Гроба Господня.
2. Модель храма Гроба Господня. Дар архим.(будущему патриарху) Никону от Иерусалимского патриарха Паисия. 1-я четв. XVII в.
3. Капелла св.Михаила в Фульде (11в), Германия.(ааа...случайно нашла замечательного качества виртуальную экскурсию по ней – там нужно на плане найти Michaelskirche и щелкнуть по иконке с фотиком рядом с надписью. Качество – блеск, прогуляйтесь, когда вы еще будете в Вестфалии).
4. Храм Воскресения, Новый Иерусалим, г. Истра Московской области, Россия.
5. Модель часовни Гроба Господня в монастыре Сан Вивальдо, Италия. 6. Церковь Гроба Господня в Кембридже (12в)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |