-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Дурак

Воскресенье, 01 Ноября 2009 г. 19:19 + в цитатник

В волшебных сказках дурак – главное действующее лицо. Именно он попадает в места, недоступные другим, делает то, что никто другой сделать не в состоянии, решает задачи, которые другим не под силу. Тема эта неисчерпаемая, ну, мне как бы и положено в дураках разбираться, и люблю я их, вот, поэтому продолжаю эту начатую тут сказочную тему. Еще раньше - было про Проппа и самый знаменитый солюшен сказочного мира - Не выпадайте из сказки .

 

Короче, говорила сто раз о шаманских корнях сказочного дурачества, что с течением времени всё чаще и чаще носителю мирского рассудка созерцательная мудрость, мистическая поэзия стала казаться странным «невразумительным бормотанием», «безумием», «бессмыслицей» и «дурачеством».  Но сказках дураки были везде, и не мог такой образ исчезнуть. И действительно, в каждую эпоху он видоизменялся, увлекательно эти метаморфозы проследить, но как-нибудь потом. А вот итог этого преобразования – современный дурак, вот он-то - интереснее всего.

 

Понятно, что сегодня образ лишился целостности и раздробился на несколько типов. И теперь как массовый герой и пример для подражания он не в литературе отражается, а в кино. Кровавый романтик Ульянов-Ленин явно погорячился со своим "пока" - «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк»... так что поговорим о кино.

Не будем рассматривать всяких "шутов" – половина из них юмористы: что на эстраде, что в политике, и этим зарабатывают свой хлеб, другая – надевающие дурацкую маску от тоски по нереализованным жреческим функциям. Так же в расчет не принимаются кидалты – они тоже время от времени прикидываются простодушными дурачками, но в современном мире с его холодным расчетом они вполне успешно зарабатывают себе на дорогие прикольные гаджеты и плюшевые тапочки с зайками.

Таким образом, исключив этих «ролевиков», получается, что остальные «дураки» имеют в нашем мире исключительно медицинскую, психиатрическую, окраску.

 

Тема психиатрической больницы стала сказочной темой кино. Не первым, но самым  популярным в мире стал теперь уже классический фильм -  «Полёт над гнездом кукушки», 1975, по жанру – драма.


 

Там ещё (пока))) тема психбольницы - метафора всего нашего мира, и поставлен вопрос -  как реагирует нормальный человек на психиатрическую лечебницу. Получился фильм о бунте человека против буржуазной системы. Очень  оригинальные съемки настоящих пациентов психбольницы из Орегона вместо актёров в несложных ролях; пациенты выглядят очень органично. Но главное - это, конечно, блистательная игра актёров в главных ролях. Джек Николсон сыграл одну из своих лучших ролей в этом фильме.


 

Его игру критики называли гениальной, и все вообще тогда верили, что дураком можно прикидываться. Но не успело смениться поколение зрителей, как привлек всеобщее внимание, стал хитом ещё один замечательный фильм – «Человек дождя», 1988, тоже по жанру – драма.


 

Тут уже, как говорится, Николсон накаркал, и дурак – вполне настоящий, больной аутизмом. И тоже – потрясающая игра Дастина Хоффмана, великолепное вживание в образ, и его дурак смог путешествовать, и изменить, научить добру вполне «нормального» человека, причем «добро» это явно абсолютное, и «потустороннее» по отношению к современному миру наживы и его законам.


 

Всё еще сохраняет нормальную сказочность. Но не прошло и десяти лет, как появился очередной хит о дураке – «Форрест Гамп», 1994, и это уже по жанру - мелодрама, и почти комедия. Вот тут, на мой взгляд, что-то случилось… вообще, в массовом сознании, в мире… магия какая-то сработала %)


 

Герой-дурак - блаженный невинный простак, ага, с благородным сердцем, но он выполняет приказания своих начальников, не будучи обеспокоенным ничем, совсем. Он пассивный очевидец, участник великих исторических и политических битв, значение которых он даже и не пытается понять.


 

Он никогда не задается вопросом, почему он должен воевать во Вьетнаме, почему, его вдруг посылают в Китай играть в пинг-понг и проч. В конечном счете, мораль сказки вовсе не взросление и не путь-дорога, а просто: не пытайся понять, подчиняйся, и все у тебя будет хорошо…

На этом, судя по всему, дурацкая тема пока у нас закончилась. Во всяком случае – больше так широко нигде не светится, значит, так и живём…как перышко жизнь пролетает, и славно... и  его только в книжку положить, на страничку с птичками, и, ага, «беги, Форрест, беги...»


 

Вот такая сказочная ретроспектива у меня получилась… Я как-то и сама не рада своим наблюдениям… И хорошо бы, чтобы они ошибочными оказались, но пока не могу понять – где ошибка… 

 

Серия сообщений "Кинокритика":
Часть 1 - Идеалист Алатристе
Часть 2 - Фильм Фонтан. Чулель, или сказка о потерянном времени...
...
Часть 9 - Кустурица. Андеграунд. Барокко нашего времени
Часть 10 - Братья Карамазовы... в постановке бесов
Часть 11 - Дурак
Часть 12 - Фильм Царь. Аццкий сотона
Часть 13 - Игра в «Школу». Сериал Валерии Германики
...
Часть 48 - Немецкий "Сталинград"
Часть 49 - Потоп
Часть 50 - Солнечный удар

Метки:  

Процитировано 1 раз

Cadaver_of_Me   обратиться по имени Воскресенье, 01 Ноября 2009 г. 20:21 (ссылка)
Он никогда не задается вопросом, почему он должен воевать во Вьетнаме, почему, его вдруг посылают в Китай играть в пинг-понг и проч. В конечном счете, мораль сказки вовсе не взросление и не путь-дорога, а просто: не пытайся понять, подчиняйся, и все у тебя будет хорошо…


Не согласен. Ни один из перечисленных дураков (Макмерфи не в счет - он ни в фильме, ни в книге дураком не был), не задавался вопросом "зачем?". Поэтому мне кажется, что в "Форресте Гампе" как раз и показывается тот момент, что будь на месте главного блаженного героя вот такой вот холодно-расчётливый кидалт, о котором ты написала выше, или другой, более "нормальный" человек, совсем иначе ведь было бы всё.. И тихо так намекает, что это "иначе" было бы тождественным "хуже". Поэтому-то и дурак, что самое главное, самое душещипательное он просто не поймет, а потому и не побоится...
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Воскресенье, 01 Ноября 2009 г. 20:34 (ссылка)
Cadaver_of_Me, сразу оговорюсь - речь только о кино, а то форрест гамп, например, очень сильно отличается от книжки...
А с Форрестом в фильме - я плохо объяснила, дело ведь не в "зачем"... Дурак в сказках, и на этом построены как раз два первых фильма - противостоит всем, он - иной, он не хочет выполнять и подчиняться, он делает всё по-своему... будь это тридевятое царство, поездка на печке, праздник с девочками в дурдоме или кленовый сироп ровно в девять утра...
а Форрест - благополучно вписался, хотя формально и "дурак", как бы. И мораль - как раз о следовании ветру, полет пёрышка... жизнь - как коробка шоколадных конфет...
Ответить С цитатой В цитатник
Форрест_Гамп   обратиться по имени Воскресенье, 01 Ноября 2009 г. 21:03 (ссылка)
Здравствуйте. Думаю у вас нет ошибки. Всё верно.
Но продолжения ретроспективы нет. А по законам кинематографа и динамических рядов - пора бы, прошло 15 лет. Американская мечта общества потребителей, мутируя, расползлась как свиной грипп. Я хоть тупо бегал, креветок ловил, в отличии от нынешних последователей идеи "всё будет хорошо". Мой друг, профессор Инъязов, называет этот феномен Пассивный авантюризм. А знаете самый сладостный момент фильма, Апогей мечтаний, Пассивных авантюристов? - момент фильма с "каким то яблочным бизнесом" и "теперь мне не нужно работать". Этот момент плотно записан на подкорку дураков нынешних. Сидя дома, в сети, ожидают письма от "фруктовой компании", не бегают, не ловят, не воюют, не рожают...
Простите за нескладность.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Воскресенье, 01 Ноября 2009 г. 21:45 (ссылка)
Форрест_Гамп, здравствуй, всё очень складно, не переживай... и давай на "ты", а?
Понимаешь, в сказках - дурак - положительный герой, хороший. А у твоего профессора (ах как про Фауста у него замечательно сказано) - не про "хороших", и не про дураков совсем, и не про героев, и не про сказочных. Получается, настоящие дураки - это те, кто управляет всеми лежащими с пультами на диванах, сидящими в эргономичных креслах и ожидающими писем от "фруктовой компании"... коучи эти%)))
И ты заметил - средства лечения - нет... Грустно.
Вот видишь, куда ты забежал)))
Ответить С цитатой В цитатник
Форрест_Гамп   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 16:30 (ссылка)
хорошо, ZnichKa, будем на "ты".
Но остался феномен любви "дурака" как героя. Особенно кино академия американская любит их. Вроде не дураки там в комиссии сидят Чтобы получить Оскара, статуэтка престижная такая золотая, нужно сыграть или "дурака" или гомосексуалиста и все начинают плакать и кричать браво от умиления Феномен однако. Неужели зритель проецирует героев на себя?
Ты упоминала Ленина. Оставим цирк Полиграф ПолиграфЫчу и детям, а вот кино, как наиболее массовое искусство, показывает сильное разделение аудитории. Вышеперечисленные тобой фильмы смотрели не более 10 -15%(оптимистично) всей аудитории, имеющей глаза. Из них, фильм, воспринимается и любим половиной. Что делать с этим? Нужно ли для 5 - 7% населения делать лекарство?
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 21:17 (ссылка)
Форрест_Гамп, да во все времена люди любят дураков :) и я люблю)))
Говорила уже тут - они сказочные, это же представители другого мира, они попадают в места, недоступные другим, делают то, что никто другой сделать не в состоянии. Они шаманы и волшебники. Вот у Пушкина есть стихотворение, про Вещего Олега, там такие строки: "Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен". Прочитай как-нибудь, красивое и интересное стихотворение.
А с твоим фильмом вышла подмена, мне кажется. Представь, что на коробке конфет написано - "ассорти: никогда не знаешь, какая начинка попадется", а там внутри - конфеты все одинаковые.. и с монетками призовыми.
Или - ещё такое молоко продается порошковое и химическое - в пакетах, а нарисована сверху коровка и домик деревенский. Половина пьет это молоко, и домик представляет всамделишный, и коровку, и травку - всё живое и настоящее,умиляется, а другая половина - просто пробовала настоящее молоко, от коровки, и от порошкового - отворачивается, что бы там на пакетике не было нарисовано.
Такое вот разделение аудитории. И пусть хоть сотая доля процента будет - всё равно порошковое молоко настоящим - не станет.
А главным образом - за настоящих дураков обидно, и за коровок, и за домики... А разве тебе - нет?
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 10:18 (ссылка)
Вот еще, что приходит на ум. Америкосы народ своеобразного происхождения: позднего (17 в), из бегучих евроэмигрантов, с протестантско-торгашеским отношением к миру и тп. Сказки древние они забыли в Европе, своих волшебных сказок торгаши с рациональными мозгами уже в принципе создать не могли. Но народ не может формироваться без Иванушки-дурачка. Сей образ слишком архетипический. Вот и приходится америкосам либо подворовывать из других культур, либо сочинять заново на свой лад, да с оглядкой. Не этот ли «порыв» к сказке мы и наблюдаем в указанной киношной линии от Кукушки до Гампа.
Ответить С цитатой В цитатник
Форрест_Гамп   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 12:23 (ссылка)
ZnichKa, Спасибо, стихотворение хорошее, читал.
Если дурак "сказочный" - люблю и сопереживаю, а если который "один из двух бед Российских" - то за "державу обидно", и за коровок и за домики, то умные нравятся больше. Сказочного дурака обижать нельзя.
Ответить С цитатой В цитатник
Форрест_Гамп   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 12:33 (ссылка)
Сергей_Былинин, В тему: только "Человек дождя" снят "коренным американцем" - Барри Левинсоном, а Роберт Земекис с "Форрест Гампом" - литовски-югославского происхождения, Милош Форман с "Полётом..." - родился, вырос и учился в Чехословакии. Счет 2:1 в нашу пользу
Нужно появление четвёртого фильма на эту тему от "фабрики грёз".
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 18:03 (ссылка)
Форрест_Гамп, Роберт Земекис родился в Чикаго, штат Иллинойс, в семье с литовскими и югославскими корнями... Боюсь, что корни слишком далекие и неопределенные.
Милош (настоящее имя Томас Ян) Форман действительно родился Чехословакии 18 февраля 1932 г. Но судя по фамилии и указанию, что его родители погибли в Освенциме, он не чех. Т.о. все режиссеры - это эмигранты-беглецы из Европы, далеки от традиционной культуры, но близки культуре Голливуда, хотя и неплохой его части.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 20:35 (ссылка)
Сергей_Былинин, да уж, плохо у американцев со сказками... Может и так, как ты говоришь, ведь тема психиатрической больницы - американская тема в кино. Только, я думаю, правильнее назвать это "тоской по иррациональности", тягой к "иному миру", к тому, что "не продается" и нельзя посчитать, взвесить и измерить.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 20:53 (ссылка)
Форрест_Гамп, так дураки на дорогах - это те же самые сказочные иванушки-дурачки, только, например, на твой яблочно-американский, деловой и прагматичный взгляд. И вообще - на взгляд человека западной культуры))) Кстати, в сказках всех европейских народов дурачки присутствуют, и всегда побеждают.
А чем, интересно, отличаются для тебя сказочные дураки и дураки, которые вместе с дорогами?
Да, и вот еще - обсуждая этот постик на жж, в коментах мне предложили как вариант - продолжение логическое этой моей ретроспективы. Четвертый фильм. Противный очень, и не стала бы говорить - но очень логичное продолжение.
Это американский (точно) скандальный (точно) фильм «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан»... Казахстан - это страна такая, в Азии, а фильм - про Америку. Смотреть тебе не советую - отвратный, можно просто критик почитать... станет понятно.
Ответить С цитатой В цитатник
Форрест_Гамп   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2009 г. 10:38 (ссылка)
Сергей_Былинин, Мои знания поверхностны. Спасибо за науку.
Ответить С цитатой В цитатник
Форрест_Гамп   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2009 г. 11:11 (ссылка)
ZnichKa, По порядку. Моё понимание дурака(Д): Сказочный Д - он один - среди большого количества простых персонажей, смекалистый победитель, носитель народной мудрости на интуитивном, шаманском уровне. Господин Д нынешний - явление массовое, но не по приобретённым массами уникальных шаманских свойств, а по трансформации значения слова "дурак". Настоящих сказочных Д не стало больше, их единицы.
Дальше. Смотрю много всякого кино, и хорошего и плохого, времени предостаточно. Отвратного видел много, не только в кино. Довелось посмотреть фильмы "Борат" и "Бруно", "Бруно" гораздо гаже первого. Но если это продолжение, мой, так сказать, приемник - то я побежал Пример не удачен с "Боратом". Он имеет только скандальную известность но не имеет поклонников и умильной любви масс. Оскара (статуэтка золотая такая) ему не видать, тем более Казахстана, там фильм запрещен. (нашел Казахстан на карте, большая страна, но кусочек в Европе - от Урала до Волги, это ничего? всё равно в Азии?)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2009 г. 12:37 (ссылка)
Форрест_Гамп, ох, не убегай, объясни, я тебя не понимаю
Надо было с самого начала мне написать определение, извини... Если взять словарь (это книжка такая про каждое слово и его значение, мне особенно нравится умного дяденьки Даля словарь), то там написано - что Дурак - это "глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный". Ты говоришь, что такие люди - массовые теперь стали? Расскажи, это интересно, я очень мало вижу людей, и то - через компьютер чаще всего. Так вот - что делают эти массовые дураки? Какие они? Может, болеют просто, несчастные?
А про кино - ну логично же очень, что чем-то вот таким, боратовским, должно продолжиться... Или какой, ты думаешь, будет "преемник"?
А Казахстан - ага, ошиблась, посмотрела карту тоже... почти европейская страна :)
Ответить С цитатой В цитатник
Форрест_Гамп   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2009 г. 16:55 (ссылка)
Дядька Даль умный, правильно толкует. Но мы говорим и о сказочном Д, об Иване-Д! Он под данное определение не совсем попадает. Ошибаюсь?
Про нынешних. Прочитал, где не помню и кто автор то же не помню, кажется современный автор:
«Прежде, по крайней мере, дурак хоть раз в год знал про себя, что он дурак, ну а теперь ни-ни. И до того замешали дела, что дурака от умного не отличишь.» Я с ним согласен. Усреднился люд, и не в лучшую сторону. Никто не болеет, просто живут, вполне счастливо.
Про преемника. Нет, «Борат» – не тянет. Новый Герой-Д должен наверное уйти в Интеренет пространство. Не дело это, ножками землю топтать.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2009 г. 23:32 (ссылка)
Форрест_Гамп, попадает) Ведь и Ивана-царевича все окружающие называли - дурачком, имея ввиду то же - "глупый, тупой, непонятливый, безрассудный"...
Цитатку ты привел хорошую, мне нравится, и согласна - смысл этого слова изменился.
А Интернет - он же ничего не меняет принципиально, что ты имел ввиду? может, робота Бендера - тоже, кстати, подходящий преемничек, а?
Ответить С цитатой В цитатник
Форрест_Гамп   обратиться по имени Пятница, 06 Ноября 2009 г. 09:11 (ссылка)
Хорошая мысль про мультяшного героя-Д. Напрашиваются претенденты из этой сферы: Фрай, Гомер Симпсон. Надо подумать.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Пятница, 06 Ноября 2009 г. 19:31 (ссылка)
Форрест_Гамп, ага, подумай... На мой взгляд - это просто переходные типы - от Форреста - к Борату, промежуточные)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Вторник, 19 Января 2010 г. 13:18 (ссылка)
Форрест_Гамп, не бойся, посмотри - ты ведь уже сам на Бората тянешь. Стёб и кощунство у тебя в каментах по поводу "Самого Господа" - это уже оно, да(((
эх, динамика какая, с ноября-то...
Беги, Форрест, беги... Удачи.
Ответить С цитатой В цитатник
s-tonichka-surem   обратиться по имени Среда, 22 Декабря 2010 г. 02:00 (ссылка)
зацепили
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 23 Декабря 2010 г. 17:57ссылка
s-tonichka, тема такая... дурацкая)
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку